Глава II. Педагогические воззрения Марии Монтессори 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Педагогические воззрения Марии Монтессори



 

 

 

Яркая представительница гуманного направления в педагогике – итальянка Мария Монтессори. Получив медицинское образование, она создала научную школу работы с детством.

Мария Монтессори родилась в 1870 году в Кьяравалле (Италия). Она была единственной дочерью богатых, хорошо образованных родителей. Мать поощряла стремление Марии учиться и размышлять и поддерживала ее желание построить профессиональную карьеру. Ее отцу, довольно консервативному человеку, не нравилось, что его дочь не соответствует традиционным представлениям о роли женщины. Он хотел, чтобы Монтессори стала учительницей, это была единственная профессия, которая считалась подходящей для женщины в то время. Тем не менее он продолжал обеспечивать свою дочь, когда вместо этого она решила изучать науки.

Мария поступила в медицинскую школу, где постоянно боролась с неодобрением со стороны студентов-медиков мужского пола и негодованием отца. Шло время, Монтессори получила стипендию и заслужила уважение однокурсников. В последние два года обучения она выбрала в качестве специализации педиатрию и в 1896 году стала первой женщиной в Италии, окончившей медицинское училище.

Первая работа Монтессори заключалась в посещении сумасшедших домов и отборе пациентов для лечения. Именно тогда у нее появился интерес к маленьким детям и их потребностям в развитии. Она заметила, что дети, которых считали необучаемыми, реагировали на ее методы. Будучи ученым, она использовала метод наблюдения для того, чтобы определить потребности детей. Монтессори была талантливой женщиной и проницательным наблюдателем. Довольно скоро она поняла, что проблема заключается не в детях, а во взрослых, их подходе и той обстановке, которую они создавали. К тому времени Монтессори заслужила отличную репутацию в сфере работы с детьми и их обучении. Ее называли педагогом. Но сегодня многие забывают о том, что она изначально получила образование в области медицины.

В 1907 году Монтессори выпала первая возможность работать с нормально развивающимися детьми. Тогда она открыла свой первый дом для детей в одном из бедных районах Рима. Для того чтобы дети работающих родителей не бегали по улице. Монтессори было выделено здание. Владельцы магазинов считали, что это приведет к сокращению вандализма. В результате дети не только перестали хулиганить на улицах, но и полюбили работу и учебу. В противовес нищенским условиям, в которых жили дети, Монтессори создала особую школьную обстановку. Она поняла, что для того, чтобы детям было удобно, им необходимы мебель и инструменты, соответствующие их размеру. Поскольку в то время такие вещи было не купить в магазине, Монтессори многое сделала сама. Она училась у своих учеников, написала о своих наблюдениях в книгах, и ее работа получила международное признание. Сегодня многие идеи Монтессори кажутся настолько очевидными и простыми, что мы принимаем их как должное.

К 1913 году около ста школ Америки использовали методы Монтессори. В 1922 году она была назначена государственным инспектором школ в Италии. Однако в 1934 году несогласие с фашистским режимом Муссолини вынудило ее покинуть страну.

Мария Монтессори была трижды номинирована на Нобелевскую премию мира. Она умерла в Голландии в 1952 году, оставив педагогам всего мира свой педагогический метод и собрание сочинений, которые до сих пор оказывают влияние на программы развития детей младшего возраста.

Название одной из самых значительных работ Марии Монтессори – «Дети – другие», и уже в нем виден принципиальный взгляд на воспитание ребенка. Монтессори утверждает, что ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свое время и выделяют самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются прежде всего через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши же познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Более того, ребенок склонен неоднократно повторять некоторые действия до тех пор, пока полностью не овладеет ими. Он восхищается тем, что благодаря этой работе может что-то произойти, что он способен контролировать мир вокруг себя. У ребенка, в отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленного действия или работы. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, и его отношения с родителями во многом напоминают поклонение кумиру, но при этом у него остается желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства.

В своей теории М. Монтессори выделяет периоды детства, используя биологический термин «сензитивность» в значении повышенной восприимчивости к определенным факторам воздействия. К периодам особой восприимчивости Монтессори относила также и стремление ребенка двух-четырех лет к порядку. Причем это относится не только к внешнему упорядочению вещей, хотя он хочет просыпаться утром и видеть, что все вещи лежат на своих местах. Для малыша также важен четкий и неизменный ритм жизни, который характеризуется регулярным повторением основных событий дня. Он стремится почти к ритуальному выполнению любого действия, будь то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его. Сензитивный период порядка в детстве обязательно переживает каждый человек, но далеко не всегда он становится частью его характера в будущей взрослой жизни.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений и действий, социальных навыков и интереса к маленьким вещам.

Она пишет: «Было бы чудесно, если бы нам удалось – разумным обращением с малышом, пониманием его жизненных потребностей – продлить тот период, когда в нем действует абсорбирующий разум. Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь индивиду впитать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они были приобретены» [6, с. 12].

Существует широкий спектр программ развития детей – некоторые из них твердо придерживаются принципов Монтессори, другие абсолютно не соответствуют ее стандартам. Важно понять, что теория Монтессори оказала влияние на структуру всех современных программ дошкольного развития, а не только на те программы, которые носят ее имя. Ее теория важна для всех специалистов, занятых в сфере дошкольного образования, вне зависимости от того, по какой программе они работают. Эта информация важна и для родителей. Среда, центрированная на ребенке, – ключевое положение в системе Монтессори.

Монтессори признавала, что то внимание, которое она уделяла необходимости подготовки среды, вероятно, является основной характеристикой, по которой люди идентифицировали ее метод. Она считала, что среда включает в себя не только пространство, которое используют дети и в котором располагаются мебель и инструменты, но в нее также входят другие дети и взрослые, с которыми проводится время. Монтессори полагала, что дети без сознательных усилий осваивают язык и обучаются другим важным жизненным навыкам благодаря той среде, в которой они проводят свое время. По этой причине она полагала, что среда, в которой обучаются дети, должна быть красивой и опрятной, и тогда они смогут научиться порядку.

Монтессори считала, что быстрее всего дети учатся на чувственном опыте. По ее мнению, именно взрослый отвечает за то, чтобы предоставить детям визуальные, тактильные, звуковые и обонятельные стимулы. Кроме того, она полагала, что частью сенсорного опыта детей является работа с инструментами и принадлежностями, которые подходят для их маленьких ручек, со столами и стульями, которые соответствуют их размеру. Красивая, упорядоченная среда, предметы, которые соответствуют размеру детей, и сенсорная игра – это часть наследия, которое оставила нам Монтессори.

Для описания хорошо подготовленной среды для детей Монтессори использовала слово «радостная». Она верила, что забота о ней, украшение и сохранение – это показатель мастерства учителя. Взрослые иногда считают, что уборка и организация среды – это дополнительная работа, которая не входит в основные задачи. Согласно Монтессори, знать, каким образом подготовить интересную для детей и красивую среду, это такая же составляющая работы воспитателя, как подбор хороших книг для библиотеки. Монтессори говорила: «Наши методы воспитания чувств предлагают ребенку ключ к тому, каким образом он может управлять своим исследованием мира» [Absorbent Mind, 1949. Р. 182–183].

Иногда взрослые ведут себя так, будто детям безразлично, насколько красивая или некрасивая обстановка их окружает. Существует стереотип, что детям нравится «устраивать бардак» и что они не любят «прибираться». Наблюдение за детьми не подтверждает это. Монтессори считала, что при подготовке среды для детей красота и порядок имеют решающее значение. Сегодня это убеждение находит отражение в работе педагогов, вдохновленных учителями из города Реджо-Эмилия (Италия).

Например, если работу ребенка разместить на цветной бумаге, которая подчеркнет красоту выбранных им цветов, и если повесить ее в специально отведенном для этого месте, то ребенок научится работать с цветами и дизайном. Другой пример – украсить стол или тумбочку свежими цветами. Прогулка в поле и составление букета, который потом будет радовать глаз дома, – это отличный способ провести утро.

Монтессори считала, что дети хотят и должны заботиться о себе и своем окружении. Она верила, что взрослые уделяют слишком много времени «обслуживанию» детей. Она предупреждала, что им следует помнить: дети, которым не позволяют делать что-либо самостоятельно, никогда не научатся это делать. Конечно, Монтессори понимала, что иногда гораздо проще сделать что-то вместо ребенка, чем потратить время и энергию на то, чтобы научить его делать это самостоятельно. Кроме того, она считала, что для того, чтобы дети могли развиваться и приобретать новые навыки, взрослые, присутствующие в их жизни, должны создать условия, в которых дети могут делать что-либо самостоятельно. Частью наследия Монтессори является обучение самостоятельности.

Монтессори полагала, что лучше всего дети учатся на собственном опыте и через повторение. По ее мнению, для того чтобы освоить какой-либо навык и приобрести опыт, им следует делать одно и то же снова и снова. Монтессори призывала взрослых не вмешиваться в то, каким образом и в каком темпе учится ребенок. Она считала, что работа воспитателя заключается в подготовке среды и предоставлении соответствующих материалов. Затем учителю следует отступить назад и предоставить ребенку время и пространство для экспериментирования. Открытое расписание, в которое включены большие промежутки времени на свободную деятельность и игру, – это еще одна часть наследия Монтессори.

Каким образом педагоги, занимающиеся ранним развитием детей, могут использовать в своих программах идеи Монтессори о приобретении навыков и ответственности? Монтессори полагала, что учителя должны:

• позволить детям отвечать за поддержание в общем пространстве чистоты и порядка;

• предоставить детям время для свободной деятельности и игры, позволить им самим структурировать свое время.

Ритм деятельности имеет определенную последовательность действий, описанную В. Загвоздкиным и Е. Хилтунен. Все Монтессори-школы мира и похожи и в то же время не похожи друг на друга. Обстановка (или, как говорят профессионалы, учебное пространство), окружающая среда имеют явное сходство. Например, в комнатах у младших обязательно стоят классические Монтессори-материалы, а у старших много книг, учебных текстов и лабораторных приборов. У всех – и у маленьких, и у больших – 80–90 % учебного времени занимает свободная работа с учебным материалом и не больше часа в день – фронтальные занятия. Уроков по отдельным предметам практически нет.

Строго установленного порядка жизни для любой Монтессори-группы тоже нет, но общий ритм жизни соблюдается неукоснительно. Занятия начинаются со свободной работы. Дети приходят, приводят себя в порядок и выбирают, чем они сегодня будут заниматься. Воспитатель встречает детей, обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной комнате, терпеливо наблюдает за свободным выбором ими материала для занятий. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы, кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы, мелет в маленькой мельнице зерно, учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом.

Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки? Да. Все куклы, кубики, машинки находятся тут же в одном из уголков; если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или «кормит» куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине, или краситься перед зеркалом. Все это разрешено. Но другое дело, что общая рабочая атмосфера начала дня, притягательность дидактического материала (недаром он прожил без изменений целое столетие!) захватывают детей настолько, что они предпочитают положить свою куклу на край коврика и здесь же выкладывать десятичную систему из бусин «Золотого материала».

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность в утончении своих чувств и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась. И все-таки через час-два свободной работы дети слышат звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки, воспитатель и дети собираются вместе в круг.

Что такое круг? Кто-то из Монтессори-учителей назвал его атмосферным явлением! Во всяком случае это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, истории, короткие сюжеты из Библии. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи и пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой они изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают о том, что кто-то заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга умещается все на свете: личные проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр.

Круг всегда ведет взрослый. И поэтому некоторые думают, что Монтессори-педагог на кругу отступает от принципа наблюдений за самостоятельной жизнью детей. Однако это не так: взрослый лишь ведет общий разговор. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Учитель и здесь говорит редко и точно. Он скорее похож на человека, профессионально разжигающего костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут, но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и в конце концов становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори-группы.

Обучение в начальной Монтессори-школе не очень отличается от детского сада. Во всяком случае, приходя сюда, дети не садятся за парты и не слушают обязательное объяснение учителя. Их никто не вызывает к доске и не ставит отметки. У них нет традиционных дневников с расписанием. Здесь их принципиально никто и ничему не учит. Но все так устроено, что в свободной самостоятельной работе они осваивают любую стандартную программу и много того, что сверх нее. Главное – они всего добиваются самостоятельно. После Монтессори-детского сада это не представляет сложности.

Поскольку в начальной Монтессори-школе дети учатся в разновозрастных классах, то учебная среда младшего класса отличается от старшего. В свободной работе у младших упор делается на конкретные дидактические материалы, разумеется, более сложные, чем в детском саду. Их здесь остается много. Старшие же дети, уже умеющие хорошо читать и писать, предпочитают работать с учебными текстами, энциклопедиями, рабочими тетрадями и справочниками. В их классной комнате стоят книжные шкафы и полки с лабораторным оборудованием, а также некоторое количество книг с тестами.

Вместо уроков в начальной Монтессори-школе остается свободная работа. Общие круги проводятся дважды в день: перед началом занятий и в конце учебного дня. Первый круг педагоги называют рефлексивным – он настраивает детей на предстоящий день. Второй круг – информационно-дидактический. На него дети собираются по годам обучения, чтобы в кругу сверстников закрепить знания, полученные в индивидуальной работе. Самые старшие называют эти вторые круги погружениями, потому что в течение целой недели они обсуждают какую-то одну важную тему из математики, из естествознания или из русского языка и пытаются разобраться в ней как можно глубже. Этот вид работы можно назвать проектным.

Проекты – это не подготовка праздников или спектаклей, не показ своих творческих или интеллектуальных достижений. Это некий отрезок жизни школы, в процессе которого и дети, и учителя, и родители совершают общую творческую работу на благо себя самих и других людей. Все вместе они придумывают, что будут делать, вместе устраивают и потом вместе анализируют, что получилось, а что нет. При этом важен бывает не результат, а именно процесс, в котором, собственно, и формируются дружеские, доброжелательные, деловые и ответственные отношения взрослых и детей.

М. Монтессори пишет: «Совершенно очевидно, что единство в группе создается благодаря свойственному детству братству, основанному на возвышенных чувствах. <…> В обстановке приподнятых чувств дети, прошедшие этап нормализации, испытывают взаимное притяжение». Старшие всегда тянутся к младшим, и наоборот. Дети в Монтессори-школе открыты к общению со взрослыми [6, с. 26–29].

Таким образом, выделим общие положения системы Монтессори.

 

Монтессори-педагогика предполагает:

1) педагогическую деятельность, центрированную на ребенке;

2) творческую реализацию потенциалов ребенка;

3) свободу выбора (задачи, времени, пространства, способа общения);

4) занятия детей в разновозрастных группах. Одна группа включает в себя детей в возрасте от трех до шести лет;

5) отсутствие классно-урочной системы.

Система Монтессори формирует в ребенке внутреннюю дисциплину («свободу в дисциплине», по формулировке Монтессори), которая выражается в умении рационально спланировать свою деятельность, а также в умении принимать правила группы, проявлять уважение к чужой деятельности и чужому рабочему пространству.

 

Ребенок в системе Монтессори имеет возможность свободного выбора:

материала, с которым он работает (мотивом выбора служит индивидуальная внутренняя программа развития ребенка, иначе говоря – интерес);

пространства (ребенок сам выбирает место работы);

времени (начало и окончание, длительность работы);

метода работы (каждый материал предполагает несколько вариантов работы);

партнерства (работать одному, с партнером или преподавателем);

общения (право быть выслушанным, возможность иметь свое, пусть ошибочное, мнение);

передвижений (может наблюдать за работой других детей).

 

Основные составляющие подготовленного окружения:

• дидактический материал,

• подготовленный педагог,

• ребенок, обладающий «свободой в дисциплине».

Необходимо также соответствующее внутрипсихическое состояние личности ребенка, включающее сензитивный период, тенденцию гуманных отношений, впитывающий ум. Термин «впитывающий ум» введен Марией Монтессори и означает способность ребенка впитывать знания через восприятие информации, получаемой извне с помощью органов чувств, что становится основой адаптации к окружающей среде и шагом к формированию своей личности.

 

Дидактический материал Монтессори включает следующие области:

• упражнения практической жизни;

• сенсорные материалы;

• математические материалы;

• языковые материалы;

• материалы космического воспитания.

 

Упражнения практической жизни разработаны М. Монтессори в процессе наблюдения за детьми. Упражнения удовлетворяют следующим потребностям ребенка в возрасте от двух до шести лет:

• в порядке (под порядком понимается некоторое пространство места, времени и отношений);

• независимости, самостоятельности;

• свободе передвижения;

• свободе рефлексии;

• наработке навыков социального поведения (включенность в отношения);

• уверенности в собственных силах (каждый ребенок способен выполнить упражнения, соответствующие его уровню развития, что мотивирует дальнейший интерес к работе; применение методического приема – трехступенчатый урок).

Упражнения практической жизни являются первыми упражнениями, которые формируют внутреннюю дисциплину ребенка. Косвенно упражнения практической жизни готовят ребенка к более сложным упражнениям, например учат рационализировать свои действия, координировать движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.059 с.)