Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля



Задачи и функции налогового контроля

Для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) главнейшей функцией является функция налогового контроля. Ее реализация происходит через вы­полнение основных задач, стоящих перед проверяющими нало­говых органов. К ним относятся:

- контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

- контроль за соблюдением иного законодательства в преде­лах своей компетенции;

- осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

- выявление, пресечение и предотвращение правонаруше­ний в сфере своей компетенции и привлечение к ответственнос­ти лиц, виновных в нарушениях законодательства;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и ор­ганизации работы налоговых органов;

- принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет нало­гов, пеней, наложенных административных штрафов, начисленных в ходе проверок.

 

 

Основные задачи, стоящие перед налоговыми органами при организации и проведении проверок

 

Основными задачами являются:

• осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, обеспечением пра­вильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин);

• учет исчисленных и уплаченных налогов, сборов (пош­лин);

• разработка предложений по совершенствованию налого­вого законодательства и организации работы налоговых орга­нов;

• предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетен­ции;

• подготовка налоговых соглашений с другими государства­ми, осуществление связей с их налоговыми службами, изуче­ние опыта их работы;

• принятие нормативных правовых актов о порядке исчис­ления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин).

Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по на­логам и сборам.

Инспекции МНС по городам, районам и рай­онам в городах являются самой массовой структурной едини­цей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процес­сы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка.

Акт (справка) выездной проверки – документ, содержа­щий систематизированные данные о результатах проверки.

Акт, как правило, состоит из нескольких частей:

В первой части акта, во введении, указываются общие сведе­ния о проверенном плательщике, физи­ческом лице, в том числе:

- основание назначения проверки, дата и номер предписа­ния на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

- даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта про­верки;

- должности, фамилии и инициалы лиц, обязанных в соот­ветствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (физическое лицо, руководитель организации, главный бухгал­тер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и налоговых декларациях (расчетах), представляемых налоговым органам, в порядке, установленном законодательством, с указанием пе­риода их работы на занимаемых должностях в проверяемом пе­риоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

- наименование, место нахождения и подчиненность прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), фамилия, имя, отчество, местожительство проверяемого индивидуального предпринимателя (иного физического лица), их учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) банковского счета;

- наличие книги учета проверок (ревизий), а также инфор­мация о произведенной в ней записи о данной проверке;

- кем и когда были проведены предыдущие проверки со­блюдения налогового и(или) иного законодательства по анало­гичной тематике, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства (сведения о послед­ней предшествующей комплексной проверке и тематических проверках, проведенных в проверяемом периоде);

- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

- иные сведения (формирование уставного фонда, наличие специальных разрешений (лицензий) и т.д.).

Во второй части акта, состоящей из двух разделов, излага­ется информация о выявленных нарушениях.

В первом разделе отражается информация о нарушении плательщиком установ­ленного порядка исчисления и уплаты налогов.

Во втором разделе этой части акта излагаются выявленные факты наруше­ния плательщиком требований иных актов законодательства.

При изложении выявленных нарушений в обязательном по­рядке отражаются следующие сведения:

- характер, место, время совершен­ного правонарушения, акты законодательства, требования ко­торых нарушены, ответственность за данный вид нарушения, установленная законодательством;

- факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления от­четности;

- размер причиненного вреда и другие последствия выявленных нарушений;

- иные сведения, необходимые для рассмотрения материа­лов о совершенных налоговых и (или) иных правонарушениях.

В третьей, итоговой, части акта проверяющие отражают:

- итоговые суммы налогов, не уплаченных (переплаченных) пла­тельщиком;

- суммы экономи­ческих санкций за допущенные нарушения;

- требова­ния по устранению плательщиком до­пущенных нарушений налогового и(или) иного законодатель­ства.

- фамилии, имя, от­чество лиц, действия (бездействие) которых повлекли наруше­ния налогового и(или) иного законодательства.

Суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по резуль­татам проверки, в случае их неуплаты плательщиком–организацией в добровольном порядке подлежат бесспорному взысканию налоговым органом, начи­ная со дня, следующего за днем вручения (направления) реше­ния плательщику.

В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов.

Акт проверки должен содер­жать только те факты нарушения налогового законодательства, которые надлежащим образом подтверждаются доказатель­ствами, собранными проверяющими. Указываются факты нарушений с указа­нием пункта и статьи нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Если в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств и иных органов государственного управления, то в акте проверки делается за ­ пись об обращении в эти ор­ганы за разъяснением.

После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу и при условии, что, согласно полученному разъясне­нию, организация или физическое лицо допустили нарушение законодательства, к акту проверки составляется дополнение с вынесением решения.

Если в результате выездной проверки не установлено нарушений плательщиком налогового и иного законо­дательства, то составляется справка выездной проверки.

При проведении тематической проверки сос ­ тавляется акт проверки.

Акт (справка) выездной проверки должен быть составлен не позднее 5 рабочих дней с даты заверше­ния проверки (за исключением актов рейдовых проверок).

Днем составления акта (справки) проверки считается день подписания акта (справки) проверяющими и плательщиком при условии, что плательщик не уклонялся от под ­ писания акта (справки) проверки либо день вручения (направ­ления заказной почтой с уведомлением) акта проверки платель­щику для озна­комления и подписания, о чем делается соответствующая за­пись на первом экземпляре акта (справки).

Акты (справки) подписываются проверяющими и платель­щиком руководителем главным бухгалтером. Подписание акта (справки) проверки производится в помещении налогового ор­гана, должностные лица которого производили проверку.

 

 

Розничную торговлю.

 

Особенности организации налогового контроля организа­ций, осуществляющих розничную торговлю, заключаются в не­обходимости:

- проверки соблюдения действующего законода­тельства об осуществлении розничной торговли субъектами хозяйствования

- контроля за приемом наличных денежных средств.

Продавец - индивидуальный предприниматель должен предо­ставить покупателю информацию о государственной регистра­ции и наименовании органа, зарегистрировавшего его.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во времен­ных помещениях, на рынках, ярмарках и в других случаях, ес­ли торговля осуществляется вне постоянного места нахожде­ния продавца.

Продавец обязан иметь:

- книгу отзывов и предложений,

- кни­гу учета проверок (ревизий),

- санитарный журнал (при торговле продовольственными товарами, осуществлении торгово-произ­водственной деятельности),

- бракеражный журнал (при осущес­твлении торгово-производственной деятельности), которые ве­дутся в соответствии с утвержденными инструкциями.

Принятые товары должны быть оприходованы в день по­ступления по их фактическому наличию в установленном по­рядке. Запрещается хранение и реализация товаров без сопро­водительных документов, подтверждающих их поступление и являющихся бланками строгой отчетности.

Продавец осуществляет прием наличных денежных средств и чеков из чековых книжек (разовых чеков) с применением кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, зарегистрированные в инспекции Государственного налогового комитета РБ по месту нахождения владельца кассового суммирующего аппарата.

Запрещается хранить в кассе (денежном ящике, сейфе) личные деньги и деньги, не учтенные через кассовый аппарат (кро­ме денег, выданных перед началом работы), а также личные ве­щи кассира или других работников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компь­ютерных систем в случаях:

осуществления розничной торговли товарами (за исклю­чением алкогольных напитков и табачных изделий, кроме реа­лизуемых в магазинах, относящихся к системе потребкоопера­ции) в торговых объектах, расположенных в сельских населен­ных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объек­тах;

осуществления розничной торговли на рынках на торго­вых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли;

осуществления разносной и развозной торговли товарами;

продажи газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных биле­тов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых теле­фонных карт и интернет-карт, карт-экспресс оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопут­ствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %;

продажи научно-публицистической, научной, методиче­ской литературы, учебников, программ и подобных изданий в торговых объектах (киосках, павильонах), расположенных в учреждениях образования, а также сопутствующих товаров при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %;

продажи проездных билетов, талонов, жетонов в город­ском общественном транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения;

• продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, концертные и другие открытые и закры­тые площадки);

продажи лекарственных препаратов и иных товаров меди­цинского назначения в фельдшерско-акушерских пунктах, ап­теках и аптечных пунктах I и II категории, находящихся в сельских населенных пунктах и имеющих численность фарма­цевтического персонала до трех человек;

доставки товаров на дом, предоставления на дому услуг работниками связи, обслуживания выездными бригадами орга­низаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления дея­тельности;

организации общественного питания в торговых объек­тах, расположенных в общеобразовательных учреждениях;

оказания услуг в банях, расположенных в сельских насе­ленных пунктах, с численностью работников таких бань до трех человек и др.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к используе­мым ими аппаратам и(или) системам, при помощи которых осуществляется прием наличных денежных средств:

уполномоченным должностным лицам государственных органов для осуществления контроля за использованием средств контроля в соответствии с их компетенцией;

уполномоченным работникам организаций-производите­лей (импортеров) аппаратов и систем и центров технического обслуживания для установки средств контроля на аппараты и системы и их снятия с этих аппаратов и систем.

На каждый аппарат и(или) систему ведется книга кассира.

Книга кассира подлежит регистрации в ин­спекции МНС по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Книга кассира предназначена для ежеднев­ной контрольной регистрации показаний накапливающих де­нежных счетчиков (денежных оборотов) аппарата и системы и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимате­ля, а также подписью уполномоченного должностного лица ипечатью инспекции МНС.

Записи в книге кассира производятся еже­дневно в хронологическом порядке, перьевой или шариковой ручкой, без помарок. В начале рабочего дня (смены) произво­дится запись даты и показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) аппарата, системы на начало рабочего дня (смены). По окончании рабочего дня (смены) про­изводится заполнение остальных реквизитов, предусмотрен­ных формой книги кассира. Внесение в книгу кассира исправлений должно оговариваться и заверяться подписями кассира либо иного лица, уполномочен­ного осуществлять прием наличных денежных средств, и руко­водителя организации (его заместителя), индивидуального предпринимателя.

По окончании рабочего дня (смены) фор­мируется отчет закрытия смены (Z-отчет) по форме, установ­ленной государственными стандартами Республики Беларусь.

В случае возврата покупателю (потребителю) наличных де­нежных средств, принятых с использованием аппаратов и(или) систем, составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю).

В случае ошибок, допущенных кассиром, иным уполномо­ченным лицом при вводе суммы, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого чека аппарата или системы запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных чеков кассового суммирующего ап­парата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра, к которому прилагаются ошибочно сформированные чеки.

Использованные контрольные ленты, отчеты закрытия сме­ны (Z-отчеты) хранятся в опечатанном виде у юридического ли­ца в течение пяти лет или в течение трех лет после завершения налоговой проверки, у индивидуального предпринимателя — в течение пяти лет или до момента завершения налоговой про­верки, после чего могут быть уничтожены в установленном по­рядке.

В случае обнаружения неисправности аппарата и (или) сис­темы юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек. Кассир, иное уполномоченное лицо обязаны оформить окончание работы на данном аппарате или системе. При невозможности снятия отчета закрытая смены (Z-отчета) составляется акт (произвольной формы) нали­чия денежных средств в денежном ящике и производится за­пись в книге кассира, вызывается представи­тель центра технического обслуживания, с которым заключен. договор на техническое обслуживание и ремонт для выполне­ния работ, в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь.

На период ремонта аппарата и(или) системы при невозможности замены неисправных аппаратов и(или) сис­тем на исправные аппараты и системы, отвечающие требовани­ям законодательства Республики Беларусь, или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуаль­ные предприниматели осуществляют прием наличных денеж­ных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализован­ных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках.

Кассиру, иному уполномоченному лицу запрещается иметь при осуществлении приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в денежном ящике аппарата или системы, или ином месте аналогичного назначения налич­ные денежные средства, не учтенные через аппарат, систему (кроме наличных денежных средств, выданных авансом для расходных операций перед началом рабочего дня (смены), в размере и порядке, установленных законодательством Респуб­лики Беларусь).

При установлении в ходе налоговых проверок нарушений порядка использования аппаратов и систем, если такие нару­шения обусловливают возможность изменения или уничтоже­ния накапливаемой информации о принятых наличных денеж­ныхсредствах и(или) денежных средствах, снятых с банков-ских пластиковых карточек через аппарат и(или) систему, эти аппараты и (или) системы подлежат направлению в уполномо­ченную организацию на техническое освидетельствование в по­рядке, установленном законодательством Республики Бела­русь. По результатам технического освидетельствования при­нимаются меры, предусмотренные законодательством Респуб­лики Беларусь.

 

Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством на удовлетворение общегосударственных потребностей. Государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а плательщики желают по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Для надлежащего обеспечения исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.

Выделяют 4 вида причин уклонения от налогов:

1) моральные. Многие плательщики считают себя вправе противостоять налогам, мотивируя это непомерной, по их мнению, тяжестью налогового бремени.

2) политические. К ним следует отнести тенденции лоббирования расходов при определении направлений экономической политики.

3) экономические. Это выгода, получаемая налогоплательщиком при избежании налогов.

4) технические. Они кроются в запутанности и сложности национального налогового законодательства. Техническая сложность налогообложения, расчета налогов позволяют плательщику избежать платежа, не нарушая при этом закона.

Вывод - необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия налогового контроля. Но все авторы сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью:

- обеспечить полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет,

- соблюдение налогового законодательства,

- применение мер ответственности за эти нарушения.

Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Организация налогового контроля базируется на следующих принципах:

Общеправовые принципы.

1. Принцип законности. Подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов, т.е. любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве.

2. Принцип юридического равенства. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью. Органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.

4. Принцип гласности. Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации.

5. Принцип ответственности. К лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности.

6. Принцип защиты прав. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

Принципы контрольной деятельности

1. Принцип независимости. Контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

2. Принцип планомерности. Любая контрольная деятельность, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам.

3. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

4. Принцип объективности и достоверности. Результаты налогового контроля предполагают, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

5. Принцип документального оформления результатов контроля. Все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.

Основные направления налогового контроля:

- учет организаций и физических лиц;

- налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

- налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

- налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

- налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

- налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

- налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;

- налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

Налоговый контроль занимает значительное место в системе государственного финансового контроля:

1) соблюдается налоговое законодательство;

2) привлекаются финансовые ресурсы в государственный бюджет. 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.051 с.)