Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электрическая диссоциация, ионные реакции обмены, ПР
Распад молекул электролитов на ионы под действием полярных молекул растворителя (например, воды) называется электрической диссоциацией. Степенью электрической диссоциации ά называется отношение числа молекул, распавшихся на ионы (n), к общему числу молекул растворенного вещества (N). n n α= α% = N N Вещества в одном растворе Неэлектролиты Электролиты
Сильные Средней силы Слабые α> 30% 30% α > 3% α<3% Сильные электролиты: (в ионных уравнениях записывают в виде ионов) 1. Почти все растворимые соли, причем плохая растворимость соли не является признаком слабого электролита. Исключения: Fe(SCN)3, HgCl2, Hg(CN)2. 2. Сильные минеральные кислоты, например: H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HJ, HMnO4, HClO4. 3. Основания щелочных и щелочноземельных металлов, например: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2.
Слабые электролиты:((в ионных уравнениях записывают в виде молекул) 1. Почти все органические кислоты (кроме муравьиной), например: CH3COOH, C2H5COOH. Слабые минеральные кислоты., например: H2CO3, H2S, H2SiO3, H3BO3, HCN, HF. 2. Гидроксиды металлов, кроме гидроксидов щелочных и щелочноземельных металлов (особо следует запомнить, что NH4OH, хорошо растворимы в воде, но являются слабым электролитом). 3. Вода. Довольно часто выделяют группу электролитов средней силы (например H2SO3, H3PO4), которые в ионных уравнениях записывают в виде молекул . Неэлектролиты (в ионных уравнениях записывают в виде молекул) 1. Газы 2. Оксиды 3. Большинство органических веществ Более точным критерием оценки силы электролита является константа диссоциации. Диссоциация кислот: Сильный электролит: HCl ® H+ + Cl-, Электролит средней силы: I ступень: H3PO4 = H+ + H2PO4- K1 = 7.5*10-3 II ступень: H2PO4- = H+ + HPO42- K2 = 6.3*10-8 III ступень: HPO42- = H+ + PO43- K3 = 2.2*10-12 K1>K2>K3 Суммарное уравнение: H3PO4 = 3H+ + PO43-
Диссоциация оснований: Сильный электролит: Ba(OH)2 ® Ba2- + 2OH- Слабый электролит: Fe(OH)2 «Fe(OH)+ + OH- FeOH+ «Fe2+ + OH- Fe(OH)2 = Fe2+ + 2OH-
Диссоциация амфотерных электролитов: По основному типу по кислотному типу Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2 = H2ZnO2 = 2H+ + ZnO22- Al3+ + 3OH- = Al(OH)3 = H3AlO3 ® H2O + HAlO2 = H+ AlO2- Точнее: OH- OH- [Zn(H2O)4]2+ «Zn(OH)2(H2O)2 «[Zn(OH)4]2- H3O+ H3O+ Диссоциация солей Средние Fe2(SO4)3 = 2Fe3+ + 3SO42- Кислые KHCO3 = K+ + HCO3- Основные (в растворе) (ZnOH)2SO4 = 2ZnOH- + SO42- Комплексные [Cu(NH3)4]SO4 = [Cu(NH3)4]2+ + SO42- Двойные KAl(SO4)2 = K+ + Al3+ + 2 SO42-
Условия необратимости ионных реакций обмена:
а) образование малорастворимых веществ; б) образование газообразных веществ; в) образование слабодиссоциирующих веществ.
При составлении ионных уравнений реакций малорастворимые, газообразные и слабодиссоциирующие вещества записываются в виде молекул, а сильные электролиты – в виде ионов. Суть химических реакций, не являющихся окислительно-восстановительными, выражают сокращенные ионные уравнения. Подробный теоретический материал представлен в лекции по данной теме, имеющийся на кафедре. Опыт 4.1. Зависимость электропроводности слабых электролитов от концентрации раствора. Налейте в электродный сосуд немного концентрированной уксусной кислоты (так, чтобы нижняя часть электродов была погружена в жидкость). Включите ток и постепенно наливайте в электродный сосуд воду. Объясните наблюдаемое изменение накала лампочки. Разбавленный раствор кислоты перелейте в другой сосуд. Ополосните водой электроды и электродный сосуд.
Опыт 4.2. Образование малорастворимых соединений. 4.2.1.В пробирку к 1мл раствора нитрата калия добавьте 1мл хлорида натрия. Наблюдается ли образование осадка? Объясните.
4.2.2.В три пробирки налейте по 2мл растворов: в одну – карбоната аммония, в другую – хлорида бария, в третью – хромата калия. Прибавьте по 2мл в первую пробирку раствора хлорида кальция, во вторую сульфата калия, в третью – нитрата серебра. Что наблюдается в каждой пробирке? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Опыт 4.3. Образование слабодиссоциированных соединений и газов. 4.3.1. В пробирку налейте 1мл раствора ацетата натрия и 1 мл соляной кислоты. Чем объясняется появление запаха? Напишите молекулярное, полное и сокращенные ионные уравнения.
4.3.2. Налейте в пробирку 2мл раствора сульфида натрия под тягой и осторожно добавьте несколько капель соляной кислоты. Чем объясняется выделение газа? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
4.3.3. Налейте в пробирку 2мл концентрированного раствора хлорида аммония и добавьте 2 мл гидроксида натрия. Раствор нагрейте. Чем объясняется выделение запаха? Напишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения.
Опыт 4.4. Влияние реакции среды на равновесие диссоциации амфотерного электролита. К раствору сульфата цинка приливайте по каплям раствор гидроксида натрия. Дайте отстояться полученному осадку. Декантацией слейте раствор над осадком. Оставшееся в пробирке разделите на две пробирки. В одну пробирку добавьте соляную кислоту, а в другую – раствор гидроксида натрия. Чем объясняется образование осадка и растворение его в кислоте и щелочи? Какие равновесия имеют место в растворе гидроксида цинка? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
Произведение растворимости, правила образования И растворения осадков. Произведение концентрации ионов малорастворимого электролита в насыщенном растворе называется произведением растворимости ПР (при данной температуре величина постоянная):
ПР AgCl= [Ag+] [Cl-] ПР Ca3(PO4) 2= [Ca2+]3 [PO4 3-]2
Осадок из раствора выпадает в том случае, когда произведение концентрации его ионов в растворе превышает значение произведения растворимости. Например: [Ag+] [Cl-] > ПРAqCl. Для растворения осадка нужно добавить электролит, ионы которого связывают один из посылаемых осадком в раствор ионов в молекулы слабого электролита. Для перехода одного осадка в другой нужно добавить электролит, ионы которого связывают один из посылаемых осадком в раствор ионов в молекулу другого осадка с меньшим значением произведения растворимости. Опыт 4.5. Взаимодействие осадков с ионами других электролитов (образование и растворение осадков) 4.5.1. В пробирку с 1мл сульфата магния добавить 1мл гидроксида натрия. Какой осадок образуется? К образовавшемуся осадку прилить избыток соляной кислоты. Будет ли растворяться осадок? Почему? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
4.5.2. В пробирку с 1мл р-ра нитрата серебра добавьте 1мл раствора хлорида натрия. Какой осадок образуется? К образовавшемуся осадку прилейте 1мл р-ра сульфида натрия. Что наблюдается? Зная численные значения ПРAgCl и ПРAgS обьясните происходящие с осадком изменения. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения. ПРAgCl=1.7*10-10 ПРAgS=6.3*10-50 Упражнения 1. Что называется процессом электрической диссоциации, какие вещества называются электролитами? 2. Напишите уравнение диссоциации на ионы в растворе следующих веществ: H2SO3 Ba(OH)2; KH2PO4; NaHS; CrOHSO4; CuOHNO3. 3. Подчеркните формулы электролитов: N2O; Cu(NO3)2; NHO3; C6H12O6. 4. Подчеркните, среди приведенных электролитов, слабые электролиты: HCl, NH4OH, Ca(OH)2, HClO4, HCN, H2CO3, CuSO4, Fe(CNS)3, HJ. 5. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций взаимодействия: Нитрата железа(Ш) с гидроксидом натрия
Карбоната натрия с серной кислотой;
Сульфата железа(Ш) с хлоридом бария;
Сульфата аммония с азотной кислотой;
Хлорида кальция с карбонатом натрия.
6. Составьте молекулярные уравнения реакций, соответствующих следующим ионным уравнениям: 3Ba2+ + 2PО43- = Ba3(PO4)2
Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2
H+ + OH- = H2O
CH3COO- + H+ = CH3COOH
7. Что такое произведение растворимости труднорастворимого электролита? Какие условия необходимы для: а) образования, б) растворения осадка?
Задачи: 392, 402, 417, 436, 438. Лабораторная работа 5
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.021 с.) |