Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура письма по ars dictaminis и письма Иоанна Солсберийского↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Трактаты по ars dictaminis появляются в конце XI–XII в. Первенство среди dictatores (так называли и самих составителей трактатов по ars dictaminis, и секретарей, но в данном случае имеется в виду именно составитель) исследователями обычно признается за Альбериком, монахом итальянского монастыря Монте-Кассино[18]. Около 1087 г. Альберик написал два трактата, легшие в основу будущей ars dictaminis: «Лучи письма» (“Dictaminum radii”) (или«Цветы письма» (“Flores de dictamine”)) и «Бревиарий письма» (“Breviarium de dictamine”). В «Лучах письма» Альберик, возможно, впервые на латинском Западе фиксирует пятичастную структуру письма, позаимствованную им (с некоторыми изменениями)[19] из цицероновской риторической традиции: salutatio (приветствие), exordium (вступление; позднее за этой частью закрепилось параллельное название captatio benevolentiae (буквально: снискать расположение, благоволение)), narratio (рассказ), argumentatio (доказательство) или petitio (просьба) и conclusio (заключение)[20]. Функцию каждой из этих частей, блестяще сформулировал Ч. Хаскинс: «после приветствия – относительно которого этикет средневекового письма был очень точен: существовали особые термины для обращения к каждому классу средневекового общества – шло вступление, состоящее из какого-либо общего места, пословицы или духовной цитаты, предназначенной для приведения читателя в расположение духа, гарантирующее выполнение просьбы, следующей далее. Затем обозначалась конкретная цель письма (narratio), заканчивающаяся просьбой, которая обычно выступала в виде дедукции из большой и малой посылок, заключавшихся в exordium и narratio, и завершала письмо заключительная фраза».[21] К середине XII в. предложенная Альбериком структура письма закрепилась и получила широкое распространение[22]. Но следовал ли ей Иоанн Солсберийский? При анализе писем Иоанна Солсберийского необходимо учитывать одну особенность работы с не-оригиналом: переписчики часто опускали формальные, не несущие фактической информации части письма: «приветствие» и «заключение»[23]. Впрочем, начиная с XII в. распространяется и противоположна тенденция – коллекционирование удачных писем в качестве образцов «приветствия», «вступления» и «заключения»[24]. Все зависело от цели сбора конкретной коллекции. Но в случае с Иоанном мы можем быть уверены, что «приветствия» действительно были опущены переписчиками: одно из его писем построено на игре слов в «приветствии» (ep. 112), которое в рукописях и, соответственно, в сделанной на их основе публикации, с которой я работала, отсутствует. В целом, из 135 его ранних писем Иоанна «приветствие» сохранились только в шести посланиях, а «заключение» – в одиннадцати. Таким образом, более удачным способом определения степени следования Иоанном правилам ars dictaminis представляется анализ его писем с точки зрения наличия в них «вступлений», которые легко идентифицировать благодаря строгой регламентированности их содержания: это может быть либо цитата, либо общее место, либо пословица, стоящая в самом начале письма (см. табл. 3). Таблица 3. Пример «вступления» (общее место)
Exordium присутствует лишь в 41-ом письме Иоанна из 135 (30%). При этом даже наличие salutatio отнюдь не гарантирует его употребление: «вступление» следует за «приветствием» только в двух из шести письмах с salutatio. Таким образом, очевидно, что в большинстве случаев Иоанн не следовал композиционным правилам ars dictaminis. Но в 31% случае «вступление» все же присутствует и его употребление нуждается в объяснении. Большинство случаев употребления Иоанном «вступления» (27 писем) – это письма от лица архиепископа Теобальда. При делении этих писем по адресатам (диаграмма 2) становится заметной тенденция, еще более очевидная, если несколько изменить принцип классификации. Диаграмма 2. Распределение писем с exordium по адресатам Если использовать для классификации писем такой признак как география их предполагаемого распространения, то становится очевидно, что главными адресатами «формализованных» писем были папская курия и английские корреспонденты Теобальда (диаграмма 3). Диаграмма 3. Распределение писем с exordium по географическому признаку Но что заставило Иоанна следовать правилам именно в этих случаях? Ситуация с письмами в папскую курию довольно проста: в большинстве своем это личные прошения (даже если эти письма касались судебных разбирательств (ep. 59, 85) они всегда затрагивали Теобальда лично (в ep. 59 судебное разбирательство затрагивало церковь Кентербери, непосредственную юрисдикцию Теобальда, а подделка писем в другом письме (ep. 85) была воспринята архиепископом как оскорбление всей церкви и вопрос чрезвычайной важности)). То какое впечатление произведут его собственные прошения в курии, конечно, имело огромное значение для архиепископа. Поэтому, учитывая, что именно канцелярия римского папы в XII в. становится основным распространителем принципов ars dictaminis [25], написание писем в соответствии с принятыми канонами становилось одним из условий успеха, о чем не мог не знать секретарь, то есть Иоанн. Объяснение следованию правилам ars dictaminis в девятнадцати письмах, объединенных мной в группу «Англия» представляет собой бóльшую сложность. Из их числа целесообразно выделить письма Теобальда Генриху II – в случае с ними следование правилам, вероятно, отражает особый этикет в обращении к правителю. Остальные же послания, разные по своим целям, связывает лишь, то, что все они были отправлены представителям английского клира. Однако, возможно, именно в этих двух признаках (Англия и принадлежность к клиру) и кроется разгадка. Дело в том, что у Теобальда, нормандца по происхождению, человека, более преданного Риму, чем интересам Англии и приглашенного в качестве архиепископа при наличии местного претендента, Генри Винчестерского, отношения с английским клиром были крайне сложными. Так, изгнанный из страны предшественником Генриха II, королем Стефаном Блуасским, Теобальд получил поддержку папского престола, но английский клир отказался выполнить приказ папы обратиться к королю с прошением, о позволении архиепископу вернуться[26]. Возможно, подчеркнутая формальность, «правильность» «английских» писем Теобальда стала закономерным выражением холодных и натянутых отношений с собственными подчиненными. * * * Из 37-ми писем анализируемой коллекции, написанных от лица самого Иоанна, «вступление», присутствует в тринадцати случаях. Все они являются письмами к друзьям: их отличает особый доверительный тон. В девяти из тринадцати писем exordium, очевидно, выполняет функцию captatio benevolentiae. Это послания Иоанна папе Адриану IV. Адреан был другом Иоанна (они познакомились еще до избрания первого папой)[27], но письма Иоанна к папе – короткие и деловые по характеру – являются на самом деле прошениями. Извинения за беспокойство, которыми Иоанн открывает практически все письма (за исключением трех: в одном «вступление» более обширное и призвано напомнить Адриану об их дружбе, что, впрочем, также служит цели captatio benevolentiae (ep. 52), два начинается с формульной благодарности (ep. 21; ep. 30)) выступают в них как принятые формулы. Таблица 4. Сaptatio benevolentiae в письмах Иоанна к папе Адриану IV
Однако остальные четыре послания к своим друзьям, в отличие от коротких цитат и общих мест в письмах Теобальда или формульных извинений и благодарностей в письмах к Адриану, Иоанн начинает с объемных (в одном из случаев – около современной печатной страницы) «вступлений» представляющих либо его собственные рассуждения, либо группу цитат, из которых, в соответствии с традициями схоластической мысли, Иоанн формирует свое собственное размышление[28]. В чем же причина столь необычного вида «вступлений»? Таблица 4. Exordium’ы в письмах Иоанна Солсберийского друзьям
Возможный ответ снова заключается в наборе адресатов. По мнению исследователей, круг друзей Иоанна был совершенно особым сообществом, «даже более избранным, чем просто грамотные люди[30]. Это были так называемые «гуманисты» двенадцатого века, высокообразованные знатоки античной литературы[31] (в частности, Бортеломью Эксетерский считается одним из возможных авторов «Последовательности риторических «расцветок» (“Colores rethorici seriatim”) – трактата по ars dictaminis [32]). Переписка для них была своеобразным соревнованием и способом показать свою ученость (и здесь вполне уместна, несмотря на все прочие различия, аналогия с перепиской гуманистов итальянского Возрождения[33]). Сложность «вступлений» Иоанна, вероятно, была призвана отвечать высоким интеллектуальным запросам адресатов, безусловно, отражая при этом и оригинальность мышления самого автора. 2.2. Ритмическая проза и влияние папской канцелярии Из всех стилистических особенностей письма наибольшее внимание в трактатах по ars dictaminis уделяется правилам употребления ритмической прозы или cursus’ов[34]. В XII в. главным распространителем правил ритмической прозы становится папская курия[35]. Иоанн провел несколько лет на при папском дворе до того, как стал секретарем архиепископа Теобальда, а затем более десяти раз выполнял дипломатические миссии в Рим[36]. Но повлиял ли стиль римской курии на манеру самого Иоанна? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо прежде сказать несколько слов о том, что представляет собой ритмическая проза. Ритмическая проза, то есть практика «завершения предложений и их частей (клазул) ритмически организованными группами»[37] была разработана еще латинскими авторами в период поздней античности. Однако ритмическая проза античности была основана на метрике: долготе и краткости слогов. Начиная с III в. н.э. метрическая система начинает уступать место основанной на ударении, хотя терминология и остается прежней[38]. Учение о «ритмах» (rithmi) впервые в Средневековье было сформулировано Альбериком Монтексассинским в уже упоминавшийся трактате «Бревиарий письма», однако примеры, которые он приводит в своем трактате для девяти описываемых им «ритмов», – стихотворные.[39] К прозе ритмы, вероятно, впервые применил ученик Альберика Иоанн Гаэтский, впоследствии – папа Геласий II[40]. C тех пор главным распространителем ритмической прозы стала папская курия. В течение XII в. под влиянием папских булл и посланий, а так же новых трактатов по ars dictaminis ритмическая проза распространяется по Западной Европе. Свое окончательное выражение она нашла в трактате Альберта из Морра (папского канцлера с 1178 по 1187 гг.), который, за неимением авторского названия в исследовательской литературе принято обозначать по первым строкам «Ритмическая проза в письме римской курии...» (“Cursus dictaminis Romane curie... ”). Альберт выделил три типа ритмической прозы (cursus planus, tardus, velox), обозначив их с помощью терминов метрической системы. Схематически их структуру можно представить следующим образом: Таблица 5. Типы cursus’ов [41]
Однако, поскольку на практике метрическая система не использовалась, для практической работы по отслеживанию употребления ритмической прозы удобнее пользоваться правилами, предложенными Т. Тунбергом[42]: Таблица 6. Описание типов ритмической прозы по Т. Тунбергу
При этом необходимо учитывать, что допускалось прочтение нескольких небольших слов в качестве одного (nóvit-et impugnáre – velox; terrárum quas-régunt – planus). По мнению Р. Пула, обычно предложения заканчивал cursus velox, а planus и tardus обозначали окончание частей предложения[43]. Это замечание имеет практическую значимость, поскольку в отличие от обычно ясно обозначаемого в рукописях окончания предложения, выделение его частей представляет большую сложность и нередко может привести к ошибке. Однако, как удалось выяснить в ходе проведенного исследования, и в самой папской курии это правило нередко нарушалось. Так, во взятых мной для сравнения путем случайной выборки папских посланиях (для репрезентативности были выбраны по три письма из корпуса писем каждого из пап, современников службы Иоанна в курии Теобальда) (см. граф. 1) присутствуют ритмические окончания tardus и planus. При этом заметно, что постепенно использование velox вытесняет их из употребления. График 1. Использование cursus tardus и cursus planus на конце предложений в папских посланиях (в процентах от общего в них использования ритмической прозы) Показательно, что одновременно с ростом использования cursus’а velox возрастает и в целом употребление ритмической прозы в папских посланиях, стабилизируясь ко времени Адреана IV на уровне около 80% (результат получен на основе описанного выше способа анализа). Вышеописанная методика и вывод о возможности использования в источнике всех трех типов ритмической прозы, сделанный на основе данных об использовании ритмической прозы в папской курии, будут использованы для анализа писем Иоанна Солсберийского. Поскольку проанализировать все 135 писем ранней коллекции представляется затруднительным, в целях релевантности анализа ранние письма Иоанна были поделены мной на группы по адресатам (анализировались по два письма из каждой группы; всего было проанализировано 29 писем (в список включено завещание Теобальда)) (табл. 7). Таблица 7.Группы адресатов в источнике
По итогам анализа был установлен средний уровень использования ритмической прозы в письмах Иоанна: около 65%. Этот результат демонстрирует относительную свободу Иоанна от стилистических влияний римской курии. В контексте же эпохи по этому показателю стиль Иоанна занимает промежуточную позицию между педантизмом Бернарда Сильвестра (96%) и с консерватизмом (ритмическая проза была, как показано выше, нововведением эпохи) друга Иоанна, Петра Целлийского (30%)[44]. Показательно, что схожий результат по использованию ритмической прозы в письмах имеет другой великий гуманист XII в. – Петр Достопочтенный (61%)[45].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.120 (0.012 с.) |