Возбудители микозов у человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возбудители микозов у человека.



Дрожжеподобные грибы рода кандида - возбудители кандидозов. Общая характеристика. Лабораторная диагностика, профилактика, лечение.

Плесневые грибы и их роль в патологии человека. Условия, способствующие проявлению патогенного действия. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение микозов.

Возбудители паразитарных заболеваний

Простейшие-тип микроорганизмов, состоящих из одной клетки. Исторяи открытия простейших. Особенности их морфологии, роста и размножения. Классификация простейших. Заболевания ими вызываемые. Лабораторная диагностика, ее особенности. Вопросы профилактики и лечения.

ВБИ

Понятие о ВБИ. Актуальность в настоящее время. Источники возникновения и пути передачи. Факторы, способствующие распространению ВБИ. Основные биологические признаки внутрибольничных штаммов. Осложнения. Методики микробиологического исследования. Меры профилактики.

3.7 Тематический план

Тематический план лекций

 

Темалекций   Продолжит. (в час.)
  Микробиология – как наука, ее цели и задачи. Предмет, цели, задачи санитарной и клинической микробиологии. Значение микробиологии в деятельности врача.  
  Морфология, ультраструктура, функции и химический состав бактериальной клетки. Принципы систематики бактерий. Физиология и биохимия бактерий.  
  Генетика микроорганизмов. Генетический контроль факторов патогенности и токсигенности.  
  Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека.Дисбактериоз.Микрофлора почвы, воды, воздуха. Санитарно-показательные микроорганизмы.  
  Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Понятие об антигенах и антителах. Понятие о реакции антиген-антитело.  
  Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса.Патогенность и токсигенность бактерий. Персистенция микроорганизмов. Инфекционность вирусов.  
  Общие принципы микробиологической диагностики бактериальных инфекций. Постановка этиологического диагноза.  
  Общие принципы микробиологической диагностики микозов. Постановка этиологического диагноза.  
  Общие принципы микробиологической диагностики паразитарных заболеваний. Постановка этиологического диагноза.  
  Общие принципы микробиологической диагностики вирусных инфекций. Постановка этиологического диагноза.  
  Микробиологические и молекулярно-биологические основыхимиотерапии. Антибиотики. Дезинфектанты. Механизмы устойчивости бактерий.  
  Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний.  
  Всего часов:  

 

Форма проведения: обзорные и проблемные лекции в виде презентации

Тематический план практических занятий

Тема практических занятий Продолжит. (в час.)
Кредит 1
  Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы. Техника микроскопирования.  
  Техника приготовления мазка. Простые методы окраски.Окраска по Граму.  
  Сложные способы окраски мазков. Исследование бактерий в живом состоянии. Принцип работы фазовоконтрастного и люминесцентного микроскопов.  
  Рубежный контроль  
  Выделение чистой культуры микробов-аэробов (1,2 день исследования). Выделение чистой культуры анаэробов (1,2 день исследования). Методы культивирования анаэробов.  
  Выделение чистой культуры микробов-аэробов (3,4 день исследования). Выделение чистой культуры анаэробов (3,4 день исследования). Идентификация бактерий.  
  Рубежный контроль. Морфология и физиология бактерий.  
Кредит 2
  Генетические методы исследования. Постановка опыта трансформации, трансдукции и конъюгации.  
  Постановка и анализ результатов на дисбактериоз. Изучение нормальной микрофлоры различных биотопов тела человека.  
  Определение антибиотико- и дезинфектанточувствительности/резистентности.  
  Рубежный контроль. Генетика. Экология. Микрофлора. Антибиотики. Дезинфекция. Стерилизация.  
  Определение опсонофагоцитарного индекса. Постановка реакции титрования комплемента и лизоцима. Постановка реакции агглютинации, реакции преципитации,реакции лизиса, бактериолиза, реакции связывания комплемента,реакции нейтрализации.  
  Реакция иммунофлюоресценции. Радиоиммунный, иммуноферментный анализы. Реакция иммобилизации бактерий. Полимеразная ценная реакция..  
  Биопрепараты: вакцины, сыворотки, диагностикумы, аллергены. Знакомство с национальным календарем профилактики инфекционных заболеваний  
  Рубежный контроль. Инфекция. Иммунитет.  
Кредит 3
  Правила забора и доставки материала при инфекционных и соматических заболеваниях. Микроскопия мазка с незавершенным фагоцитозом. Заполнение алгоритма исследования на менингококковую и стафилококковую инфекцию. Посев на кишечную группу.  
  Выделение чистой культуры энтеробактерий (1,2 день).  
  Выделение чистой культуры энтеробактерий (3,4 день). Посев на холеру.  
  Рубежный контроль. Кокки. Кишечная группа бактерий.  
  Лабораторная диагностика зоонозных инфекций. Постановка реакции Асколи, Хедельсона, Райта. Интерпретация результатов.  
  Алгоритм лабораторной диагностики токсинемических инфекций.  
  Алгоритм лабораторной диагностики туберкулеза. Профилактика заболевания.  
  Алгоритм лабораторной диагностики венерических заболеваний.  
  Алгоритм лабораторной диагностики анаэробных инфекций.  
  Рубежный контроль. Зоонозы. Вензаболевания. Коринебактерии. Микробактерии. Анаэробы.  
Кредит 4
  Заражение куриного эмбриона. Способы заражения.  
  Постановка РГА, РТГА, РТГА в парных сыворотках. Интерпретация результатов  
  Постановка реакции цветной пробы. Интерпретация результатов. Механизм цветной пробы.  
  Постановка ИФА для диагностики ВИЧ-инфекции. Интерпретация результатов.  
  Рубежный контроль. Микробиологическая диагностика вирусных инфекций.  
  Всего: 60 ч.

Форма проведения:

Пассивный метод:устный опрос (защита портфолио),посещение НОЛ

Активный метод: выполнение и обсуждение практических работ, заполнение рабочей тетради,тестирование,прием практических навыков,заполнение протокола исследования, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами,просмотр демонстрационных материалов, зарисовка таблиц.

Интерактивный (решение ситуационных задач, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.)

Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)

ТемаСРСП Продолжит. (в час.)
Кредит 1
  Общая микробиология. Классификация и систематика микроорганизмов. Морфология бактерий. Устройство бактериологической лаборатории. Правила работы.  
  Структура бактериальной клетки. Методы выявления компонентов бактериальной клетки. Кислотоустойчивые бактерии.  
  Морфология спирохет, актиномицетов, риккетсий, микоплазм, грибов, вирусов.    
  Питание и дыхание микробов. Питательные среды. Изучение характера роста различных бактериальных культур на жидких и плотных питательных средах.  
  Рост и размножение микробов. Биохимические признаки бактерий.    
Кредит 2
  Генетика бактерий. Модификации. Мутации. Генетические рекомбинации. Плазмиды.  
  Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз.Микрофлора окружающей среды: санитарно-показательные микроорганизмы.  
  Стерилизация. Дезинфекция. Антибиотики.    
  Инфекция. Факторы патогенности бактерий. Неспецифические факторы защиты. Фагоцитоз.  
  Иммунитет. Виды иммунитета. Антигены, антитела.  
  Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных заболеваний. Иммунопатология (Иммунодефицитные состояния, реакции гиперчувствительности, аутоиммунные процессы).    
Кредит 3
  Грамположительные кокки. Микробиологическая диагностика, принципы лечения, профилактика. Грамотрицательные кокки.Микробиологическая диагностика, принципы лечения, профилактика.  
  Кишечная группа бактерий. Эшерихии. Шигеллы. Сальмонеллы. Патогенные вибрионы. Кампилобактерии.Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний.Принципы лечения, профилактика.  
  Возбудители зоонозных инфекций. Бруцеллез, чума, сибирская язва, туляремия.Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
  Патогенные и условно-патогенные коринебактерии. Бордетеллы.Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
  Патогенные и условно-патогенные микобактерии. Туберкулез. Лепра. Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
  Возбудители венерических заболеваний. Спирохеты. Микоплазмы. Хламидии.Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
  Возбудители анаэробных инфекций.Особенности икробиологической диагностикив связис патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
  Риккетсии, боррелии. Особенности микробиологической диагностики в связи с патогенезом заболеваний. Принципы лечения, профилактика.  
Кредит 4
  Вирусы. Строение и классификация. Репродукция вирусов. Культивирование вирусов. Бактериофаги.  
  Вирусы возбудители респираторных инфекций. Ортомиксовирусы (вирус гриппа). Парамиксовирусы (вирусы парагриппа, эпидемического паротита, кори, респираторно-синцитиальный вирус). Принципы лечения, профилактика.  
  Онковирусы. Поксвирусы. Рабдовирусы. Арбовирусы. Принципы лечения, профилактика. Пикорнавирусы - возбудители полиомиелита, вирусы Коксаки, ECHO. Принципы лечения, профилактика.  
  Вирус иммунодефицита человека. Принципы лечения, профилактика. Вирус краснухи. Аденовирусы. Герпесвирусы (альфа-бета, гамма-герпесвирусы). Принципы лечения, профилактика. Вирусы гепатитов А, В, С, Д, Е. Принципы лечения, профилактика.  
  Внутрибольничные инфекции.. Микробиологический контроль в ЛПУ. Микробиологическая диагностика ВБИ. Фаготипирование.  
  Всего часов: 72 ч.

 

Форма проведения:

Пассивный метод: консультации по теме, знакомство с методами диагностики

Активный метод: эссе; организация научных диспутов и дискуссий, поиск и использование интерактивных обучающихся программ, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний микробного генеза, решение тестов, дискуссия, составление таблиц, схем, глоссарий, рисунков, алгоритмов, портфолио, ответы на вопросы.

Интерактивный метод: обсуждение в группе,вопрос-ответ, заполнение анкет обратной связи, работа в малых группах, зарисовка таблиц, решение кроссвордов, работа с демонстрационным материалом, решение ситуационных задач, семинар

Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема самостоятельной работы Продолжит (в часах)
Кредит 1,2
  Роль медицинской микробиологии в прогрессе медицины. Цели и задачи микробиологии, вирусологии и иммунологии в их историческом развитии. Значение этих дисциплин в практической деятельности врача.  
  Инфектология как наука и место в ней микробиологии. Микроскопические методы.  
  Культуры клеток и тканей, методы культивирование вирусов,вирусологические методы исследования.  
  Генетическое картирование микроорганизмов. Внехромосомные факторы наследственности: плазмиды, транспозоны, Is- последовагельности. Генетика бактерий и вирусов.  
  Основы микроэкологии.  
  Эволюция микробного паразитизма и происхождение патогенных микроорганизмов.  
  Особенности химиотерапии вирусных инфекций.  
  Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и токсигенность бактерий. Инфекционность вирусов. Генетический контроль факторов патогенности и токсигенности.  
  Проблемы антибиотикотерапии в современном обществе.  
  БАДы. Их влияние на микрофлору тела человека.  
  Внутриутробные инфекции. Boзрастные особенности инфекционного процесса. Патогенетические особенности инфекции у детей разного возраста  
  Факторы неспецифической резистентности организма, внешние и внутренние барьеры (САЙР). Фагоцитоз. Естественные клетки-киллеры и белки острой фазы. Гуморальные неспецифические факторы защиты организма от микробов. Цитокины и ингерфероны.  
  Иммунная система организма человека. Иммунокомпетентные клетки, их основные функции. Понятие о межклеточной кооперации в иммуногенезе.  
  Общая характеристика антигенов. Антигены бактерий и вирусов, суперантигены. Антигены организма человека. Взаимодействие антигенов с иммунокомпетентными клетками организма.  
  Роль классов иммуноглобулинов в иммунитете новорожденных в связи с их накоплением в организмах матери и плода.  
  Иммунопатология. Постинфекционные иммунодефициты. Гиперчувствительность. Аутоиммунные заболевания  
  Прикладная иммунология.  
  Молекулярно-биологические методы: гибридизация НК, ПЦР, секвенирование ДНК.  
Кредит 3,4
  Клебсиеллы. Патогенность. Этиологическая и патогенетическая роль Экология. Роль во внутрибольничных инфекциях Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.  
  Протей. Экология. Этиологическая и патогенетическая роль протея при гнойной и смешанных инфекциях, при пищевой токсикоинфекции. Роль во внутрибольничных инфекциях в детских стационарах. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.  
  Синегнойная палочка. Экология. Резистентность. Патогенность для человека и локализация в организмебольного. Рольсинегнойной палочки во внутрибольничных инфекциях. Антибиотикорезистентность. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.  
  Гемофилы инфлюэнцы. Морфологические и биохимические признаки. Локализация в организме больного. Роль в патологии человека. Профилактика и лечение.  
  Гарднереллы. Экология. Патогенность для человека и локализация в организме больного.  
  Листерии. Морфология, физиология, антигены листерий. Экология. Роль в детской патологии. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика и лечение.  
  Пищевые отравления микробного происхождения. Меры профилактики.  
  Актиномицеты. Возбудитель актиномикоза. Патогенность для человека и животных. Локализация в организме. Иммунитет. Лабораторная диагностика актиномикоза. Профилактика и лечение.  
  Возбудители атипичных микобактериозов. Экология, распространение. Патогенность. Иммунитет. Лабораторная диагностика. Профилактика, лечение.  
  Возбудители медленных вирусных инфекций. Прионы – возбудители медленных инфекций  
  Систематика грибов, культуральные и морфологические свойства. Возбудители микозов.  
  Возбудители внутрибольничных инфекций.  
  Возбудители новых и вновь проявляющихся инфекций.  
  Возбудители пищевых токсикоинфекции и интоксикаций. Возбудители детских колиэнтеритов.  
  Возбудители трансмиссивных инфекций.  
  Возбудители энтеровирусных и нейровирусных инфекций: ротавирусы, энтеровирусы, тогавирусы, рабдовирусы. Ротавирусные инфекции у детей.  
  Плесневые грибы и роль в патологии человека.  
  Биологическая безопасность в условиях биотерроризма.  
  Всего часов: 72 часа

Форма проведения:

- эссе;

- составление заданий в тестовой форме, ситуационных задач, кроссвордов;

-анотирование и рецензирование, составление отзывов на научные труды;

-составление карт анализа литературных источников;

-организация научных диспутов и дискуссий;

-написание кейс-стади;

-проведение аукционов идей;

-проведение презентаций;

-составление собственного научного исследования;

-подготовка и проведение полного диагностического обследования на микробное заболеванние,

-проведение экспериментов и определение их количественных и качественных показателей, и др.;

- создание атласа микроорганизмов и методов микробиологических исследований;

-написание глоссария.

3.8. Рекомендуемая литература

На русском языке

Основная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7. Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология, Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2.Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3.Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б.

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing, Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1. Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

2. Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3. N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease”, 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4. William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5. Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6. Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7. William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8. Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9. Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10. Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.062 с.)