Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллектуальная драма на западе. Конёв, жан ануй (про конева не нашла ниче) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Французский драматург, сценарист и режиссер ЖАН АНУЙ вошел в мировую литературу как один из создателей интеллектуальной драмы. Он родился 23 июня 1910 года в Бордо, в семье портного и скрипачки. Писать драматические сценки начал с 10 лет. Когда ему исполнилось 15 лет, он переехал в Париж, где окончил школу и поступил в Сорбонну на юридический факультет. Учебу ему пришлось оставить. Первым местом работы стало рекламное агентство, уже работая в нем, Ануй писал короткие юмористические сценарии для кино. В 16 лет впервые пробует себя в «полнометражной» драматургии. В конце 1920-х годов он уходит из рекламного агентства и поступает на должность секретаря к известному французскому режиссеру Луи Жуве в Театр Комедии на Елисейских полях.
ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии развивались на трёх яз. - французском, немецком и итальянском. Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм. произв. - "Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель протестантской драматургии кальвинист Т. Беза написал антикатолич. драму в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была написана первая "игра о Телле" (Tellspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях, взыскующих доброго времени, и Базельском соборе", "Матушка Дурь и батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.
В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и противниками т-ра. В католич. кантонах театр. жизнь была более активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских драматургов. Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758 - 78 - в Ферне. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет", "Скифы", "Альзира" и др. Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне (1781), в Женеве (1782 и 1789). Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей". С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор "Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а также Ж. Мюлозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869, "Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Давель", 1848, посв. нац. герою 18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893). В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра "Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951). В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили - "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта, выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь" (1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905). Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в. - Р. Моракс. Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта" (1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы "Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на историч. и библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А. Онеггера). В 1915 - 22 в Женеве работал франц. режиссёр Ж. Питоев, к-рый пост. здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в Париже. Распространёнными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются стилизованные мистерии, а также "праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме" (1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926), "Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др. Начиная с 30 - 40-х гг. большой известностью пользуется творчество драматурга А. Жерн; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937), переведённая и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР. Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В. Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути", 1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956, "Капитан Карагез", 1960).
В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" (в 1953), "Больё" (в 1954), ежегодно проводятся Междунар. фестиваль (в июне), Фестиваль итал. оперы (октябрь). С 1935 издаётся журнал "Театральный месяц". Лит.: Stadler Е., Net A., Zweihundert Jahre Bernеr Theater 1700 - 1953, Bern, 1954. С. В. П. Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии. Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз. Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств, масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост. "Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и воскресении Христа. На рубеже 15 - 16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич. сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес написано простым языком, понятным для зрителей из народа. Наиболее известный драматург 16 в. - П. Генгенбах, автор пьесы "Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молодёжь, служащая ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман. Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522), направленная против пороков духовенства. Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник" (1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян. В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз. "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу. Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в. - Г. Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей бороться с тиранами, З. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с царём Соломоном. Одним из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор "Сатирических сцен из жизни молодожёнов" (ок. 1580).
В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в. - "О борьбе горациев и куриациев..." Й. Веттера (1654), "Пьеса о трёх королях" Й. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг). В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа, ставили "Пьесу о трёх королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера. Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица. В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в. крупным явлением швейц. драматургии было творчество Й. В. Видмана, в пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах", "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Брешианский" (1867). На рубеже 19 - 20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892), "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892). В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились фестшиили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств. истории, нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов, основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только любители. Наиболее значит. представления состоялись в 1886 (500-летие битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна). В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи. Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность крупнейшие совр. швейц. драматурги М. Фриш - "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась война" (1949), "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор" (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюрренматта, близкой по художеств. приёмам зап.-европ. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич. скептицизма.
Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр. драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют зап.-европ. авангардистским течениям. Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн. в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938 - 61) возглавлявшийся видным режиссёром О. Вельтерлином. Под его руководством были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов. Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле. Среди видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X. Гнеков, В. Босхард. Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zürich, 1914; Еbеrlе О., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Königsberg, 1929; Lang P., Das Schweizer Drama 1914 - 1944, в кн.: Jahrhuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV, Elgg., 1944; Schoop G., Das Zürcher Schauspielhaus im zweiten Weltkrieg, Z., 1957. Г. E. Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в Швейцарии начинается позднее, чем в центр. странах Европы. В 18 в. в Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе, включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса", 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошелёк скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост. "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф. Шнидер фон Вартензе ("Эстелла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И. Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Гёц ("Укрощение строптивой", 1874). Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего в т-ре в сезон 1850 - 51, а в 1852 под его управлением была пост. опера "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19 - нач. 20 вв. - оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса. В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое время составляли оперы итал. композиторов. В 1887 был пост. ряд опер Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре базельской оперной труппы значит. место заняли произв. Пуччини, Р. Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918). В конце 19 - 20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц. композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера, "Ильзебилль" Ф. Клозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казановы" (1925) Ф. Андре, оперы О. Шёка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира", 1916, до "Пентесилеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П. Мориса и др. В 20 - 30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион" (1933) Онеггера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитцнера (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1935), "Матис-живописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Шёнберга "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др. Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др. В т-ре работали: дирижёры - Ф. Абт, Г. фон Бюлов и др.; реж. - Э. Ройкер и др. В 1947 - 56 т-ром руководил Г. Циммерман. Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич. спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дирижёр т-ра - Н. Эшбахер). В Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне - с 1839 (здесь пост, ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934), в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза). На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар. празднества - фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой музыки и ведущие своё начало с 1886. Эти празднества происходили на открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо торжеств. датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с музыкой К. Мунцигера, и др.). Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Чёрный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р. Либерман ("Леонора 40 - 45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа жён", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.
В 60–70‑е гг. по всей Англии распространилось молодежное театральное движение, получившее название «фриндж» («обочина») и связанное с поисками политически активного искусства, непосредственно участвующего в общественной борьбе. В рамках «фринджа» сформировалось новое поколение английских актеров, которые затем, в 80‑е гг., пришли на подмостки Королевского Шекспировского театра и Национального театра (создан в 1963 г.). Возможно, этому поколению предстоит сказать новое слово в английском театральном искусстве. Английский театр 70-80-х годов, и в частности театр политический, явление по-своему уникальное: деятельная и вместе с тем размышляющая зрелость, сменившая агитпропов с кий взрыв "молодежных революций". Когда в середине 70-х на сцену столичных Ройял Корт или Национального началось "просачивание" пьес альтернативной драматургии, до сих пор знавшей провинциальный Ноттингэм' Плэйхаус или Шеффилд Крусибл, казалось бы логичного "слияния" субсидируемого и альтернативного театров не произошло. Речь может идти лишь о "проникновении", но именно этот процесс влечет за собой "размывание" того альтернативного'' театра, который С конца 60-х был конЦёптуирован как театр с определенной зрительской аудиторией (пролетарской, молодежной и ' т.д.),'определенной политической ориентации'(как правило, крайне "левого" толка -марксистской, маоистской; троцкистской) и с "эпическим театром" Брехта в качестве образца. - ~' В 70-е годы английский политический театр обретает1 открытость, которая проявляется fid всем - от расширения зрительской аудитории (театр обращен не к представителю определенной соци- ' альной или возрастной группы, но к человеку, землянину, современнику) до масштабности тем и подчеркнутого интереса к проблемам философским, когда политические события являются материалом для решения вопросов "вечных": господство и подчинение, цивилизация и культура, социальная революция и социальная эволюция, тоталитаризм и демократия. Категоричность выводов, жесткость позиций политических и философских, дидактическая прямолинейность, присущие политическому театру эпохи "молоделшых революций", сменяются затушеванностью авторской точки зрения, вариативностью финала, смягчением дидактики. ДРАМАТУРГИЯ СЕРДИТЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ на английской сцене. Контакт с современностью через современную драматургию.«Пьеса должна значить больше, чем режиссер, актеры, сценографы, и потому пьеса должна быть захватывающей и провокационной, словом – хитом». Драматург Джон Осборн (1929-1994). «Оглянись во гневе».Режиссер Тони Ричардсон (1928-1991).Расширение тематики, отказ от стилистики развлекательного (услужливого) театра, салонной драмы.Включение проблематики среднего класса, поднявшегося в Англии после войны.Появление нового героя Джимми Портера, открыто критикующего общество и эмоционально выплескивающего свой гнев на большие и малые заботы.Новый реализм, который осудил прежнюю драматургию, герметически оторванную от реальности.Титул человека, чей голос олицетворяет целое поколение.Философия аутсайдеров, личности, поставившей себя вне общества, романтически принимающей на себя весь груз страданий и боли человечества, всего мира, личности, стремящейся понять, что такое жизнь, как должно жить… Режиссер ПИТЕР БРУК (1925-) 1947 «Ромео и Джульетта». Меркуцио – Пол Сколфилд. Порвать с распространенным пониманием трагедии как сладенькой сентиментальной любовной истории. Вернуться к миру насилия, страстей, войны, интриг. Передать поэзию и красоту толпы и варварства, стихийности, для которых Ромео и Джульетта лишь эпизод. Меркуцио – поэт и воин. Сквозь флер иронии и остроумия зрители увидели поэтическую и ранимую человеческую душу. 1955 «Гамлет». Скофилд. Гамлет – все люди и он один из них. Человек, совершающий поступки по велению своей совести и потому похожий на современного интеллигента. Трагедия в том, что на него возложено неосуществимое задание. Призрак приказывает мстить, но при этом не запятнать своей души. Очищает Дании о гнили, но сам не может уберечь себя от неё. Клавдий, влюбленный в Гертруду, которая всегда любила его, а не мужа. Горацио совсем юный, готовый на все ради Гамлета. 1962 – «Король Лир». Брук акцентировал «дохристианский характер пьесы». «Мир без богов и надежд». Её нельзя сдвинуть к христианскому времени, потому что тогда исчезнут её ярость и ужас. Языческие боги. Брук сам оформлял пространство. Грубо сколоченные стулья и столы, листы старого ржавого железа, гремевшие в сцене бури, подчеркнуто грубые конструкции декораций, костюмы из грубой старой кожи и домотканного полотна. Страшный бесчеловечный мир. «Вряд ли можно выйти из театра в большей тревоге за человечество» (Тайнен). Мир пустынный и серый, он беспощаден и безжалостен, и человек, маленькая песчинка, не в силах улучшить его. Лир (Скофилд) – седой старик с обветренным лицом, его порождение, в его душе нет никаких иллюзий.
Спектакль «US» открыто направленный против войны во Вьетнаме. Соединенные штаты и местоимение «мы». Бабочки на огне. Не только осуждение войны в США, но и стремление заставить английского обывателя выйти из состояния спячки и ощутить свою ответственность за все, что происходит в мире. 1968 – приглашение Жана-Луи Барро организовать в Париже международную студию. Международный центр театральных исследований (МЦТИ). Интернациональная труппа. Организовав конкурс среди актеров из разных стран, режиссер набрал группу профессионалов, готовых к творческим поискам и смелым экспериментам. Руководимая Бруком труппа обращалась к различным формам народного зрелища, а также к традициям восточного и европейского театра. Мифы и элементы древних ритуалов. Создать театр, способный разрушить границы, разделяющие актеров и зрителей. Он хотел, чтобы его труппа играла не «в специально приспособленных помещениях», а где придется: театр на повозках, театр в вагонах, театр на какой-нибудь платформе; зрители смотрят стоя, пьют, сидя за столиками, зрители подходят ближе, сами вступают в игру, артисты им отвечают. Театр на задворках, в сараях, ночлежках… 1972г. Экспедиция в Африку. Полгода исследований. Спектакль «Племя Ик» об униженной и морально раздавленной народности. Деревни Африки. Советовал актерам учиться у зрителей, способных внести в спектакль что-то новое и необычное. Спектакли, подготовленные заранее, превращались в импровизации, когда в игру вступали зрители. 1985. инсценировка «Махабхараты». Превращение древнеиндийского эпоса в мифопоэтическое повествование, рассказывающее о судьбах человечества. Гарольд Пинтер (1930-) Английский драматург, один из самых оригинальных театральных авторов 20 века.«Сторож» (1960)Классика театра абсурда. Элементы комедии и мелодрамы. Изобилие парадоксов и гротесковых образов, английский вариант театра «абсурда».Передавая сложные взаимоотношения своих героев, драматург стремится определить и те социальные болезни, которые свойственны современному обществу.Трагическая бессмысленность диалогов. Вакуум небытия.Остро и современно. Тема тотального одиночества людей, отторгнутых чуждым и враждебным для них обществом.Поиск социально-психологических мотивировок абсурдного поведения персонажей.Ничего нет, кроме самих персонажей. Ни прошлого, ни будущего, ни памяти. ТОМ СТОППАРД (1937-) Британский драматург, режиссер, сценарист и критик.«Розенкранц и Гильденстен мертвы» (1966г.)Болезненные и важные вопросы эпохи великих потрясений.Люди без будущего, у которых нет ничего в настоящем и которые смутно помнят свое прошлое. Ведущим становится использование сочетания различных философских теорий в контексте игры, серьезные мотивы покрыты несерьезными ремарками персонажей, спрятаны в лабиринтах языковых игр. Принцип игры и система символов.Мотив двойников и зеркал, его увлекает загадочная и непознаваемая идея двойственности, множественности личности, отражений, текучести, размытости. «Любой текст строится как мозаика цитат, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста, его реакция на предшествующие». Переосмысление Гамлета с позиции второстепенных персонажей. Подчиненность всего авторской философской концепции. Главенствует философский спор, диспут.
ЖАН ВИЛАР (1912-1971) Центральная фигура театрального процесса Франции послевоенного времени.Учение Ш.Дюллена, продолжатель идей картеля.- 1942, 1945гг. - «Пляска смерти» А.Стриндберга.- 1935г. - «Убийство в соборе» англо-американского поэта Томаса Стернза Элиота (1888-1965). Одна из вершин поэтической трагедии XX века.12 век. Пространство готического собора. Атмосфера внутренней несвободы, страх перед ходом истории. Хор женщин. Внутренний конфликт – четыре Искусителя – тайные желания человека.- 1947г. - приглашение сыграть «Убийство в соборе» в Авиньоне, на юге Франции, где в XIV веке была резиденция римских пап.Идея летнего фестиваля у стен папского дворца, поддержанная властями города.С 1948г. – Авиньонский фестиваль проводится каждый год. До 1966г. только спектакли Вилара и его соратников. В настоящее время лучшие спектакли Франции и всего мира.Открытие первых лет фестиваля –Спектакль Ж.Вилара «Сид» (по П.Корнелю) с Жераром Филипом (1922-1959) Не классицистская трагедия, а героическая драма, поэма о молодости, подвигах и любви. Невиданная острота эмоций, энергичные контрастные приемы. 1951г. – Вилар назначен директором ТНП (Театр Насьональ Попюлер) – Национального Народного Театра В огромном здании дворца Шайо в Париже. Идея театра для народа как театра высоких мыслей и высокой нравственности, противостоящего коммерческим развлечениям и доступного массовому сознанию. Практическая доступность:- дешевые билеты и абонементы,- возможность для жителей рабочих районов добраться после спектакля домой,- выезды на заводы, в отдаленные пригороды. В ТНП впервые- встречи со зрителями- издавать свою газету- тексты пьес- брошюры о спектаклях. Становление театра абсурда на французской сцене 11 мая 1950г. – режиссер Николя Батай. Спектакль «лысая певица» (по пьесе Э.Ионеско) Желание показать мир и жизнь в их реальной парадоксальности, дать пищу уму, побуждая его самостоятельно работать. Без подсказок. Люди, ставшие жертвами обывательского сознания, потерявшие ориентацию во внешней среде, обезличенные до неузнавания.
Роже Блен (1907-1984) Сформировал свои взгляды под влиянием А. Арто.1937г. – роль Папаши Убю.1948г. – режиссерский успех - спектакль «Соната призраков» Стриндберга. Фантасмагорическая реальность. Действие, разворачивается в нескольких планах. Человек, избавляющийся от собственной плоти.1953г. – Роже Блен – «В ожидании Годо». (первая победа абсурдизма). Герои не способны не только совершить поступок, но и выразить свои чувства и желания. Человек-одинок, язык бессмысленен, жизненной цели нет. Персонажи – клоунские амплуа. Маски, имеющие узнаваемые детали. Лакки – человек-собака. Постановки пьес Жана Жене.1959 «Негры»1967 «Балкон» Голландия. Запрещена во Франции.1966 «Ширмы». Децентрализация театров.Авиньонский фестиваль (Виллар).Новые театральные центры или дома культуры – финансовая помощь местных властей. Роже Планшон (1931-2009) Социально-политическая тема + влияние Брехта.Работа со зрителем – продолжение Виллара.Пригород Лиона, театр де ла Сите.Отстаивание приоритета сценического материала над литературным.Трансформировал классику: менял жанр, выявлял или домысливал подтексты, усиливал социальный смысл традиционных конфликтов. Марсель Марешаль (1937-)Интерес к нетрадиционному зрителю. Не столичному и не фестивальному.Открытость и гротеск ярмарочного театра Масочность балагана Рациональность эпического театра Атмосфера театра-праздника Жесткая режиссура интеллектуального театра. «Бал воров» Ануя, «За закрытыми дверями» Сартра, «Лысая певица» Ионеско. Устремление к карнавалу, своевременное и современное обнажение проблем, текст. Постоянный контакт с залом. Актеры играли среди зрителей, усиливалось ощущение импровизации, бесконечного перевоплощения, смены театральных приемов. Добивались убедительности и правдивости через стихию игры, постоянное преображение сцены. Шекспировские спектакли. «Шекспир – наш современник» Разрушение стереотипов, наполнение смеховой культурой
Ариана Мнушкин (1939-) Возглавляет театр, возникший в 1964г. – период подъема молодежных движений, ниспровержения культуры, переосмысления театра.«Театр дю Солей» («Театр Солнца»).Давали спектакли на окраинах Парижа, ориентируясь на нейтрального зрителя.«Мещане» Горького.«Сон в летнюю ночь» Шекспира.«Клоуны» дель арте.Яркая выразительная форма, коллективный принцип работы над пьесой и сценической формой. Мировая известность в 1970г. – спектакль «1789». Отказ от привычной организации помещения. Зритель находится среди играющих актеров.8 площадок, соединенных помостами.О Великой французской революции 1789-1794. + молодежные выступления 1968г.Отображение истории, но не в голых фактах, а через взгляд современников.Каждый персонаж воспринимается как живой человек, способный вызывать чувства, не сводится к функции. Некий миф. События параллельно:- Король и епископ вырывают миску с похлебкой из рук крестьянки- суета вокруг роженицы с кипячением воды, простынями + приход дворянина- крестьянин, потерявший работу, душил собственного сына. Единый хор.Постепенное импровизирование сцен, создание эпизодов и затем закрепление текст.Актуальность и жизненность историй. Некая игра в историю. 1980е. Шекспир.Литературный текст отправная точка.«Ричард II»«Генрих IV» Трагедия в чистом виде невозможна. Атрибутика театра кабуки. «Ифигения в Авлиде» Еврепида«Орестея» ЭсхилаНа сцене – подобие античного театра. Перед залом – помещение с а-ля раскопками. Стоящие в рост фигуры в вместе с конями, как предстанут в спектакле.Миф не только исторически правдив, но и жизненно реален и драматически действенен.
Антуан Витез (1930-1990) Полиглот, переводчик. Обостренное понимание слова на сцене.Интеллектуальные построения.Интересовался советской культурой. Мейерхольдом.В СССР в 1977 ставил «Тартюфа» в театре сатиры.Не успел закончить работу над «Федрой» с Аллой Демидовой.Прославился интерпретациями мировой классики.Нередко – парадоксальные трактовки.«Произведение прошлого» - это разрушенные здания, затонувшие корабли, и мы выносим на свет их по кусочкам, никогда не собирая воедино.. но создавая из кусков нечто иное… 1971г. «Андромаха» Расина.Игровой анализ стиха.5 учеников. В джинсах, без грима, с книгой в руках, поочередно переходили от роли к роли и от чтения к воплощению.На площадке нейтральная мебель, позволяющая двигаться по вертикали.Стул на столе – трон, стремянка и проч.Мизансценическое выражение объема, подъема-спада, доминирования-подчинения, насилия-покорности.Взаимоотношения актера, текста и игрового пространства. Маяковский «Баня» 1967Шварц «Дракон» 1968Аксенов «Цапля» 1984«Дракон».Тираническая власть.Белая геометрия сценической площадки.Свисающие с колосников белые нити – стены, за которыми нельзя укрыться, незамеченные препятствия.На них, как на струнах, играл Дракон. Нити управления мертвым городом.Сам Дракон не страшен (головы – белые шарики, лопающиеся при прикосновении).Страшен взращенный народ. Одежда из газетных вырезок, несамостоятельность.Двигались по клеткам, как фигуры в игре, говорили, чередуя текст с вымышленным наречием, смесью обломков разных языков…Футуризм, абсурд.
Смотрим ровно вопрос выше.
Надеюсь, вам этот билет не попадется. Пустым пространством является как книга Брука, так и название самого спектакля. И врятли это нужно, ведь ничего из этого не связано с Петербургом.
Получил католическое воспитание в коллеже иезуитов, брал уроки музыки в Брюссельской консерватории, отец водил его в оперу и на представления ярмарочного театра; вкус к маскам, переодеванию, псевдонимам и розыгрышам подросток сохранил на всю жизнь. В 16 лет он переболел тяжёлым тифом, был на грани смерти. С 1918 года начал подписывать свои рассказы псевдонимом, под которым позже и вошёл в историю европейского театра. Гельдерод более 20 лет прослужил мелким чиновником и начал приобретать известность лишь в конце 1940-х годов, когда его путь драматурга был уже завершен. Период наибольшей творческой активности продолжался с 1925 по 1945 год. В 1950-х годах престижное парижское издательство Gallimard выпустило собрание сочинений Гельдерода в 5-ти томах, его интервьюировали журналы и газеты, приглашали на радио и телевидение. Его пьесы «Смерть доктора Фауста» (1926, пост. 1928 в Париже и Риме), «Эскориал» (1928, пост. в Брюсселе 1929), «Варавва» (1928, пост. труппой Народного фламандского театра 1929), «Красная магия» (пост. 1934 в Брюсселе), «Проделка Великого Мертвиарха» (1934, пост. Роже Планшоном в Лионе 1953, опера Дьёрдя Лигети, 1978), «Школа шутов» (1943, пост. в Париже 1953) и другие — это гротескные драмы-притчи на темы Библии и средневековой истории Европы, написанные для театра марионеток, наполненные элементами масленичных празднеств, цирковой клоунады, безжалостной и безысходной апокалиптической игры, они развивают традиции фламандского высокого искусства и народной культуры. Свои взгляды на театр Гельдерод развернуто изложил в цикле «Остендские беседы» (1951, опубл. 1956), который транслировался французским радио. «Гельдерод, — писал Жан Кокто, — это алмаз, замыкающий ожерелье поэтов на шее Бельгии. Этот черный алмаз отбрасывает жестокие и благородные отблески. Они ранят лишь мелкие души. Другие они зачаровывают».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.110.120 (0.094 с.) |