Научно-методическое обоснование психосоциальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методическое обоснование психосоциальной работы



СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ

Научно-методическое обоснование психосоциальной работы

Основные понятия: психосоциальная работа;психосоциальная помощь; границы профессиональной компетентности.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение пси­хосоциальной работы.

2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации?

3. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы?

4. Что является содержанием психосоциальной работы?

5. Каковы границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе?

Практическое задание

Задание 1.

В литературе приведены разные определения пси­хосоциальной работы и дается перечень проблем, составляющие предмет ее изучения, который различается у разных авторов. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы следующих исследователей: М.А. Гулина, М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро и др.

Задание 2.

Опираясь на научно-литературные источники, приведите аргументы, подтверждающие интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. Результаты представить в виде таблицы.

Психосоциальная деятельность как дисциплина

Основные понятия: понятия, цели и задачи; методики и технологии; средства, приемы и способы.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Основные понятия, цели и задачи психосоциальной работы.

2. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы.

3. Каковы практические сферы реализации результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы?

4. Каковы основные направления психосоциальной работы?

5. Почему социальная дезадаптация, по мнению многих авторов, выступает и как объект, и как предмет социальной работы?

Практическое задание

Задание 1.

Обоснуйте междисциплинарный статус психосоциальной работы, обращаясь к литературным источникам.

Задание 2.

Составьте таблицу с описанием основных средств, приемов и способов психосоциальной работы.

Социализация личности как процесс и результат

Основные понятия: процесс социализации; результат социализации; параметры социализации; механизмы социализации;адаптация и её критерии; социальная идентичность личности.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Актуальные направления анализа процесса социализации личности.

2. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества.

3. Проблема адаптационной готовности в работах отечественных исследователей.

4. Адаптационная готовность как субъектный потенциал личности.

5. Сферы социализации современной молодежи.

6. Этническая социализация личности в поликультурном пространстве.

7. Информационная социализация личности.

8. Трактовка закономерностей социализации в трансактном анализе Э. Берна.

9. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона.

10. Каковы отличия адаптивной личности от дезадаптированной?

Практические задания

Задание 1.

Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.

Задание 2.

А. С. Макаренко считал, что важным социально-педаго­гическим условием развития полноценной личности явля­ется баланс между стихийной и целенаправленной социали­зацией индивида. Подумайте, каковы педагогические воз­можности сохранения баланса между стихийностью и целенаправленностью первичной социализации в группе.

Задание 3.

Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, исполь­зуя концепцию А. В. Петровского.

Задание 4.

Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари.

Задание 5.

Подберите пример, иллюстрирующий готовность к адаптации личности учащегося. Проанализируйте этот процесс, исполь­зуя концепцию А. В. Петровского.

Задание 1.

Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.

Задание 2.

Какого бы определения понятия «социальная психоло­гия» мы ни придерживались, одно, несомненно: она обяза­тельно включает психологию групп. Ознакомьтесь с клас­сификацией групп (по Г.М. Андреевой), которые перечис­лены далее, дайте каждой из них характеристику и приведите по одному примеру на каждую разновидность группы: ус­ловная; реальная; лабораторная; формальная; неформальная; естественная; большая; малая, диффузная; номинальная; кол­лектив; профессиональная; референтная (в том числе поло­жительная, отрицательная, нормативная, сравнительная, социально-сравнительная).

Задание 3.

Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номиналь­ной»?

Задание 1.

На основе научного литературного обзора дайте определение «тренинг». Составьте таблицу, отражающую точку зрения разных авторов.

Задание 2.

Дайте определения основным понятиям: ресурсы личности, ресурсы среды, социальная поддержка, социально-поддерживающий процесс, сети социальной поддержки.

Задание 3.

Защита проекта. Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

 

Примерные темы рефератов

Междисциплинарный статус психосоциальной работы.

Интегративный, комплексный характер психосоциальной работы.

Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение.

Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение.

Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы в физкультурно- спортивной практике.

Социально-психологические проблемы адаптации личности в условиях образования.

Социально-психологические проблемы адаптации личности в условиях в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

Институты социализации личности молодёжи.

Адаптационные возможности личности и субъективное благополучие.

Субъективное благополучие как существенный фактор социально-психологической адаптированности личности.

Социальная идентичность как результат процесса социализации.

Человек как жертва социализации в современном мире.

Инфантилизм как социальное явление: факторы воз­никновения.

Понятийный аппарат для описания структуры группы в отечественной социальной психологии.

Групповые нормы и ценности.

Различные типов малых групп в детерминации поведения их членов.

Социально-возрастные характеристики молодежи.

Особенности социальных представлений о молодежи в зависимости от идентификационной структуры личности различных возрастных групп.

Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп.

Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

Рекомендации по конспектированию, аннотированию, рецензированию статей по тематике курса

Одной из актуальных задач самостоятельной работы будущего магистра является развитие умения ориентироваться в современных научных публикациях по проблеме исследования, грамотно их анализировать на основе осмысленного чтения, приобретения навыков понимания текстов психолого-педагогической направленности, анализа сущности понятий, теоретических положений и их связи с эмпирическими фактами и экспериментальными данными. Решению этой задачи способствует конспектирование, аннотирование и рецензирование статей в современных научных публикациях. Выполнение заданий такого типа предусматривает следующие виды научно-аналитической работы:

§ отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной;

§ формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;

§ схематизация и структурирование, резюмирование прочитанного материала;

§ составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;

§ составление краткого конспекта, аннотации и рецензии изученного текста.

По тематике курса

Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход //Современные исследования социальных проблем, Красноярск № 10 (30), www.sisp.nkras.ru http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/10/arendachuk.pdf (дата обращения: 15 ноября 2015)

Бочарова Е.Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект их социального самоопределения // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. Т.10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып.3. С.68–73.

Бочарова Е.Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности//Современные исследования социальных проблем, Красноярск № 9 (29), www.sisp.nkras.ru http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 15 ноября 2015)

Бочарова Е.Е. Социально-психологический анализ процесса социализации личности с позиции системно-диахронического подхода // Проблемы социальной психологии личности: Межвузов. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – Вып. 11. – 170 с., С. 21-29.

Власова Е.В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. №4 (122). С. 232-236.

Глазова В.В. Детско-юношеский спорт: гуманистическая модель соревновательной практики //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С.52-57.

Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. 2005. № 4. С. 3-27.

Кашапов М.М., Воскресенский А.М. Акмеологический подход к пониманию связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. Вып. 4. С. 307-131.

Марцинковская Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2015).

Носов А.Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013, Т.2. Вып. 1. С. 114-118.

Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. Т. 6, № 27. 2013. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.10.2015).

Система текущего контроля включает:

1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях;

2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы;

3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме тестирования, которое проводится на последнем семинарском занятии.

Примеры тестовых заданий

Вопросы к промежуточной аттестации

1. Психосоциальная помощь в структуре научного знания и общественного функционирования.

2. Интегративный, комплексный характер психосоциальной работы.

3. Основные понятия, теоретические основания психосоциальной деятельности.

4. Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение.

5. Институционализация социальной работы, ее этапы и содержание.

6. Междисциплинарный статус психосоциальной работы.

7. Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы.

8. Понятие о формах, методах и технологиях психосоциальной работы.

9. Средства, приемы и способы психосоциальной работы, их социальная и психологическая сущность.

10. Социальная дезадаптация как объект и предмет социальной работы.

11. Понятия «социализация» и «адаптации».

12. Соотношение понятий «развитие», «воспитание», «социализация». Содержание процесса социализации.

13. Институты и механизмы социализации.

14. Стадии социализации. Ресоциализация.

15. Проблема группы в социальной психологии.

16. Понятие группы. Признаки группы. Границы малой группы

17. Ви­ды гpупп: большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные, откры­тые и закрытые, референтные и группы членства.

18. Детерминанты возникновения малой группы (социальные и психологические).

19. Этапность развития малой группы.

20. Основные характеристики групп (композиция, структура, процессы, нормы и ценно­сти, санкции и ожидания).

21. Модель внутригрупповых отношений А.В. Петровского исследо­вания нормативного влияния группового большинства.

22. Возрастные границы молодежной группы.

23. Социально-возрастные характеристики личности молодежи.

24. Особенности молодежной социальной группы.

25. Социально-психологические факторы, влияющие на формирования молодежного сознания.

26. Институты социализации молодежи.

27. Проблема молодежных субкультур и объединений.

28. Социальная активность молодежи.

29. Основные направления социально-психологической работы с молодежью.

30. Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

30. Методика и технология индивидуальной психосоциальной работы.

31. Общая модель индивидуальной работы с личностью в ситуации.

32. Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи.

33. Сети социальной поддержки.

34. Макродизайн и микродизайн групповой работы.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ

Научно-методическое обоснование психосоциальной работы

Основные понятия: психосоциальная работа;психосоциальная помощь; границы профессиональной компетентности.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение пси­хосоциальной работы.

2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации?

3. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы?

4. Что является содержанием психосоциальной работы?

5. Каковы границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе?

Практическое задание

Задание 1.

В литературе приведены разные определения пси­хосоциальной работы и дается перечень проблем, составляющие предмет ее изучения, который различается у разных авторов. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы следующих исследователей: М.А. Гулина, М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро и др.

Задание 2.

Опираясь на научно-литературные источники, приведите аргументы, подтверждающие интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. Результаты представить в виде таблицы.

Психосоциальная деятельность как дисциплина

Основные понятия: понятия, цели и задачи; методики и технологии; средства, приемы и способы.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки

1. Основные понятия, цели и задачи психосоциальной работы.

2. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы.

3. Каковы практические сферы реализации результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы?

4. Каковы основные направления психосоциальной работы?

5. Почему социальная дезадаптация, по мнению многих авторов, выступает и как объект, и как предмет социальной работы?

Практическое задание

Задание 1.

Обоснуйте междисциплинарный статус психосоциальной работы, обращаясь к литературным источникам.

Задание 2.

Составьте таблицу с описанием основных средств, приемов и способов психосоциальной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.05 с.)