Тема 9. Особенности психолого-педагогического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Особенности психолого-педагогического обследования



Основное содержание темы: учет тяжести двигательных нарушений, оценка манипулятивных функций, степень разборчивости речи. Значение ранней психодиагностики в работе с детьми с церебральным параличом. Адаптация экспериментально-психологических методик к возможностям детей с двигательными нарушениями.

Основные понятия темы: психодиагностика, педагогическое наблюдение, дифференциальная диагностика, нейропсихологическая диагностика

Вопросы и задания:

1. Значение ранней психодиагностики в работе с детьми с церебральным параличом.

2. Особенности психологического изучения детей с нарушениями ОДА: основные требования и организационные правила.

3. Раскройте содержание психодиагностической программы с обоснованием необходимости использования разных методов и методик для детей с церебральным параличом:

- младенческого возраста (от рождения до 3 лет);

- дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);

- школьного возраста (от 7 до 18 лет).

4. Значение психодиагностического обследования в системе реабилитации детей с церебральным параличом.

 

Литература:

1. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А. и др. Клинеко-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами. // Журнал неврологии и психиатрии. № 3, 2000.

2. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. – Тверь, 2007.

3. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с. 162 - 187.

 

Тема 10. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей на протяжении дошкольного возраста

Основное содержание темы: Содержание основных направлений психолого-педагогической медико-социальной службы сопровождения. Структура службы сопровождения, его уровни и этапы.

Основные понятия темы: психолого-медико-педагогическое просвещение, консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психогигиена. Психолого-медико-педагогический консилиум, психолого-медико-педагогическая комиссия.

Вопросы и задания:

1. Раскройте основные направления службы психологического сопровождения детей с церебральным параличом в процессе школьного обучения.

2. Дайте характеристику содержанию структуры службы сопровождения, его уровни и этапы.

3. Какие вовлечены специалисты в психологическое сопровождение детей с нарушением функций ОДА, их функциональные обязанности?

4. Цели, задачи психологической службы в системе образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Охарактеризуйте деятельность психолого-медико-педагогического консилиума.

6. Раскройте специфику деятельности психолога в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями ОДА: диагностическая, психокоррекционная, просветительская.

 

Литература:

1. Актуальные проблемы психолого-педагогической и медико-социальной сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями – Уфа, 1999.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1991.

3. Герцен Г.И., Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражением ОДА в санаторно-курортных условиях. – М., «Медицина», 1991.

4. Жданов В.В. Школа – центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования // Дефектология. 1996, № 6.

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М., 2005.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с. 162-238, 271 – 274, 322 - 327.

 

Тема 11. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП

Основное содержание темы: дошкольные, школьные, средне-профессиональные учреждения для детей с нарушениями ОДА.

Основные понятия темы: коррекция и профилактика нарушений высших психических функций; коррекция и профилактика коммуникативных нарушений; коррекция и профилактика личностных нарушений. Особенности арттерапии, куклотерапии в работе с личностными особенностями, эмоциональной сферой ребенка, коммуникативными навыками.

Вопросы и задания:

Каким образом определяется готовность к школьному обучению?

2. Какие образовательные программы в специальных, коррекционных учреждениях используются?

3. Образовательный стандарт с четырьмя вариантами обучения, разработанный под руководством Л.М.Шипицыной, их содержание.

4. Раскройте основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в школе.

5. Раскройте основные ступени коррекционно-педагогического процесса.

 

Литература:

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом.

2. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. и др. Клинеко-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебрально-органическим синдромом: четыре наблюдения. // Дефектология. № 4, 1999.

3. Всероссийское совещание «Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 4, 2004. с. 3 - 4.

4. Ковалева Л. Мы с тобой говорим глазами... Надомное обучение детей с ДЦП. // Начальная школа № 38, 2003. с. 4.

5. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 1997.

6. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1989.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

8. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ – СПб., 1996.

9. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.006 с.)