Интеллектуальная драма на западе. Конёв, жан ануй (про конева не нашла ниче) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальная драма на западе. Конёв, жан ануй (про конева не нашла ниче)



Французский драматург, сценарист и режиссер ЖАН АНУЙ вошел в мировую литературу как один из создателей интеллектуальной драмы.

Он родился 23 июня 1910 года в Бордо, в семье портного и скрипачки. Писать драматические сценки начал с 10 лет. Когда ему исполнилось 15 лет, он переехал в Париж, где окончил школу и поступил в Сорбонну на юридический факультет. Учебу ему пришлось оставить. Первым местом работы стало рекламное агентство, уже работая в нем, Ануй писал короткие юмористические сценарии для кино. В 16 лет впервые пробует себя в «полнометражной» драматургии. В конце 1920-х годов он уходит из рекламного агентства и поступает на должность секретаря к известному французскому режиссеру Луи Жуве в Театр Комедии на Елисейских полях.
Свою первую пьесу «Горностай» он пишет в 1932 году, ежегодно он выпускает по одной пьесе. Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы «Путешественник без багажа».
Проблематика пьес Ануя близка к экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. Один из приемов, используемых им, - «театр в театре», когда персонажи играют те или иные роли.
В 1940 году Жан Ануй обращается к греческим мифам и разрабатывает прием, принесший ему мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Разумеется, он не был тут первооткрывателем, но именно Ануй развил его, превратив в своеобразную интеллектуальную игру, заставив зрителя наблюдать не за сюжетом, а за собственными размышлениями.
Первыми были написаны и поставлены «Эвридика» (1941) и «Антигона» (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже появились «Ромео и Джульетта» (1946), «Медея» (1948), «Жаворонок» (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.
Эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга. Сам он делил их на несколько циклов: «черные пьесы» (трагедии «Медея», «Антигона» и др.); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — «Ужин в Санлисе», «Приглашение в замок» и др.); «костюмированные пьесы» («Жаворонок», «Беккет, или Честь Божья» и др.); «колючие пьесы» (сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок», «Подвал» и др.). Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов («Месье Винсент», 1947; «Маленький Мольер», 1959; и др.).
К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж. Кокто или Ж. Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Вернуть былую славу ему не смогли ни новые пьесы, ни попытки поставить спектакли по произведениям других драматургов.
Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.
Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

  1. Швейцарская драматургия

ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии развивались на трёх яз. - французском, немецком и итальянском.

Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм. произв. - "Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель протестантской драматургии кальвинист Т. Беза написал антикатолич. драму в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была написана первая "игра о Телле" (Tellspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях, взыскующих доброго времени, и Базельском соборе", "Матушка Дурь и батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.

В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и противниками т-ра. В католич. кантонах театр. жизнь была более активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских драматургов.

Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758 - 78 - в Ферне. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет", "Скифы", "Альзира" и др.

Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне (1781), в Женеве (1782 и 1789).

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".

С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор "Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а также Ж. Мюлозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869, "Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Давель", 1848, посв. нац. герою 18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).

В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра "Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).

В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили - "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта, выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь" (1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).

Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в. - Р. Моракс. Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта" (1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы "Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на историч. и библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А. Онеггера).

В 1915 - 22 в Женеве работал франц. режиссёр Ж. Питоев, к-рый пост. здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в Париже.

Распространёнными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются стилизованные мистерии, а также "праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме" (1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926), "Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др. Начиная с 30 - 40-х гг. большой известностью пользуется творчество драматурга А. Жерн; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937), переведённая и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.

Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В. Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути", 1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956, "Капитан Карагез", 1960).

В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" (в 1953), "Больё" (в 1954), ежегодно проводятся Междунар. фестиваль (в июне), Фестиваль итал. оперы (октябрь).

С 1935 издаётся журнал "Театральный месяц".

Лит.: Stadler Е., Net A., Zweihundert Jahre Bernеr Theater 1700 - 1953, Bern, 1954.

С. В. П.

Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.

Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз. Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств, масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост. "Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и воскресении Христа.

На рубеже 15 - 16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич. сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес написано простым языком, понятным для зрителей из народа.

Наиболее известный драматург 16 в. - П. Генгенбах, автор пьесы "Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молодёжь, служащая ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман. Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522), направленная против пороков духовенства.

Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник" (1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.

В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз. "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу. Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в. - Г. Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей бороться с тиранами, З. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с царём Соломоном. Одним из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор "Сатирических сцен из жизни молодожёнов" (ок. 1580).

В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в. - "О борьбе горациев и куриациев..." Й. Веттера (1654), "Пьеса о трёх королях" Й. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).

В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа, ставили "Пьесу о трёх королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера. Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.

В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в. крупным явлением швейц. драматургии было творчество Й. В. Видмана, в пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах", "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Брешианский" (1867). На рубеже 19 - 20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892), "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).

В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились фестшиили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств. истории, нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов, основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только любители. Наиболее значит. представления состоялись в 1886 (500-летие битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).

В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.

Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность крупнейшие совр. швейц. драматурги М. Фриш - "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась война" (1949), "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор" (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюрренматта, близкой по художеств. приёмам зап.-европ. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич. скептицизма.

Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр. драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют зап.-европ. авангардистским течениям.

Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн. в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938 - 61) возглавлявшийся видным режиссёром О. Вельтерлином. Под его руководством были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов. Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.

Среди видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X. Гнеков, В. Босхард.

Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zürich, 1914; Еbеrlе О., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Königsberg, 1929; Lang P., Das Schweizer Drama 1914 - 1944, в кн.: Jahrhuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV, Elgg., 1944; Schoop G., Das Zürcher Schauspielhaus im zweiten Weltkrieg, Z., 1957.

Г. E.

Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в Швейцарии начинается позднее, чем в центр. странах Европы. В 18 в. в Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе, включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса", 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошелёк скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост. "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф. Шнидер фон Вартензе ("Эстелла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И. Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Гёц ("Укрощение строптивой", 1874).

Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего в т-ре в сезон 1850 - 51, а в 1852 под его управлением была пост. опера "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19 - нач. 20 вв. - оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.

В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое время составляли оперы итал. композиторов. В 1887 был пост. ряд опер Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре базельской оперной труппы значит. место заняли произв. Пуччини, Р. Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).

В конце 19 - 20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц. композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера, "Ильзебилль" Ф. Клозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казановы" (1925) Ф. Андре, оперы О. Шёка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира", 1916, до "Пентесилеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П. Мориса и др. В 20 - 30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион" (1933) Онеггера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитцнера (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1935), "Матис-живописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Шёнберга "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др. Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.

В т-ре работали: дирижёры - Ф. Абт, Г. фон Бюлов и др.; реж. - Э. Ройкер и др. В 1947 - 56 т-ром руководил Г. Циммерман.

Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич. спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дирижёр т-ра - Н. Эшбахер). В Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне - с 1839 (здесь пост, ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934), в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).

На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар. празднества - фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой музыки и ведущие своё начало с 1886. Эти празднества происходили на открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо торжеств. датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с музыкой К. Мунцигера, и др.).

Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Чёрный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р. Либерман ("Леонора 40 - 45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа жён", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.

  1. Английский театр.

В 60–70‑е гг. по всей Англии распространилось молодежное театральное движение, получившее название «фриндж» («обочина») и связанное с поисками политически активного искусства, непосредственно участвующего в общественной борьбе. В рамках «фринджа» сформировалось новое поколение английских актеров, которые затем, в 80‑е гг., пришли на подмостки Королевского Шекспировского театра и Национального театра (создан в 1963 г.). Возможно, этому поколению предстоит сказать новое слово в английском театральном искусстве.

Английский театр 70-80-х годов, и в частности театр политический, явление по-своему уникальное: деятельная и вместе с тем размышляющая зрелость, сменившая агитпропов с кий взрыв "молодежных революций". Когда в середине 70-х на сцену столичных Ройял Корт или Национального началось "просачивание" пьес альтернативной драматургии, до сих пор знавшей провинциальный Ноттингэм' Плэйхаус или Шеффилд Крусибл, казалось бы логичного "слияния" субсидируемого и альтернативного театров не произошло. Речь может идти лишь о "проникновении", но именно этот процесс влечет за собой "размывание" того альтернативного'' театра, который С конца 60-х был конЦёптуирован как театр с определенной зрительской аудиторией (пролетарской, молодежной и ' т.д.),'определенной политической ориентации'(как правило, крайне "левого" толка -марксистской, маоистской; троцкистской) и с "эпическим театром" Брехта в качестве образца. - ~'

В 70-е годы английский политический театр обретает1 открытость, которая проявляется fid всем - от расширения зрительской аудитории (театр обращен не к представителю определенной соци- ' альной или возрастной группы, но к человеку, землянину, современнику) до масштабности тем и подчеркнутого интереса к проблемам философским, когда политические события являются материалом для решения вопросов "вечных": господство и подчинение, цивилизация и культура, социальная революция и социальная эволюция, тоталитаризм и демократия. Категоричность выводов, жесткость позиций политических и философских, дидактическая прямолинейность, присущие политическому театру эпохи "молоделшых революций", сменяются затушеванностью авторской точки зрения, вариативностью финала, смягчением дидактики.

ДРАМАТУРГИЯ СЕРДИТЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ на английской сцене.

Контакт с современностью через современную драматургию.«Пьеса должна значить больше, чем режиссер, актеры, сценографы, и потому пьеса должна быть захватывающей и провокационной, словом – хитом».

Драматург Джон Осборн (1929-1994). «Оглянись во гневе».Режиссер Тони Ричардсон (1928-1991).Расширение тематики, отказ от стилистики развлекательного (услужливого) театра, салонной драмы.Включение проблематики среднего класса, поднявшегося в Англии после войны.Появление нового героя Джимми Портера, открыто критикующего общество и эмоционально выплескивающего свой гнев на большие и малые заботы.Новый реализм, который осудил прежнюю драматургию, герметически оторванную от реальности.Титул человека, чей голос олицетворяет целое поколение.Философия аутсайдеров, личности, поставившей себя вне общества, романтически принимающей на себя весь груз страданий и боли человечества, всего мира, личности, стремящейся понять, что такое жизнь, как должно жить…

Режиссер ПИТЕР БРУК (1925-)

1947 «Ромео и Джульетта». Меркуцио – Пол Сколфилд. Порвать с распространенным пониманием трагедии как сладенькой сентиментальной любовной истории. Вернуться к миру насилия, страстей, войны, интриг. Передать поэзию и красоту толпы и варварства, стихийности, для которых Ромео и Джульетта лишь эпизод. Меркуцио – поэт и воин. Сквозь флер иронии и остроумия зрители увидели поэтическую и ранимую человеческую душу.

1955 «Гамлет». Скофилд. Гамлет – все люди и он один из них. Человек, совершающий поступки по велению своей совести и потому похожий на современного интеллигента. Трагедия в том, что на него возложено неосуществимое задание. Призрак приказывает мстить, но при этом не запятнать своей души. Очищает Дании о гнили, но сам не может уберечь себя от неё. Клавдий, влюбленный в Гертруду, которая всегда любила его, а не мужа. Горацио совсем юный, готовый на все ради Гамлета.

1962 – «Король Лир». Брук акцентировал «дохристианский характер пьесы». «Мир без богов и надежд». Её нельзя сдвинуть к христианскому времени, потому что тогда исчезнут её ярость и ужас. Языческие боги. Брук сам оформлял пространство. Грубо сколоченные стулья и столы, листы старого ржавого железа, гремевшие в сцене бури, подчеркнуто грубые конструкции декораций, костюмы из грубой старой кожи и домотканного полотна. Страшный бесчеловечный мир. «Вряд ли можно выйти из театра в большей тревоге за человечество» (Тайнен). Мир пустынный и серый, он беспощаден и безжалостен, и человек, маленькая песчинка, не в силах улучшить его. Лир (Скофилд) – седой старик с обветренным лицом, его порождение, в его душе нет никаких иллюзий.

 

Спектакль «US» открыто направленный против войны во Вьетнаме. Соединенные штаты и местоимение «мы». Бабочки на огне. Не только осуждение войны в США, но и стремление заставить английского обывателя выйти из состояния спячки и ощутить свою ответственность за все, что происходит в мире.

1968 – приглашение Жана-Луи Барро организовать в Париже международную студию. Международный центр театральных исследований (МЦТИ). Интернациональная труппа. Организовав конкурс среди актеров из разных стран, режиссер набрал группу профессионалов, готовых к творческим поискам и смелым экспериментам. Руководимая Бруком труппа обращалась к различным формам народного зрелища, а также к традициям восточного и европейского театра. Мифы и элементы древних ритуалов.

Создать театр, способный разрушить границы, разделяющие актеров и зрителей. Он хотел, чтобы его труппа играла не «в специально приспособленных помещениях», а где придется: театр на повозках, театр в вагонах, театр на какой-нибудь платформе; зрители смотрят стоя, пьют, сидя за столиками, зрители подходят ближе, сами вступают в игру, артисты им отвечают. Театр на задворках, в сараях, ночлежках…

1972г. Экспедиция в Африку. Полгода исследований. Спектакль «Племя Ик» об униженной и морально раздавленной народности. Деревни Африки. Советовал актерам учиться у зрителей, способных внести в спектакль что-то новое и необычное. Спектакли, подготовленные заранее, превращались в импровизации, когда в игру вступали зрители.

1985. инсценировка «Махабхараты». Превращение древнеиндийского эпоса в мифопоэтическое повествование, рассказывающее о судьбах человечества.

Гарольд Пинтер (1930-)

Английский драматург, один из самых оригинальных театральных авторов 20 века.«Сторож» (1960)Классика театра абсурда. Элементы комедии и мелодрамы. Изобилие парадоксов и гротесковых образов, английский вариант театра «абсурда».Передавая сложные взаимоотношения своих героев, драматург стремится определить и те социальные болезни, которые свойственны современному обществу.Трагическая бессмысленность диалогов. Вакуум небытия.Остро и современно. Тема тотального одиночества людей, отторгнутых чуждым и враждебным для них обществом.Поиск социально-психологических мотивировок абсурдного поведения персонажей.Ничего нет, кроме самих персонажей. Ни прошлого, ни будущего, ни памяти.

ТОМ СТОППАРД (1937-)

Британский драматург, режиссер, сценарист и критик.«Розенкранц и Гильденстен мертвы» (1966г.)Болезненные и важные вопросы эпохи великих потрясений.Люди без будущего, у которых нет ничего в настоящем и которые смутно помнят свое прошлое. Ведущим становится использование сочетания различных философских теорий в контексте игры, серьезные мотивы покрыты несерьезными ремарками персонажей, спрятаны в лабиринтах языковых игр. Принцип игры и система символов.Мотив двойников и зеркал, его увлекает загадочная и непознаваемая идея двойственности, множественности личности, отражений, текучести, размытости. «Любой текст строится как мозаика цитат, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста, его реакция на предшествующие». Переосмысление Гамлета с позиции второстепенных персонажей.

Подчиненность всего авторской философской концепции. Главенствует философский спор, диспут.

 

 

  1. Французский театр сегодня.

ЖАН ВИЛАР (1912-1971)

Центральная фигура театрального процесса Франции послевоенного времени.Учение Ш.Дюллена, продолжатель идей картеля.- 1942, 1945гг. - «Пляска смерти» А.Стриндберга.- 1935г. - «Убийство в соборе» англо-американского поэта Томаса Стернза Элиота (1888-1965). Одна из вершин поэтической трагедии XX века.12 век. Пространство готического собора. Атмосфера внутренней несвободы, страх перед ходом истории. Хор женщин. Внутренний конфликт – четыре Искусителя – тайные желания человека.- 1947г. - приглашение сыграть «Убийство в соборе» в Авиньоне, на юге Франции, где в XIV веке была резиденция римских пап.Идея летнего фестиваля у стен папского дворца, поддержанная властями города.С 1948г. – Авиньонский фестиваль проводится каждый год. До 1966г. только спектакли Вилара и его соратников. В настоящее время лучшие спектакли Франции и всего мира.Открытие первых лет фестиваля –Спектакль Ж.Вилара «Сид» (по П.Корнелю) с Жераром Филипом (1922-1959) Не классицистская трагедия, а героическая драма, поэма о молодости, подвигах и любви. Невиданная острота эмоций, энергичные контрастные приемы. 1951г. – Вилар назначен директором ТНП (Театр Насьональ Попюлер) – Национального Народного Театра В огромном здании дворца Шайо в Париже.

Идея театра для народа как театра высоких мыслей и высокой нравственности, противостоящего коммерческим развлечениям и доступного массовому сознанию.

Практическая доступность:- дешевые билеты и абонементы,- возможность для жителей рабочих районов добраться после спектакля домой,- выезды на заводы, в отдаленные пригороды.

В ТНП впервые- встречи со зрителями- издавать свою газету- тексты пьес- брошюры о спектаклях.

Становление театра абсурда на французской сцене 11 мая 1950г. – режиссер Николя Батай. Спектакль «лысая певица» (по пьесе Э.Ионеско) Желание показать мир и жизнь в их реальной парадоксальности, дать пищу уму, побуждая его самостоятельно работать. Без подсказок.

Люди, ставшие жертвами обывательского сознания, потерявшие ориентацию во внешней среде, обезличенные до неузнавания.

 

Роже Блен (1907-1984)

Сформировал свои взгляды под влиянием А. Арто.1937г. – роль Папаши Убю.1948г. – режиссерский успех - спектакль «Соната призраков» Стриндберга. Фантасмагорическая реальность. Действие, разворачивается в нескольких планах. Человек, избавляющийся от собственной плоти.1953г. – Роже Блен – «В ожидании Годо». (первая победа абсурдизма).

Герои не способны не только совершить поступок, но и выразить свои чувства и желания. Человек-одинок, язык бессмысленен, жизненной цели нет. Персонажи – клоунские амплуа. Маски, имеющие узнаваемые детали. Лакки – человек-собака.

Постановки пьес Жана Жене.1959 «Негры»1967 «Балкон» Голландия. Запрещена во Франции.1966 «Ширмы».

Децентрализация театров.Авиньонский фестиваль (Виллар).Новые театральные центры или дома культуры – финансовая помощь местных властей.

Роже Планшон (1931-2009)

Социально-политическая тема + влияние Брехта.Работа со зрителем – продолжение Виллара.Пригород Лиона, театр де ла Сите.Отстаивание приоритета сценического материала над литературным.Трансформировал классику: менял жанр, выявлял или домысливал подтексты, усиливал социальный смысл традиционных конфликтов.

Марсель Марешаль (1937-)Интерес к нетрадиционному зрителю. Не столичному и не фестивальному.Открытость и гротеск ярмарочного театра Масочность балагана Рациональность эпического театра Атмосфера театра-праздника Жесткая режиссура интеллектуального театра.

«Бал воров» Ануя, «За закрытыми дверями» Сартра, «Лысая певица» Ионеско. Устремление к карнавалу, своевременное и современное обнажение проблем, текст. Постоянный контакт с залом. Актеры играли среди зрителей, усиливалось ощущение импровизации, бесконечного перевоплощения, смены театральных приемов. Добивались убедительности и правдивости через стихию игры, постоянное преображение сцены. Шекспировские спектакли. «Шекспир – наш современник» Разрушение стереотипов, наполнение смеховой культурой

 

Ариана Мнушкин (1939-)

Возглавляет театр, возникший в 1964г. – период подъема молодежных движений, ниспровержения культуры, переосмысления театра.«Театр дю Солей» («Театр Солнца»).Давали спектакли на окраинах Парижа, ориентируясь на нейтрального зрителя.«Мещане» Горького.«Сон в летнюю ночь» Шекспира.«Клоуны» дель арте.Яркая выразительная форма, коллективный принцип работы над пьесой и сценической формой. Мировая известность в 1970г. – спектакль «1789».

Отказ от привычной организации помещения. Зритель находится среди играющих актеров.8 площадок, соединенных помостами.О Великой французской революции 1789-1794. + молодежные выступления 1968г.Отображение истории, но не в голых фактах, а через взгляд современников.Каждый персонаж воспринимается как живой человек, способный вызывать чувства, не сводится к функции. Некий миф.

События параллельно:- Король и епископ вырывают миску с похлебкой из рук крестьянки- суета вокруг роженицы с кипячением воды, простынями + приход дворянина- крестьянин, потерявший работу, душил собственного сына.

Единый хор.Постепенное импровизирование сцен, создание эпизодов и затем закрепление текст.Актуальность и жизненность историй. Некая игра в историю. 1980е. Шекспир.Литературный текст отправная точка.«Ричард II»«Генрих IV» Трагедия в чистом виде невозможна. Атрибутика театра кабуки. «Ифигения в Авлиде» Еврепида«Орестея» ЭсхилаНа сцене – подобие античного театра.

Перед залом – помещение с а-ля раскопками. Стоящие в рост фигуры в вместе с конями, как предстанут в спектакле.Миф не только исторически правдив, но и жизненно реален и драматически действенен.

 

Антуан Витез (1930-1990)

Полиглот, переводчик. Обостренное понимание слова на сцене.Интеллектуальные построения.Интересовался советской культурой. Мейерхольдом.В СССР в 1977 ставил «Тартюфа» в театре сатиры.Не успел закончить работу над «Федрой» с Аллой Демидовой.Прославился интерпретациями мировой классики.Нередко – парадоксальные трактовки.«Произведение прошлого» - это разрушенные здания, затонувшие корабли, и мы выносим на свет их по кусочкам, никогда не собирая воедино.. но создавая из кусков нечто иное…

1971г. «Андромаха» Расина.Игровой анализ стиха.5 учеников. В джинсах, без грима, с книгой в руках, поочередно переходили от роли к роли и от чтения к воплощению.На площадке нейтральная мебель, позволяющая двигаться по вертикали.Стул на столе – трон, стремянка и проч.Мизансценическое выражение объема, подъема-спада, доминирования-подчинения, насилия-покорности.Взаимоотношения актера, текста и игрового пространства.

Маяковский «Баня» 1967Шварц «Дракон» 1968Аксенов «Цапля» 1984«Дракон».Тираническая власть.Белая геометрия сценической площадки.Свисающие с колосников белые нити – стены, за которыми нельзя укрыться, незамеченные препятствия.На них, как на струнах, играл Дракон. Нити управления мертвым городом.Сам Дракон не страшен (головы – белые шарики, лопающиеся при прикосновении).Страшен взращенный народ. Одежда из газетных вырезок, несамостоятельность.Двигались по клеткам, как фигуры в игре, говорили, чередуя текст с вымышленным наречием, смесью обломков разных языков…Футуризм, абсурд.

  1. Ариана Мнушкина

Смотрим ровно вопрос выше.

  1. Петербург и пустое пространство

Надеюсь, вам этот билет не попадется. Пустым пространством является как книга Брука, так и название самого спектакля. И врятли это нужно, ведь ничего из этого не связано с Петербургом.

  1. Мишель де Гельдерод

Получил католическое воспитание в коллеже иезуитов, брал уроки музыки в Брюссельской консерватории, отец водил его в оперу и на представления ярмарочного театра; вкус к маскам, переодеванию, псевдонимам и розыгрышам подросток сохранил на всю жизнь. В 16 лет он переболел тяжёлым тифом, был на грани смерти. С 1918 года начал подписывать свои рассказы псевдонимом, под которым позже и вошёл в историю европейского театра.

Гельдерод более 20 лет прослужил мелким чиновником и начал приобретать известность лишь в конце 1940-х годов, когда его путь драматурга был уже завершен. Период наибольшей творческой активности продолжался с 1925 по 1945 год. В 1950-х годах престижное парижское издательство Gallimard выпустило собрание сочинений Гельдерода в 5-ти томах, его интервьюировали журналы и газеты, приглашали на радио и телевидение.

Его пьесы «Смерть доктора Фауста» (1926, пост. 1928 в Париже и Риме), «Эскориал» (1928, пост. в Брюсселе 1929), «Варавва» (1928, пост. труппой Народного фламандского театра 1929), «Красная магия» (пост. 1934 в Брюсселе), «Проделка Великого Мертвиарха» (1934, пост. Роже Планшоном в Лионе 1953, опера Дьёрдя Лигети, 1978), «Школа шутов» (1943, пост. в Париже 1953) и другие — это гротескные драмы-притчи на темы Библии и средневековой истории Европы, написанные для театра марионеток, наполненные элементами масленичных празднеств, цирковой клоунады, безжалостной и безысходной апокалиптической игры, они развивают традиции фламандского высокого искусства и народной культуры.

Свои взгляды на театр Гельдерод развернуто изложил в цикле «Остендские беседы» (1951, опубл. 1956), который транслировался французским радио.

«Гельдерод, — писал Жан Кокто, — это алмаз, замыкающий ожерелье поэтов на шее Бельгии. Этот черный алмаз отбрасывает жестокие и благородные отблески. Они ранят лишь мелкие души. Другие они зачаровывают».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.110.120 (0.094 с.)