Формы обучения специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы обучения специальности



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН по педагогике, психологии и частным методикам

Рабочая учебная программа для студентов очной

Формы обучения специальности

050708.65 – Педагогика и методика начального образования

С дополнительной специальностью информатика

 

 

Тюмень, 2013 г.

Программа итогового междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии и частным методикам для специальности 050708.65 - Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика обсуждена на заседании кафедры общей и социальной педагогики, рассмотрена на учебно-методической комиссии ИПиП

Протокол № 6 от 13 февраля 2013 г.

Авторы составители:

1. Плотников Л.Д. – к.пед.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики
2. Семеновских Т.В. – к.пс.н., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии
3. Терехова Н.В. – к.пед.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики
4. Емельянова И.Н. – д.пед.н., зав. кафедрой общей и социальной педагогики
5. Куприна Л.Е. – к.пед.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики
6. Смирнова И.Р. – к.ф.н., доцент кафедры русской литературы
7. Федоряк Л.М. – д.пед.н., доцент кафедры русского языка
8. Голубцова В.И. – ст. преподаватель кафедры общей и социальной педагогики
Завкафедрой общей и социальной педагогики   И.Н.Емельянова  

Пояснительная записка

Междисциплинарный государственный экзамен по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом (п. 7.1) в соответствии с квалификационной характеристикой и видами профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов (п. 1.3).

Программа междисциплинарного государственного экзамена по педагогике, психологии и частным методикам специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» определяется на основании ГОС ВПО по указанной специальности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.

Междисциплинарный государственный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление целостной системы общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний.

Экзаменационные материалы представляют собой перечень комплексных зданий (вопросов) для проверки готовности выпускников к решению задач профессиональной деятельности. Каждое из разработанных заданий (вопросов) соотнесено с типовой задачей профессиональной деятельности в соответствии с его ролью в будущей профессиональной деятельности выпускника. На экзамене студенту предлагается 1 билет. В экзаменационный билет включается 2 комплексных задания (вопроса), первое из которых опирается на комплекс психолого-педагогических дисциплин, второе задание строится на совокупности методических дисциплин.

2. Порядок подготовки к междисциплинарному

Государственному экзамену

Форма и условия проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» определяются Ученым советом Института психологии и педагогики по представлению выпускающей кафедры общей и социальной педагогики и доводятся до сведения студентов. Студенты обеспечиваются программой экзамена. Им создаются необходимые условия для подготовки.

К междисциплинарному государственному экзамену по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Перед экзаменами студентам читаются обзорные лекции по наиболее актуальным вопросам, проводится цикл консультаций по дисциплинам, входящим в программу междисциплинарного государственного экзамена. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения заданий.

 

 

3. Порядок проведения междисциплинарного

Государственного экзамена

Порядок проведения междисциплинарного государственного экзамена определяется на основании ГОС ВПО по указанной специальности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.

Прием междисциплинарного государственного экзамена по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика» проводится на открытых заседаниях экзаменационных комиссий с участием не менее двух третей ее состава.

Списки студентов, допущенных к междисциплинарному государственному экзамену, утверждаются распоряжением директора Института по представлению выпускающей кафедры, не позднее, чем за три дня до начала работы ГАК и представляются в государственную аттестационную комиссию до начала ее работы. Комплектование групп выпускников проводится выпускающей кафедрой.

В государственную аттестационную комиссию до начала сдачи государственного экзамена представляются следующие документы:

– сводная зачетно-экзаменационная ведомость (сведения о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым работам, учебной и производственной практике, предусмотренных учебным планом);

– распоряжение о допуске студентов к итоговой государственной аттестации.

Междисциплинарный государственный экзамен проводится по билетам, составленным в полном соответствии с Программой. Билеты разрабатываются выпускающей кафедрой, утверждаются директором Института и подписываются председателем государственной аттестационной комиссии.

Решения государственной аттестационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном распределении голосов, голос председателя комиссии является решающим.

Все заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются в специальной книге протоколов. Протоколы заседаний экзаменационных комиссий ведутся по утвержденным формам. В протоколы вносится оценка знаний, выявленных на итоговом экзамене, а также вписываются заданные вопросы, особые мнения и т.д. Отметки выставляются как в протоколе так и в зачетных книжках студентов.

Протоколы и зачетные книжки подписываются председателем и членами комиссии, участвовавшими в заседании. После этого председатель комиссии публично объявляет итоги экзамена, сообщая каждому выпускнику полученную отметку.

ПЕДАГОГИКА

1. Основные этапы истории начального образования в России.

Формы начального образования в Древней Руси. Краткое содержание «Поучения князя В.Мономаха детям», «Домостроя». Педагогические мысли и деятельность В.Н.Татищева, И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Начальное образование и его основные формы (типы) в конце XIX – начале ХХ веков. Введение всеобщего обязательного начального образования в СССР в тридцатые годы ХХ века. Основные направления развития начального образования в послевоенные годы. Общие тенденции развития начального образования в современный период.

2. Классики педагогики Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский о начальном образовании.

«Материнская школа», «Метод нравов», принципы, правила обучения, система образования по книге Я.А.Коменского «Великая Дидактика». И.Г.Песталоцци как один из основоположников социальной педагогики. Теория нравственного, трудового воспитания, элементарного обучения И.Г.Песталоцци. И.Ф. Гербарт о целях, методах воспитания, воспитывающем обучении. А. Дистервег об общечеловеческом воспитании, его дидактика развивающего обучения, требования к учителю. К.Д. Ушинский о начальном образовании, его книги «Родное слово», «Детский мир».

3. Понятия «обучение», «образование». Сущность процесса обучения.

Содержание, структура и функции процесса обучения. Компоненты процесса обучения. Противоречия как движущие силы процесса обучения. Закономерности процесса обучения (внешние и внутренние). Принципы процесса обучения как требования к его организации. Принципы обучения в контексте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

4. Понятие цели и целеполагания. Изложение целей образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г..

Понятие «цели», «целеполагания». Идеальные и реальные цели учебно-воспитательного процесса. Особенности глобальных, этапных, оперативных целей обучения. Характеристика обучающей, воспитывающей, развивающей целей процесса обучения. Понятия обобщенной и конкретизированной целей. Целевые ориентиры в области образования по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

5. Характеристика содержания школьного образования. Образовательные программы для начальной школы: общая характеристика.

Содержание образования как фактор развития личности и формирования ее базовой культуры. Понятие и компоненты содержания образования. Государственный образовательный стандарт, уровни и значение государственного образовательного стандарта. Общие подходы к разработке образовательных программ для начального образования в свете федеральных государственных образовательных стандартов начального образования.

ПСИХОЛОГИЯ

1. Проблема возраста и периодизация психического развития.

Понятие возраста, его виды. Основные подходы к описанию психического развития человека. Структура возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования. Периодизация психического развития детей (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Кризисы возрастного развития.

2. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Мотивы и мотивация деятельности. Мотивы учения, динамика мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Понятие деятельности. Основные виды деятельности. Потребности человека и мотивация деятельности. Структура деятельности. Действия, операции, движения и деятельность. Управление действием и контроль за его выполнением.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Психологическая характеристика потребностей и мотивов деятельности. Освоение способов выполнения деятельности. Знания, умения, навыки.

3. Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога.

Содержание и задачи социально-психологического обучения. Направления групп социально-психологического обучения. Тренинг, его виды в работе с младшими школьниками. Методы социально-психологического обучения: игротерапия, библиотерапия, драмотерапия, арттерапия.

4. Тестирование как исследовательский метод.

Психологические измерения и измерительные шкалы. Тестирование как исследовательский метод. Требования к психологическому тесту. Разновидности тестов, способы фиксации эмпирических данных и их обработки. Тестовые нормы. Области применения тестов. Этические требования к тестированию.

5. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребёнка. Развития личности ребёнка в образовательном процессе. Показатели сформированности социальной активности школьника. Тесты диагностики психического развития детей. Понятия «психологический запрос» и «психологический диагноз». Коррекционно-развивающее воздействие на младших школьников в образовательном процессе.

6. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность дошкольника. Сюжетно-ролевая игра, её компоненты. Развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер. Психологические новообразования в дошкольном возрасте.

7. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе.

Сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе». Виды психологической готовности детей к обучению в школе, их характеристика. Трудности начального этапа учёбы в школе. Сложности адаптации первоклассника к условиям обучения в школе. Становление ученика как субъекта учения (учебной деятельности). Деятельность педагога по преодолению трудностей в учёбе и адаптации ребёнка к условиям обучения в школе.

8. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Особенности начального периода школьной жизни ребенка. Учение (учебная деятельность) как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. Психологические новообразования младшего школьника и их учёт в образовательном процессе.

9. Мышление и воображение, их роль в образовательном процессе.

Общая характеристика мышления, его виды. Мыслительные операции. Общая характеристика воображения, его виды. Мечта как вид творческого воображения. Пути создания образов воображения. Мышление и воображение. Учение и воображение.

10. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе.

Общая характеристика памяти. Виды памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Формирование памяти в образовательном процессе. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания. Основные виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Характеристика свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение, переключение. Внимательность и рассеянность. Развитие внимательности в ходе обучения.

11. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры.

Общение как реализация общественных и межличностных отношений, опосредованное совместной деятельностью. Характеристика основных сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Педагогическое общение, его функции. Стили и модели общения. Барьеры в педагогическом общении.

12. Эмоции и чувства. Психические состояния. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

Эмоции и чувства. Виды чувств. Эмоциональные психические состояния. Управление эмоциями, способы снятия психического напряжения. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

13. Характеристика свойств личности.

Темперамент: основные свойства, характеристика типов темперамента у школьников (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Характер: индивидуальные и типичные проявления. Роль темперамента и характера в учении. Способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, проявляющиеся в успешности и качестве выполнения деятельности. Влияние среды и генотипических особенностей в способностях. Общие и специальные способности. Задатки и способности. Понятие одаренности.

14. Психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Усвоение знаний и учебная деятельность. Учебный предмет, содержание обучения, субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, их сотрудничество. Психологические причины неуспеваемости: не сформированность учебной мотивации, низкий уровень организации учебной деятельности, неблагоприятная психологическая обстановка в классе.

15. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы.

Образование и профессиональная педагогическая деятельность. Психологическая структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Педагогические способности и умения. Личность педагога. Имидж педагога. Профессионально значимые качества личности педагога. Профессиональная компетентность учителя.

 

И ЛИТЕРАТУРЕ

Методы обучения грамоте.

Исторические методы обучения грамоте: буквослагательный, слоговой, метод целых слов и разновидности звукового. Классификация методов обучения грамоте. Синтетические, аналитические, аналитико-синтетические методы. Синтетический звуковой метод (Г. Стефани, Н.А. Корф). Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского. Развитие метода К.Д. Ушинского его последователями Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, В.А. Флеров, А.В. Янковская и др.). Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте. Педагогические требования к процессу обучения грамоте.

3. Методикаобучения первоначальному письму.

Решение стратегических задач обучения (совершенствование всех сторон личности ученика, развитие способностей учащихся) при формировании каллиграфического навыка. Принципы обучения письму. Планирование и организация обучения первоначальному письму. Технология обучения первоначальному письму (М.М. Безруких, Е.Н. Потапова, Н.А. Федосова и др.). Система обучения письму итальянского педагога М. Монтессори. Методы обучения письму (копировальный, линейный, генетический, ритмический (тактический), метод Карстера). Методические приемы обучения письму. Трактовка понятия «каллиграфия» в современной методической теории. Методика формирования каллиграфического почерка. Методика проведения каллиграфической минутки. Совершенствованию каллиграфического навыка по каждому году обучения. Погрешности в письме младших школьников и способы их устранения. Организационные и гигиенические условия обучения письму.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН по педагогике, психологии и частным методикам

Рабочая учебная программа для студентов очной

формы обучения специальности

050708.65 – Педагогика и методика начального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.057 с.)