Рынок рабочей силы. Сводный баланс трудовых ресурсов и его роль в регулировании трудового потенциала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок рабочей силы. Сводный баланс трудовых ресурсов и его роль в регулировании трудового потенциала.



Рынок раб силы явл-ся неотъемлемой частью рын-го хоз-ва. Это общ-но-эк-кая форма движ-я труд рес-сов, способ включ-я раб силы в эк-кую сис-му. В усл-ях рын-ной эк-ки раб сила выст-ет как товар, подд-ся оценке и оптим-ции. Рынок раб силы хар-ся сис-мой отн-ний м-ду пок-ми (работодателями), прод-ми (собств-ми раб силы) и инфрастр-рой. Гл суб-ты рынка раб силы: наемный раб и работодатель со своими специф-ми фор-ми и стр-рой. Их доп-ют посредники. Пр-пы функц-ния рынка раб силы: Спрос на раб силу – это платежеспос-ая потреб-ть работодат-ей в труд услугах раб-ов опр-ных профессий и квал-ции. Опр-ся потреб-ми предпр-тий, совокуп-м спросом, тех оснащением пр-ва. Затраты на раб силу более важны, чем на оборуд-ние. Предложение раб силы – это кол-во людей, нужд-ся в трудоустр-ве, опр-ся кол-вом раб времени, кот согласны отработать носители раб силы при условии опред-го ур-ня оплаты труда (источники – выпускники; уволенные; ранее не раб-шие или занимавшиеся дом хоз-вом). Опр-ся ур-нем зар платы, нал-вой сис-мой, культурой и религией, силой профсоюзов, размерами помощи по безработице, заботой о детях.

Безработица – это такая ситуация, когда предложение раб силы превышает спрос на нее; дефицит на рынке раб силы – когда спрос прев-ет предложение, отриц-ные послед-вия в обоих случаях наруш-я равновесия. Зар плата – цена раб силы. На нее влияют: стоимость раб силы – прин-ся во внимание ст-ть средств сущ-ния. Мин-ная зар плата, макс-ная; уровень квалиф-ции – сложный труд требует лучших жиз-ных условий (большая ст-сть); нац отличия – соц усл-я, степень развитости эк-ки; гос-во – часть необх-го прод-та в виде налогов напр-ет на соц защиту, развитие соц сферы; конъюнктура на рынке труда – соотн-ние м-ду спросом и предложением раб силы. Формы зар платы – почас, отработочн, номинал-ая, реальная.Сегменты рынка раб силы (отл-ся уровнем обесп-ти раб местами и их надежностью): 1 – рынок сложного высококвалифицированного труда;2 – рынок неквалифицированного труда;3 – безработные;4 – рынок частично занятых.

Для хар-ки ТП страны важное значение имеет стр-ра занятости населения, его распр-ние по отраслям нац-ной эк-ки и видам деят-ти. Сводным источником инф-ции о среднегодовой числ-ти занятых в эк-ке и ее отраслях явл-ся балансы труд рес-сов, ежегодно сост-мые по областям, Минску и стране в целом. Числ-ть занятых в эк-ке Беларуси уменьшается. Произошли сущ-ные изм-ния в стр-ре занятости.За время развития РБ как суверен-го гос-ва изменилось распред-е числ-ти нас-ния, занятого на предпр-ях, в учреждениях и орг-ях различных форм собств-ти. На тер-рии Бел появились иностранные и совместные предпр-я, кол-во занятых на кот постоянно возрастает. Сводный баланс труд рес-сов позв-ет получить развернутую хар-ку числ-ти, состава труд рес-сов, их распр-ния по соц формам хоз-ва, общ-ным группам нас-ния, отр-лям и формам собств-ти. Он сост-ся в среднегод исчислении, в вариантной постановке на основе детального анализа отчетных балансов труд рес-сов. Выявл-ся сложив-ся тенденции форм-ния труд рес-сов по городской и сельской местности, изм-ние стр-ры занятых в нац эк-ке, по ее отраслям, по формам собств-ти. Анализ-ся факт-кая зан-ть нас-ния республики и обл с выд-ем трудоизбыт-ых и трудонедостат-ых рег-ов, на осн-нии чего оцен-ся предпосылки форм-ния зан-ти на перспективу. При разр-ке сводного баланса труд рес-сов выд-ся 2 этапа. На 1 этапе, еще до того как станут известны конкр-ные объемы пр-ва, проектировки по росту произв-ти труда, кап вложения, масштабы выбытия трудоспос-го нас-ния на учебу, – разраб-ся предвар-ный баланс труд рес-сов. Для этого рассчит-ся общая числ-ть труд рес-сов, учащихся 16 лет и старше, обуч-ся с отрывом от пр-ва; занятых в дом и личном подсобном хоз-ве, индивид-ной труд деят-тью; зан-ых в общ-ном хоз-ве. На 2 этапе произв-ся коррект-ка предв-го баланса с учетом конкр-ных пар-ров развития эк-ки республики (региона). Расчеты ведутся в неск-ких вариантах.Рез-том разр-ки прогнозного баланса труд рес-сов региона должно стать опр-ние избытка или дефицита труд рес-сов. Пок-ли сводного баланса труд рес-сов достаточно полно отражают главные стороны зан-ти нас-ния, поэтому баланс исп-ся при прогнозе зан-ти нас-ния.

39. Государственное регулирование занятости. В усл-ях форм-ния рын-ных отн-ний приоритетной задачей стан-ся выраб-ка и осущ-ние нового содержания гос рег-ния зан-ти – 1 из осн-ых жизн-важ потр-тей.Осн-ми зад-ми гос пол-ки в соц-труд сфере в 2011–2015 гг. явл-ся повышение эф-ти исп-ния труд рес-сов и конк-спос-ти раб силы на рынке труда. Приоритетные направления политики занятости населения: создание новых раб мест в наукоемких и высокотехнологичных пр-вах и сфере услуг;стимул-ние роста зан-ти в сфере услуг;создание условий мотивации к высокоэф-му труду и повышение соц ответств-ти за рез-ты своего труда;повышение гибкости рынка труда за счет соверш-ния сис-мы переподготовки кадров;форм-ние кадр-го пот-ла в соотв-вии с потр-ми развития эк-ки и треб-ми нанимателей к кач-ву раб силы;создание сис-мы соц страх-ния нас-ния от безработицы. При этом осн цель – не просто обеспечить граждан РБ раб местами, а дать возм-ть макс-но эф-но применить свой опыт, квал-цию и спос-ти, открыть собств-ое дело и гарантировать достойное вознагр-ние за достойный труд. Важн-ми принципами гос рег-ния занятости являются: равные стартовые возм-ти для всех граждан страны в реал-ции права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;обесп-ние реальной зан-ти и содействие моб-ти труд рес-сов;обесп-ние трудовой моб-ти;гос гарантии рабочим и безработным, соц защита;единонапр-ность и координация политики зан-ти с эк-кой и соц политикой гос-ва, профсоюзов и работодателей с органами госо упр-ния;сочет-ие меропр-ий местных орг-в власти в обл зан-ти с центр-ми меропр-ми;межреспубликанское и междунар сотруд-тво в решении проблем зан-ти.

Меры гос возд-вия, напр-ные на разрешение проблем зан-ти нас-ния, многообразны. К ним можно отн-ти и расшир-е сфер зан-ти, сохр-ние раб мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т. д. Они дел-ся на активные и пассивные. Акт-ные меры напр-ны на решение проблемы безраб-цы и повыш-ние ур-ня зан-ти: создание раб мест, общ-ные работы, субсид-ние, льгот налогообл-ние, кредит-ние, льготы по обесп-нию мат рес-сами, гарант-ый сбыт прод-ции, гибкие режимы рабо времени и т. д. К акт-ым мерам гос рег-ния отн-ся и те, что приводят к сокр-нию предложения раб силы: ув-ние продолж-ти школьного образ-ния, расш-ние дневной ф-мы обуч-я, увел-ие продолж-ти отпусков по уходу за реб-ком, ежегод отпусков и др. К пас-ным мерам гос рег-ния отн-ся ассигнования на выплату пособий по безраб-це, частич-му возмещ-ю безраб-м их потерь в доходах. Пас-ные меры предусм-ют 2 подхода к орг-ции мат помощи безраб-ным: создание сис-мы соц страх-ния и вспомоществования. Сис-ма страх-ния по безраб-це явл-ся осн-ным ист-ком оказания мат помощи безраб-ым более чем в 80 % развитых стран с рын эк-кой. Страх пособия по безраб-це предост-ся в соотв-вии с законодат-вом. Вспомоществование осущ-ся в виде помощи (пособия, выплаты).Рег-ние рынка труда, зан-ти нас-ния в РБ осущ-ся Гос службой зан-ти нас-ния. В гос службу зан-ти нас-ния входят: Министерство труда и социальной защиты РБ; комитеты по труду, зан-ти и соц защите обл-ных, Минского гор-го испол-го комитетов, упр-ния (отделы) по труду, зан-ти и соц защите гор-ких и районных исполн-ных комитетов; гос учр-ния обр-ния «Брестский эксперим-ный учебно-методический центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных». Осн-ми задачами: оценка сост-ния ситуации на рынке труда; реал-ция гос и др программ содействия зан-ти нас-ния; сод-вие гражданам в поиске подх-щей работы, а наним-ям – в подборе необх-мых раб-ов; орг-ция проф ориент-и, проф подг-ки, переподг-ки и повыш-я квал-ции безраб-ых; рег-ция граждан безраб-ми и осущ-ние соц выплат в виде пособия по безраб-це, стипендии в период обуч-ия по напр-нию органов по труду, зан-ти и соц защите, оказание мат помощи безраб-м и членам их семей, нах-ся на их иждивении;ведение учета своб-ных раб мест (вакансий) и граждан, обращ-ся по вопросам трудоустр-ва; оказ-е услуг по трудоустр-ву и проф ориент-ии высвобождаемым раб-ам и незан-му нас-нию; повыш-е эк-кой заинт-ти нанимателей в сохр-нии действующих и создании новых рабочих мест. Важн-шим док-том, отр-щим комплекс мер по реал-ции гос политики в сфере зан-ти, явл-ся Гос программа содействия зан-ти нас-ния



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.004 с.)