Методы государственного регулирования НЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы государственного регулирования НЭ



Государственное регулирование экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах. В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы. Обычно государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных инвестиций, например, атомную энергетику, воздушный и морской транспорт.

К прямым механизмам относятся и нормативно-правовые методы государственного регулирования. Примером их использования может служить принятие нормативно-правового акта, устанавливающего правила поведения хозяйствующих субъектов в определенной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, так как он не требует для реализации привлечения значительных объемов ресурсов.

Косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика. Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Прогнозирование развития НЭ

Прогноз – это система научно-обоснованных представлений о возможных состояниях объекта изучения в будущем, об альтернативных путях его развития.

Процесс разработки прогноза – прогнозирование.

Функции прогнозирования:

1. Аналитическая – проведение научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а так же предвидение новых экономических ситуаций и выявление узловых экономических проблем

2. Исследовательская – исследование объективных связей, социально-экономических явлений и процессов, в конкретных условиях на определенном этапе развития экономики и общества.

3. Оценочная – оценка объекта прогнозирования, выявление возможных альтернатив развития экономики в перспективе и выбор наиболее оптимальных решений.

 

Принципы прогнозирования:

1. Научность – т.е. обоснованность прогноза. Используются научные методы, учитываются закономерности развития природы, общества, мышления

2. Непрерывность – т.е. прогноз должен постоянно корректироваться с учетом происходящих изменений.

3. Сочетание перспективного и текущего прогнозирования

4. Многовариантность(альтернативность) прогноза – рекомендуется разрабатывать несколько вариантов прогнозов, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант. Три варианта:

a. Пессимистический

b. Оптимистический

c. Реалистичный

5. Согласованность прогноза – т.е. разработанный прогноз должен быть взаимосвязан с предыдущим.

6. Выбор основных факторов – т.е. выбирается только то, что наиболее значимо для прогноза.

7. Берифицированность – оценки должны быть достоверны и обоснованы.

8. Адекватность – максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям.

9. Рентабельность – эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку.

 

Задачи прогнозирования:

1. дать объективную научно-обоснованную картину будущего, опираясь на процессы сегодняшнего дня.

2. Выбор направления деятельности и политики современности, с учетом прогнозных оценок.

3. Выявление в настоящем тех факторов, которые будут оказывать влияние на исследуемый процесс в будущем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.007 с.)