Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-методическое обоснование психосоциальной работыСтр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ Научно-методическое обоснование психосоциальной работы Основные понятия: психосоциальная работа;психосоциальная помощь; границы профессиональной компетентности. Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки 1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение психосоциальной работы. 2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации? 3. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы? 4. Что является содержанием психосоциальной работы? 5. Каковы границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе? Практическое задание Задание 1. В литературе приведены разные определения психосоциальной работы и дается перечень проблем, составляющие предмет ее изучения, который различается у разных авторов. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы следующих исследователей: М.А. Гулина, М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро и др. Задание 2. Опираясь на научно-литературные источники, приведите аргументы, подтверждающие интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. Результаты представить в виде таблицы. Психосоциальная деятельность как дисциплина Основные понятия: понятия, цели и задачи; методики и технологии; средства, приемы и способы. Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки 1. Основные понятия, цели и задачи психосоциальной работы. 2. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы. 3. Каковы практические сферы реализации результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы? 4. Каковы основные направления психосоциальной работы? 5. Почему социальная дезадаптация, по мнению многих авторов, выступает и как объект, и как предмет социальной работы? Практическое задание Задание 1. Обоснуйте междисциплинарный статус психосоциальной работы, обращаясь к литературным источникам. Задание 2. Составьте таблицу с описанием основных средств, приемов и способов психосоциальной работы. Социализация личности как процесс и результат Основные понятия: процесс социализации; результат социализации; параметры социализации; механизмы социализации;адаптация и её критерии; социальная идентичность личности.
Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки 1. Актуальные направления анализа процесса социализации личности. 2. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества. 3. Проблема адаптационной готовности в работах отечественных исследователей. 4. Адаптационная готовность как субъектный потенциал личности. 5. Сферы социализации современной молодежи. 6. Этническая социализация личности в поликультурном пространстве. 7. Информационная социализация личности. 8. Трактовка закономерностей социализации в трансактном анализе Э. Берна. 9. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона. 10. Каковы отличия адаптивной личности от дезадаптированной? Практические задания Задание 1. Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов. Задание 2. А. С. Макаренко считал, что важным социально-педагогическим условием развития полноценной личности является баланс между стихийной и целенаправленной социализацией индивида. Подумайте, каковы педагогические возможности сохранения баланса между стихийностью и целенаправленностью первичной социализации в группе. Задание 3. Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию А. В. Петровского. Задание 4. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. Задание 5. Подберите пример, иллюстрирующий готовность к адаптации личности учащегося. Проанализируйте этот процесс, используя концепцию А. В. Петровского. Задание 1. Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов.
Задание 2. Какого бы определения понятия «социальная психология» мы ни придерживались, одно, несомненно: она обязательно включает психологию групп. Ознакомьтесь с классификацией групп (по Г.М. Андреевой), которые перечислены далее, дайте каждой из них характеристику и приведите по одному примеру на каждую разновидность группы: условная; реальная; лабораторная; формальная; неформальная; естественная; большая; малая, диффузная; номинальная; коллектив; профессиональная; референтная (в том числе положительная, отрицательная, нормативная, сравнительная, социально-сравнительная). Задание 3. Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номинальной»? Задание 1. На основе научного литературного обзора дайте определение «тренинг». Составьте таблицу, отражающую точку зрения разных авторов. Задание 2. Дайте определения основным понятиям: ресурсы личности, ресурсы среды, социальная поддержка, социально-поддерживающий процесс, сети социальной поддержки. Задание 3. Защита проекта. Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности.
Примерные темы рефератов Междисциплинарный статус психосоциальной работы. Интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение. Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение. Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы в физкультурно- спортивной практике. Социально-психологические проблемы адаптации личности в условиях образования. Социально-психологические проблемы адаптации личности в условиях в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Институты социализации личности молодёжи. Адаптационные возможности личности и субъективное благополучие. Субъективное благополучие как существенный фактор социально-психологической адаптированности личности. Социальная идентичность как результат процесса социализации. Человек как жертва социализации в современном мире. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения. Понятийный аппарат для описания структуры группы в отечественной социальной психологии. Групповые нормы и ценности. Различные типов малых групп в детерминации поведения их членов. Социально-возрастные характеристики молодежи. Особенности социальных представлений о молодежи в зависимости от идентификационной структуры личности различных возрастных групп. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп. Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Рекомендации по конспектированию, аннотированию, рецензированию статей по тематике курса Одной из актуальных задач самостоятельной работы будущего магистра является развитие умения ориентироваться в современных научных публикациях по проблеме исследования, грамотно их анализировать на основе осмысленного чтения, приобретения навыков понимания текстов психолого-педагогической направленности, анализа сущности понятий, теоретических положений и их связи с эмпирическими фактами и экспериментальными данными. Решению этой задачи способствует конспектирование, аннотирование и рецензирование статей в современных научных публикациях. Выполнение заданий такого типа предусматривает следующие виды научно-аналитической работы:
§ отбор существенной информации и отделение ее от второстепенной; § формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; § схематизация и структурирование, резюмирование прочитанного материала; § составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; § составление краткого конспекта, аннотации и рецензии изученного текста. По тематике курса Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебно-профессиональной деятельности: системно-диахронический подход //Современные исследования социальных проблем, Красноярск № 10 (30), www.sisp.nkras.ru http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/10/arendachuk.pdf (дата обращения: 15 ноября 2015) Бочарова Е.Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект их социального самоопределения // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. Т.10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып.3. С.68–73. Бочарова Е.Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности//Современные исследования социальных проблем, Красноярск № 9 (29), www.sisp.nkras.ru http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 15 ноября 2015) Бочарова Е.Е. Социально-психологический анализ процесса социализации личности с позиции системно-диахронического подхода // Проблемы социальной психологии личности: Межвузов. сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – Вып. 11. – 170 с., С. 21-29. Власова Е.В. Внутренние факторы формирования направленности педагогического общения тренеров //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. №4 (122). С. 232-236. Глазова В.В. Детско-юношеский спорт: гуманистическая модель соревновательной практики //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С.52-57. Гордеева Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. 2005. № 4. С. 3-27.
Кашапов М.М., Воскресенский А.М. Акмеологический подход к пониманию связей стратегий поведения в конфликте с индивидуальными особенностями спортсменов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. Вып. 4. С. 307-131. Марцинковская Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2015). Носов А.Г. Теоретико-концептуальный анализ феномена здорового образа жизни в современной педагогике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013, Т.2. Вып. 1. С. 114-118. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. Т. 6, № 27. 2013. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.10.2015). Система текущего контроля включает: 1) контроль посещения и работы на семинарских/практических занятиях; 2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы; 3) контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме тестирования, которое проводится на последнем семинарском занятии. Примеры тестовых заданий Вопросы к промежуточной аттестации 1. Психосоциальная помощь в структуре научного знания и общественного функционирования. 2. Интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. 3. Основные понятия, теоретические основания психосоциальной деятельности. 4. Теоретические и прикладные задачи психосоциальной деятельности, их актуальность и значение. 5. Институционализация социальной работы, ее этапы и содержание. 6. Междисциплинарный статус психосоциальной работы. 7. Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы. 8. Понятие о формах, методах и технологиях психосоциальной работы. 9. Средства, приемы и способы психосоциальной работы, их социальная и психологическая сущность. 10. Социальная дезадаптация как объект и предмет социальной работы. 11. Понятия «социализация» и «адаптации». 12. Соотношение понятий «развитие», «воспитание», «социализация». Содержание процесса социализации. 13. Институты и механизмы социализации. 14. Стадии социализации. Ресоциализация. 15. Проблема группы в социальной психологии. 16. Понятие группы. Признаки группы. Границы малой группы 17. Виды гpупп: большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные, открытые и закрытые, референтные и группы членства. 18. Детерминанты возникновения малой группы (социальные и психологические). 19. Этапность развития малой группы. 20. Основные характеристики групп (композиция, структура, процессы, нормы и ценности, санкции и ожидания). 21. Модель внутригрупповых отношений А.В. Петровского исследования нормативного влияния группового большинства.
22. Возрастные границы молодежной группы. 23. Социально-возрастные характеристики личности молодежи. 24. Особенности молодежной социальной группы. 25. Социально-психологические факторы, влияющие на формирования молодежного сознания. 26. Институты социализации молодежи. 27. Проблема молодежных субкультур и объединений. 28. Социальная активность молодежи. 29. Основные направления социально-психологической работы с молодежью. 30. Возможные направления психосоциальной работы, ориентированные на формирование адаптационной готовности личности молодёжи в условиях физкультурно-спортивной деятельности. 30. Методика и технология индивидуальной психосоциальной работы. 31. Общая модель индивидуальной работы с личностью в ситуации. 32. Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи. 33. Сети социальной поддержки. 34. Макродизайн и микродизайн групповой работы.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ Научно-методическое обоснование психосоциальной работы Основные понятия: психосоциальная работа;психосоциальная помощь; границы профессиональной компетентности. Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки 1. Опишите суть психосоциального подхода и дайте определение психосоциальной работы. 2. На какие категории населения ориентирована психосоциальная работа и в чем специфика ее организации? 3. Каковы критерии эффективности психосоциальной работы? 4. Что является содержанием психосоциальной работы? 5. Каковы границы профессиональной компетентности специалиста по социальной работе? Практическое задание Задание 1. В литературе приведены разные определения психосоциальной работы и дается перечень проблем, составляющие предмет ее изучения, который различается у разных авторов. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы следующих исследователей: М.А. Гулина, М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро и др. Задание 2. Опираясь на научно-литературные источники, приведите аргументы, подтверждающие интегративный, комплексный характер психосоциальной работы. Результаты представить в виде таблицы. Психосоциальная деятельность как дисциплина Основные понятия: понятия, цели и задачи; методики и технологии; средства, приемы и способы. Вопросы для самостоятельной подготовки и самопроверки 1. Основные понятия, цели и задачи психосоциальной работы. 2. Дайте сравнительную характеристику методики и технологии психосоциальной работы. 3. Каковы практические сферы реализации результатов социально-психологических исследований для решения практических задачпсихосоциальной работы? 4. Каковы основные направления психосоциальной работы? 5. Почему социальная дезадаптация, по мнению многих авторов, выступает и как объект, и как предмет социальной работы? Практическое задание Задание 1. Обоснуйте междисциплинарный статус психосоциальной работы, обращаясь к литературным источникам. Задание 2. Составьте таблицу с описанием основных средств, приемов и способов психосоциальной работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.05 с.) |