Отечественная государственность в период гражданской войны 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная государственность в период гражданской войны



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….………………….……………..3

1. Высшие государственные органы Советской России по Конституции 1918 года……..…....7

2. Органы Советской власти и управления на местах, их полномочия...………………...…....19

3. Национально-государственное строительство в 1918-1920 годах……………………...…..30

Заключение…………………………………………………………………………………….….39

Список использованной литературы…………………………………………………………….41

Приложения…………………………………………………………………………………….…43

Если курсант считает необходимым, то глава (раздел) может иметь параграфы (подразделы), которые тоже отражаются в плане работы и выглядят примерно таким образом:

1. Высшие государственные органы Советской России по Конституции

1918 года …………………………………………..………………………………….……….7

1.1. Законодательные органы……………………………………………………………………..8

1.2. Исполнительные органы…………………………………………………………………….12

1.3. Чрезвычайные органы……………………………………………………………………….16

 

Глава (раздел) не может содержать, как было уже указано, менее двух параграфов (подразделов).

Разработанный курсантом план курсовой работы в обязательном порядке должен быть согласован с преподавателем-руководителем работы. Пренебрежение этим требованием часто влечет за собой составление такого плана, в котором отсутствует логическая связь между структурными элементами работы, которая не будет допущена руководителем к защите.

Следует иметь в виду, что курсанты часто под словом «план» подразумевают структурную разработку только основной, содержательной части работы. Но структура курсовой – это логическая схема всей работы, и она включает:

- введение;

- 2 - 4 раздела (или главы);

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (если в них есть необходимость).

Введение должно содержать:

· постановку проблемы, обоснование актуальности темы, её теоретического и практического значения;

· формулировку цели исследования;

· определение задач курсовой работы и круга вопросов, подлежащих рассмотрению;

· границы исследования (предмет, объект, хронологические или иные рамки);

· разработанность темы в научной литературе, характеристика источников и литературы;

· теоретические основы и базовый метод (или методы) исследования.

В заключительной части должны быть представлены выводы курсанта по результатам анализа изучаемой темы, а также раскрыты взаимосвязи в системе показателей или явлений, выявлены тенденции развития, доказательно подтверждены или опровергнуты общетеоретические положения по изучению данного явления, представлен прогноз развития изучаемого явления, по распространению прогрессивных тенденций и устранению негативных.

Объем работы, как правило, определяется методическими рекомендациями. Условно общий объем курсовой работы определен в 40 страниц. При таком объеме введение должно составлять примерно 1∕10 часть общего объема (4 страницы), а заключение – приблизительно 1∕2 часть объема введения (2 страницы). Заключение в любом виде письменной работы должно быть меньше по объему, чем введение.

Страницы, занятые списком использованной литературы и приложениями, хотя и нумеруются, но в объем работы не засчитываются. Титульный лист не нумеруется, но засчитывается в общий объем работы.

Работа с литературой, источниками и документами

Курсанты не всегда могут разграничивать понятия «литература», «источники», «документы».

Прежде, чем рассмотреть данные понятия, необходимо ознакомиться с видами изданий по целевому назначению и с видами непериодических изданий по характеру информации.

ВИДЫ ИЗДАНИЙ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

 

1. Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

2. Научно-популярное издание – издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

3. Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

4. Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения[6].

 

ВИДЫ НЕПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ИНФОРМАЦИИ

 

1. АЛЬБОМ – книжное или комплектное листовое изобразительное издание, имеющее, как правило, пояснительный текст.

2. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

3. ЛЕКЦИЯ – изложение учебного предмета или какой-нибудь темы.

4. МОНОГРАФИЯ – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

5. НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ – пособие, содержание в котором передается, в основном, при помощи изображения.

6. ПАМЯТКА – краткое нормативное, производственно-практическое или справочное издание, содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя деятельность.

7. ПОСОБИЕ – издание, предназначенное в помощь практической деятельности или овладению учебной дисциплиной.

8. ПРАКТИКУМ – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится задачник.

9. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – производственно-практическое издание, предназначенное практическим работникам для овладения знаниями (навыками) при выполнении какой-либо работы (операции, процесса), для повышения квалификационного мастерства. Не связано с учебными программами.

10. САМОУЧИТЕЛЬ – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

11. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

12. СЛОВАРЬ – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

13. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК – словарь, статьи которого содержат не только определения понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря энциклопедического, на справки практического, а не энциклопедического характера.

14. СТАТЬЯ – научное произведение, аналитически рассматривающее какую-либо проблему или их комплекс.

15. ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ (СООБЩЕНИЙ) НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (СЪЕЗДА, СИМПОЗИУМОВ) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

16. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (её раздела, части).

17. УЧЕБНИК – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

18. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

19. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.

20. УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (альбомы, схемы и др.).

21. ХРЕСТОМАТИЯ – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

22. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК – основное учебное электронное издание, содержащее систематизированное изложение учебных дисциплин, полностью соответствующее государственным образовательным стандартам по специальностям высшего и среднего профессионального образования, примерным программам дисциплин, утвержденное в качестве данного вида издания.

23. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ – учебное электронное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее электронный учебник, утвержденное в качестве данного вида издания[7].

 

Строго определенного порядка знакомства с литературой нет. Однако, в любом случае, в работе с литературой нужно соблюдать принцип:«от простого – к сложному». Если курсант считает, что его знания по дисциплине, по которой предстоит писать курсовую работу, недостаточны, нужно начинать с учебной литературы (учебники, учебные, учебно-методические, учебно-практические, учебно-наглядные пособия) и наиболее доступной, понятной специальной литературы. Затем можно переходить к более сложной литературе: монографиям, научным статьям, теоретическим разработкам.

Все тексты, с которыми работают, делятся на те, которые необходимо исследовать, и те, в которых уже содержится исследование какого-либо текста. В первом случае текст называется исследуемым, во втором – исследовательским. Например, курсант намерен в курсовой работе проанализировать (исследовать) главу 3 Конституции РФ («Федеративное устройство»). В данном случае текст Конституции РФ – исследуемый текст. Но если курсант использует «Комментарий к Конституции РФ», то комментарий – исследовательский текст. Если текст становится объектом исследования, он классифицируется как источник.

На начальном этапе обучения курсанты часто имеют дело с источниками историческими, из которых наиболее важными являются письменные памятники. Письменные источники делятся на литературные памятники (летописи, хроники, повести, жития, сказания, мемуары и т.п.), законодательные (историко-правовые) памятники, акты (договорные и духовные грамоты, уставы, указы, законы и т.д.) и делопроизводственные материалы (переписка, отчеты о работе и т.д.). К историческим источникам относятся и данные фольклора, обычаи, а также фото-, фоно- и киноматериалы (фотоснимки, материалы звукозаписи, документально-хроникальные фильмы и т. п.).

В учебном процессе, в частности, при выполнении курсовой работы, курсант использует в качестве источника исследуемые тексты по истории, экономике, религиоведению, культурологии, философии, политологии, социологии и т.д. В юриспруденции источниками являются любые нормативные акты: Конституция, законы, указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств и т.д.

Слово «документ» (от лат. documentum – доказательство, свидетельство)[8] используется в нескольких значениях. Документ – не просто письменный акт, источник, произведение. Это – текст, в которым ничего нельзя менять. Документ нужно воспроизводить с абсолютной точностью, указав все выходные данные:

· точное и полное, включая и подзаголовки, название документа;

· год и место издания документа, издательство, которое его опубликовало;

· номер самого документа, его выписка или часть его издания;

· точное (если известно – до конкретной даты) время создания документа, а также время его опубликования и вступления в силу;

· учреждение, к которому относится документ;

· учреждение, в котором хранится документ, если он не опубликован.

Например:

О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации: федеральный закон: принят Гос. Думой 14 июля 2008 г. // Российская газета. – 2008. – 16 июля.

Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»: Указ Президента РФ от 15 сентября 2008 г. № 1359 // СЗ РФ. - 2008. - № 38.– Ст. 4273.

 

О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 682 // СЗ РФ. - 2008. - № 38.– Ст. 4317.

Ссылки на источники и литературу в зависимости от замысла автора делаются в форме либо прямого, либо косвенного цитирования. Цитаты необходимы либо для подтверждения позиции автора, либо для критики позиций других авторов по какому-либо вопросу. Однако обилие цитат может скрывать отсутствие позиции самого автора. Поэтому в методических рекомендациях, разработанных на различных кафедрах, объем цитируемого материала ограничивается примерно ¼ частью общего объема работы.

Другая крайность, часто встречающаяся на практике – это полное отсутствие либо крайне малое количество цитат в письменной работе. Как правило, данное обстоятельство указывает на то, что работа сделана не самим автором, а является либо плагиатом, либо компиляцией.

Плагиат [< лат. plagiatus похищенный] – присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное.[9] В некоторых контрольных, курсовых работах встречаются целые абзацы, страницы и даже целые параграфы из учебной и специальной литературы, воспроизводящие оригинальный текст без какой-либо ссылки. То же самое можно сказать и о работах, выполненных другими лицами «на заказ» за деньги, и о текстах, скопированных через Интернет. Различие здесь только в одном: в первом случае копирует текст из Интернета исполнитель «заказа», во втором – сам курсант.

Компиляция [< лат. compilatio ограбление; накопление выписок, собрание документов] – … составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом…[10].

Из приведенных выше определений в прямом переводе (похищение, ограбление) вытекает, что составители подобных работ совершают противоправное деяние, нарушающее авторские права. В некоторых вузах, в частности, в Казанском финансово-экономическом институте, для выявления авторства курсовых и дипломных работ уже применяется специальная компьютерная программа «Антиплагиат».

В курсовой работе, в отличие от реферата, контрольной работы, в которых список литературы составляется по алфавиту, необходимо указать все использованные материалы в определенной последовательности, с разбивкой на предметные рубрики. В курсовой работе нормативно-правовая группа источников ставится на первое место.

Как правило, в курсовой работе рекомендуется такая последовательность при составлении списка использованной литературы:

· Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

· приказы, распоряжения, инструкции министерств и центральных ведомств;

· акты органов местного самоуправления;

· монографии;

· учебная и специальная литература;

· научные публикации в периодических изданиях;

· архивные материалы;

· электронные издания и материалы из сайтов сети Интернет.

Каждый источник в перечне должен быть правильно записан. Во многих работах курсанты пишут: «Список используемой литературы», хотя необходимо писать «использованной».

И последнее, на что необходимо обратить внимание: ни в коем случае нельзя включать в список источники и литературу, с которыми лично не знакомились и с которыми не работали.

 

Оформление курсовой работы

 

Требования к оформлению всех письменных работ, в основном, одинаковы, но имеются и отдельные, специфические особенности курсовых работ.

В курсовой работе могут содержаться рисунки, таблицы, графики. Все они должны быть тесно увязанными с излагаемым материалом. Если объем небольшой, то их можно располагать на той же странице, где находится соответствующий текст. Таблицы нумеруются (знак «№» при этом не ставится), а заглавие должно отражать основное содержание иллюстрированного материала. Если таблицы, рисунки, графики достаточно велики по объему, но отрывать их от теста нецелесообразно в силу их связи с ними, расположить этот иллюстративный материал можно на отдельном листе, включить в общую нумерацию и рассматривать его в тексте. Если таблица, рисунок или график располагается на листе форматом больше, чем А4, этот лист нужно учитывать как одну страницу, а номер страницы можно не проставлять.

Кроме графиков, в курсовой работе могут быть использованы и схемы. Их оформление идентично таблицам.

Все иллюстрации обозначаются словом «Рис.», и, если их количество более одной, нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой; например: Рис. 1.1., Рис. 1.2. Ссылки на иллюстрации дают по типу: «Рис. 1.1», «Рис. 1.2». Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенными словами «смотри», например: «см. рис. 3.2».

Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под ней. Номер иллюстрации помещают ниже поясняющих данных.

Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагаются сразу после ссылки на них в тексте, или возможно ближе к соответствующим частям текста, или в приложении.

Примечания к тексту и таблицам содержат только справочные и пояснительные данные. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку и начинают само примечание с этой же строки. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие.

Примечания нумеруют арабскими цифрами с точкой, например:

Примечания: 1._______________

2. ____________________

Приложения к работе усиливают наглядность представляемого материала, помогают глубже раскрыть сущность и взаимосвязь явлений и тенденции их развития.

Приложения располагают в работе после списка использованной литературы. В приложения вносят таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые не могут быть включены непосредственно в текст, а также копии (ксерокопии) документов.

Каждое приложение начинается с новой страницы. Оно должно иметь свой порядковый номер и содержательный заголовок, указываемые в первой строке страницы. Если приложение не помещается на одной странице и занимает две страницы и более, в последующих листах указывают: «Приложение 4. Продолжение».

Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте работы. Ссылки даются указанием сокращения «прил.» и номера. Например: «в прил. 2 приводится...». Страницы, занятые приложениями, входят в сквозную нумерацию курсовой, но в объем работы не засчитываются.

Все главы, а также введение, заключение, список литературы, приложения начинают с нового листа. Не допускается перенос окончания текста введения, главы, заключения на следующую страницу, если строчек менее двух. Параграфы располагают на текущей странице через строчные пробелы с указанием номера и названия. Расстояние между последней строкой и заголовком нижеследующего текста равно четырем межстрочным интервалам. Расстояние между названием главы и нижеследующим текстом равно трем интервалам. Переносить слова в заголовке нельзя. Не допускается также разрыв между названием заголовка и соответствующим текстом на разные текущие страницы. Точки в конце заголовков не ставятся.

В работе допускается использование сокращений наиболее часто употребляемых в тексте названий и наименований, но только после их первого и полного обозначения, а затем в скобках – применяемого сокращения. Например: «Федеральное Собрание (ФС) состоит из двух палат – Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД)».

Работа должна быть написана грамотно, разборчиво, с соблюдением требований орфографии, стилистики, пунктуации и синтаксиса.

К использованным в работе цитатам, текстам законов, другим научно-литературным источникам нужно делать правильно оформленные ссылки (сноски) с указанием автора (авторов), названия, выходных данных и конкретной страницы (страниц) издания.

Работа выполняется на однотипных листах бумаги форма А 4 (210 х 297 мм). Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа. Размер левого поля должен быть 30 мм, размер правого поля – 15 мм, размер верхнего и нижнего поля – по 20 мм. Текст располагается с одной стороны листа. На странице размещается примерно 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания (28—29 строк).

 

6.4. Оформление библиографического списка литературы [11]

Правильное оформление списка использованной литературы, подстрочного аппарата является одним из обязательных условий при выполнении письменных работ в высших учебных заведениях. Практика преподавания показывает, что именно данный процесс вызывает наибольшие затруднения у курсантов не только в первые годы обучения, но и при написании и оформлении дипломной работы. Поэтому необходимо научиться этому сразу, не дожидаясь отрицательных отзывов преподавателей на неправильное оформление письменных работ. Ниже мы приведем примеры оформления библиографического материала, составленные сотрудниками редакционно-издательского отдела нашего института[12].

Нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека. – М.: Юрид. лит., 1990.

2. Гражданский кодекс РФ: официальный текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. – М.: Маркетинг, 2001.

3. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон: принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. – М.: Ось, 2001. – 46 с.

4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления: федеральный закон: принят Гос. Думой 21 июня 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 29. – Ст.2759.

5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон: принят Гос. Думой 7 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г. – СПб.: Виктория, 2001. – 94 с.

Однотомные издания

6. Агафонов Н.Н. Гражданское право: учебное пособие для вузов / Н.Н. Агафонов, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова; под общ.ред. А.Г. Калпина; Моск. юрид. академия. – Изд. 2-е, доп. – М.: Юрист; СПб.: Проспект, 2002. – 204 с.

7. История России: хрестоматия / сост. И. Полякова. – М.: Юрист, 2007. – 100 с.

8. История России: учебное пособие / В.Н. Быков [ и др.]; отв. ред. В.Н. Сухов. – 2-е изд. - М.: Юрист, 2006. – 104 с.

9. Семенов В.В. Философия / В.В. Семенов; Рос. акад. наук. – Пущино: ГНЦРАН, 2000. – 64 с.

 

Многотомные издания

10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 книгах / С.М. Соловьев. – М., 2005. – 15 т.

11. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-ое изд. – Т.3. – С.1-4.

12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 книгах / С.М. Соловьев. – М., 2005. - Т. 14. - Кн. 7. – С. 587.

Диссертации, сборники, научные издания

13. Беляев В.В. Религиозная политика: дис. …канд.ист.наук: 07.00.02: защищена 22.01.02 / В.В. Беляев. – М., 2002. – 234 с.

14. Богов С.С. О веществе / С.С. Богов, И.Н. Петров // Вестник Моск. университета. Сер. 3, Физика. – 2001. - № 5. – С. 25.

15. Двинов В.В. Комплимент: Коммуникативный статус / В.В. Двинов // Социальная власть языка: сб. научных трудов / Воронежский институт общественных наук. – Воронеж, 2001. – С. 101-106.

16. Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс», 26 апр. 2001 г. / редкол.: А.Б. Борисов и др. – Новосибирск: ИТАВТ, 2001. – 210 с.

Периодические издания

17. Михайлов С.А. Езда по-европейски / Сергей Михайлов // Независимая газета. – 2002. – 17 июня.

18. Оленьев В.В. Глобалистика на пороге XXI века / В.В. Оленьев, А.П. Федотов // Вопросы философии. – 2003.- №4. – С. 12-17.

 

Электронные издания

23. Вехов В.Б. О необходимости разработки криминалистического учения об исследовании и использовании компьютерной информации и средств ее обработки // Crime-research. ru. Проверено 06.05.2008.

24. Доля А.В. Эволюция угроз информационной безопасности в Интернете: Материалы VI Международной конференции «Право и Интернет». - http://www.ifap.ru/pi/06/r l5.htm. Проверено 16.12.2008.

25. Петрова Л.Е. «Новые бедные» ученые: жизненные стратегии в условиях кризиса [Электронный документ] // Экономическая социология. – 2001. – Т.2, № 1. – С.26-43. (http: // www.ecsoc. msses.ru/pdf/ ecsoc003. pdf). Проверено 11.03.2008.

26. Султанов А.А. Правовая определенность и судебное нормотворчество // СПС Гарант. Проверено 11.03.2008.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите виды письменных работ в вузе.

2. В чем заключаются основные задачи написания курсовой работы?

3. Назовите виды изданий по целевому назначению.

4. Охарактеризуйте понятия «источник», «документ».

5. Какова последовательность расположения источников и литературы в библиографическом списке?

Список рекомендуемой литературы

Воронцов Г. А. Письменные работы в вузе: учеб. пособие / Г.А. Воронцов. – Днепропетровск: Наука и образование, 2001.

Методические рекомендации по оформлению рукописей / сост. Н.А. Климанова, О.Н. Хрусталева; под ред. Д.Э. Кабирова. – Казань: КЮИ МВД России, 2007. – 26 с.

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты дипломных работ (проектов). – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 1998.

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовых работ (проектов). – М.: ЦИиНМОКП МВД России, 1999.

Тихомиров С.Н. Организация и проведение семинарских занятий в образовательных учреждениях МВД России / С.Н. Тихомиров.– М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

Чапко Е.Е. Организация и проведение лекции в образовательных учреждениях МВД России: методические рекомендации / Е.Е. Чапко.– М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.

ГЛАВА 7.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ подготовка и

самостоятельная РАБОТА

7.1. Организации самостоятельной подготовки курсантов

Познавательная учебная деятельность способствует формированию творческого подхода к будущей профессии, наиболее полно раскрывает индивидуальные черты и способности человека.

Самостоятельная подготовка курсантов является одним из обязательных видов учебных занятий. Она проводится в целях систематического изучения курсантами и слушателями программного материала, углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, выработки навыков активного самостоятельного поиска и получения дополнительных знаний в ходе подготовки к семинарам, практическим и лабораторным занятиям, зачетам и экзаменам.

Организация и проведение самостоятельной работы курсантов осуществляется в соответствии с рекомендациями МВД России от 30 марта 2006 года № 1/2248 по организацииучебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образованияМинистерства внутренних дел Российской Федерации и локальным положением.

За время учебы курсанты бывают вынуждены пропускать часть занятий по объективным причинам (болезнь, отпуск по семейным обстоятельствам, командировка, служба в различных нарядах и др.). Однако следует знать и помнить о том, что отсутствие курсантов по какой-либо причине на самостоятельной подготовке не освобождает их от ответственности быть готовыми к предстоящим занятиям. В этих случаях обучаемые обязаны изучить запланированный материал, компенсировав пропущенные часы самоподготовки за счет личного времени.

Самостоятельная подготовка включает в себя несколько видов учебной деятельности:

Ø изучение и конспектирование специальных источников, действующего законодательства и нормативных актов;

Ø подготовку к семинарским, лабораторным, практическим занятиям и лекциям;

Ø изучение текущего программного материала по конспектам, учебникам и другой рекомендованной литературе;

Ø восполнение (изучение, конспектирование) пропущенного материала при отсутствии на занятиях;

Ø написание рефератов и подготовку докладов;

Ø получение консультаций у преподавателей;

Ø выполнение курсовых работ;

Ø подготовку к зачетам и экзаменам.

Самоподготовка проводится в часы, предусмотренные распорядком дня института, а также во внеучебное личное время в закрепленных за учебными группами классных аудиториях, в учебно-методических и лингафонных кабинетах кафедр, читальных залах и библиотеках института. В период экзаменационных сессий подготовка проводится в дни, предусмотренные расписанием для подготовки и сдачи экзаменов в часы, отведенные для учебных занятий, и во внеучебное время.

До начала самоподготовки обучаемые должны подобрать нужную литературу, учебно-наглядные пособия, планы предстоящих семинарских занятий, конспекты лекций.

Командир группы обязан:

Ø организовать получение необходимой учебной, нормативной, справочной и специальной литературы в библиотеках института;

Ø знать, кто из курсантов и в какое время работает в учебно-методических кабинетах кафедр, читальных залах и других аудиториях, а также причины отсутствия курсантов на самоподготовке;

Ø ежедневно вести учет посещаемости самоподготовки курсантами и вносить результаты учета в рапорт об успеваемости и посещаемости занятий;

Ø обеспечить своевременное прибытие курсантов учебной группы на обязательные групповые консультации во время, назначенное преподавателем;

Ø обеспечить порядок, чистоту и сохранность материальных ценностей в закрепленной аудитории.

Самостоятельная подготовка курсантов и слушателей планируется учебным отделом, методически обеспечивается кафедрами, организуется и контролируется руководством курсов. Общий контроль над проведением самоподготовки слушателей осуществляет учебный отдел института.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой курсантов и слушателей, оказание им всех видов учебно-методической помощи осуществляется кафедрами института. Профессорско-преподавательский состав кафедр определяет и выдает задания, обеспечивает обучаемых методическими рекомендациями, указаниями, планами проведения семинарских и практических занятий, вопросами по подготовке к экзаменам и зачетам, учебно-наглядными пособиями, оказывает необходимую методическую помощь при выполнении заданий и при подготовке к лабораторно-практическим занятиям, экзаменам и зачетам.

Преподаватели кафедр проводят групповые и индивидуальные консультации, а также собеседования по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. При необходимости проведения групповой работы в часы самоподготовки преподаватели заранее назначают время ее проведения, согласовав с учебным отделом.

 

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа отличается от самостоятельной подготовки (самоподготовки) как одной из основных форм обучения.Самоподготовка отражает организационную и временную характеристику самостоятельной деятельности обучаемых, т.е. определяет, где, когда и сколько времени могут слушатели и курсанты самостоятельно работать по изучению программного материала, по решению других учебных задач.

Самостоятельная работа – метод обучения, который обеспечивает творческое овладение специальными знаниями и навыками. В процессе самостоятельной работы слушатель должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями. Самостоятельная работа охватывает все виды и формы учебных занятий: как проводимые в аудитории под руководством и при непосредственном контроле преподавателя (лекция, семинар, практикум и т.д.), так и вне ее (работа в библиотеке, учебном кабинете, в общежитии, в домашних условиях и т. д.).

Самостоятельная работа является одним из основных факторов активизации познавательной деятельности при изучении учебных дисциплин и обусловлена рациональной организацией учебной деятельности. Не все курсанты правильно организуют свои занятия, что, прежде всего, относится к первокурсникам.

Результативность самостоятельной работы зависит как от общеобразовательной подготовки, способностей и волевых качеств учащегося, так и от организации его учебной деятельности преподавателем, дающим ему верное направление в изучении предмета и оказывающим помощь в организации самостоятельной работы.

 

Работа с книгой

В самостоятельной работе курсантов особое место занимает умение работать с книгой, позволяющее не только усваивать что-то новое, но и тренировать память, развивать творческое мышление. Наиболее продуктивным является чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу, позволяющее логически мыслить, сопоставлять различные точки зрения, самостоятельно оценивать убедительность аргументации тех или иных положений.

Методика работы с научной и специальной литературой, в отличие от художественной, содержит определенные последовательные приемы:

1. Чтение ( предварительное знакомство с книгой; полное (сплошное) чтение; анализ текста );

2. Запись прочитанного ( выписки; планы; тезисы; конспекты ).

Предварительное знакомство с книгой предполагает, в первую очередь, просмотр титульного листа, аннотации, предисловия, послесловия, оглавления. При первоначальном знакомстве с книгой нужно также полистать ее, бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру изложения материала, композицию книги, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания, если таковые имеются.

Предварительному ознакомлению с книгой помогает динамичное чтение, темп которого обычно в 2-3 раза превышает темп обычного. Динамичное чтение – это чтение без внутреннего проговаривания (артикуляции), без возврата (регрессий) к уже прочитанным словам, фразам, чтение не отдельных слогов и слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть так активизированы, чтобы сразу выделять основную мысль автора и бегло следить за ней.

Однако необходимо иметь в виду, что овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки.

Предварительный просмотр литературы необходим для того, чтобы получить общее представление о круге вопросов, освещенных в книге. Может оказаться, что содержание книги уже знакомо читателю и тратить на нее время нет необходимости. Если книга представляет интерес, то предварительный просмотр позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами, главами.

После того, как получено общее представление о книге, приступают к полному илисплошному чтению. На этом этапе внимательно читают текст и делают краткие записи или условные пометки с указанием страниц. Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

- сосредоточиться на том, что читаешь;

- выделить сущность читаемого;

- мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания содержания текста;

- действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

На данном этапе курсантам в тексте, как правило, встречаются различные слова, дефиниции (краткие определения), смысл которых они не знают либо сомневаются в их значении. В таких случаях в обязательном порядке необходимо обратиться к словарям и энциклопедиям, выяснив их точное значение (перевод) и записав ссылочные библиографические данные.

Анализ текста при сплошном чтении состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям. Важно понимать, что высказал автор книги, какие основные положения и доказательства выдвиг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.004 с.)