Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная региональная структура и подходы к регулированию.
Структура и административное деление во многих развитых странах включают два – три уровня местной администрации. В Российской Федерации основными территориальными общностями являются регион и район или город. Большинство сельских районов и некоторые города, городские районы включают третье звено административного деления – поселковое, сельское. В Дании, Великобритании, Ирландии и Португалии административные структуры включают только два уровня. Франция, Испания, Италия, Германия, а также Бельгия и Греция имеют территориальную структуру, которая подобно российской структуре включает три уровня. Большинство европейских стран, стремясь облегчить решение региональных и местных экономических проблем, провели в 70-х гг. реформы по укрупнению базовых территориальных общностей. В Великобритании, ФРГ, Бельгии, Дании, Нидерландах это были крупномасштабные реформы, которые позволили существенно укрупнить территориальные единицы. Во Франции, так же как в Италии и Испании, напротив, изменения были минимальны. В Российской Федерации, как известно, насчитывается 89 субъектов, в составе большинства из них насчитывается два – три десятка районов. Большинство районов обычно включают до трех десятков первичных территориальных единиц. По численности населения, проживающего в отдельных территориальных единицах, количеству этих единиц, российская система республик, областей, районов и первичных территориальных общностей наиболее близка к французской территориальной структуре. По основным характеристикам российский регион может быть сопоставлен с аналогичными территориальными единицами крупных европейских стран, имеющих трехуровневое устройство. Численность населения среднего российского региона в 2 раза меньше средней численности региона в крупных европейских странах, которая составляет примерно три миллиона жителей, а по площади российский регион превосходит регионы крупных европейских стран во много раз. Так же как, например, в Испании, в Италии или во Франции, в России отмечаются существенные неравенства между российскими регионами как по численности населения, так и по структуре административного деления. В России наблюдаются более резкие различия регионов по уровню валового регионального продукта на душу населения. Если, например во Франции это различие не превосходит 2 – 2,5 раз, то в России оно в несколько раз больше. Другим существенным отличием российских регионов является довольно слабое экономическое взаимодействие между территориями и сравнительно низкая подвижность населения.
В отношении компетенции и возможностей использования финансовых ресурсов на региональном уровне различные типы регионов в европейских странах могут быть разделены на три группы: • немецкие земли, итальянские регионы с особым статусом, автономные испанские общины с расширенной компетенцией располагают широкой автономией в политической, административной, финансовой сферах; • итальянские регионы с обычным статусом и автономные испанские общины с обычным статусом имеют широкие и разнообразные компетенции, но с меньшей автономией; • французские регионы, выход которых на статус территориальных общностей произошел сравнительно недавно, в начале 80-х гг. ХХ в., располагают лишь весьма ограниченными компетенциями. Исторически сложилось, что во Франции, в отличие от других европейских стран, США, Канады, регионы были созданы в результате последовательных усилий государства по воплощению в жизнь стратегического индикативного планирования. Регионы были организованы для преодоления трудностей организации планирования и регулирования, которые невозможно было разрешить в рамках отдельного департамента, а тем более коммуны. При создании региональной структуры во Франции учитывался мировой опыт. В то же время допускалась некоторая неопределенность, позволяющая отобрать и законодательно закрепить новые успешно апробированные инициативы. Это позволяет полагать, что наряду с традициями российской практики в формировании подходов к региональному планированию может быть использован прежде всего французский опыт. При этом следует учитывать как его достоинства, так и недостатки. Начиная с 1962 г. во Франции, кроме определения общих задач политики развития и обустройства территории, в региональных масштабах стали внедряться так называемые «оперативные региональные доли». Они вводились как соответствующее региональным особенностям распределение национальных и региональных ресурсов в развитии территорий. В этот период появляется различие между индикативным планированием в масштабах всей страны и планированием на региональном уровне.
Таким образом, стало формироваться децентрализованное планирование. Руководители регионов должны были в обязательном порядке представлять региональные планы для предварительной консультации на уровне департаментов, входящих в состав региона, и Комитетов регионального экономического развития, созданных в 1964 г. В период кризиса развития 1970-х гг., не миновавшего и Францию, от исчерпывающего структурного индикативного планирования общественного развития пришлось отказаться. Государство стало брать на себя ответственность лишь в отношении «Программ приоритетных действий» (РАР). Были созданы «Региональные общественные учреждения» (ЕРК), имеющие выборные ассамблеи и обеспеченные собственными ресурсами. Таким образом, появилась автономная региональная концепция экономического и социального развития. Одновременно была сформирована система планового софинансирования государством операций, рассматриваемых регионами как приоритетные. Такими операциями являлись «Программы приоритетных действий регионального интереса» (РАРIR), которые могут считаться предтечей контрактного, договорного подхода. В ходе этих экспериментов регион постепенно утвердился в качестве самостоятельной единицы, способной разрабатывать и осуществлять проекты экономического развития и обустройства территории. Закон о децентрализации от 2 марта 1982 г. официально закрепил ту роль, которая практически была уже признана и которую департаменты никогда у региона не оспаривали. Этот закон придает региону статус полномочной территориальной общности за счет введения выборов Регионального совета всеобщим прямым голосованием и путем передачи его Председателю исполнительных функций, ранее выполнявшихся Префектом региона, представлявшим государство. Закон также признает за регионом права в области экономической деятельности по планированию развития и обустройства территории. Было предусмотрено, что координация национального и регионального планов будет обеспечиваться за счет совместной процедуры заключения плановых контрактов. Контракты сроком на 5 лет заключаются государством, представленным Префектом, и регионом, представленным Председателем Регионального совета. Контракты направлены на реализацию общих приоритетов в области экономического развития и обустройства территории. Каждый партнер обязуется обеспечить финансирование, необходимое для выполнения конкретных действий. Первое поколение плановых контрактов охватывало период 1984 – 1988 гг. Регионы выразили желание, чтобы эта практика была продолжена, и второе поколение контрактов было подписано на период 1989 – 1993 гг. Финансирование этих контрактов обеспечивается в среднем на 45 \% Региональными советами и на 55 \% – государством. Государство при этом может варьировать сумму своего участия в зависимости от приоритетов развития и обустройства территории его доля более высока для регионов менее развитых. В течение 5 лет обязательства государства по плановым контрактам составили ежегодно около 1 \% текущих затрат бюджета и 7 \% бюджетных инвестиций. Эти контрактные отношения охватывают четыре приоритета: занятость и экономическое развитие (16 \% финансовых обязательств); подготовка кадров и научные исследования (18 \%); система коммуникаций, главным образом автодороги (44 \%), солидарность и согласованные действия в целях поддержки уязвимых зон (22 \%). Новое поколение контрактов является более избирательным по сравнению с первым. В нем играют важную роль общеевропейские проблемы, в частности в отношении автодорожной инфраструктуры, а также в области подготовки кадров и научных исследований. Российская система регионального планирования подобна федеральной и пока находится в стадии становления. Взаимодействие федерального и местных бюджетов основывается на распределении потоков налогов по уровням бюджетов на основе единого федерального законодательства и трансфертов, направляемых в регионы, прямого финансирования федеральных учреждений, организаций и государственных программ на территории регионов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.005 с.) |