Отличительные свойства клеток прокариот и эукариот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные свойства клеток прокариот и эукариот



Признак Прокариотная клетка Эукариотная клетка
Средний размер 1-10 мкм 10-100 мкм
Ядерная мембрана Отсутствует Имеется
Хромосома Одна Несколько
Гистоны Отсутствуют Имеются
Тип деления Бинарный Митотический
Специализированные мембранные структуры Отсутствуют Имеются
Клеточная стенка Образована пептидогиканами Содержит хитин или целлюлозу
Стероиды клеточной стенки Отсутствуют Имеются
Рибосомы 70S 80S
Анаэробное дыхание Возможно Обычно отсутствует
Тканевая дифференцировка Отсутствует Обычно имеется
Фиксация азота Возможна Невозможна

Основные компоненты бактериальной клетки:

- клеточная стенка

-цитоплазма

-цитоплазматическая мембрана

-нуклеоид

Дополнительные компоненты бактериальной клетки:

-капсула

-споры

-жгутики

-реснички

Предмет физиологии бактерий - исследования функций, то есть всех физиологических и биологических процессов, происходящих в бактериальной клетке, а также физических, химических и биологических превращений, вызываемых микроорганизмом окружающий среде.

Основной изучения физиологии бактерий является исследование химического состава этих микроорганизмов. Для роста и размножения микроорганизмов необходимы источники питания. Питание обеспечивает бактериальную клетку пластическим материалом для самовоспроизведения и энергией.

Механизмы питания:

  1. Пассивная диффузия
  2. Облегченная диффузия
  3. Активный перенос
  4. Транслокация радикалов

Сущность процесса дыхания бактерий заключается в протекании биохимических реакций, в результате которых образуется АТФ, являющаяся универсальным переносчиком химической энергии между взаимно противоположными процессами выделения и потребления энергии.

Существуют:

- Облигатные аэробы

- Облигатные анаэробы

- Факультативные анаэробы

- Микроаэрофилы (рост при повышенном содержании углекислого газа и низком содержании кислорода)

- Аэротолерантные (выживают, но не растут в течение короткого периода времени в присутствии атмосферного кислорода).

Ферменты бактерий.

По локализации:

- экзоферменты (выделяются в окружающую среду)

- эндоферменты (локализуются в клетке)

Конститутивные - синтезируются в клетке без наличия определенного субстрата.

Индуцибильные – концентрация их возрастает при наличии определенного субстрата.

Одним из методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний является бактериологический. Его целью является идентификация - определение вида микроорганизма. Для этого проводится выделение чистой культуры бактерий (чистая культура - бактерии одного вида).

Вид - это совокупность микроорганизмов, имеющих единое происхождение и генотип, сходных по своим биологическим признакам и обладающих наследственно закрепленной способностью вызывать в стандартных условиях качественно определенные процессы. Для установления вида микроба изучаются его биологические свойства - морфология, тинкториальные, культуральные, биохимические свойства, антигенная структура и т.д.

Культивирование микроорганизмов - это создание оптимальных условий для роста и размножения микроорганизмов. Культуральные свойства бактерий определяются на плотных и жидких питательных средах.

Условия культивирования бактерий:

-питательная среда

-оптимальная температура

-аэробные или анаэробные условия

-время культивирования

В зависимости от температуры культивирования, микроорганизмы делятся на:

- психрофилы - растут при температуре 6-10ºС

- мезофилы - 34-37ºС

- термофилы - при высокой температуре.

Время культивирования - чаще всего 18-24 часа, но может быть 2-60 суток.

Рост – координированное воспроизведение всех клеточных компонентов и структур, ведущее к увеличению массы клетки.

Размножение – увеличение числа клеток в популяции.

Фазы размножения:

  1. Исходная (не изменяется)
  2. Задержки размножения (приспособление)
  3. Экспоненциальная (логарифмическая)
  4. Отрицательного ускорения (истощение)
  5. Стационарная (равновесие)
  6. Ускоренной гибели
  7. Логарифмической гибели
  8. Уменьшения скорости отмирания

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Основные и дополнительные компоненты бактериальной клетки. Их функции.

2.Принципы систематики бактерий.

3.Питание, дыхание, рост и размножений бактерий.

 

 

Тема 3.

Генетика микроорганизмов. Генетический контроль факторов патогенности и токсигенности.

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о наследственном аппарате микроорганизмов, дать определения основным понятиям, дать представления об изменчивости бактериальной клетки, принципах генотипирования и геннной инженерии, их значении в диагностике заболеваний микробной этиологии и их профилактике.

Тзисы лекции:

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости.
Ген – это фрагмент молекулы ДНК, контролирующий синтез одного белка.
Вся сумма генов микроба называется генотип.Наследственность – воспроизведение у потомков признаков предков.

Генотип микроба обозначается на генетической карте строчными буквами: lac, sac, col.

Вся сумма внешних признаков микроба (морфологических, метаболических процессов у разных видов бактерий, связанных с воздействием окружающей среды – фенотип.

Фенотипические признаки обозначаются заглавными буквами Lac, Sac, Col.

Фенотипические изменения какого-либо признака или нескольких признаков микроорганизма называют модификациями. Они не сопровождаются изменениями первичной структуры ДНК и вскоре утрачиваются. Возникают как адаптивные реакции микробных клеток на изменяющиеся условия окружающей среды.

Мутация - изменения в первичной структуре ДНК, выражающиеся в наследственно закрепленной утрате или изменении какого-либо признака.

Все мутации происходят в результате ошибок синтеза молекулы ДНК

-Делеция – выпадение (гена или его участка)

-Инверсия – поворот участка ДНК на 180 0

-Дупликация – повторениеопределенного участка ДНК или гена

-Трансформация – перемешивание генов

Генетические рекомбинации – обмен генами между бактериями, в котором участвует 2 клетки: донор (отдающий) и реципиент (принимающий).

-Конъюгация через половые пили генетический материал передается в другую бактериальную клетку и встраивается в ее хромосому

-Трансформация – передача генетического материала от донора к реципиенту при помощи изолированной ДНК

-Трансдукция - передача генетического материала от донора к реципиенту при помощи умеренного фага (неспецифическая, специфическая, абортивная)

Становление нового научного направления в области биологии - генетической инженерии, конструирование invitro функционально активных генетических структур - рекомбинантных ДНК, модифицирование природного ге­нотипа родительской клетки с соответствующим измене­нием фенотипических свойств последней, создание первой рекомбинантной ДНК, состоящей из фрагмента ДНК ви­руса ОВ 40 и бактериофага лямбда dvgal с галактозным опероном Е. coli (Берг, 1972) явилось началом нетрадици­онной биотехнологии - молекулярной биотехнологии, био­технологии рекомбинантных ДНК. Поэтому нужно при­знать, что генетическая инженерия как ядро новой био­технологии является прямым потомком молекулярной генетики, молекулярной биологии; а у традиционной био­технологии - основа микробиология, микробиологическое производство.

Конечно же, в определении биотехнологии как науч­ной дисциплины, ее задачах и целях могут быть отрасле­вые оттенки (сельскохозяйственная биотехнология, вете­ринарная биотехнология, медицинская биотехнология, эко­логическая биотехнология, промышленная биотехнология и другие направления).

Разработка новых антибиотиков, осо­бенно природного происхождения и сегодня остается пер­востепенной задачей для практического здравоохранения, а также для ветеринарной и пищевой промышленности. По-сути, антибиотики являются самым большим классом по объему биотехнологического производства и потреб­ления фармпрепаратом

Востребованы в современной медицине гормональ­ные препараты (инсулин, соматотропин и др.), биоло­гически активные вещества (интерлейкины, интерферо- ны, активатор плазминогена крови, антигемофильный фактор и др.), генно-инженерные вакцины (субъединич- ные, пептидные, «векторные»), диагностикумы на ос­нове моноклональных антител, тест-системы для детек­ции нуклеиновых кислот и др.

Расширяется производство и использование фитопре­паратов (алкалоиды, гликозиды, стероиды, эфирные мас­ла и др.), ферментов микробного происхождения (стреп- токиназа, урокиназа, супероксиддисмутаза; различные амилазы и протеазы), полидекстранов.

Нуклеоид – кольцевая двухнитчатая молекула ДНК, расположенная в цитоплазме, содержит жизненноважную генетическую информацию бактерии. Это прототип ядра эукариот, но не ограниченный ядерной мембраной.

Плазмиды– внехромосомный фактор наследственности

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Генетический аппарат клетки.

2. Формы изменчивости бактерий.

2. Генетические рекомбинации, виды.

3. Генная инженерия. Понятие и ее значение.

 

Тема 4.

Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека.Дисбактериоз.Микрофлора почвы, воды, воздуха. Санитарно-показательные микроорганизмы.

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний об экологии микроорганизмов, их распространенности, значении в возникновении инфекционных заболеваний; дать понятия о биоценозах и взаимоотношениях микробов в них; дать понятие о санитарной микробиологии, ее основных показателях и их значениив деятельности врача общего профиля.

Тезисы лекции:

Экологическая микробиология - это наука важнейшим объектом изучения которой является микробиоценоз, т.е. сообщества микроорганизмов в естественных средах (почве, воде, воздухе, организме человека), образующих= экологические связи как между собой, так и с совместно обитающими растениями, животными и человеком, а также с абиогенными факторами окружающей среды.

Межвидовые соотношения популяций, обитающих в одном биотопе, сложны, многообразны и динамичны. Различают следующие формы:

- нейтрализм - популяции не оказывают ни стимулирующего, ни подавляющего действия;

- симбиоз - популяции извлекают для себя пользу, степень взаимозависимости варьирует от слабой (сотрудничество) до полной (мутуализм);

- мутуализм - симбионты дополняют жизненные функции друг друга;

- комменсализм - "нахлебничество", при котором микроорганизмы питаются остатками пищи хозяина, которые в его рационе не имеют значения.

- конкуренция (антагонизм) - подавление жизнедеятельности одной популяции другой.

- паразитизм - межвидовая связь, при которой одна популяция (паразит), извлекает для себя пользу, нанося вред другой популяции (хозяина).

В зависимости от среды обитания микроорганизмы разделяют на свободноживущие и паразитические.

Свободноживущие заселяют гидро-, лито- и атмосферу, а также обитают в разных антропогенных средах (одежда, жилища, продукты, лекарственные препараты и др.).

В экологической микробиологии используются понятия общей экологии:

- популяция - совокупность особей одного вида, обитающих в пределах одного биотопа;

- биотоп - территориально ограниченный участок биосферы с относительно однородными условиями жизни;

- микробиоценоз - сообщество популяций микроорганизмов, обитающих в определенном биотопе;

- экосистема - система, состоящая из биотопа и биоценоза;

- геосфера, гидросфера, атмосфера - соответственно совокупность почвенных, водных и воздушных экосистем;

- биосфера - общая сумма всех экосистем, живая большая планета.

Микрофлора бывает:

-Постоянная (резидентная) – содержит представителей, специфичных для данного биотопа.

-Случайная (транзиторная) – состоит из особой, занесенных извне.

Дисбактериоз - нарушение нормы симбиотического микробного равновесия, характеризующееся выраженными изменениями микрофлоры, ее качественного и количественного состава.

Фазы:

1. Начальная. Увеличение числа нормальных симбионтов в естественных средах обитания.

2. Перераспределение количества микробов, появление УПМ.

3. Изменение локализации аутофлоры (появление в несвойственных ей местах).

4. Изменение патогенности микрофлоры.

Степени:

Отсутствие – наличие только облигатных и отсутствие УПМ (или менее ¼ колоний)

I степени – слабовыраженный. УПМ составляет 1/3 – ¼ общего числа колоний

II степени – выраженный. УПМ составляет ½ общего числа колоний.

III степени – резковыраженный. УПМ составляет ¾ и более от общего числа колоний.

Санитарная микробиология-наука, изучающая микрофлору окружающей среды и вызываемые ее жизнедеятельностью процессы, влияющие непосредственно и косвенно на организм человека.

Она определяет наличие патогенных микробов на объектах среды, разрабатывает методы исследования объектов среды, оценивает пути циркуляции микробов, разрабатывает госстандарты и мероприятия по оздоровлению среды.

Различают санитарно-показательные микробы (СПМ) – микробы-представители нормальной микрофлоры тела человека, служащие показателями санитарного неблагополучия объекта.

Санитарные показатели-показатели, свидетельствующие о микробном неблагополучии среды.

На их основе производится оценка таких объектов как почва, воздух и вода.

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Микробиоценозы человека.

2. Виды взаимоотношений микробов в сообществах.

3.Дисбактериоз. Определение. Фазы. Степени.

4.Понятие санитарной микробиологии.

5.Микрофлора почвы, воздуха, воды.

 

Тема 5.

Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Понятие об антигенах и антителах. Понятие о реакции антиген-антитело.

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов основных знаний о строении иммунной системы, иммунном ответе, антигенах, антителах, факторах неспецифической защиты, а также дать понятие аллергии, аутоиммунных состоянии, иммунодефицитах и их значении; дать понятие о серологических реакциях, их видах и значении в практической деятельности врача общей практики.

Тезисы лекции:

Иммунная система-иерархическое единство органов и клеток, функционирующих как единое целое, защищающих организм от инфекций и чужеродных агентов

Особенности иммунной системы:

-Клетки разбросаны по всему организму

-Клетки постоянно циркулируют в крови

-Постоянно вырабатывает АТ

-Состоит из 1012 лимфоидных клеток

-Общая масса 1,5-2 кг

-Центральная фигура – лимфоцит

Органы иммунной системы:

1. центральные

2. периферические

Под термином иммунитет (от лат. immynitas-освобождение) понимают невосприимчивость организма к действию инфекционных и неинфекционных факторов, обладающих генетической чужеродностью. Защита организма от агрессивного воздействия генетически чужеродных факторов достигается тремя основными механизмами: неспецифическая резистентность, врожденный (видовой или наследуемый) иммунитет, приобретенный иммунитет. Характер иммунного ответа зависит от вида антигена, кратности контакта с ним,пути введения и т.д. Основу механизмов проявления приобретенного иммунитета определяет иммунная реактивность, которая сочетает в себе действия следующих факторов: антитела, гиперчувствительность немедленного типа, гиперчувствительность замедленного типа, иммунологическая память, толерантность, фагоцитоз, комплемент.

Иммунный ответ:

Первичный иммунный ответ возникает при первой встрече с антигеном. Его выраженность достигает максимума к 7 - 8-му дню, сохраняется в течение 2 недель, а затем снижается; (IgM)

Вторичный иммунный ответ возникает при повторной встрече с антигеном за счет клеток иммунологической памяти. Вторичный иммунный ответ развивается быстрее за счет клеток памяти и достигает большей (в 3 - 4 раза) интенсивности(IgG)

Факторы неспецифической защиты организма - это комплекс сопротивляемости чужеродным агентам, который существует в организме, независимо от того, попал микроб или нет:

I Внешние барьеры

Кожа

Слизистые

Нормальная микрофлора

II Внутренние барьеры

Лимфоузлы

Тканевые барьеры

Клеточные барьеры:

-Фагоциты

-ЕКК

IV Гуморальные факторы

Лизоцим

Комплемент

Интерферон

Цитокины

Антигены - генетически чужеродные для организма вещества, вызывающие при введении иммунный ответ (гуморальный или клеточный). На поверхности антигена находятся антигенные детерминанты (детерминантные группы), отвечающие за специфичность антигена.

 

Антитела - иммуноглобулины со специфическими для определенного антигена активными центрами - полостями, (образованными тяжелыми и легкими полипептидными цепями), по форме и размеру соответствующими гомологичной антигенной детерминанте, с которыми они взаимодействуют в форме реакции иммунитета, образуя комплексы - антиген + антитело. Различаю 5 классов иммуноглобулинов.

Типы аллергических реакций:

1. Анафилоктический

2. Цитотоксический

3. Иммунокомплексный

4. Клеточный

Реакции различаются в зависимости от характера антигена и условий протекания.

Иммунологические методы используют для двух целей. Во-первых, по известному антигену, определяют в исследуемой сыворотке наличие и количественное содержание специфических к данному антигену антител. Количественное содержание устанавливают путем титрования сыворотки. Титром иммунной сыворотки называют то ее максимальное разведение, которое еще дает положительную реакцию. Во-вторых, с помощью известного антитела, т.е. диагностической иммунной сыворотки, определяют наличие в исследуемом материале специфического микробного антигена или осуществляют серологическую идентификацию выделенного возбудителя.

Все иммуно - микробиологические методы можно разделить на 3 группы:

1. Иммунологические методы (ИМ), основанные на прямом взаимодействии антигена с антителом (феномены агглютинации, преципитации, иммобилизации и др.)

2. ИМ, основанные на опосредованном взаимодействии антигена и антитела (реакция непрямой гемагглютинации, коагулятинации, бетонит-агглютинации, связывания комплемента и др).

3. ИМ, с использованием меченных антител или антигенов (метод флюоресцирующих антител, иммуноферментный и радиоиммунный анализы и др. методы)

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Иммунитет. Виды

2.Иммунный ответ. Виды

3.Антигены, свойства.

4.Антитела, свойства.

5.Понятия об аллергии, аутоиммунных состояниях, иммунодефицитах.

 

 

Тема 6.

Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса.Патогенность и токсигенность бактерий. Персистенция микроорганизмов. Инфекционность вирусов.

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний об инфекционном процессе, путях передачи инфекционных заболеваний, источниках и формах инфекции.

Тезисы лекции:

Инфекция - процесс сложного активного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмами, внедрившимся в его ткани и органы. Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических процессов, развивающихся в организме в результате внедрение в него болезнетворного микроба. Возможность возникновения инфекционного процесса определяется не только количеством и качеством патогенного микроба, но и состоянием макроорганизма, его сопротивляемостью, восприимчивостью. Восприимчивость обусловлена наличием в организме определенных клеток, тканей, в которых микроб-паразит находит оптимальные условия существования. Для возникновения инфекционного процесса, заболевания необходимо взаимодействия 3х факторов:

1.патогенный микроорганизм

2.воспримчивый макроорганизм

3.условия окружающей среды, в том числе и социальные.

Инфекционное заболевание характеризуется:

1. Наличие патогенного микроба

2. Заразность

3. Цикличность (протекает периодами)

4. Специфические реакции организма на возбудителя

5. Выработка иммунитета

6. Бактерионосительство

Патогенность микробов – это потенциальная способность вызывать заболевание (видовой признак).
Вирулентность микробов– это степень патогенности (штаммовый признак).

Факторы патогенности микробов:

1. адгезия

2. колонизация

3. инвазия

4. подавление фагоцитоза (за счет капсулы, протеина м у стрептококков, протеина а у стафилококков, корд-фактора у туберкулезной палочки)

5. агрессины

6. токсины

Степень патогенности микроба – вирулентность обозначается:

-Dlm – dosisletalisminima

-Dlc - dosisletaliscerta

-LD50

-DI - dosisinfectionis

Способы передачи инфекции

-Воздушно-капельный

-Фекально-оральный

-Контактный

-Парантеральный

-Половой

-Трансмиссивный

-Трансплацентарный

Факторы передачи:

-Пыль и воздух

-Вода

-Пища

-Насекомые

-Фекалии

-Кровь

-Медицинский инструментарий

Периоды инфекционного заболевания:

-Инкубационный – от момента заражения до появления первых признаков болезни (не заразен)

1.Продромальный – неспецифические общие проявления (может быть опасен)

2.Разгар - период развития клинических симптомов

3.Исход заболевания:

- выздоровление

- смертельный исход

- бактерионосительство

Особенности вирусной инфекции:

- Облигатный паразитизм вируса, его патогенность связаны с инфекционностью его НК – «инфекциозность»

- Высокая специфичность, органотропность (есть нейротропные вирусы, гепатотропные вирусы)

- Кровь для вирусов – транспортная среда, наличие стадии вирусемии.

- Взаимодействие генома вируса и генома клетки

- Инфекционные вирусы – самостоятельно воспроизводят свой генотип

- Интеграционные вирусы – гены вируса встраиваются в хромосому клетки и вызывают перерождение клеток (онковирусы)

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Инфекционный процесс. Стадии и уровни инфекционного процесса.

2.Формы инфекции.

3. Периоды инфекционного заболевания.

4.Патогенность, вирулентность, персистенция микроорганизмов.

5. Инфекционность вирусов.

 

Тема 7.

Общие принципы микробиологической диагностики бактериальных инфекций. Постановка этиологического диагноза.

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о задачах, которые решает клиническая микробиология. Познакомить с основными принципами забора исследуемого материала для проведения микробиологических исследований. Сформировать знания о принципах и методах диагностики бактериальных инфекций и их значение.

Тезисы лекции:

Клиническая микробиология- раздел мед. микробиологии, исследующий микробиологические аспекты этиологии, патогенеза, иммунологии оппортунистических микробных заболеваний и разрабатывающий методы их микробиологической диагностики, специфической терапии и профилактики.

Объектами исследования клин.микроб. являются главным образом УП для человека микробы и оппортунистические инфекции. В отдельных случаях клин.микр. изучает свободноживущие и облигатно-патогенные виды микробов. Задачи и методы клин.микроб. близки к таковым мед. микробиологии.

Их специфичность вытекает их того, что возбудители рассматриваемых заболеваний, как правило, нормальные обитатели тела человека, которые обычно находятся с ним симбиотических, а не в конкурентных взаимоотношениях. Патогенное действие этих микробов на организм хозяина проявляется в особых условиях (УПМ).

Клин.микр. исследует микробные заболевания, встречающиеся по существу во всех клинических специальностях (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, травматология, ортопедия, нефрология, кожные болезни, отоларингология и др).

Кроме того, в ее компетенцию входят такие общие для всех клинических дисциплин вопросы, как ятрогенные инфекции (заражение при получении мед.помощи), нормальная микрофлора, дисбактериоз, чувствительность микроорганизмов к химиопрепаратам, антиспетикам и дезинфектантам, методы клинико-микробиологических исследований.

Врачам всех специальностей постоянно приходится сталкиваться с патологией, вызванной различными микроорганизмами и каждый раз решать ряд стереотипных задач:

-оценить природу возможного возбудителя болезни

-определить, какой материал надо взять на исследование и как правильно это сделать

-корректно оценить результаты лабораторного исследования

-выбрать адекватную терапию до получения результатов лабораторного исследования и скорректировать ее сообразно с ними.

Микробиологические исследования играют важную роль в диагностике, профилактике и лечении инфекционных и гнойно-воспалительных заболеваний. Оно представляет собой многоступенчатый процесс, включающий:

проведение первичного посева на питательные среды для выделения возбудителя и получения чистой культуры

-дифференциацию и идентификацию выделенных культур

-определение чувствительности их к антибактериальным препаратам

-забор проб клинического материала и транспортировку его в лабораторию

результаты многих диагностических исследований при заболеваниях, этиология которых связана с жизнедеятельностью бактерий, в значительной степени зависят от вида патологического материала, времени и способа его взятия.

основные правила взятия любого материала на исследование:

Материал собирают в количестве, достаточном для тщательного исследования

-Материал должен соответствовать характеру инфекционного процесса (учитывают особенности инфекционного процесса, место максимальной локализации возбудителя и пути его выделения в окружающую среду)

-При заборе материала использовать только стерильные инструменты и посуду, соблюдая правила асептики для предупреждения загрязнения

Собранный материал доставляют в лабораторию в максимально сжатые сроки (1-2 часа). При невозможности доставки в указанные сроки весь биоматериал хранят в холодильнике, кроме крови и материала, исследуемого на наличие менингококка, которые необходимо хранить при температуре 35-37оС. Если имеются централизованные лаборатории, обслуживающие большие регионы, целесообразно пользоваться транспортными средами (Стюарта, Амиеса и пр.)

-материал для исследования по возможности собирают до начала антибактериальной терапии

-микроорганизмы чувствительны к факторам окружающей среды, в связи с эти надо обращаться с собранным материалом, так, чтобы максимально сохранить жизнеспособность возбудителей.

При направлении на исследование обязательно писать сопроводительный лист, в котором указываются Ф.И.О., возраст, отделение, предварительный диагноз, вид материала, дата и время взятия материала.

Наиболее правильный способ взятияжидких материалов - объемно с помощью стерильного шприца. Отбор тампоном производят только при невозможности осуществления объемного метода (отделяемое женских половых органов, ушей, глаз и т.д)

-При аспирации закрытых полостей кожу в месте прокола дезинфицируют антисептиками в течении 1-2 мин.

-Свищи и фистулы первоначально очищают от отделяемого и забор материал производят из глубины.

-Жидкий материал из открытых ран при хирургических вмешательствах отбирают объемно шприцем

-Отделяемое из дренажей также берут шприцем и используют концы удаленных дренажных трубок.

-Биоптаты из ран получают путем иссечения участка ткани из глубоких слоев раны и производят забор отделяемого тампоном после тщательной обработки раны физ.раствором и 70 градусным этиловым спиртом для удаления поверхностно вегетирующей микрофлоры, а также антисептических и антибактериальных препаратов.

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Бактериальные инфекции.

2.Понятие клинической микробиологии. Цели. Задачи.

3.Методы постановки диагноза бактериальных инфекций.

4.Понятие о профилактике данных инфекций.

5.Бактерии-как возможный фактор бактериального оружия.

 

Тема 8.

Общие принципы микробиологической диагностики микозов. Постановка этиологического диагноза.

Цель: основной целью является формирование у студентов знаний о заболеваниях, вызванных грибами, их значении в развитии современной патологии, принципах их диагностики.

Тезисы лекции:

Микозы разнообразны как по биологическим особенностям их возбудителей, так и по патогенезу и клинике самой болезни. Они широко распространены среди людей в связи с урбанизацией, широким нерациональным применением антибиотиков, иммунодефицитами. Заболевания, вызываемые патогенными грибами, называются микозами. До сих пор отсутствует единая классификация микозов и их возбудителей, что затрудняет изучение и борьбу с ними.

Грибы – это эукариоты, клетки их имеют разнообразную форму и размеры. Клетки грибов (гифы) образуют мицелий – вегетативное тело гриба. Различают воздушный (находится над поверхностью питательной среды) и субстратный мицелий.

Размножение грибов – половое и бесполое. Культивирование грибов осуществляют в аэробных условиях при температуре 28-330С. Среды – Сабуро, Чапека, сусло-агар.

Грибковые инфекции человека делятся на 3 группы:

Поверхностные;

Подкожные;

Глубокие.

К поверхностным микозам относятся: трихофития, микроспория, эпидермофития. К подкожным – споротрихоз, хромомикоз, мицетома. К глубоким – кокцидиоз, гистоплазмоз, бластомикоз, криптококкоз.

Характеристика:

-местные, диссеминированные, острые, подострые, хронические формы;

-развивается ГЧЗТ;

-интоксикация;

-поражение кожи и подкожной клетчатки;

-поражение внутренних органов;

-обнаруживается высокий титр АТ.

Лабораторная диагностика:

Клиническая картина микозов весьма полиморфна, поэтому во всех случаях диагноз должен быть подтвержден лабораторными методами исследования, успех которых во многом зависит от правильного взятия материала.

Со слизистых оболочек- ватным тампоном, ложкой Фолькмана.

Основные принципы диагностики:

1. Микроскопия:

- экспересс – метод

- по Граму

- с едким калием

- с нитрозином или тушью

- по Романовскому-Гимзе

- по Гомори

- по Гридли

- по Мак Манусу

- РИФ

- «раздавленная капля»

2. Выделение возбудителя (от нескольких дней до нескольких недель)

- на неселективных средах

- на селективных средах

- латекс-агглютинация

- аллергические пробы

- определение НК

Лечение:

- полиеновые антибиотики

- азолы

- аллиламины

- морфолины

 

 

Иллюстративный материал:

презентация в «PowerPoint» с фотографиями, схемами, таблицами, фильмами

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Грибковые инфекции. Виды.

2.Методы постановки диагноза микотической инфекции.

3.Понятие о лечении и профилактике данных инфекций.

 

Тема 9.

Общие принципы микробиологической диагностики паразитарных заболеваний. Постановка этиологического диагноза.

Цель:

основной целью является формирование у студентов знаний о заболеваниях, вызванных простейшими, их значении в развитии современной патологии, принципах их диагностики.

Тезисы лекции:

Медицинская паразитология - раздел зоологии, изучающий паразитов человека и животных.

Медицинскую паразитологию можно разделить на: 1. протозоологию - изучает паразитических простейших; 2. гельминтологию - изучает паразитических червей; 3. арахноэнтомологию - изучает членистоногих, имеющих медицинское значение.

Простейшие - это одноклеточные животные, размножающиеся в организме хозяина. Клетка - эукариотическая. Протозойные заболевания - группа антропонозных и зоонозных заболеваний, вызываемых патогенными простейшими.

По законам систематики живых организмов простейшие относятся к следующим высшим таксонам:

Домен (империя): Eucarya

Царство: Animalia

Подцарство: Protozoa

А далее следуют: отделы, классы, порядки, семейства, роды, виды, подвиды.

Простейшие являются одноклеточными эукариотическими микроорганизмами, которые по структуре своих клеток очень близки к животным клеткам. Клетка простейших снаружи покрыта эластической мембраной – пелликулой (или более плотным слоем кутикулой). Некоторые из них снабжены опорными фибриллами и минеральным скелетом. Часть простейших имеют постоянную форму вегетативного тельца (например, жгутиковые, реснитчатые); другие – непостоянную форму (например, саркодовые). Многие простейшие совершают активные движения с помощью постоянных (жгутики, реснички) или временных (корненожки) органов движения.

Большинство простейших гетеротрофы и питательные вещества поступают в клетку путем фагоцитоза и пиноцитоза. Переваренные вещества поступают в цитоплазму, а непереваренные остатки выбрасываются из клетки в любой части тела или через особое отверстие – порошицу.

Многие простейшие в неблагоприятных условиях образуют цисту. При инцистировании клетка сжимается, округляется, отбрасывает или втягивает вовнутрь органы.

Гельминтозы – группа антропонозных и зоонозных болезней, вызываемых паразитическими червями – гельминтами (греч. Helmins, helminthos – паразитические черви).

Гельминты – низшие многоклеточные организмы относятся к надтипу Scolecida. В организме человека паразитирует два типа сколецид – плоские черви (Plathelminthes) и круглые черви (Nemathelminthes) - таблица 2.

Различают 2 класса плоских червей - Trematoda (трематоды или сосальщики); Cestoda (цестоды или ленточные черви - лентецы) и один класс круглых червей – Nematodа. Каждый из классов содержит значительное число родов и видов.

Соответственно латинским названиям гельминтов названы вызываемые ими заболевания (глистные инвазии, гельминтозы) – аскаридоз, анкилостомоз, тениоз, энтеробиоз, трихинеллез, эхинококкоз и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.267 с.)