Раздел 2. Машинно-зависимые свойства операционных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Машинно-зависимые свойства операционных систем



Пояснительная записка

 

Методические указания по выполнению практических работ содержат задания для изучения тем разделов «Машинно-зависимые свойства операционных систем», «Машинно-независимые свойства операционных систем» и «Работа в операционных системах и средах». В них рассматривается приемы работы cоперационными системами WindowsXP/7, KDERadHatLinux, операционными оболочками TotalCommander, MidnightCommander, системными и прикладными программами операционных систем WindowsXP/7, KDERadHatLinux.

Практические работы рассчитаны на 42 учебных часа.

В результате выполнения практических работ студент должен уметь:

- управлять параметрами загрузки операционной системы;

- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

- управлять дисками и файловыми системами,

- настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.

В практических работах предлагаемые задания носят репродуктивный, частично-поисковый характер и поисковый характер.

Основные теоретические положения даются студентам на лекционных занятиях. Перед проведением практического занятия проводится инструктаж, выдается индивидуальное задание для самостоятельного выполнения. Во время проведения практической работы решение индивидуального задания проверяется, корректируется, проводится анализ решения, подводятся итоги.

Степень овладения студентами запланированных умений оценивается во время защиты практической работы. Критерием оценки практических работ является качество выполненных заданий, правильность ответов во время защиты.

Оценка «5» ставится в случае, когда результатом работы является полностью выполненная работа, даны ответы на поставленные контрольные вопросы.

Оценка «4» ставится, когда итогом работы является правильно выполненная практическая работа, но могут быть небольшие неточности при выполнении.

Оценка «3» - не выполнено до конца одно из заданий, даны ответы не на все контрольные вопросы.

Оценка «2» ставится в случае неподготовленности студента к защите практической работы.

Возможным вариантом защиты практических работ, может быть защита электронного отчета, структура которого содержит титульный лист, цели выполнения практической работы, краткое описание работы и выводы.

 


Тематика практических работ

 

1. Система команд учебной ЭВМ, методы ввода и отладки программы, действиями основных команд и способов адресации.

2. Изучение способов организации взаимодействия процессора и внешних устройств (ВУ) в составе ЭВМ.

3. Подсистема прерываний.

4. Принципы работы кэш-памяти в учебной ЭВМ.

5. ОС Linux. Стандартные программы ОС Linux. Структура каталогов в Linux.

6. ОС Linux. Работа в программе Konqueror.

7. Командная строка (терминал). Основные функции работы с файлами и каталогами. Текстовые редакторы vi, ed.

8. ОС Linux. Командная строка (терминал). Команды dd, df, mount, umount, file. Основные ключи указанных команд.

9. Работа в оболочке ОС Linux. Файловый менеджер Midnight Commander (MC). Создание собственной иерархической структуры.

10. Монтирование файловых систем в ОС Linux.

11. Выполнение зачётной работы в ОС Linux.

12. Интерфейс командной строки cmd. Диагностика сетевых подключений в командной строке cmd.

13. Работа в операционной системе Windows XP/7. Виды меню. Элементы окна. Способы закрытия окон. Программы операционной системы Windows XP/7. Интегрированный офисный пакет MS Office: состав и назначение.

14. Особенности работы с файлами, каталогами и дисками в командной строке cmd.

15. Настройка разрешений файловой системы Программа Проводник. Основные возможности. Аудит доступа к файловой системе.

16. Управление процессами в операционной системе. Системный монитор процессов в ОС Linux.

17. Работа с пакетными файлами в командной строке cmd.

18. Работа с сервисными программами: диагностика оборудования, восстановление удаленных файлов, архивирование файлов и каталогов.

19. Операционная оболочка Total Commander. Работа с панелями. Работа с верхним меню. Работа с командами командной строки. Функциональные клавиши, их назначение. Создание собственной иерархической структуры каталогов.

20. Создание учётных записей пользователей. Настройка разрешений файловой системы.

Настройка общих папок. Управление дисковой памятью в Windows Server 2003/2008.

 


Практические работы

 

Понятие программы

Программа на языке ЭВМ представляет собой последовательность команд. Код каждой команды определяет выполняемую операцию, тип адресации и адрес. Выполнение программы, записанной в памяти ЭВМ, осуществляется последовательно по командам в порядке возрастания адресовкоманд или в порядке, определяемом командами передачи управления.

 

Для того чтобы получить результат выполнения программы, пользователь должен:

P ввести программу в память ЭВМ;

P определить, если это необходимо, содержимое ячеек ОЗУ и РОН, содержащих исходные данные, а также регистров IR и BR;

P установить в PC стартовый адрес программы;

P перевести модель в режим Работа.

 

Ввод программы может осуществляться как в машинных кодах непосредственно в память модели, так и в мнемокодах в окно программы с последующим ассемблированием.

Команды в память учебной ЭВМ вводятся в виде шестиразрядных десятичных чисел, изменяющиеся в диапазоне "-99 999...+99 999", содержащие знак и 5 десятичных цифр. Старший разряд слова данных используется для кодирования знака: плюс (изображается как 0, минус (-) — как 1). Если результат арифметической оп рации выходит за пределы указанного диапазона, то говорят, что произойдет переполнение разрядной сетки. АЛУ этом случае вырабатывает сигнал переполнения OV = 1. Деление на ноль вызывает переполнение. Результатом операции деления является целая часть частного.

Типы адресации

P Прямая, например, add 23 – указание в команде непосредственно исполнительного адреса

P Непосредственная, например, add #33 – которая заключается в указании в команде самого значения операнда, а не его адреса

P Косвенная, например, add @33 – при которой в команде указывается адрес регистра или ячейки памяти, в которых хранится адрес операнда или его составляющие

 

Система команд

При рассмотрении системы команд ЭВМ обычно анализируют три аспекта: форматы, способы адресации и систему операций.

В форматах команд выделяется три поля: два старших разряда (0, 1) определяют код операции COP, разряд 2 может определять тип адресации, разряды [3:5] могут определять прямой или косвенный адрес памяти, но­мер регистра (в команде movномера двух регистров), адрес перехода или короткий непосредственный операнд. В двухсловных командах непо­средственный операнд занимает поле [6:11].

Таблица 1 Система команд учебной ЭВМ

КОП Мнемокод Название КОП Мнемокод Название
  NOP Пустая операция   ADD Сложение
  IN Ввод AccIR   SUB Вычитание
  OUT Вывод OR Acc   MUL Умножение
  IRET Возврат из прерывания   JNRZ Цикл
  JMP Безусловный переход   MOV Пересылка
  JZ Переход, если 0 (Acc=0)   DIV Деление
  JNZ Переход, если не 0 (Acc≠0)   CALL Вызов подпрограммы
  JNS Переход, если положительно   HLT Стоп
  JS Переход, если отрицательно   RDI Чтение
  JO Переход, если переполнение (если Acc>99999)   ADI Сложение
  INT Программное прерывание   SBI Вычитание
  RD Чтение   MULI Умножение
  WR Запись   DIVI Деление

 

I — непосредственный операнд;

2.4 Программно-доступные регистры и флаги:

Асс — аккумулятор;

PC — счетчик адреса команды, содержащий адрес текущей команд;

SP — указатель стека, содержащий адрес верхушки стека;

RB — регистр базового адреса, содержащий базовый адрес;

RA — регистр адреса, содержащий исполнительный адрес при кос ной адресации;

IR — входной регистр;

OR — выходной регистр;

I — флаг разрешения прерываний.

2.5 Системные регистры и флаги:

DR — регистр данных АЛУ, содержащий второй операнд;

MDR — регистр данных ОЗУ;

MAR — регистр адреса ОЗУ;

RDR — регистр данных блока РОН;

RAR — регистр адреса блока РОН;

CR — регистр команд, содержащий поля:

P СОР — код операции;

P ТА — тип адресации;

P ADR — адрес или непосредственный операнд;

Z — флаг нулевого значения Асс;

S — флаг отрицательного значения Асс;

OV — флаг переполнения.

 

3 Задание к работе:

RD #10

OUT 1

3.1.3 Для установки S в «1» (режим посимвольного ввода) требуется выполнить следующие команды:

RD #103

OUT 1

3.1.4 Для заданного текста найдите ASCII-код каждого символа, согласно варианта задания из таблицы 13 Варианты текста:

 

Таблица 13 Варианты текста

№ варианта  
  В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.
  Зимой и летом стройная, зелёная была.
  Метель ей пела песенку: «Спи, ёлочка, бай-бай!»
  Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай»
  Трусишка-зайка серенький, под ёлочкой трусил.
  Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.
  Теперь она нарядная на праздник к нам пришла.
  И много, много радости детишкам принесла.
  Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
  Тише, Танечка, не плач – не утонет в речке мяч.

 

3.2 Контроллер дисплея

3.2.1 Подключите внешнее устройство (меню Внешние устройства – Менеджер ВУ – Контролер дисплея)

3.2.2 Примерпрограммы, выводящей слово «Май» приведён в таблице 14 Пример программы, выводящей слово «Май»

 

Таблица 15 Пример программы, выводящей слово «Май»

Метка Команда Примечание
  RD #11 ; включаем дисплей и устанавливаем
  OUT 11 ; флаг автоинкремента;
  RD #0 ; задаём начальный адрес
  OUT 13 ; выводимого слова;
  RD #204 ; ввод кода буквы «М»
  OUT 10 ; вывод на дисплей
  RD #224 ; ввод кода буквы «а»
  OUT 10 ; вывод на дисплей
  RD #233 ; ввод кода буквы «й»
  OUT 10 ; вывод на дисплей
  HLT  

3.2.3 Выведите на экран один текстовый фрагмент вашего варианта.

3.2.4 Выведите данный текст – каждое слово на новой строке, строка должна начинаться со своего номера.

 

3.3 Пример программы, выставляющей в начало каждой строки её номер приведён в таблице 16:

Таблица 16 Пример программы, выставляющей в начало каждой строки её номер

Метка Команда Примечание
  RD #10 ; включаем
  OUT 11 ; дисплей;
  RD #0 ; задаём начальный
  WR R1 ; адрес вывода;
  RD #49 ; вводим код
  WR R2 ; цифры «1»;
  RD #8 ; вводим число
  WR R3 ; повторений цикла;
     
     
M1: RD R1 ; читаем текущий адрес
  OUT 13 ; и передаём в регистр адреса дисплея;
  ADD #16 ; увеличиваем адрес на 16 – на начало следующей строки;
  WR R1 ; сохраняем изменённый адрес;
  RD R2 ; читаем код цифры – номер строки;
  OUT 10 ; передаём код цифры на дисплей;
  RD @R2+ ; увеличиваем содержимое R2 (код цифры) на единицу;
  JRNZ R3,M1 ; декремент R3 и переход на начало цикла, если R3 ≠ 0;
  HLT  

3.4 Напишите программу для вывода на экран всех символов русского алфавита.

3.5 Выведите на экран один из трех текстовых сообщений, в зависимости от нажатой клавиши (1 – один текст, 2 – другой текст, 3 – третий текст). Текст выбрать по своему усмотрению.

3.6 Проанализируйте работу программы, дайте описание каждой команде в программе, приведённой в таблице 17:

Таблица 17Примеры программ для работы с дисплеем

Вариант №  
1, 3, 5, 7, 9 RD #10 OUT 1 OUT 11 RD #103 OUT 1 M1:IN 2 JZ M1 IN 0 OUT 10 JMP M1
2, 4, 6, 8, 10 RD #10 OUT 11 RD #0 WR R1 RD #4 WR R2 M1:RD R1 OUT 13 ADD #16 WR R1 RD #42 OUT 10 JRNZ R2,M1 HLT

4 Содержание отчёта:

4.1.1 Формулировка варианта задания

4.1.2 Граф-схема алгоритма решения задачи

4.1.3 Распределение памяти (размещение в ОЗУ переменных, программы и констант)

4.1.4 Программа с описанием действий

 

5 Контрольные вопросы:

5.1 При каких условиях устанавливается и сбрасывается флаг готовности клавиатуры RD?

5.2 По какой команде происходит вывод на дисплей символа?

 


Обслуживание прерываний

В модели предусмотрен механизм векторных прерываний. Источниками прерываний являются модели внешних устройств, в которых могут возникать события, требующие реакции программы.

Среди подключаемых ВУ формировать запросы на прерывания могут контроллер клавиатуры и блок таймеров, которым по умолчанию присваиваются вектора прерываний 0 и 2 соответственно. При этом вектор блока таймеров является общим для всех трёх таймеров, при необходимости обработчик прерывания может определить, какой из них вызвал прерывание по значению разрядов регистра SR состояния блока таймеров.

Таблица векторов прерываний располагается в ячейках ОЗУ 100 – 109, таким образом,возможно обслуживать до 10 различных векторных источников прерываний. В ячейках таблицы должны располагаться адреса соответствующих программ – обработчиков прерываний. Эти адреса становятся известными после компиляции и заносятся в ячейки «вручную».

 

Программно-доступные флаги

Дисциплина обслуживания прерываний поддерживается с помощью программно-доступных флагов. Флаг IF разрешает/запрещает все прерывания, он устанавливается в «1» командой EI (Разрешить прерывания) и сбрасывается в «0» командой DI (Запретить прерывания). После RESET процессора IF = 0, поэтому, если предполагается использовать прерывания, следует выполнить команду EI. При вызове любого обработчика IF аппаратно сбрасывается, поэтому если требуется реагировать на другие запросы внутри обработчика прерывания, в его начале следует выполнить команду EI. Команда IRET восстанавливает все флаги, в том числе IF = 1.

В системе команд модели имеются команды INT0 – INT9, которые позволяют программно вызывать обработчики прерываний независимо от значения IF.

На ВУ предусмотрены т.н. «локальные маски», позволяющие запретить/разрешить прерывание от любого источника независимо от остальных.

 

3 Задание к работе:

 

Тема 2.5 Управление памятью

 

Практические занятия: Принципы работы кэш-памяти в учебной ЭВМ – 2ч

Практическая работа №4. Принципы работы кэш-памяти в учебной ЭВМ

 

1 Цель работы: проверить работу различных алгоритмов замещения при различных режимах записи.

 

2 Основные теоретические положения:

2.1 Структура кэш-памяти в учебной ЭВМ

Кэш микропроцессора — кэш (сверхоперативная память), используемый микропроцессором компьютера для уменьшения среднего времени доступа к компьютерной памяти.

Кэш-память содержит N ячеек (в модели N может выбираться из множества {4, 8, 16, 32}), каждая из которых включает трехразрядное поле тега (адреса ОЗУ), шестиразрядное поле данных и три однобитовых признака (флага):

· Z — признак занятости ячейки;

· U — признак использования;

· W — признак записи в ячейку.

Таким образом, каждая ячейка кэш-памяти может дублировать одну любу ячейку ОЗУ, причем отмечается ее занятость (в начале работы модели все ячейки кэш-памяти свободны), факт записи информации в ячейку в время пребывания ее в кэш-памяти, а также использование ячейки (т.е. любое обращение к ней).

 

Тема 3.1.Работа с файлами

Практические занятия: ОС Linux. Стандартные программы ОС Linux. Структура каталогов в Linux. ОС Linux. Работа в программе Konqueror. Командная строка (терминал). Основные функции работы с файлами и каталогами. Текстовые редакторы vi, ed. ОС Linux. Командная строка (терминал). Команды для работы с системой. Распределение знаков. Основные ключи команд. Работа в оболочке ОС Linux. Файловый менеджер Midnight Commander (MC). Создание собственной иерархической структуры. Монтирование файловых систем в ОС Linux. Системный монитор процессов ksysguard. Выполнение зачётной работы в ОС Linux. – 14ч.

 

Файловая система Linux

Понятие файловой системы имеет двоякое значение. С одной стороны, под файловой системой подразумевают иерархическую структуру файлов и каталогов, ее и видит пользователь. С другой стороны, файловая система - это способ хранения информации и организации к ней доступа на каком-либо носителе информации. И если первая сторона важна для пользователя и приложений, то вторая - для способа использования дискового пространства.

Linux и Windows используют разные файловые системы для хранения и организации доступа к информации на дисках.

Файловая структура вобеих системах является иерархической (обычно сравнивают с деревом). Однако есть и существенные отличия.

В операционной системе Windows, открывая каталог "Мой компьютер", пользователь привык наблюдать примерно следующую картину. Обычно один или более жестких дисков (чаще всего логических) именуются, начиная с латинской буквы C. Каждый из дисков является корневым каталогом. Так, например, если в системе имеется три диска, то будет три корневых каталога (скорее всего, C, D и E), каждый из которых содержит вложенные папки и файлы. Другими словами, в системе будут существовать три дерева. Поскольку иногда придется пользоваться компакт-дисками и USB-устройствами, то периодически будет "вырастать" еще парочка деревьев.

В дистрибутивах Linux все несколько иначе. Файловая система едина и имеет лишь один корневой каталог, который обозначается косой чертой - слэш (/). (Здесь следует обратить внимание на отличие от Windows.В последней при формировании полного адреса используется обратная косая черта (\). В Linux при формировании полного имени всегда используется слэш.)

Итак, если в Linux всего лишь один корневой каталог, то где же искать логические и физические диски. В файловой структуре Linux не диск содержит каталоги, а каталоги могут содержать диски. Другими словами, внутри каталога могут "лежать" целые диски или их разделы.

В Linux существуют процедуры монтирования и размонтирования устройств, которые позволяют к единому иерархическому дереву подсоединять и отсоединять разные устройства (будь то разделы жесткого диска или любые съемные устройства). Точками монтирования (т.е. местами, куда подключаются устройства) служат каталоги. Данные, содержащиеся на подключаемом устройстве, становятся доступными внутри этого каталога.

В Windows под расширением понимается части имени файла, которая указывает на тип данных, содержащихся в файле. Смысл наличия расширений в том, что они позволяют по имени определить тип данных файла.

В дистрибутивах Linux расширения также используются, однако не являются обязательными. В Linux, говоря о типах файлов, имеют ввиду совсем иное. Здесь все содержимое файловой системы рассматривается как файлы и введение понятия "тип" есть необходимость определить, что есть файл с данными, а что каталог, физическое устройство или др.

Первый тип - это обычные файлы с данными, которые интерпретируются той или иной прикладной программой. Т.е. это обычные пользовательские файлы, знакомые юзерам Windows.

Часто в операционной системе Windows каталоги (директории) называют папками и, желая объяснить принцип иерархического устройства системы, говорят, что файлы лежат в папках, как если бы в реальной папке лежали бы реальные документы. На самом деле каталоги - это тоже файлы, содержащие списки ссылок на файлы с данными или другие каталоги, которые пользователь видит как содержимое данного каталога (хотя на уровне физического устройства расположение этих файлов никак не связано "общими узами"). Итак, второй тип файла - это каталоги.

В операционной системе Windows существует понятие "ярлык", который представляет собой указатель на файл. Каждый файл в Windows может иметь только один значок (и одно имя) и неограниченное количество ярлыков. Это очень удобно, если доступ к какому-либо файлу необходимо организовать из разных каталогов. Нечто подобное есть и в Linux и называется символическая (или мягкая) ссылка. Это также отдельный тип файла, который содержит информацию, где на самом деле находится запрашиваемый объект.

Кроме рассмотренных выше, существуют и другие типы файлов: это файлы устройств, сокеты и каналы.

Новым для пользователя Windows будет понятие жесткой ссылки. Для сравнения, можно сказать так: в Windows существует лишь одно имя у каждого файла, в Linux же их может быть больше. Причины данного "явления" кроются в следующем:

Абсолютно любой файл в файловой системе Linux имеет так называемый индексный дескриптор, который и хранит всю необходимую информацию о файле. Для каждого файла номер индексного дескриптора уникальный, а вот имя файла является всего лишь ссылкой на данный дескриптор. Поэтому имен у файла может быть множество.

Файл не будет удален из системы, пока будет существовать хоть одна жесткая ссылка на него.

Следует понимать, что понятия жесткой и мягкой ссылки, несмотря на их созвучность, различны по сути. Жесткая ссылка указывает непосредственно на индексный дескриптор, а мягкая указывает на жесткую ссылку. Если удалить все жесткие ссылки файла, то ни одна мягкая ссылка <не сработает>. Жесткая ссылка - это один из принципов организации файловой системы, а мягкая ссылка - определенный тип файла.

Регистр букв имеет значение! В отличие от Windows в Linux различаются прописные и строчные буквы в именах файлов и каталогов (и не только в них).

Так, если в одном и том же каталоге в Windows попытаться создать два файла: readme.txt и Readme.txt, то ничего не выйдет. Для данной операционной системы оба этих имени идентичны и, поскольку файлов с одинаковыми полными именами (одинаковыми адресами и именами) быть не может, то система откажется создать в одном каталоге файлы readme.txt и Readme.txt. В Linux же такое возможно, т.к. для данной системы это разные имена.

 

Структура каталоговв Linux

Файловая система Linux похожа на стандартную файловую систему Unix. На верхнем уровне расположен главный каталог (корневой) или системный каталог. Это единственный каталог на данном уровне. Корневой каталог обозначается так: (/). В корневом каталоге содержатся подкаталоги и файлы, включающие в себя один или несколько дисковых накопителей, дисков. Все диски монтируются к определённым подкаталогам корневого каталога.

 

Рисунок 3 Интерфейс программы Dolphin

2.4.1 В каталоге /bin находятся системные и пользовательские утилиты.

2.4.2 Каталог /boot содержит ключевые для начальной загрузки системы, в т.ч. подкаталог загрузчика ОС

2.4.3 В каталоге /dev находятся файлы всех устройств. Служит для группировки устройств по типам.

2.4.4 Каталог /echo содержит файлы конфигурации и подкаталоги с конфигурационными данными системы.

2.4.5 Каталог /home используется для хранения данных пользователя.

2.4.6 Каталог /i – в этом каталоге находятся общие библиотеки.

2.4.7 Каталог /lost+found – если при выполнении утилит ФС по исправлению ошибок в системе некоторые ошибки невозможно исправить или обнаруживаются файлы усечённого размера, то повреждённые данные помещаются в данный каталог.

2.4.8 В каталоге /mnt находятся подкаталоги, используемые для монтирования других файловых систем. Например, устройство для чтения компакт-дисков монтируется в каталог /mnt/cdrom, а накопитель на гибких дисках – в каталог /mnt/floppy.

2.4.9 В каталог /opt инсталлируются дополнительные пакеты приложений.

2.4.10 Каталог / proc фактически представляет собой специальную файловую систему. В нём содержится детальная информация о запущенных в текущий момент процессах, а также специальная информация о конфигурации аппаратных средств.

2.4.11 Каталог / root является рабочим каталогом суперпользователя.

2.4.12 Каталог / sbin содержит системные утилиты и бинарные файлы, и утилиты и бинарные файлы для администрирования системы. (Например, утилиты для разбивки ЖД на разделы, проверки целостности ФС, создания новых ФС, а также для остановки и перезагрузки системы).

2.4.13 Каталог /tmp содержит временные файлы.

2.4.14 Каталог /usr предназначен для хранения совместно используемых, неизменяющихся данных. (Большая часть документации содержится в каталоге /usr/doc, а полный исходный текст ядра в каталоге /usr/src)

2.4.15 Каталог /var предназначен для размещения изменяемых данных (содержит каталоги для почты, новостей, заданий принтера, а также другие файлы, в т.ч. имеющие отношение к администрированию).

 

Настройка KDE

Настройка KDE осуществляется при помощи пункта главного меню Параметры системы. Близкие по назначению параметры объединены в следующие группы:

· внешний вид и поведение среды рабочего стола;

· основные параметры внешнего вида и поведения;

· сеть и связь;

· оборудование;

· системное администрирование;

Приложения KDE

В состав KDE входит большое количество прикладных программ. Их широкому распространению препятствует только то, что эти приложения не работают в Windows.

Konqueror - браузер, по возможностям не уступающий Firefox. Веб-страницы отображаются правильно, поддерживаются вкладки.

KMail - почтовый клиент. По внешнему виду и возможностям он похож на The Bat

KWrite - удобный текстовый редактор.

LibreOffice - полноценный офисный пакет.

AmaroK - удобный музыкальный проигрыватель. Предоставляет пользователю удобные средства для заполнения множества тегов.

Konqueror - файловый менеджер, интернет-браузер

2.8 Способы запуска приложений:

2.8.1 Один щелчок кнопкой на панели, щелкнуть на элементе рабочего стола

2.8.2 Выбрать программу из меню приложений,

2.8.3 Использовать диспетчер файлов

2.8.4 С помощью быстрой командной строки ALT+F2 вызвать окно запуска программ и ввести название программы.

 

Задание к работе

 

3.1 Изменение настроек рабочего стола

3.1.1 Нажмите на кнопку К и выберите команду Параметры KDE.

3.1.2 Измените число рабочих столов до 3-х. Переименуйте по своему усмотрению ваши рабочие столы.

3.1.3 Измените фон, заставку, декорацию окон для каждого рабочего стола.

3.1.4 Измените дату и время (по необходимости).

3.1.5 Просмотрите виджет Календарь.

3.1.6 Добавьте виджеты Цифровые часы, Доска, Калькулятор на первый рабочий стол.

 

Переименованиефайлов

Для переименования файлов используется команда:

mv старое_названиеновое_название

Команда mv (сокр. от to move — «перемещать») работает аналогично команде rename из DOS.

 

2.4 Удаление файлов

Для удаления файлов используется команда rm удаляемый_файл

Пользоваться командой rm следует очень осторожно, так как в ряде случаев может не последовать вопроса системы о подтверждении пользователем согласия на удаление файла. В случае запроса о подтверждении удаления файла вам надо ответить Y (Yes).

 

2.5 Вывод и копирование файла

Чтобы вывести информацию из существующего файла, можно воспользоваться командой cat: cat test

Эта команда является одной из самых полезных в Linux, так как с ее помощью можно не только просматривать содержимое файлов, но и проводить различные операции с ними. Например, можно создать короткий текстовый файл, введя его содержимое с клавиатуры:
cat > test1

Чтобы окончить ввод текста, надо нажать комбинацию клавиш Ctrl+D.
Соединить два файла вместе, добавив еще раз содержимое файла test в файл test1, позволяет следующая команда: cat test1 >>test

Теперь можно вывести информацию из обоих файлов на монитор одной командой:
cat test test1.

 

2.6 Просмотр содержимого файла

Для постраничного вывода файла на экран предназначена команда:
more параметры файлы.

Существует более удобная команда, которая позволяет просматривать содержимое файла не только от начала к концу, но и в обратном направлении:
less параметры файлы

Команда less сочетает в себе лучшие стороны команды cat и текстовых редакторов. Кроме того, при использовании команды less из просматриваемого файла читаются только те байты, которые выводятся на экран, без загрузки в оперативную память всего файла.

 

Обработка атрибутов файлов

 

Создание каталогов и файлов

3.1.1 Запустите программу konsole (с помощью Alt+F2)

3.1.2 Создать каталог study в вашем домашнем каталоге

3.1.3 В каталоге study создайте структуру каталогов, согласно рисунка 7:

       
 
 
   
Рисунок 7 Структура каталогов

 


 

3.1.4 На правой панели вызовите дерево каталогов и сравните с рисунком.

3.1.5 Отредактировать файл F5.txt, добавив в него ещё две строчки стихотворения

3.1.6 Отсортировать содержимое файла F5.txt (с помощью командной строки)

3.1.7 Выведите на экран содержимое файла F5.txt, результат покажите преподавателю

 

Создание архивов

3.5.1 Создайте архив my.zip – содержит все файлы и каталоги, содержащиеся в каталоге /study/C

3.5.2 Содержимое архива my.zip запишите в файл zip.txt

3.5.3 Создайте архив my.tar – содержит все файлы и каталоги, содержащиеся в каталоге /study/C

3.5.4 Содержимое архива my.tar запишите в файл tar.txt

3.5.5 Сравните размер получившихся архивов. Результаты сравнения допишите в файл otchet.txt

 

4 Содержание отчёта:

4.1 Файл F5.txt

4.2 Файл otchet.txt

4.3 В тетради конспект по темам:

· Работа с файлами в командной строке

· Изменение атрибутов файлов и каталогов.

· Как создать архив и извлечь данные из архива.

 

5 Контрольные вопросы:

5.1.1 Как создать пустой файл, каталог? Как удалить файл/каталог?

5.1.2 Как переименовать/переместить файл? Как скопировать файл?

5.1.3 Как определить текущий каталог?

5.1.4 Как идентифицировать тип файла? Как просмотреть файл?

 

 


Пользователь root

В операционной системе Linux всегда имеется привилегированный пользователь (администратор, суперпользователь) — root, который регистрирует всех остальных пользователей и определяет их права в системе. Пароль системного администратора определяется при установке Linux, а для дистрибутивов типа Live CD он задается разработчиками.

Системный администратор как суперпользователь может в любой момент прекратить работу Linux, вызвав перезагрузку компьютера, с помощью команды
reboot.

Для прекращения работы Linux также используются команды halt, fasthalt fastboot. Все названные команды представляют собой короткий вариант команды shutdown с определенными параметрами:

  • halt — shutdown -h now
  • fasthalt — shutdown -fh now
  • fastboot — shutdown -fr now
  • reboot — shutdown -r now

Параметры команды shutdown означают следующее:

  • -f — создать файл /fastboot и при следующей загрузке компьютера пропустить тестирование файловой системы;
  • -h — остановить систему;
  • -r — перезапустить систему.

Сочетание клавиш Ctrl+Alt+Del в Linux аналогично команде ctrlaltdel с аргументами:
ctrlaltdel {hard]soft}

  • hard — немедленная перезагрузка системы, что приводит к неправильной синхронизации файловой системы;
  • soft — ядро получает сигнал INT и проводит корректную перезагрузку системы.

2.2 Назначение команд командной строки:

· whoami – показывает имя пользователя системы

· uname – информация о типе ОС (если ввести команду uname -a, то будет показано тип ОС, хостнэйм, версия ОС, издание ОС, архитектуру компьютера, платформу).

· Помощь по команде команда (команда –help) или (man команда выход из команды man - q)

· w показывает, чем занимаются пользователи сети (результат команды покажет машинное имя каждого пользователя, его терминал, время входа и последнюю введённую пользователем команду).

· who - показывает кто работает в вашей системе и как долго они там находились

· dd [КЛЮЧ]... -копирует файл, преобразует и форматирует в зависимости от ключей.

· file – определение типа файла: file [OPTION]... [FILE]...Команда file работает, используя файл /usr/share/misc/magic

· wc – подсчитывает количество строк, слов, байт, или символов в текстовом файле

Распределение знаков

2.3.1 Метасимволы имён файлов

· Звёздочка - заменяет любое количество символов, например ls *.txt

· Знак вопроса – заменяет любой конкретный единичный символ ls mc6????

 

2.3.2 Последовательное выполнение команд – через; в одной строке – команде.

Условное выполнение команд

· and – если выполнение первой команды прошло успешно, то переход к другой команде
Структура команды: cd /user/bin&&lsэта команда указывает перейти в каталог user/bin и показать в нём файлы и каталоги

· or – даже если выполнение первой команды не прошло успешно, то должен произойти переход к другой команде, если первая команда правильная, то вторая игнорируется

 

2.3.4 Использование символов перенаправления

Linux позволяет направлять результаты работы команды (программы) на вход другой команды (программы), используя функции стандартного ввода-вывода. Таким образом, можно в одной командной строке объединить любое количество команд, используя четыре символа перенаправления ввода-вывода:

· Символ > для перенаправления стандартного вывода.

· Символ < для перенаправления стандартного ввода.

· Символ >> для добавления стандартного вывода в конец существующего файла.

· Символ | (символ потока) для передачи стандартного вывода одной команды н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.188 с.)