Формирование структуры экономики. Структурная перестройка экономики. Приоритеты развития экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование структуры экономики. Структурная перестройка экономики. Приоритеты развития экономики



Основная цель структурной перестройки в Республике Беларусь может быть сформулирована следующим образом: формирование устойчивой, суверенной национальной экономики, способной обеспечить рост жизнеспособности народа Беларуси; придание экономике Беларуси цивилизованного характера, выход на основные параметры функционирования, которые характерны для высокоразвитых стран Запада.

Среди главных обстоятельств, которые влияют на данный процесс, выделяются:научно-техническая революция; интеграционные процессы в рамках СНГ; необходимость учета специфических особенностей нац.эк., включая степень обеспеченности природными ресурсами; необходимость более широкого включения в мирохозяйственные связи; поиск альтернативных источников сырья и энергоносителей, развитие экспортного потенциала.

При определении конкретной программы структурной перестройки следует учитывать, возможности бюджета финансировать соответствующие проекты; перспективы участия иностранного и национального (частного) капитала; последствия неизбежного временного снижения производства и расширения безработицы; удельный вес убыточных предприятий во многих отраслях.

Для поддержания уровня жизни населения республики приоритетное значение имеет производство товаров народного потребления. Велик удельный вес предприятий, завершающих цикл переработки и рассчитанных на потребности многих других республик. Те же отрасли промышленности, которые должны обеспечивать потребности республики, не получили еще должного развития. Все это требует структурной перестройки.

В последние годы ряд ученых высказывает сомнение в необходимости дальнейшего экономического роста для стран, достигших такого уровня благосостояния, при котором первоочередные потребности большинства населения удовлетворены. Основные аргументы против дальнейшего наращивания темпов экономического роста.Экономический рост, происходящий на основе индустриализации, умножает побочные отрицательные эффекты:усиливает нагрузку на природу; ухудшает среду обитания человека. Но НТР, на основе которой протекает современное развитие, не только таит отрицательные последствия, но одновременно и открывает технические, а также экономические возможности их смягчения и преодоления. Потенциал прироста материальных и финансовых ресурсов на базе НТП в долговременной перспективе практически безграничен. Экономический прогресс даст возможность решать одновременно проблемы развития производства, проблемы роста благосостояния граждан, а также выделять больше средств на спасение природы, осуществлять природоохранные меры.

Приоритеты развития экономики: 1. необходима разработка комплексной внешнеэкономической стратегии развития; 2. формирование благоприятного международного имиджа как страны, открытой внешнему миру; 3. создание привлекательных условий для деятельности отечественных предпринимателей, а за ними потянется и иностранный капитал; 4. наращивание экспорта; 5. свертывание неэффективных производств


51. Промышленный комплекс РБ, его структурный анализ.

Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится 25,5 % ВВП, 34 % основных фондов, с промышленным производством связано 26,2 % занятого населения страны (2003 г.). Промышленности принадлежит решающая роль в развитии национальной экономики. Обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (свыше 90 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

Индустриализация, рассматриваемая как процесс создания крупного машинного производства на основе высокопроизводительной техники, началась в Беларуси уже на рубеже XIX—XX вв. С начала XX в. ускорилось строительство крупных предприятий. Наиболее быстрыми темпами начало развиваться производство средств производства, и в 1900 г. удельный вес последних в промышленной продукции в целом достиг 33 %

Как и другие секторы экономики Беларуси они не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промышленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промышленный комплекс. Причем они использовали в основном привозное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики.

На этапе становления государственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Главный орган - МинПром

Новой формой организации промышленного производства на рубеже XX—XXI вв. явилось создание финансово-промышленных групп (ФПГ), других корпоративных структур, в том числе транснациональных. Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи основные прогрессивные тенденции мирового хозяйства. Наращивание пром. производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития пром. комплекса РБеларусь на 1998—2015 годы.

 


Транспорт

Транспорт обеспечивает перевозки грузов и пассажиров, с целью удовлетворения потребностей населения и нормального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования.

Транспортный комплекс – сов-ность различных видов транспорта, развивающихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, обеспечивая тем самым эффективное использование каждого вида. Транспорт общего пользования осуществляет перевозки для всех субъектов рынка независимо от их организационно-правового статуса.

Транспорт внутреннего пользования (необщего) пользования принадлежит отдельным субъектам рынка и удовлетворяет их потребность в транспортных услугах.

Транспорт общего пользования: магистральный железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный, трубопроводный. Необщего пользования: внутрипроизводственный транспорт организации, а также индивидуальный.

По характеру выполняемой работы – пассажирский и грузовой. Транспортный комплекс РБ – одно из крупнейших звеньев ее экономики.

На сегодняшний день основной задачей развития транспортного комплекса является интеграция транспортной системы «единого экономического пространства» в европейскую и общемировую транспортную инфраструктуру.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.005 с.)