Организация, процесс, формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация, процесс, формы и методы



Обучения в институте

Организация учебного процесса

Правовыми основами организации учебно-воспитательного процесса в Казанском юридическом институте являются: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [3], Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[4], Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2001 г. № 264, а также рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных актов в образовательных учреждениях МВД России. Процесс обучения в институте состоит из курсов, которые, в свою очередь, делятся на семестры. Основная цель учебного процесса – удовлетворение потребностей органов внутренних дел Российской Федерации в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научно-педагогических кадрах; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретение высшего профессионального образования по конкретной специальности.

Учебный процесс основывается на государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям, примерных учебных планах и примерных учебных программах дисциплин. Освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников.

Основными видами учебных занятий в институте являются: лекция; семинарское занятие; практическое занятие; лабораторная работа; деловая игра; учение; консультация; самостоятельная работа; учебная практика.

Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Ее цель – дать систематизированные научные знания по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы учебной дисциплины.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой.

Практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления умения и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач.

Самостоятельная работа обучающихся преследует цель углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа обучающихся проводится как в часы самостоятельной подготовки, так и за пределами учебного заведения.

Практика является составной частью учебного процесса и важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью органов внутренних дел.

Основными видами письменных работ являются: контрольная работа (домашняя или аудиторная), курсовая работа (проект), практикум, реферат, выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).

 

Дисциплины, изучаемые в институте. Формы контроля знаний

 

Дисциплины, изучаемые в институте:

Ø Общие гуманитарные и социально-экономические: иностранный язык, физическая подготовка, отечественная история, логика, философия, экономика, политология, русский язык и культура речи, социология, финансово-кредитная система, конфликтология, религиоведение, философия права.

Ø Общие математические и естественнонаучные: концепции современного естествознания, информатика и математика, правовая статистика.

Ø Общепрофессиональные дисциплины: теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, муниципальное право России, семейное право, криминология и профилактика преступлений, правоохранительные органы, юридическая психология, уголовно-исполнительное право, судебная бухгалтерия, прокурорский надзор, судебная медицина и психиатрия, профессиональная этика, основы управления в органах внутренних дел, история органов внутренних дел, специальная техника органов внутренних дел.

Ø Дисциплины специализации: предварительное следствие в органах внутренних дел, основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, административная деятельность органов внутренних дел, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, спецкурсы по расследованию отдельных видов преступлений, расследование преступлений против личности и собственности.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузах, являются рабочие учебные планы и рабочие учебные программы дисциплин. Рабочий учебный план разрабатывается ежегодно вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рабочая учебная программа дисциплины является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины. Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе рабочего учебного плана на текущий год. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается кафедрой на полный курс обучения и ежегодно. График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается кафедрой и утверждается начальником кафедры.

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся делится на текущий, предварительную аттестацию (рубежный контроль), промежуточную и итоговую государственную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного выявления и устранения недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы обучающихся в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи. К текущему контролю относится:

- проверка знаний, умений и навыков обучающихся на занятиях;

- проверка качества конспектов лекций, первоисточников и иных материалов;

- проверка выполнения контрольных работ, рефератов, практикумов, лабораторных работ, защита курсовых работ.

Рубежный контроль организуется учебным подразделением и проводится кафедрами не реже одного раза в семестр в целях подведения промежуточных итогов текущей учебной работы обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится для определения степени достижения поставленной цели обучения по данной дисциплине в целом или наиболее важным ее частям. Промежуточная аттестация проводится в форме:

- зачетов за полный курс или часть (раздел) дисциплины, по которым не проводится экзамен;

- семестровых экзаменов за полный курс или часть (раздел) дисциплины;

- защита отчетов по учебной практике.

Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, а зачеты, как правило, в период между сессиями, после изучения всей дисциплины или ее части.

Зачет принимается, как правило, преподавателем, читающим лекционный курс или ведущим занятия в учебной группе. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса обучающихся, которые показали высокую успеваемость и активно участвовали в работе на всех видах занятий по данной дисциплине. Неявка на зачет отмечается в экзаменационной ведомости: «не явился». Если неявка произошла по неуважительной причине, то по результатам проведения служебной проверки обучающемуся выставляется такая же оценка, как и в случае отказа от ответа («не зачтено»).

Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить теоретические знания обучающихся, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач. Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности дисциплины, не менее двух дней. В один день обучающемуся разрешается сдача только одного экзамена (зачета). Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии положительной сдачи всех зачетов, выполнения письменных работ, прохождения и защиты практики.

Кроме экзаменатора и экзаменуемых, на экзамене имеют право присутствовать следующие должностные лица: начальник и заместители начальника вуза, начальник учебного подразделения (его заместитель), начальник (заместитель начальника, председатель предметно-методической секции) кафедры, за которой закреплена учебная дисциплина, а также иные лица с разрешения начальника вуза, заместителя начальника по учебной работе.

Экзаменуемый при сдаче экзамена (зачета) может брать только один билет.

Пересдача экзамена (зачета) по одному предмету допускается не более одного раза. При получении обучающимся повторно неудовлетворительной оценки окончательное решение об уровне его подготовленности принимает комиссия, назначаемая распоряжением начальника вуза, заместителя начальника по учебной работе на основе предложения кафедры. При приеме экзамена (зачета) комиссией ответ экзаменуемого выслушивается в присутствии всех ее членов. Обучающийся, знания которого комиссией оценены как неудовлетворительные, отчисляется из образовательного учреждения МВД России.

Повторная сдача экзамена (защиты курсовой работы, проекта) с целью повышения ранее полученной положительной оценки разрешается в последнем семестре теоретического обучения до принятия решения о допуске к итоговой государственной аттестации не более, чем по двум ранее изучавшимся дисциплинам.

Обучающиеся, не выполнившие учебный план семестра без уважительной причины, к занятиям в следующем семестре не допускаются и подлежат отчислению из вуза.

Обучающийся, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой государственной аттестации (государственные экзамены по профильным дисциплинам или комплексный междисциплинарный экзамен, защита выпускной квалификационной работы).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды занятий в вузе.

2. Какие основные дисциплины изучаются в институте?

3. В каких формах осуществляется контроль знаний обучающихся?

4. Расскажите порядок сдачи зачета и экзамена.

5. Кому разрешается присутствовать на экзамене?

6. Каков порядок повышения ранее полученной положительной оценки?

Список рекомендуемой литературы

1. Воронцов Г. А. Письменные работы в вузе: учеб. пособие / Г.А. Воронцов. – Днепропетровск: Наука и образование, 2001.

2. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных актов в образовательных учреждениях МВД России: сборник: в 2-х т. Том 1. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006. – 136 с.

3. Сборник локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность Казанского юридического института МВД РФ / под ред. кандидата юридических наук, профессора Н.Х. Сафиуллина. – Казань, 2003. – 140 с.

4. Халиуллина Л.Г. Знамение времени – Signum temporis. – Казань, 2004. – 184 с.

ГЛАВа 6.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Требования, предъявляемые к письменным работам

Основными видами письменных работ, выполняемых обучающимися в вузе, являются: контрольная работа (домашняя или аудиторная), курсовая работа (проект), практикум, реферат, выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).

Курсовая работа, на каком бы году обучения она ни выполнялась, по сути, имеет одну педагогическую цель: формирование у курсанта навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного исследования проблем в изучаемой отрасли знаний (планирование и проведение исследования, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление), обоснования выдвигаемых теоретических положений или практических рекомендаций, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами.[5]

Курсовая работа выполняется обучающимися в часы самостоятельной работы. Количество курсовых работ должно быть не более одной в семестр. Цель и задачи курсовой работы определяются методическими указаниями или рекомендациями, которые разрабатываются преподавателем и утверждаются на заседании кафедры. Курсант, не представивший к установленному сроку или не защитивший курсовую работу, к экзамену не допускается.

Курсанты должны осознать, что дело не только в выполнении формальных требований к работе, но и в том, что поймет, чем овладеет, чему научится и сделает ли он шаг вперед в своем профессиональном становлении. В данном пособии мы рассмотрим требования, предъявляемые к курсовым работам.

Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний по учебной дисциплине.

Основные задачи выполнения работы:

- углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины;

- выработать практические навыки в проведении трех этапов исследования: сборе, обработке и анализе информации;

- выработать умение самостоятельно разрабатывать программно-методологические вопросы и решать организационные вопросы;

- научиться оценивать, анализировать информацию, делать выводы и вырабатывать рекомендации, раскрывать взаимосвязи между явлениями, обнаруживать закономерности и тенденции развития явлений и процессов.

Из цели и задач курсовой работы вытекает ее место в иерархии письменных работ в вузе: требования к ней значительно более серьезные, чем к контрольным, и приближаются к требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

Темы курсовых работ утверждаются кафедрой. В начале семестра курсант должен определиться с темой работы, поскольку ее защита происходит в конце семестра. Курсант может аргументированно предложить свою тему и, после утверждения на кафедре, она закрепляется за ним.

Выбирая тему, обучающемуся нужно исходить, прежде всего, из своих учебных возможностей, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Более продуктивной будет работа, позволяющая человеку проверить, на что он способен.

Выбирая тему, нужно учитывать реальность возможности собрать необходимый нормативно-правовой, документальный, фактический, исследовательский, библиографический материал. При выборе темы нужно исходить и из возможности использования материалов курсовой для дальнейшего развития, расширения и углубления выбранной темы в последующих научно-исследовательских работах и дипломной работе курсанта. Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение для сегодняшнего дня.

Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения и состояния объекта исследования, раскрытие взаимосвязи между политическими, экономическими, социальными, культурными и другими явлениями, показ формы и силы этой взаимосвязи. Необходимо не только найти закономерности, но дать их количественную и качественную характеристику и на этой базе спрогнозировать развитие явления или процесса в будущем.

Чтобы выполнить такую задачу, работу нужно спланировать. План – это структурная разработка курсовой работы. Все вопросы плана должны быть логически связаны и, в совокупности, давать ответ на поставленный вопрос, то есть раскрывать суть темы.

Предварительный перед составлением плана этап работы – поиск и изучение источников: документальных, научных, исследовательских, литературных и т.п. Черновые наброски составляются именно на этом этапе, и структура плана не является жесткой, неизменной схемой. Работа с источниками, документами позволяет заново осмыслить тему. План, составленный после такой предварительной работы, будет более полным, емким, а курсовая работа, записанная по такому плану, – более содержательной и информационно насыщенной.

Требования, предъявляемые к плану курсовой работы:

· план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы;

· план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования;

· не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы;

· нельзя вводить вопросы, детализирующие общий вопрос, без предварительного внесения в план данного общего вопроса;

· если, по замыслу автора, какой-то пункт плана должен иметь подпункты, то их должно быть не менее двух;

· план должен быть написан в назывной форме, а не вопросительной.

Формально план используется как на подготовительном, так и на исполнительском этапах работы. Но при оформлении работы слово «план» не используется. На странице, следующей за титульной, вверху указывается прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А далее, под ним – то, что составляет план работы.

Следует заметить, что излишняя, необоснованная детализация в плане положений содержания работы говорит о неумении курсанта выделить основные, значимые элементы рассматриваемой проблемы или явления. Название темы исследования непосредственно связано с целью работы, а названия глав или разделов – с поставленными автором задачами. Как показывает опыт преподавания и практика, некоторые курсанты не делают либо не видят различия между целью и задачами работы. Для доступности восприятия приведем простой пример. Наша цель – построить дом. Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи: составить проектно-сметную документацию; определить источники финансирования; согласовать документацию с контрольно-исполнительными органами; обеспечить наличие строительных материалов и т.д. Как видно из данного примера, существует определенный алгоритм действий, направленных на достижение поставленной цели.

Пример (учебная дисциплина «История отечественного государства и права»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.037 с.)