Характеристика базовых эмоции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика базовых эмоции



Важные вопросы:

- сколько же всего существует эмоций?

- можно ли считать все эмоции равными по значению или же некоторые из них являются более фундаментальными и выступают основными по отношению к другим?

Есть множество точек зрения на эти вопросы. Например, Уильям Джеймс считал, что эмоций существует столько, сколько имеется слов для их характеристики, и что каждой эмоции соответствуют присущие ей физиологические проявления. В наше время большинство ученых не разделяют позиции Джеймса, а некоторые даже заявляют о наличии лишь небольшого числа основных (базовых) эмоций. Кроме того, высказывается идея о том, что, хотя существует небольшой ряд первичных, или основных, эмоций, есть еще огромное количество сложных эмоций, производных от базовых.

Деление эмоций на первичные (базисные) и вторичные - этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций — от двух до десяти.

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

  1. имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
  2. проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
  3. влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;
  4. возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
  5. оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные им к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Описание десяти фундаментальных эмоций,

образующих основную мотивационную систему поведения человека (по К. Изарду)

Эмоция Проявления в поведении Причины активации Функции
1. Интерес Перемены обстановки, одушевленность, новизна Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности Играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта, обеспечивает работоспособность человека, социальный интерес играет большую роль в коммуникации. Повышает внимание, любознательность, поиск.
2. Радость Социальные взаимодействия, преодоление препятствий, достижение целей. Связана с возможностью удовлетворить потребность. Человек испытывает чувство психологического комфорта и благополучия, он становится увереннее в себе. Радостные переживания способствуют формированию чувства привязанности и взаимного доверия между людьми
3. Печаль (горе, страдание) Разнообразные проблемные ситуации, неудовлетворенные потребности, разочарование, смерть близких, неудачи в достижении целей и т.п. Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен. Переживание печали описывается как уныние, грусть, чувство изоляции и одиночества. Положительные социальные функции: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию.
4. Гнев Ограничения свободы, препятствия в достижении целей, неправильные или несправедливые действия окружающих, некоторые раздражающие факторы (боль, ощущение дискомфорта и т.п.) В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.
5. Отвращение Физически и психологически вредные объекты, вызывающие неприятные ощущения, или потенциально опасные вещества. Кроме того, противоречие с какими-либо принципами или установками субъекта. Человек стремиться отстраниться от неприятного объекта или устранить его. Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Мотивирующая роль заключается в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания - с другой.
6. Презрение Неодобрение действий других людей, чувство собственного превосходства, победа, одержанная над соперником и т.п. Сопровождается чувством ценности и значимости собственного «Я» по сравнению с «Я» другого человека, предполагает надменную или снисходительную манеру общения с объектом презрения. Презрение служит положительным целям тогда, когда оно направлено на тех людей, которые его заслуживают.
7. Страх Информация о реальной или воображаемой опасности. Неуверенность, дурные предчувствия. Боль, одиночество и «внезапное изменение стимуляции», внезапное приближение, необычность, высота, - то есть естественные сигналы опасности. В качестве активатора страха может выступать также неустойчивая привязанность. Внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Страх ограничивает свободу поведения человека и сопровождается чувством неуверенности, незащищенности,, невозможности контролировать ситуацию. Страх выполняет важные адаптивные функции, так как заставляет человека искать средства для защиты от возможного вреда.
8. Смущение Ощущение беззащитности в ситуации социального взаимодействия. Человек прячет глаза, отворачивается, улыбаясь при этом, и зачастую украдкой посматривает на смутившего его человека. Адаптивные функции: смущение может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением.
9. Стыд Осознание несоответствия помыслов, поступков человека не только ожиданиям окружающих, но и его собственным представлениям. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыд побуждает индивида к приобретению навыков социального взаимодействия и способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности пред обществом.
10. Вина Нарушения неких, принятых человеком этических, моральных или религиозных стандартов. Если человек чувствует себя виноватым, у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым он провинился. Вина играет роль в воспитании социальной ответственности.
11. Удивление Внезапное неожиданное событие. Приостановление деятельности, активизация познавательной сферы. Способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет на объект все когнитивные процессы.

29 КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОС­ТОЯНИЯ (СТРЕСС, АФФЕКТ, ФРУСТРАЦИЯ).

Стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная ре­акция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - то­тальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения.

Понятие стресса введено канадским ученым Г.Селье (1907—1982). Он определил стресс как сово­купность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психи­ческую травму. В развитии стрессового состояния он выделил три этапа: 1) тревога: 2) сопротивление; 3) ис­тощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фа­зы противошока, когда восстанавливаются нарушен­ные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характери­зуется возникновением устойчивости к действию агрессоров. При их длительном воздействии силы ор­ганизма иссякают и наступает стадия истощения, за­рождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

Различается стресс физиологический и психологи­ческий. Психологический стресс делится на информа­ционный (информационные перегрузки) и эмоциональ­ный стремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобили­зующим (австресс - "хороший" стресс) и демобили­зующим (дистресс)

В преодолении стресса проявляются два поведен­ческих типа личности - интерналы (рассчитывающие только на себя), и экстерналы (на помощь других лю­дей).

Аффект - внезапно возникающее в острой кон­фликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дез­организации сознания и крайней активизации импуль­сивных реакций.

При состоянии аффекта значительно нарушается сознательная регуляция действий человека. Поведе­ние человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, под­сознательные действия.

Три стадии проявления аффекта: на 1 стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нару­шается ориентировка в действительности; на 2 - пере­возбуждение сопровождается резкими, плохо контро­лируемыми действиями; на 3 стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Формы аффективного состояния: страх (безуслов­но-рефлекторная эмоциональная реакция на опас­ность), ужас (наивысшая степень страха), фобии (на­вязчивые, гипертрофированные представления об опасности - боязнь высоты и т.д.), гнев.

Фрустрация - конфликтное отрицательно-эмоци­ональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое де­прессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабле­ние памяти, способности к логическому мышлению).

В состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

30 ВОЛЯ. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с пре­одолением внутренних и внешних препятствий. Во­ля - это способность человека, которая проявляет­ся в саморегуляции им своего поведения и психиче­ских явлений.

Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, по­лучаемого в процессе и в результате его исполне­ния; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на пре­одоление самого себя.

Волевая регуляция поведения состоит в опти­мальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли состав­ляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. дейст­вий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для дости­жения цели), настойчивость (умение человека мо­билизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тор­мозить действия, чувства, мысли, мешающие осу­ществлению принятого решения), энергичность. Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Вторичные волевые качества развиваются в он­тогенезе позже, чем первичные: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (уме­ние контролировать чувственную сторону своей психик), уверенность в себе.

Третичные волевые качества связаны с нравст­венными: ответственность (качество, характери­зующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинирован­ность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение доб­ровольно возложить на себя обязанности и выпол­нить их). Сюда же относятся качества воли, связан­ные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упо­рядочение своего труда), исполнительность (ста­рательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей). Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых дейст­вий.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вто­ричным и далее - к третичным качествам.

Ощущения

Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описание чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие».

ОЩУЩЕНИЕ — познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.

Процесс ощущения связан с воздействием разнообразных свойств внешней среды (раздражителей) на органы чувств. Воспринятая информация далее обрабатывается в центральной нервной системой. При ощущении происходит отражение ОТДЕЛЬНЫХ свойств предметов (явлений): каждый орган чувства способен воспринимать только раздражители одного вида, имеющие специфические характеристики. Основная жизненная роль ощущений связана с доведением до центральной нервной системы информации о состоянии внешней и внутренней среды, что дает возможность адаптироваться и управлять поведением.

Ощущение свойственно всем животным, имеющих нервную систему. Однако в отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие. Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями.

В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.

Ощущение не есть простое отражение воздействий внешнего мира органами чувств. Важным звеном ощущений выступает ответная реакция организма на воздействие. Эта реакция носит опосредованный и активный характер. Ощущение опосредовано сознанием человека, его жизненным опытом, сформированными навыками и др.

Ощущение взаимосвязано со многими психическими явлениями. Например, накопленная при помощи органов чувств информация является необходимым условием для развития мышления. Также наблюдается прямая взаимозависимость многих ощущений с эмоциями человека (весеннее пение птиц, морской прибой, музыка часто вызывают у человека положительные эмоции).

Физиологические механизмы ощущений

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

АНАЛИЗАТОР — нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих

на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор — периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информацию от действующих на организм раздражителей. РЕЦЕПТОР — специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).

2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути — участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути — участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) — участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

В общем виде возникновение ощущения можно представить в виде схемы (см. «Психология в схемах»). Ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный — находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозге. Поэтому ощущение как психическое явления возникает на уровне деятельности мозга. При воздействии же раздражителя речь идет о физическом процессе раздражения; при формировании и передаче импульсов говорят о возбуждении как физиологическом процессе (см. «Психология в схемах»).

Свойства ощущений

Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).

КАЧЕСТВО (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и обрабатывать информацию внешней среды только определенного вида (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий — кислый; горький — соленый и др.).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства (т.е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действий раздражителя на орган чувства, и соответственно, также зависимое от функционального состояния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый») период — время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражителя ощущения часто не исчезает. Это явление связывают с т.н. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ.

ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот — как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяются пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизация, контраст и другие. Кратко приведет их описание.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как контраст.

КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Наличие ощущение наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушения в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями.

Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

Иногда в качестве свойства ощущений называют сенсибилизацию. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

 

33характеристика познавательных процессов.

К познавательным процессам человеческой психики относятся: 1. ощущение,

2. восприятие, 3. внимание,, 4.. воображение, 5. мышление 6. память

Ощущение.

1.Ощущение — основа знаний об окружающем мире, первичный психологический процесс в познании действительности.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Свойства ощущений.

1. ощущения объективны, то есть зависят от внешних свойств раздражителя, поэтому окружающий мир воспринимается людьми более-менее одинаково (трава зеленая, дождь мокрый, камень твердый).

2. ощущения субъективны, это обусловлено состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями человека. Например, одному человеку музыка кажется громкой, а другому такая громкость — в самый раз.

3.Ощущения имеют рефлекторный характер. При воздействии на рецептор раздражителя по проводящим нервным путям в мозг идет сигнал, попадающий в определенный участок коры больших полушарий, откуда затем сигнал поступает к органу, реагирующему на раздражение.

Виды ощущений:

1— зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза;

2— слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума;

3— вибрационные — способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук);

4— обонятельные — отражают запахи окружающих предметов;

5— вкусовые;

6— кожные:

а) тактильные (ощущение прикосновения), Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы — ими мы осязаем.

Б) температурные Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь;

в) болевые. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску — их хорошо слышно или видно другим людям

7— статические — сигнализируют о положении тела в пространстве;

8— органические — чувство голода, жажды, насыщения, боли, сексуальные ощущения.

Вывод: Ощущения — основа чувственного познания окружающего мира.

Восприятие.

Восприятие — более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений. Восприятие происходит одновременно с ощущением. В процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий.

Виды восприятия

— восприятие предметов. Происходит, в основном, за счет восприятия формы,

так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета.

На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).

—восприятие времени. При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события) ускоряют для нас и течение времени.

— восприятие движений. Иллюзия при восприятии движения: сидя в вагоне стоящего поезда и наблюдая в окно движущийся другой поезд, кажется, будто едешь сам.

— восприятие отношений между предметами. Женщинам хорошо известно влияние на восприятие отношений между предметами — например, синяя кофточка делает бледно-голубые глаза ярко-голубыми. Черная одежда «стройнит», то есть делает объем тела зрительно меньше. Вертикальные полосы на одежде делают вас как будто выше, а горизонтальные — «короче». Высокий каблук «удлиняет» ногу.

—восприятие пространства. Размер предметов может искажать восприятие пространства. Определенное сочетание линий может давать искаженное восприятия формы предмета и его расположения в пространстве

— восприятие человека. У всех людей восприятие разное, но есть некоторые общие черты, характеризующие восприятие человека

Свойства восприятия.

1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Восприятие всегда в поиске новой информации — так уж оно устроено.

2. Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Восприятие — это отражение реально существующих предметов и явлений, поэтому предметные свойства окружающего нас мира являются решающими для нормальной работы восприятия. Когда нет реальных воздействий, нет нормального восприятия, оно искажено.

3. Целостность. Благодаря целостности, мы воспринимаем мир в виде вещей и событий, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений.

4.Постоянство. Благодаря постоянству, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.

5. Осмысленность. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы

Вывод: Восприятие является одним из основных процессов непосредственного познания действительности.

Внимание

Внимание является одним из психических процессов, с помощью которых человек воспринимает и познает окружающий мир.Внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как оно присутствует на всех уровнях психической организации. Человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), Этой цели служит внимание — произвольная или непроизвольная направленность сознания на определенный объект.

Функции внимания

а) функция отбора. В процессе внимания сознание выделяет из общей массы предмет, который вы воспринимаете, о котором думаете или вспоминаете. Одновременно с этим вы на какое-то время перестаете замечать другие окружающие вас объекты

Внимание человека может привлекать цвет, звук, форма, яркость, необычность, привлекательность предмета, новизна или внезапность ситуации

б) функция сохранения. Человек всегда воспринимает какой-то «кусочек» реальности, его мысли вертятся вокруг какого-то отдельного предмета или конкретного вопроса. В каждый момент времени нас занимает что-то конкретное, а не все вообще.

в) Функция регуляции и контроля протекания деятельности. Одно из важнейших функций

Виды внимания.

1.Непроизвольное внимание — сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Его называют пассивным, т.к. отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться.

Оно может возникать само собой, под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя.

2. Произвольное (активное) внимание. Возникает, если человек обращает свое внимание и сосредотачивается на объекте сознательно, усилием воли. В этом случае человек делает что-то не потому, что это интересно или приятно, а потому, что должен это делать — перед ним стоит цель сосредоточиться.

3.Послепроизвольное внимание, в ходе которого сознательное выполнение какой-либо деятельности настолько поглощает и заинтересовывает человека, что не требует волевых усилий. Такое состояние может длиться часами, и человек не устает. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

Свойства внимания.

1.Объем - это то количество объектов, которые могут быть одновременно и отчетливо восприняты за относительно короткий период времени.

2.Устойчивость - способности человека длительно удерживать внимание на чем-либо, сопротивляясь утомлению и отвлечению.

3. концентрация - это способность человека сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.

4.избирательность - установка на выбор из множества объектов только некоторых.

5. распределение - проявляется при одновременном выполнении двух или нескольких действий.

6.переключение - это способность перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.

7. индивидуальность - для каждого конкретного человека будут индивидуальными свойства внимания.

Вывод: Внимание обеспечивает направленность психики человека на восприятие и познание окружающего мира.

Воображение.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции воображения.

а) целеполагание и планирование. Человек создаёт в воображении будущий результат и планирует возможности его достижения

б) познавательная. Воображение мысленно конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

в) приспособительная. Встречается у детей. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг должен противопоставить внешнему потоку информации средство, которое позволило приспособить исходный материал и увеличить объем воспринимаемого (сказки и мифы);

г) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития

Приёмы создания образов.

1.комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

2. акцентирование — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

3.гиперболизация. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Виды воображения

1. Непроизвольное воображение. Новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.д.

2. Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх

3. Воссоздающее воображение. В его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры.

4.Творческое воображение: самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Вывод: Воображение присуще только человеку. Представлен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.111 с.)