Тема 14. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата



Основное содержание темы: психологические особенности родителей больных детей. Изучение внутрисемейных отношений. Цели, задачи психолога, работающего с семьями, имеющих детей с нарушениями функций ОДА, основные направления психокоррекционной работы их формы и методы.

Основные понятия темы: психологические портреты родителей - невротичный, авторитарный и психосоматические типы.

Вопросы и задания:

1. Цели, задачи психолога, работающего с семьями, имеющих детей с нарушениями функций ОДА.

2. Каковы психологические особенности родителей больных детей с нарушениями ОДА.

3. Типы неправильного воспитания и их роль в формировании личностных нарушений у детей с нарушениями ОДА.

4. Назовите основные причины нуждаемости родителей ребенка с ДЦП в психологической помощи.

5. Дайте характеристику основным приемам, используемым в психологическом обследовании семьи ребенка с ДЦП.

 

Литература:

1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

2. Корельская Н.Г. «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии – М., «Советский спорт», 2003.

3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии – М., «Владос», 2004.

4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.

5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2006.

6. Нэнси Р.Финни Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие: книга для родителей. – М., 2005.

7. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: книга для родителей ребенка с ДЦП: советы по кормлению, обучению навыкам самообслуживания, развитию движений, психики, речи детей с ДЦП – М., «Каро», 2006.

8. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – И., 2004.

9. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. // Дефектология № 1, 2005. с.25 -33.

10. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом. // Коррекционная педагогика № 1 (11), 2006. с.60 - 76.

11. Устинова Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями. // Дефектология № 1, 2005. с.52 - 56.

12. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций. / Под ред. Ипполитовой М.В. М., 1988.

2. Детский церебральный паралич: Хрестоматия. Составители: Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. СПб. – М., 2003.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., Академия, 2001.

4. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебрального параличами. М., 1975.

5. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.

 

Дополнительная

1. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей / пер. с англ. С.Вишневской. – М., 1994.

2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом. //

3. Аннетте Флык Кондуктивная педагогика А. Петё.

4. Бабенкова Р.И., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание в семье детей с церебральным параличом. М., 1976.

5. Бадалян Л.О., Темин П.А., Заваденко Н.Н. и др. Прогрессирующая мышечная дистрофия у детей и подростков: проблемы патогенеза, диагностики, лечения и профилактики // Серия «Охрана материнства и детства». 1988.

6. Булыгина О.Н. Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4, 2004. с. 5 - 8.

7. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. и др. Клинеко-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебрально-органическим синдромом: четыре наблюдения. // Дефектология. № 4, 1999.

8. Всероссийское совещание «Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4, 2004. с. 3 - 4.

9. Гусейнова А.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 2, 2004. с. 27 - 30.

10. Гусейнова А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 1, 2004. с. 51 - 54.

11. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А. и др. Клинеко-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. // Журнал неврологии и психиатрии. № 3, 2000.

12. Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика № 1 (11), 2006. с.48 - 54.

13. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

14. Иллариошкин С.Н., Иванова-Смоленская И.А. Молекулярные основы прогрессирующих мышечных дистрофий // Журнал неврологии и психиатрии. № 10, 1998.

15. Илюхина Т.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

16. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

17. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при ДЦП. Киев, 1990.

18. Ковалева Л. Мы с тобой говорим глазами... Надомное обучение детей с ДЦП. // Начальная школа № 38, 2003. с. 4.

19. Колунтаева Л.И. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4, 2004. с.8 - 10.

20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

21. Комплексная реабилитация детей с ДЦП (Симонова К.А. и др.). М., -СПб, 1999.

22. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 1997.

23. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1989.

24. Кудинова З.А. Организация и проведение уроков труда в начальных классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4, 2004. с.10 - 12.

25. Левченко И.Ю., Психологические особенности подростков с ДЦП. М., 2000.

26. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

27. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.

28. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

29. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1999.

30. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ – СПб., 1996.

31. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. – М., 1989.

32. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1996.

33. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М., 2005.

34. Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

35. Семенова К.А., Махмудова Н.М., Медицинская реабилитация и социальная адаптация детей с ДЦП. Ташкент, 1979.

36. Симонова К.А. и др. Комплексная реабилитация детей с ДЦП. – М. - СПб, 1999.

37. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с детским церебральным параличом. // Дефектология. № 4 1981.

38. Титова О.В. Справа. Слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП: методическое пособие. Карта обследования. М., 2004.

39. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – И., 2004.

40. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. // Дефектология № 1, 2005. с.25 -33.

41. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом. // Коррекционная педагогика № 1 (11), 2006. с.60 - 76.

42. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы: Методическое пособие. – М., 1999.

43. Устинова Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями. // Дефектология № 1, 2005. с.52 - 56.

44. Федоров С.Б. Социальная интеграция инвалидов – опорников. – СПб., 2000.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.01 с.)