Налог на добавленную стоимость и особенности контроля его уплаты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налог на добавленную стоимость и особенности контроля его уплаты.



Контроль уплаты НДС осуществляется в ходе камеральных (на основании поданной декларации посредством анализа ее данных) и выездных налоговых проверок.

До начала выездной налоговой проверки проводится подго­товительная работа, в процессе которой анализируются сведе­ния из документов по исчислению НДС, представленных пла­тельщиком в налоговый орган, а именно:

- структура налоговой базы и применяемые субъектом пред­принимательской деятельности ставки НДС;

- при применении плательщиком нулевой ставки — доку­менты (реестры), подтверждающие право на льготу;

- данные по применяемым плательщиком льготам по НДС, а также отсрочкам уплаты налога, налоговым кредитам.

В процессе подготовительной работы проверяющие обязаны:

1) проанализировать налоговые декларации (расчеты) и бух­галтерские балансы, представленные в инспекцию МНС плательщиком, с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными по­казателями финансово-хозяйственной деятельности платель­щика, в том числе динамике по отчет­ным периодам;

2) проверить обоснованность применения льгот, нулевых ставок по НДС, а также отсутствие арифметических ошибок в налоговых декларациях (расчетах), представленных платель­щиком;

3) изучить предыдущие акты проверок в целях ознакомле­ния с установленными ранее нарушениями налогового законо­дательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком (иным обязанным лицом) требований налого­вых органов по устранению выявленных ранее нарушений;

4) усвоить нормативные правовые акты по организации хо­зяйственной деятельности, бухгалтерского и (или) налогового учета, определению размеров объектов налогообложения и ис­числению НДС, связанных с конкретной деятельностью прове­ряемого плательщика (иного обязанного лица), а также типич­ные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной сфе­ре деятельности;

5) изучить в налоговом органе ответы и разъяснения, на­правленные в адрес плательщика, в связи с поступавшими от него запросами;

6) произвести выборку сведений в базах данных, имеющих­ся в налоговом органе об операциях плательщика, подлежаще­го проверке (АРМ "Таможня" и др.);

7) выяснить по данным Государственного реестра платель­щиков сведения об организациях, учре­дителем (собственником) имущества которых являются пла­тельщик, подлежащий проверке, или уч­редители имущества плательщика — организации;

8) информировать плательщика письменно либо по телефону о дате начала наз­наченной плановой выездной проверки и сообщить ему, что он до начала проверки имеет право представить уточненные расче­ты по налогам.

В период подготовки проверяющим оформляется предписание на проведение проверки, подпи­сываемое руководителем или уполномоченным заместителем налогового органа.

Далее на основании анализа вышеуказанных источников на эта­пе планирования проверяющим разрабатываются программа проверки, предусматривающая дополнительный перечень вопросов специфических для определения правильности исчисления НДС, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке, который утверждается лицом, назначившим проверку.

На предварительном этапе выясняются:

1) виды деятельности, осуществляемые субъектом;

2) виды выпускаемой продукции и рынки сбыта;

3) наличие операций по внешнеэкономической дея­тельности;

4) другие факторы, влияющие на организацию учета расчетов с бюджетом по НДС;

5) изучается политика распределе­ния налоговых вычетов, принятая предприятием, и учетная по­литика в части отражения выручки от реализации продукции.

На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучаются:

- система организации бухгалтерского и налогового учета проверяемого субъекта;

- внутренние правила доку­ментирования операций и документооборота, порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета;

- особенности ведения бухгалтерского учета, его организационные и технические аспекты;

- порядок отражения выручки от реализации, оговоренный в приказе плательщика о применяемой им учетной политике;

- порядок и способы определения налоговых вычетов, оговоренные в учетной политике по налоговому учету.

Устанавливаются наличие книги покупок и соответствиепорядка ее ведения требованиям, предъявляемым законодательством Республики Беларусь.

В состав первичных документов, форма и порядок приобретения которых установлены законодательными актами, включаются:

- товарно-транспортная накладная (типовая форма ТТН-1)

- товарная накладная (типовая форма ТН-2),

- приходный кассовый ордер (форма КО-1)

По всем перечисленным бланкам первичных учетных доку­ментов информацию о получателе конкретного номера, серии (по некоторым бланкам и кода) бланка можно получить из сле­дующих источников:

• на сайте в сети Интернет (http://blank.bisc.by). Для форми­рования запроса необходимо знать код, номер, серию бланка;

• в организациях, уполномоченных реализовывать бланки первичных учетных документов (Белбланкавыд, Информационно-издательский центр по налогам и сборам).

При проверке правильности исчисления и уплаты НДС выполняются следующие шаги:

1 ШАГ Определяется достоверность определения налоговой базы.

1) достоверность отражения в налоговой декларации (расчета) налоговой базы и сверяется ее соответствие данным бухгалтерского учета, а также суммы отгрузок, по которым прошел 60-дневный срок (при применении принципа отражения выручки — по оплате).

2) облагаемые оборо­ты, указанные в налоговой декларации, сличаются с суммами выручки, отраженной в бухгалтерских регистрах. При этом данные бухгалтерских счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы» и других подвергаются анализу в соответствии с порядком учета хозяйственных операций, принятым на предприятии. С 01.01.2012 г. счет 92 «Вереализационные доходы и расходы» отменен.

Для проверки достоверности данных, отраженных в Главной книге, журналах-ордерах и ведомостях, используются первич­ные документы:

- выписки из расчетных (текущих) счетов в бело­русских рублях и иностранной валюте;

- кассовые документы;

- ве­домость реализации товаров и расчетов с поставщиками;

- счета, оплаченные покупателями;

- другие бухгалтерские документы, которые проверяются выборочно или сплошным методом.

Определение налоговой базы для исчисления НДС зависит от учетной политики, принятой плательщиком. Датой фактической ре­ализации товаров (работ, услуг) считается:

- либо день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет налогоплательщика (в случае реализации за наличный расчет — день поступления наличных денежных средств в кассу налогоплательщика), но не позднее 60 дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

По мере поступления денежных средств дебетуются соответствующие счета: 50 "Касса"; 51 "Расчетный счет"; 52 "Валютный счет" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов: 90; 91.

Особому контролю подлежит своевременность включения в облагаемый оборот для исчисле­ния НДС стоимости отгруженной, но не оплаченной продукции в течение 60 дней. Для проверки своевременности отражения налоговой базы анализируются данные синтетического и ана­литического учета по обобщению и группировке данных о дви­жении дебиторской задолженности. Исчисленные плательщи­ком суммы НДС по отгруженным товарам, продукции, выполненным работам, оказанным услу­гам, переданным имущественным правам на объекты интел­лектуальной собственности по истечении 60 дней с момента их отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) в случае приня­того налогоплательщиком метода определения выручки от реа­лизации товаров (работ, услуг) по моменту их оплаты в бухгал­терском учете должны быть отражены по дебету счета 97 «Рас­ходы будущих периодов»;

- либо день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных до­кументов. При этом доход (выручка) предприятий отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (другие счета учета дебитор­ской задолженности) и кредиту счетов: 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы».

Суммы НДС исчисляются и отражаются в составе налоговой базы в части соответствующих ставок по всем видам реализа­ции (за исключением оборотов, не являющихся базой обложе­ния, и оборотов, освобожденных от НДС).

2 ШАГ Осуществляется проверка обоснованности примене­ния льгот по НДС и ставки в размере 10 %.

Для этого определяется соответствие номенклатуры выпускаемой про­дукции (реализуемых товаров), облагаемой по этой ставке, пе­речням товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденным в соответствии Указом Президента Республики Беларусь «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» от 21.06.2007 N 287 (ред. от 09.02.2012 г.).

После проверки правильности отражения налоговой базы по данным синтетического учета (Главная книга, журналы-ордера) проверяются их соответствие суммам выручки, поступившим на счета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Ва­лютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 56 "Денежные документы", 57 "Переводы в пути"), а также достоверность отра­жения в бухгалтерском учете выручки, полученной от реализа­ции продукции (товаров, работ, услуг), за наличный расчет.

При наличии у юридических лиц банковских счетов, откры­тых структурным подразделениям, проверяются обоснован­ность зачисления на них выручки, а также своевременность от­ражения ее на счетах реализации.

Аналогичные контрольные мероприятия осуществляются в отношении ссудных (спецссудных) счетов, имеющихся у юри­дических лиц. При наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь на открытие счетов в зарубежных банках проверяются первичные документы по движению денежных средств на предмет своевременности отражения результатов хо­зяйственной деятельности на счетах реализации.

В целях полноты и своевременности отражения налоговой базы (облагаемого оборота) на счетах реализации осуществляет­ся проверка не только счетов учета реализации, но и счетов уче­та товарно-материальных ценностей. Проводится проверка фактического использования материальных ценностей (списа­но на производство, реализовано на сторону или использовано на непроизводственные нужды).

При этом необходимо обратить внимание на то, как прово­дятся финансово-хозяйственные операции, которые могут при­вести к сокрытию облагаемых оборотов:

- отпуск продукции собственного производства ниже себе­стоимости своим работникам, в непроизводственную сферу, об­щественному питанию;

- реализация продукции и товаров посредническими, снабженческо-сбытовыми, торговыми и другими коммерческими организациями по ценам ниже цен приобретения;

- невключение в налоговую базу (облагаемый оборот) сумм денежных средств, полученных за реализуемые товары, в виде финансовой помощи, пополнения фондов;

- отпуск товаров и материалов, минуя счета реализации, в корреспонденции со счетами: 76 "Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчи­ками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (путем взаи­морасчетов) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.013 с.)