Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроляСтр 1 из 15Следующая ⇒
Задачи и функции налогового контроля Для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) главнейшей функцией является функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся: - контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней; - контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции; - осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства; - выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства; - выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов; - принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, начисленных в ходе проверок.
Основные задачи, стоящие перед налоговыми органами при организации и проведении проверок
Основными задачами являются: • осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин); • учет исчисленных и уплаченных налогов, сборов (пошлин); • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов; • предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства в пределах своей компетенции; • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы; • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). Руководители территориальных органов МНС Республики Беларусь назначаются министром Республики Беларусь по налогам и сборам.
Инспекции МНС по городам, районам и районам в городах являются самой массовой структурной единицей. Эти подразделения представляют собой управленческие структуры, которые лишь организуют и контролируют процессы сбора налога. Они являются юридическим лицом, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права, исполняют обязанности, выступают истцами и ответчиками.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК По итогам проверки проверяющими составляется акт или справка. Акт (справка) выездной проверки – документ, содержащий систематизированные данные о результатах проверки. Акт, как правило, состоит из нескольких частей: В первой части акта, во введении, указываются общие сведения о проверенном плательщике, физическом лице, в том числе: - основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку; - даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки; - должности, фамилии и инициалы лиц, обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (физическое лицо, руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер), имеющие право подписи в банке и налоговых декларациях (расчетах), представляемых налоговым органам, в порядке, установленном законодательством, с указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке; - наименование, место нахождения и подчиненность проверяемого плательщика (иного обязанного лица), фамилия, имя, отчество, местожительство проверяемого индивидуального предпринимателя (иного физического лица), их учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) банковского счета; - наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке; - кем и когда были проведены предыдущие проверки соблюдения налогового и(или) иного законодательства по аналогичной тематике, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства (сведения о последней предшествующей комплексной проверке и тематических проверках, проведенных в проверяемом периоде);
- какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены; - иные сведения (формирование уставного фонда, наличие специальных разрешений (лицензий) и т.д.). Во второй части акта, состоящей из двух разделов, излагается информация о выявленных нарушениях. В первом разделе отражается информация о нарушении плательщиком установленного порядка исчисления и уплаты налогов. Во втором разделе этой части акта излагаются выявленные факты нарушения плательщиком требований иных актов законодательства. При изложении выявленных нарушений в обязательном порядке отражаются следующие сведения: - характер, место, время совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, ответственность за данный вид нарушения, установленная законодательством; - факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; - размер причиненного вреда и другие последствия выявленных нарушений; - иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенных налоговых и (или) иных правонарушениях. В третьей, итоговой, части акта проверяющие отражают: - итоговые суммы налогов, не уплаченных (переплаченных) плательщиком; - суммы экономических санкций за допущенные нарушения; - требования по устранению плательщиком допущенных нарушений налогового и(или) иного законодательства. - фамилии, имя, отчество лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения налогового и(или) иного законодательства. Суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по результатам проверки, в случае их неуплаты плательщиком–организацией в добровольном порядке подлежат бесспорному взысканию налоговым органом, начиная со дня, следующего за днем вручения (направления) решения плательщику. В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Акт проверки должен содержать только те факты нарушения налогового законодательства, которые надлежащим образом подтверждаются доказательствами, собранными проверяющими. Указываются факты нарушений с указанием пункта и статьи нормативных правовых актов, которые были нарушены. Если в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств и иных органов государственного управления, то в акте проверки делается за пись об обращении в эти органы за разъяснением. После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу и при условии, что, согласно полученному разъяснению, организация или физическое лицо допустили нарушение законодательства, к акту проверки составляется дополнение с вынесением решения. Если в результате выездной проверки не установлено нарушений плательщиком налогового и иного законодательства, то составляется справка выездной проверки.
При проведении тематической проверки сос тавляется акт проверки. Акт (справка) выездной проверки должен быть составлен не позднее 5 рабочих дней с даты завершения проверки (за исключением актов рейдовых проверок). Днем составления акта (справки) проверки считается день подписания акта (справки) проверяющими и плательщиком при условии, что плательщик не уклонялся от под писания акта (справки) проверки либо день вручения (направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки плательщику для ознакомления и подписания, о чем делается соответствующая запись на первом экземпляре акта (справки). Акты (справки) подписываются проверяющими и плательщиком руководителем главным бухгалтером. Подписание акта (справки) проверки производится в помещении налогового органа, должностные лица которого производили проверку.
Розничную торговлю.
Особенности организации налогового контроля организаций, осуществляющих розничную торговлю, заключаются в необходимости: - проверки соблюдения действующего законодательства об осуществлении розничной торговли субъектами хозяйствования - контроля за приемом наличных денежных средств. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании органа, зарегистрировавшего его. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на рынках, ярмарках и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. Продавец обязан иметь: - книгу отзывов и предложений, - книгу учета проверок (ревизий), - санитарный журнал (при торговле продовольственными товарами, осуществлении торгово-производственной деятельности), - бракеражный журнал (при осуществлении торгово-производственной деятельности), которые ведутся в соответствии с утвержденными инструкциями. Принятые товары должны быть оприходованы в день поступления по их фактическому наличию в установленном порядке. Запрещается хранение и реализация товаров без сопроводительных документов, подтверждающих их поступление и являющихся бланками строгой отчетности. Продавец осуществляет прием наличных денежных средств и чеков из чековых книжек (разовых чеков) с применением кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, зарегистрированные в инспекции Государственного налогового комитета РБ по месту нахождения владельца кассового суммирующего аппарата.
Запрещается хранить в кассе (денежном ящике, сейфе) личные деньги и деньги, не учтенные через кассовый аппарат (кроме денег, выданных перед началом работы), а также личные вещи кассира или других работников. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем в случаях: осуществления розничной торговли товарами (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий, кроме реализуемых в магазинах, относящихся к системе потребкооперации) в торговых объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объектах; осуществления розничной торговли на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли; осуществления разносной и развозной торговли товарами; продажи газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт-экспресс оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %; продажи научно-публицистической, научной, методической литературы, учебников, программ и подобных изданий в торговых объектах (киосках, павильонах), расположенных в учреждениях образования, а также сопутствующих товаров при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %; продажи проездных билетов, талонов, жетонов в городском общественном транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения; • продажи билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, концертные и другие открытые и закрытые площадки); продажи лекарственных препаратов и иных товаров медицинского назначения в фельдшерско-акушерских пунктах, аптеках и аптечных пунктах I и II категории, находящихся в сельских населенных пунктах и имеющих численность фармацевтического персонала до трех человек; доставки товаров на дом, предоставления на дому услуг работниками связи, обслуживания выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления деятельности;
организации общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях; оказания услуг в банях, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников таких бань до трех человек и др. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к используемым ими аппаратам и(или) системам, при помощи которых осуществляется прием наличных денежных средств: уполномоченным должностным лицам государственных органов для осуществления контроля за использованием средств контроля в соответствии с их компетенцией; уполномоченным работникам организаций-производителей (импортеров) аппаратов и систем и центров технического обслуживания для установки средств контроля на аппараты и системы и их снятия с этих аппаратов и систем. На каждый аппарат и(или) систему ведется книга кассира. Книга кассира подлежит регистрации в инспекции МНС по месту постановки на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя. Книга кассира предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) аппарата и системы и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью организации либо подписью индивидуального предпринимателя, а также подписью уполномоченного должностного лица ипечатью инспекции МНС. Записи в книге кассира производятся ежедневно в хронологическом порядке, перьевой или шариковой ручкой, без помарок. В начале рабочего дня (смены) производится запись даты и показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) аппарата, системы на начало рабочего дня (смены). По окончании рабочего дня (смены) производится заполнение остальных реквизитов, предусмотренных формой книги кассира. Внесение в книгу кассира исправлений должно оговариваться и заверяться подписями кассира либо иного лица, уполномоченного осуществлять прием наличных денежных средств, и руководителя организации (его заместителя), индивидуального предпринимателя. По окончании рабочего дня (смены) формируется отчет закрытия смены (Z-отчет) по форме, установленной государственными стандартами Республики Беларусь. В случае возврата покупателю (потребителю) наличных денежных средств, принятых с использованием аппаратов и(или) систем, составляется акт о возврате наличных денежных средств покупателю (потребителю). В случае ошибок, допущенных кассиром, иным уполномоченным лицом при вводе суммы, использование (погашение) в течение рабочего дня (смены) этого чека аппарата или системы запрещается. В конце рабочего дня (смены) составляется реестр ошибочно сформированных чеков кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра, к которому прилагаются ошибочно сформированные чеки. Использованные контрольные ленты, отчеты закрытия смены (Z-отчеты) хранятся в опечатанном виде у юридического лица в течение пяти лет или в течение трех лет после завершения налоговой проверки, у индивидуального предпринимателя — в течение пяти лет или до момента завершения налоговой проверки, после чего могут быть уничтожены в установленном порядке. В случае обнаружения неисправности аппарата и (или) системы юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек. Кассир, иное уполномоченное лицо обязаны оформить окончание работы на данном аппарате или системе. При невозможности снятия отчета закрытая смены (Z-отчета) составляется акт (произвольной формы) наличия денежных средств в денежном ящике и производится запись в книге кассира, вызывается представитель центра технического обслуживания, с которым заключен. договор на техническое обслуживание и ремонт для выполнения работ, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. На период ремонта аппарата и(или) системы при невозможности замены неисправных аппаратов и(или) систем на исправные аппараты и системы, отвечающие требованиям законодательства Республики Беларусь, или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках. Кассиру, иному уполномоченному лицу запрещается иметь при осуществлении приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в денежном ящике аппарата или системы, или ином месте аналогичного назначения наличные денежные средства, не учтенные через аппарат, систему (кроме наличных денежных средств, выданных авансом для расходных операций перед началом рабочего дня (смены), в размере и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь). При установлении в ходе налоговых проверок нарушений порядка использования аппаратов и систем, если такие нарушения обусловливают возможность изменения или уничтожения накапливаемой информации о принятых наличных денежныхсредствах и(или) денежных средствах, снятых с банков-ских пластиковых карточек через аппарат и(или) систему, эти аппараты и (или) системы подлежат направлению в уполномоченную организацию на техническое освидетельствование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. По результатам технического освидетельствования принимаются меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством на удовлетворение общегосударственных потребностей. Государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а плательщики желают по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Для надлежащего обеспечения исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля. Выделяют 4 вида причин уклонения от налогов: 1) моральные. Многие плательщики считают себя вправе противостоять налогам, мотивируя это непомерной, по их мнению, тяжестью налогового бремени. 2) политические. К ним следует отнести тенденции лоббирования расходов при определении направлений экономической политики. 3) экономические. Это выгода, получаемая налогоплательщиком при избежании налогов. 4) технические. Они кроются в запутанности и сложности национального налогового законодательства. Техническая сложность налогообложения, расчета налогов позволяют плательщику избежать платежа, не нарушая при этом закона. Вывод - необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия налогового контроля. Но все авторы сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью: - обеспечить полноту и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, - соблюдение налогового законодательства, - применение мер ответственности за эти нарушения. Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения. Организация налогового контроля базируется на следующих принципах: Общеправовые принципы. 1. Принцип законности. Подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов, т.е. любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве. 2. Принцип юридического равенства. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью. Органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство. 4. Принцип гласности. Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации. 5. Принцип ответственности. К лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. 6. Принцип защиты прав. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. Принципы контрольной деятельности 1. Принцип независимости. Контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. 2. Принцип планомерности. Любая контрольная деятельность, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. 3. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени. 4. Принцип объективности и достоверности. Результаты налогового контроля предполагают, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий. 5. Принцип документального оформления результатов контроля. Все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов. 6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности. Основные направления налогового контроля: - учет организаций и физических лиц; - налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов; - налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения; - налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот; - налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами; - налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам; - налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей; - налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета. Налоговый контроль занимает значительное место в системе государственного финансового контроля: 1) соблюдается налоговое законодательство; 2) привлекаются финансовые ресурсы в государственный бюджет. 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.051 с.) |