Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способности как психические свойства личности
При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, – лишь определенного среднего уровня. Все зависит от способностей человека. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности следует отличать от склонности, которая характеризует устремленность индивида к чему-либо, его направленность заниматься определенной деятельностью, постоянную тенденцию к действию. Склонность, порождаемая устойчивой потребностью, может стать предпосылкой развития способностей. Вместе с тем наличие способности у человека стимулирует появление склонности к определенному виду деятельности. Один из самых сложных вопросов психологии – это вопрос о происхождении способностей. По мнению ряда ученых, способности носят врожденный характер, и если они есть, то непременно проявятся. Так, способности М. Ломоносова пробили себе дорогу через все трудности в юношеском возрасте, дар же Моцарта проявился в три года. В другой интерпретации способности предстают как обусловленные генетически родословной. Так, именитых предков имели Л. Толстой, А Пушкин, И. Шиллер, И. Бах. Среди психологов и педагогов имеется также много приверженцев той гипотезы, что способности определяются исключительно социальными условиями (системой обучения и воспитания). Большинство отечественных психологов придерживаются той гипотезы, что способности обусловлены и врожденными особенностями индивида (задатками) и связаны с его социальным опытом (наличие мудрых наставников, пребывание в атмосфере творчества и т.п.). Под задатками понимается комплекс врожденных анатомофизиологических особенностей организма человека (нервная система, мозг, органы чувств и движений), характеризующий его индивидуальный тип реагирования на воздействия окружающей среды. Согласно данному подходу, природа дарит человеку не сами способности, а задатки. Способность в дальнейшем проявляется в какой-то деятельности, в ее результатах. Именно в деятельности задатки трансформируются в способности.
Существует множество видов способностей: Актуальные и потенциальные. Под потенциальными способностями подразумеваются возможности развития человека при возникновении новых задач. Актуальные способности – это те потенциальные, для которых имеются объективные условия и возможности. Общие и специальные. Общие проявляют себя в различных видах человеческой деятельности (коммуникативные, познавательные, регуляторные), специальные – в конкретном виде деятельности (музыкальный слух, чувство ритма и т.п.). Теоретические и практические обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. Учебные и творческие – обеспечивают индивиду либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний. Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. По уровню развития способности подразделяются на одаренность, талант и гениальность. Одаренность – это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Одаренной личности приписывают такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе. Талант – одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью. Гениальность – высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей.
Сравнивая понятие таланта и гениальности, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности – творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком. Гений по преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих. В отличие от просто «креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В.Н. Дружинин предлагает следующую формулу гения: гений – это высокий интеллект плюс еще более высокая креативность, умноженные на активность психики. Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. Обобщенное его определение может иметь такой вид: интеллект – это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде. По приблизительным расчетам, факторы наследственности в интеллекте составляют около 60 %. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. Ведущее влияние на интеллект оказывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку. При одинаковом среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п. Различие между интеллектом и креативностью заключается в том, что интеллект опирается на конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний), а креативность – на дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей). Любой одаренной личности (креативной) присущи такие черты, как зоркость в поисках проблем как качество мышления, умение заменять мыслительные операции в длинной цепи рассуждений одной обобщающей операцией, владение обобщающими стратегиями через приемы переноса опыта решения одной задачи к решению другой, цельное восприятие, гибкость мышления, легкость генерирования идей.
12 понятие об ощущениях и его физиологической основе Мир психических явлений человека многообразен (психические процессы, психические свойства, психические состояния). Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. На этой лекции мы начинаем разговор о познавательных процессах, благодаря функционированию которых человек познает окружающую его действительность. К познавательным процессам относят: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь. Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие». Проделайте небольшой опыт: попросите товарища закрыть глаза и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: «Что-то твердое, гладкое, холодное» или «Мягкое, теплое шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.
Ощущение – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Низкоорганизованные животные отражают только отдельные, имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями. В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др. Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др. Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления. Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции). Ощущения всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче, второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус. Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание) имеют одинаковые корни.
Осознаваемые ощущения присущи только живым организмам, имеющим головной мозг и кору головного мозга. При нарушениях в работе мозга или временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознано воспринимать мир. Такое происходит во время сна, при наркозе, при болезненных состояниях сознания. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование познавательной деятельности. Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики. Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.
Анализатор состоит из 3 блоков: 1). Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор предназначен для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса). 2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель). 3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности). Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации. В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ. Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370. 13 Виды ощущений Попытки классифицировать ощущения предпринимались давно. Еще со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, возникающих при воздействии окружающей среды: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Рассмотрим систематическую классификацию ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона, получившую наиболее широкое распространение. В ней предпринята попытка выделить группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (месторасположения) рецепторов. Исходя из этого выделяются: 1. ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ощущения — ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. В свою очередь экстероцептивные ощущения включают 2 подгруппы: контактные ощущения (при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств) и дистантные ощущения (возникновение ощущений при воздействии отдаленного раздражителя). К контактным ощущениям относят вкусовые и осязательные, к дистантным — слух и зрение. Обоняние занимает промежуточное место, так как хотя обонятельные ощущения и возникают на расстоянии от предмета, в то же время обонятельный рецептор непосредственно воспринимает молекулы, связанные с данным предметом и характеризующий его запах. 2. ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ (органические) ощущения — ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма (наличие в нем биологически полезных или вредных веществ, температура тела, давление и т.д.). Внутренние рецепторы располагаются во всех внутренних органах. Интероцептивные ощущения наименее осознанны (за исключением, болевых ощущений), но в то же время они в значительной степени определяют психоэмоциональное состояние человека. 3. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ (кинестетические) ощущения — ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Располагаются проприоцепторы в мышцах, сухожилиях и суставах. Благодаря им человек управляет и координирует своими движениями. Рассмотренная классификация приведена на схеме. Существуют и другие классификации ощущений. Английский невролог Х. Хэд разработал генетическую классификацию, в соответствии с которой выделяются протопатические и эпикритические ощущения. Протопатические ощущения возникли раньше эпикритических и характеризуются большей эмоциональной окрашенностью и отсутствием точной локализации источника раздражения внешнего мира. Эпикритические ощущения имеют в своей основе рациональное начало. . 14ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.. Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»). Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям. Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по пинии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) 'и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. В нем отсутствует волевая активность, поэтому оно называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним (например, слушание доклада, просмотр выставки). Оно может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение. Наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Наблюдатель должен иметь ясную и четкую задачу. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. 15ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и. тех же явлений различными людьми или одним и Iтем же человеком в разных условиях и в разное время. Свойства восприятия: 1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть. 2. Константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. 3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. 4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?» 16,ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ. Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействии. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разного вида. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение. Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражители также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Произвольное внимание (активное, волевое) - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами. 17 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4— 6 объектам, у ребенка не более 2-3. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий. 18, ВИДЫ ПАМЯТИ В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией. Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память - запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов (память страха, стыда, слепой ярости). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. По степени волевого процесса запоминания и воспроизводства различают непроизвольную (мы иногда и не хотим, а запоминаем) и произвольную память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто забываем именно то, что и боялись забыть. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Эффективность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания: а) механическое дословное многократное повторение —- работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память— это память, основанная на повторении материала без его осмысления; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.075 с.) |