Кафедра неорганической и аналитической химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра неорганической и аналитической химии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

__________________________________________________________

Кафедра неорганической и аналитической химии

 

 

Для дистанционного

обучения

 

Н.Н. Роева, Е.М. Голик, З.И. Кочергина

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Журнал лабораторных работ для студентов ДФО

Курса технологических специальностей

Часть 1

www.msta.ru

Москва – 2007


Содержанние

 

Лабораторная работа 1Строение атома, периодический закон Менделеева;

Химическая связь, строение молекул................................3

Лабораторная работа 2 Основные классы неорганических соединений...................8

Лабораторная работа 3 Скорость химической реакции............................................12.............Лабораторная работа 4Электрическая диссоциация, ионные реакции обмены.

Произведение растворимости..............................................18

Лабораторная работа 5 Ионное произведение воды. Водородный показатель

Гидролиз солей.....................................................................24

Лабораторная работа 6 Окислительно-восстановительные реакции......................28

Лабораторная работа 7 Типы окислительно-восстановительных реакции............33

..............Лабораторная работа 8. Комплексные соединения................................................. 36

Лабораторная работа 9 Основные количественные законы химии........................40

 

Лабораторная 1

Строение атома, периодический закон Менделеева

Скорость химических реакций

Скорость химических реакций (V) измеряется измерением концентрации

реагирующих веществ (∆C) в единицу времени (∆τ):

∆C

V=+

∆τ

Скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ, их

концентрации, температуры. В области умеренных температур она

определяются правилом Вант-Гоффа: «При повышении температуры на

каждые 100 скорость большинства реакций увеличивается в 2-4 раза».

T2-T1

V2 = V2 • γ

где V1 и V2 – скорость реакций при температурах Т2 и Т1;

γ - температурный коэффициент;

Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих

веществ определяется законом действующих масс: «Скорость химических

реакции при данной температуре прямо пропорциональна произведению

концентраций реагирующих веществ в степенях, равных их стехиометрическим

коэффициентам».

Так, для уравнения реакции, записанном в общем виде:

aA + bB = cC V = KCmACnB,

где CA и CB - молярные концентрации реагирующих веществ в данный момент

времени;

m, n- коэффициенты в уравнении скорости реакции, они равны

стехиометрическим коэффициентам только в случае одностадийной реакции.

Катализаторы – вещества, изменяющие скорость реакции, но сохраняющие

Свой состав и количество неизменным. Катализ бывает гомогенным

(все вещества, включая катализатор, находятся в одинаковом фазовом состоянии)

и гетерогенным (катализатор и вещества находятся в различных фазовых

состояниях)

Подробный теоретический материал представлен в лекции по данной теме,

имеющийся на кафедре.

 

Опыт 3.1. Зависимость скорость химических реакции от концентрации реагирующего вещества (Na2S2O3).

Зависимость скорости реакции от концентрации рассмотрите на примере:

Na2S2O3 + H2SO4 = S + Na2SO4 + SO2 + H2O

Признаком протекания реакции является помутнение раствора вследствие выпадения серы.

 

Заполните три бюретки: первую – 1н раствором серной кислоты, вторую- 0,05н. Раствором тиосульфата натрия, третью – водой.

Налейте в три пробирки из бюретки по 2,5 мл серной кислоты.

В три конические колбы налейте: в первую – 2, 5 мл раствора тиосульфата натрия и 5 мл воды, во вторую 5 мл раствора тиосульфата натрия и 2,5 мл воды, в третью – 7,5.мл тиосульфата натрия.

В первую колбу прилейте из пробирки отмеренное количество раствора серной кислоты и быстро перемешайте полученную смесь. Отметьте время помутнения раствора. Проделайте тоже самое с оставшимися колбами. Результаты опыта внесите в таблицу. По результатам опыта постройте график в координатах V (C)

 

 

Номер колбы Объем раствора в мл Относит. конц. Na2S2O3 Время Начала помутне ния Относит. скорость реакции
Na2S2O3 H2O H2SO4 Общий объем Vтеор. Vgh/
  2,5   2,5          
    2,5 2,5          
  7,5 - 2,5          

Проанализируйте график и сделайте вывод о влиянии концентрации на скорость реакции. Вывод:

 

 

Опыт 3.2. Зависимость скорости реакции от температуры.

В три пробирки налейте по 3мл 0,1н раствора тиосульфата натрия. В одну из них при комнатной температуре (измерить) внесите каплю раствора серной кислоты, растворы перемешайте встряхиванием и включите секундомер. Определяют время начала помутнения.

Другую пробирку поместите в водяную баню с температурой, превышающей комнатную на 100. После того, как в пробирке и бане температуры сравняются, в пробирку добавьте каплю серной кислоты, растворы перемешайте и определите время начала помутнения раствора.

Аналогично проведите опыт с третьей пробиркой, но температуру в ней установите выше комнатной на 200.

Результаты наблюдений занесите в таблицу:

 

№ пробирки Температура опыта, t0C Время реакции Условная скорость V =1/ τ  
Эталон      
       
       
       

 

В координатах V(t) по данным опыта постройте график.

 

 

Проанализируйте график и сделайте вывод о влиянии температуры на скорость реакции. Вывод:

 

Опыт 3.3. Влияние катализатора на скорость химической реакции.

В две пробирки налейте по 2-3 мл пероксида водорода. В одну пробирку внесите немного катализатора – оксида марганца (IV). Нагрейте смесь. В какой пробирке разложение пероксида водорода идет быстрее? Напишите уравнение реакции.

 

Упражнения

1. Какая из реакций (прямая или обратная) является гомогенной в системе:

2H2S(газ) + O2(газ) ↔ 2S(ТВ.) + 2H2O(газ)?

2. Назовите факторы, влияющие на скорость реакции и константу скорости химической реакции.

 

3. Во сколько раз увеличивается скорость химической реакции при повышении температуры от 300 до 500, если температурный коэффициент равен 3?

 

4. Напишите выражения скорости прямых химических реакций для следующих систем:

C(т) + O2(г) = CO2(г)

2HJ(ж) = J2(т) + H2­

Fe(т) + 6HNO3(ж) = Fe(NO3)3(ж) + 3NO2­ + 3H2O(ж)

4KMnO4(р-р) + 4KOH(р-р) = 4K2MnO4(р-р) + O2­+ 2H2O(ж)

 

Задачи: 326, 329, 330, 331, 335.

 

Химическое равновесие

Химическое равновесие – это состояние, при котором скорости прямой и обратной реакции равны между собой (для обратимых реакций).

Для уравнения обратимой реакции в общем виде:

aA + bB «cC + dD выражение для константы химического равновесия (К) имеет вид:

[C]c [Д]d

K =

[A]a [B]b

где А, В, С и Д – равновесные концентрации; а, в, с, d – показатели степени.

В выражение константы равновесия концентраций веществ, находящихся в твердом состоянии, не входят.

Химическое равновесие можно сместить. Направление смещения определяется принципом Ле Шаталье: «Если на систему, находящуюся в равновесии, оказывать воздействие извне (изменить С, Т0 и Р), то равновесие сместиться в направление той реакции, которая ослабляет произведенное воздействие».

При увеличении давления равновесие смещается в сторону той реакции, которая сопровождается уменьшением числа молей газообразных веществ.

При уменьшении давления равновесие смещается в сторону той реакции, которая сопровождается увеличением числа молей газообразных веществ.

Повышение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции, понижение температуры - в сторону экзотермической реакции.

Подробный теоретический материал представлен в лекции по данной теме,

имеющийся на кафедре.

Опыт 3.4. Смещение химического равновесия вследствие изменения концентрации реагирующих веществ.

В пробирку на ¾ заполненную водой, добавьте по 1 капле концентрированных растворов хлорида железа (Ш) и роданида калия. Какую окраску имеет раствор? Напишите уравнение реакции. Полученный раствор разделите на 4 пробирки. Первую оставьте для сравнения, во вторую добавьте 3-5 капель концентрированного раствора хлорида железа (Ш), в третью – 2-3 капли концентрированного раствора хлорида калия. Результаты эксперимента запишите в таблицу.

Результаты наблюдений:

№ пробирки Увеличение концентрации Изменение окраски Смещение равновесия
       
       
       
       

 

Опыт 3.5. Смещение химического равновесия под влиянием температуры.

Опыт проводят в приборе из двух стеклянных баллонов, соединенных трубкой и заполненных оксидом азота (IV).

 

Бурый оксид азота (IV) при обыкновенной температуре находится в равновесии с бесцветной четырех окись азота (IV)

димеризация

NO2 + NO2 «N2O4 + 54,34 кДж

диссоциация

 

Один из шаров помещают в стакан с теплой водой, другой – в стакан, наполненный водой со льдом. Какие изменения происходят? Почему?

Опыт 3.6. Влияние площади поверхности на скорость реакции в гетерогенной

системе.

Отвесьте на технических весах примерно 0,5г кускового мрамора. Уравновесьте его порошком мрамора. Налейте в две пробирки по 5мл 10% раствора соляной кислоты. Одновременно внесите кусочек мрамора в одну их пробирок, а порошок в другую. Засеките время, которое потребовалось для полного растворения мрамора в обоих случаях. Рассчитайте для обоих случаев относительную скорость реакции (V=1/τ). В каком случае скорость химической реакции больше и почему?

 

 

Упражнения

1.Составьте выражение констант химического равновесия для систем:

CaCO3 «CaO(тв) + CO2 ­

2C(тв) + O2(г) «2CO(г)

4HCl(тв) + O2(г) «2H2O(тв) + 2Cl2 ­

2. В какую сторону сместиться равновесие реакций при увеличении давления? Почему?

4NH3(г) + 3O2(г) «2N2(г) + 6H2O(ж)

PbO(тв) + H2(г) «Pb(тв) + H2O(пар)

NO2(г) + NO(г) «N2O3(г)

3. В какую сторону сместиться равновесие реакций при увеличении температуры? Почему?

2H2(г) + O2(г) «2H2O(ж) + 568 кДж

CJCl2 «CO + Cl2 – 113 кДж

4. Влияет ли катализатор на состояние химического равновесия? Почему?

 

 

5. Как следует изменить температуру, давление и концентрации компонентов системы N2(г)+ 3H2(г) «2NH3(г)+ 92 кДж, чтобы повысить выход аммиака? Давайте обоснование ответа.

 

 

Задачи: № 99, 110, 116, 123, 129, 131.

 

Лабораторная работа 4

И растворения осадков.

Произведение концентрации ионов малорастворимого электролита в насыщенном растворе называется произведением растворимости ПР (при данной температуре величина постоянная):

 

ПР AgCl= [Ag+] [Cl-]

ПР Ca3(PO4) 2= [Ca2+]3 [PO4 3-]2

 

Осадок из раствора выпадает в том случае, когда произведение концентрации его ионов в растворе превышает значение произведения растворимости.

Например: [Ag+] [Cl-] > ПРAqCl.

Для растворения осадка нужно добавить электролит, ионы которого связывают один из посылаемых осадком в раствор ионов в молекулы слабого электролита. Для перехода одного осадка в другой нужно добавить электролит, ионы которого связывают один из посылаемых осадком в раствор ионов в молекулу другого осадка с меньшим значением произведения растворимости.

Опыт 4.5. Взаимодействие осадков с ионами других электролитов (образование и растворение осадков)

4.5.1. В пробирку с 1мл сульфата магния добавить 1мл гидроксида натрия. Какой осадок образуется? К образовавшемуся осадку прилить избыток соляной кислоты. Будет ли растворяться осадок? Почему? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

 

4.5.2. В пробирку с 1мл р-ра нитрата серебра добавьте 1мл раствора хлорида натрия. Какой осадок образуется? К образовавшемуся осадку прилейте 1мл р-ра сульфида натрия. Что наблюдается? Зная численные значения ПРAgCl и ПРAgS обьясните происходящие с осадком изменения. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.

ПРAgCl=1.7*10-10 ПРAgS=6.3*10-50

Упражнения

1. Что называется процессом электрической диссоциации, какие вещества называются электролитами?

2. Напишите уравнение диссоциации на ионы в растворе следующих веществ: H2SO3

Ba(OH)2;

KH2PO4;

NaHS;

CrOHSO4;

CuOHNO3.

3. Подчеркните формулы электролитов: N2O; Cu(NO3)2; NHO3; C6H12O6.

4. Подчеркните, среди приведенных электролитов, слабые электролиты: HCl, NH4OH, Ca(OH)2, HClO4, HCN, H2CO3, CuSO4, Fe(CNS)3, HJ.

5. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций взаимодействия:

Нитрата железа(Ш) с гидроксидом натрия

 

Карбоната натрия с серной кислотой;

 

 

Сульфата железа(Ш) с хлоридом бария;

 

Сульфата аммония с азотной кислотой;

 

Хлорида кальция с карбонатом натрия.

 

6. Составьте молекулярные уравнения реакций, соответствующих следующим ионным уравнениям:

3Ba2+ + 2PО43- = Ba3(PO4)2

 

Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

 

H+ + OH- = H2O

 

CH3COO- + H+ = CH3COOH

 

7. Что такое произведение растворимости труднорастворимого электролита?

Какие условия необходимы для: а) образования, б) растворения осадка?

 

 

Задачи: 392, 402, 417, 436, 438.

Лабораторная работа 5

Комплексные соединение

Строение комплексных соединений согласно координационной теории Вернера: [Co(NH3)6]Cl3

Внутренняя координационная сфера

 

       
   
 


NH3

NH3 NH3 -

Co3+ -

NH3 NH3 -

NH3 внешняя

координационная

сфера - ионы Cl-

Лиганды Комплексообразователь

NH3 Co3+

Координационное число (количество присоединяемых лигандов): КЧСо3+ = 6.

 

Диссоциация комплексных соединений:

1. Первичная диссоциация (хорошо растворимые комплексные соединения диссоциируют по типу сильных электролитов, α> 30%)

[Co(NH3)6]+3 ® [Co(NH3)6]+3 + 3Cl-

2. Вторичная диссоциация – по типу слабых электролитов

[Co(NH3)6]+3 «Co3+ + 6NH3

Выражение константы нестойкости комплексного иона:

 

[Co3+] [NH3]6

Кн =

[Co(NH3)63+]

Классификация и номенклатура комплексных соединений.

В зависимости от того, какой электрический заряд несет комплексный ион, различают катионные, анионные, катионно-анионные и нейтральные комплексы.

При составлении названий комплексных соединений сначала называют анион (в именительном падеже), а затем катион (в родительном).

Названия комплексных ионов начинают с названия лигандов. Для обозначения лигандов приняты следующие наименования:

 

 

NH3 - амино CNS- - родано F- - фторо

Н2О – аква - Сl- - хлоро Br- - бромо

CN- - циано- ОН- - гидроксо- NO2- нитро

 

Перед названием лигандов греческими числительными указывается их количество (2-ди, 3-три, 4-тетра, 5-пента, 6-гекса, 8 - окто). Если присутствуют несколько лигандов, то их перечисляют в алфавитном порядке.

 

После лигандов называют комплексообразователь, указывая его степень окисления.

В комплексном катионе для обозначения комплексообразователя используют русское название элемента, а после него в скобках римской цифрой указывают его степень окисления. Например:

[Co(NH3)4Cl2]Cl – хлорид тетраамминдихлорокобольта (Ш); в комплексном анионе для обозначения комплексообразователя используют латинские названия элемента с добавлением окончания – «-ат». Например:

K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат (Ш) калия.

Катионо-анионный комплекс:

[Pt(NH3)4][PtCl4] тетрахлорплатинат (II) тетрааммиплатины (II)

В названии комплексных неэлектролитв степень окисления комплексообразователя, как правило, не указывается

[Co(NH3)3Cl3] – триаммитрихлорокобальт.

 

 

Опыт 8.1. Получение комплексных солей.

8.1.1. К раствору нитрата серебра добавьте концентрированный раствор хлорида натрия. Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций.

 

8.1.2. К образовавшемуся осадку добавьте до его исчезновения раствор гидроксида аммония.(Оставьте пробирку для опыта 8.2.) Что наблюдается? Напишите молекулярное и -ионные уравнения реакций.

 

8.1.3. В пробирку налейте 5-10мл раствора хлорида меди (II). Добавьте по каплям раствор гидроксида аммония. Что образуется? Напишите молекулярное и -ионные уравнения реакций.

 

8.1.4. К образовавшемуся осадку добавьте избыток гидроксида аммония. Почему растворился осадок? Напишите молекулярное и -ионные уравнения реакций.

 

Опыт 8.2. Разрушение комплексных соединений при действии осадителей.

Полученное в опыте 8.1.2. комплексное соединение серебра разделите на 4 пробирки. Добавьте: в первую – иодид калия, во вторую – сульфид аммония, в третью – гидроксид натрия. Четвертую пробирку оставьте для дальнейших опытов. Что происходит в пробирках? Объясните наблюдаемые (или нет) явления с точки зрения константы нестойкости комплексного иона и произведений растворимости осадков:

Кн хлорида диаминосеребра = 6,8∙ 10-8; ПРAgJ = 1,5 ∙10-16; ПРсульфида серебра = 1.6 ∙10-8

ПРAgOH = 1.6 ∙10-8

Наблюдения:

1 пробирка, уравнение:

 

 

Вывод:

 

2 пробирка, уравнение:

 

 

Вывод:

 

3 пробирка, уравнение:

 

 

Вывод:

 

Опыт 8.3. Разрушение комплексных соединений при разбавлении.

8.3.1. К раствору хлорида кобальта (II) добавьте концентрированный раствор роданида калия до изменения цвета раствора из розового в синий. Какое комплексное соединение образовалось? Напишите уравнение реакций.

 

8.3.2. Полученный в опыте 8.3.1. раствор сильно разбавьте водой. Что происходит? Чем это объясняется?

 

Опыт 8.4. Окислительно – восстановительные реакции комплексных соединений.

В пробирку с полученным в опыте 8.1.2. комплексным соединением добавьте металлический цинк. Что образуется? Напишите молекулярное и ионные уравнения полуреакций.

Наблюдения:

 

Уравнение:

 

 

Упражнения

1.Чему равна степень окисления комплексообразователя в следующих соединениях?

а) K3[Cr(CN)6] СО = б) Na[Ag(NO2)2] СО =

в) K2[MgF8] СО = г) [Co(H2O)2(NH3)3Cl]Cl2 СО =

д) K[Cr(Н2O)2Cl4] СО =

2.Определите заряд (х) следующих комплексных ионов и координационное число комплексообразователей

а) [Pd(NH3)2(H2O)Cl]x х = б) [Co(NO2)4(NH3)2]x х =

в) [PtCl(OH)5]x х = г) [Au(CN)2Br2]x х =

Степени окисления комплексообразователей равны:а) +2, б) +3, в) +4, г) +3

3.Константы нестойки комплексных ионов равны:

а) 1,3∙10-3, б) 5,3 ∙10-21, в) 1∙10-13. Какой из ионов будет наиболее прочным? (Подчеркнуть) Почему?

 

 

4.В каком из растворов можно обнаружить ионы Cu2+:

CuCl2 ∙2KCl, [Cu(NH3)4]Cl2, K2[Cu(CN)4].

Объясните почему?

 

5.Назовите следующие комплексные соединения:

K3[Co(NO2)6] –

[Cr(H2O)4Cl2]Cl –

[Ni(NH3)6]SO4

K2[Zn(CN)4] –

6.Какой комплексный ион должен быть прочнее? Ответ дайте не прибегая к числовым значениям Кн.

а) [Co(NH3)6]+2 или [Co(NH3)6]+3

б) [Fe(CN)6]3- или [Fe(CN)6]4-

в) [Co(NH3)4]2+ или [Co(CN)4]2-

7.Будут ли протекать следующие реакции? Ответ мотивируйте значениями Кн; ПР.

а) K2[Cd(CN)4] + H2S ↔ CdS ¯+

Кн = 1,4*10-17 ПРCdS = 1*10-29

 

б) K2[Cd(CN)4] + NaOH ↔ Co(OH)2 ¯+

Кн = 1,4*10-17 ПР Co(OH)2 = 1.2*10-14

Лабораторная работа 9

Неорганическая химия

Журнал лабораторных работ для студентов ДФО 1 курса технологических специальностей часть 1

Редактор: Свешникова Н.И.

 

Подписано к печати:

Тираж

Заказ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

__________________________________________________________

Кафедра неорганической и аналитической химии

 

 

Для дистанционного

обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.16 с.)