Р и метод мчп как от-ли права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р и метод мчп как от-ли права



Понятие и особ-ти МЧП

МЧП – от-ль нац. права, рег-щая гражд., семей., труд. и проц.отн-я, в к-х присут-т иностр. эл-т.

Впервые термин «МЧП» был исп-н в 1836 г. амер. судьёй Стори, он разработал и систему.

Особ-ти: Прав.природа (4 т.з.): 1 т.з. МЧП – от-ль м/нП; 2 т.з. МЧП – самост. система, сущ-щая наряду с нац. и м/н правом. МЧП рассм-ся в кач-ве комплексной системы; 3 т.з. МЧП – от-ль ГП (свойс-на для цивилистов); 4 т.з. (наиб. распр-на) МЧП – самост. от-ль нац.права (имеет самост-ые Р и метод, к-ые не хар-ны для иных от-лей права).

 

Р и метод МЧП как от-ли права

МЧП – от-ль нац. права, рег-щая гражд., семей., труд и проц.отн-я, в к-х присут-т иностр. эл-т.

Р. Признаки общ-х отн-й: 1) д.б. частно-правовыми; 2) должны иметь м/н хар-р (присутствие иностранного эл-та): * иностранный S (н-р, сторона по сделке ю/л); * иностранный О-т (имущ-во нах-ся за границей); * иностранный юр.факт (заключение брака за границей).

МЧП не рег-т валютн., тамож., налог. и иные адм-прав. отн-я с уч-ем иностр.лиц. Не рег-ет торг. отн-я м/у гос-вами.

Методы – способы воздей-я на общ-ые отн-я с целью их урег-я. Специф. методы: 1) матер-й (мат.-прав.) – мет. прямого рег-я путём прав и обяз-тей SS отн-я и закреп-мый в нормах м/н д-ра (ист-к – всегда ист-к м/нП) (Венская конв. 1980г.) (стороны м. оговорить неприменение дан.конв-и в д-ре); 2) коллизионный (кол-но-прав.) – косвен. метод, дей-щий путём отсылки к правопорядку, в к-ом содерж-ся нормы, рег-щие права и обяз-ти SS отн-я.

 

Соотн-е мат-но-прав. и кол-но-прав. методов МЧП

Методы – способы воздей-я на общ-ые отн-я с целью их урег-я. Специф. методы: 1) матер-й (мат.-прав.) – мет. прямого рег-я путём прав и обяз-тей SS отн-я и закреп-мый в нормах м/н д-ра (ист-к – всегда ист-к м/нП) (Венская конв. 1980г.) (стороны м. оговорить неприменение дан.конв-и в д-ре); 2) коллизионный (кол-но-прав.) – косвен. метод, дей-щий путём отсылки к правопорядку, в к-ом содерж-ся нормы, рег-щие права и обяз-ти SS отн-я.

Поск-ку КН - норма отсылочного хар-ра, ею м. польз-ся только вместе с какими-л. мат-но-прав. нормами, к к-м она отсылает, - нормами з/д-ва, решающими? по сущ-ву. Вместе с мат.-прав. нормой, к к-ой она отсылает, кол. норма выражает опред. правило повед-я для уч-ков гражд. оборота.

Но нормы м/н соглаш-й м. по-разному поним-ся и примен-ся в различ. странах.

В м/н практике усилилась тенденция выбора сторонами на основе примен-я пр-па автономии воли сторон не какой-то конкр. прав. системы, а отсылки к "общепринятым пр-пам" либо к "праву м/н торг-ли".

 

 

Понятие, причины, цели и формы унификации прав. рег-я в МЧП

Унификация права — сотруд-во гос-в, направл-е на созд-е, измен-е или прекр-е одинак. (единообразных) ПН во внутр. праве опред. круга гос-в. Единств. способом созд-я унифицир-х норм явл. сотруд-во гос-в.

Наличие иностр. эл-та приводит к тому, что МЧП рег-т отн-я, к-ые своим составом лежат в прав. поле 2х или более гос-в. Их значимость порождает потреб-ть в единообраз. рег-и. Еще одна причина: нац. право часто оказ-сь неспособным рег-ть отн-я с м/н хар-ками.

Восприятие м/н-прав. норм нац. правом назыв-ся трансформацией либо нац. имплементацией.

Виды унификации. 1. по способу прав. рег-я:— кол-прав; — мат-прав; — смешанный (один м/н д-р предусм-т униф-ю и кол-х, и мат-х норм). 2. по Р-ному критерию (в зависимости от того, в какой вид частноправ. отн-й входят унифиц-ые нормы): комплексы униф. норм (кол-х и мат-х), предназн-х для рег-я отн-й, явл-хся Р-ом от-лей, подот-лей, ин-тов частн. права; униф-я ГПП. 3. По SS м/н д-ры делятся на многосторонние (в т.ч. универс. и регион.), и двусторон. В завис-ти от этого различ-т униф-ю универс-ю, регион-ю, двусторон.

Понятие и виды ист-ков

Термин «ист-ки права» употр-ся в 2х знач-ях — мат-ном и формальн. Под мат-ными ист-ками поним. мат. условия жизни об-ва. Форм. ист-ки права — это те формы, в к-ых находят свое выраж-е НП.

Ист-ки МЧП имеют специфику. В обл-ти МЧП большое знач-е придается тем прав. нормам и правилам, к-ые предусм-ны в различ. м/н д-рах и соглаш-ях.

Осн. виды ист-ков в МЧП: 1) м/н д-ры; 2) внутр. з/д;3) суд. и арб. практика; 4) обычаи.

Международный договор

М/н д-ры – м/н соглаш., закл-е м/у г-вами в письм. форме и рег-мое м/н правом, независ. от того, содерж-ся ли такое согл-е в одном док-те, в 2х или неск-ких связ-х м/у собой док-тах, а также независ. от его конкр. наимен-я (Вен. конв-я 1969 г.)

Ист-ки МЧП имеют двойств. прав. природу. Во-перв., они разраб-ся и закл-ся гос-вами, во-вт-х, реализ-ся невласт. SS права.

РФ традиц-но не уч-ет в универсальн. д-рах, содерж-х кол. нормы. Но есть заключ-е в рамках СНГ: Киевское соглаш. 1992 г. «О сотруд-ве при разреш-и споров, связ-х с осущ-ем хоз.деят-ти» и Минская конв. 1993 г. «О прав.помощи и прав.отн-ях по гражд., семей. и уг. делам».

Кол. нормы содерж-ся в 2сторонних д-рах РФ о прав. помощи (ок. 20).

Большая часть д-ров-источников МЧП разработана тремя межправительств. орг-циями:

- Гаагская конфер-я по МЧП;

- УНИДРУА М/н ин-т по унификации частн. права);

- ЮНИСТРАЛ (по м/н торговле).

М/н д-ры, содерж-ие унифиц-ые мат.нормы, как правило, огранич-ся рег-ем предприним-х отн-й.

Нац. з/д-во

Прямы и косв. ист-ки МЧП

Прямые: - ГК (разд. 6), - СК (разд. 7), - глава 6 Код.Торг.Мореплавания, - ФЗ «Об иностр. инвестициях», - ФЗ «О прав.полож-и иностр. гр-н в РФ», - ГПК, - АПК (разд. 5)

Косвенные: - ФЗ «О соглаш-ях о разделе продукции», - ФЗ «О валют. рег-и и валют. к-ле», - «Об основах гос. рег-я внешнеторг. деят-ти», - «О спец. защит. антидемпинговых и компенсацион. мерах при импорте тов-в», - Налог. и тамож. з/д-во

Специфика: *рос.з/д-во в сфере МЧП не кодиф-но; *имеются опред. проблемы: сфера иммунитетов иностр. гос-в.

Обычай

М/н обычаи, основанные на последоват. и длительн. примен-и одних и тех же правил. Обычаи — это правила, ке сложились давно, систем-ки примен-ся хотя и нигде не зафиксир-ны.

М. сгруппировать:

- собственно м/н обычай (когда S гос-во)

- м/н обычаи МЧП: *матные обычаи; *коллизионные.

Возм-ть примен-я мат-но-прав. обычаев в МЧП в ст. 6 Вен. конв. «О д-рах м/н купли-продажи тов-в»:

Ч.1: стороны, связаны любым обычаем, относ-но содерж-я к-го они договор-сь, и практикой, к-ю они уст-ли в своих взаимоот-ях.

Ч.2: при отсут-и договорён-ти об ином счит-ся, что к отн-ям сторон применим любой обычай, о содерж-и к-го они знали или д.б. знать и к-й в м/н торг-ле широко известен и примен-ся к д-рам дан. рода.

Склад-ся вне завис-ти от воли сторон и примен-ся в м/н торг-ле.

Суд. и арб. практика

Под суд. практикой поним. проводимые в реш-ях взгляды судей на какой-л. прав.?, имеющие рук-щее знач-е при реш-и судами аналогич.?? в дальнейшем. Этот ист-к хар-н для Великобритании и частично в США. Дей-т система суд. прецедентов, т.е. вынесенных ранее руководящих суд. реш-й.

Это вторич. ист-к, имеющий конкретизирующ. хар-р.

СП явл. традиц-м ср-вом преодоления пробелов в прав. рег-и.

СП м. выступать непоср-ным ист-ком права, если кол. норма отсылает к праву англо-сакс. гос-ва.

Осн. группы СП: -практика гос.суд. орг-в; -практика межгос. юрисдикционных орг-в (м/н суды); -практика м/н коммерческих арбитражей (МКАС).

1) информ. письма Президиума ВАС «О суд-арб. практике по делам, связ-м с разреш-м споров с уч-ем иностр. лиц»

2) практика м/н судов (м/н суд ООН, эк.суд СНГ)

3) практика м/н коммерч. арб-х судов (менее централиз-я процедура, повышен. степень исполнимости) – чаще обращаются.

Недостатки: отсут-т униф-я реш-й (т.к. дей-т пр-п конфиденц-ти); неправильн. примен-е мат-х норм не явл-ся осн-ем для отмены.

Взаимность и реторсии.

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам. Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1. данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2. должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Правовая несовместимость.

Оговорка о публичном порядке относится к числу таких общих понятий международного частного права, при помощи которых может быть ограничено применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Тем самым путем применения этой оговорки ограничивается действие отечественной коллизионной нормы.

Суть оговорки состоит в том, чтобы ограничить действие собственной коллизионной нормы, исключив применение иностранного закона в случае, если его применение несовместимо с публичным порядком страны суда.

Такова первая, первоначальная сфера действия оговорки о публичном порядке. Впоследствии эта оговорка стала применяться и в сфере, относящейся к области международного гражданского процесса (исполнение судебных поручений иностранных судов, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений).

Так, согласно Нью-Йоркской конвенции 1958 г., в признании и приведении в исполнение арбитражного решения, вынесенного в другой стране, может быть отказано, если "признание и приведение в исполнение этого решения противоречат публичному порядку страны".

Во многих судебных решениях, касающихся толкования и применения этого положения Нью-Йоркской конвенции, подчеркивалась необходимость разграничения "внутреннего публичного порядка", относящегося к сугубо внутренним отношениям, и "международного публичного порядка", применимого к правоотношениям, возникающим в международном обороте, т.е. в частности, к отношениям между юридическими лицами различных государств.

Право и практика всех государств содержат общее исключение из применения отсылок: они неприменимы в договорных обязательствах. Причина подобного установления: общая генеральная коллизионная привязка договорных обязательств — это автономия воли сторон. Теория отсылок несовместима с автономией воли, так как стороны при выборе права имеют в виду именно конкретное материально-правовое регулирование. Применение отсылок способно извратить автономию воли, поскольку установления коллизионного права могут предопределить применение права совсем другого государства, что не соответствует намерениям сторон. Несовместимость отсылок с автономией воли представляет собой общепризнанное положение.

Характерна ст. 6 Вводного закона к ГГУ в редакции 1994 г., так как в ней подчеркивается и «результат применения», и «явная несовместимость»: норма иностранного права не применяется, «если ее применение ведет к результату, который явно несовместим с основными принципами германского права». Требование «явной несовместимости» обязывает суд доказать, что существует несовместимость без всяких сомнений, и тем самым исключает широкое применение оговорки о публичном порядке. Аналогичная формулировка предусмотрена в проекте Третьей части ГК РФ: норма иностранного права не применяется, «когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации» (ст. 1318).

Для применения оговорки необходимо в каждом конкретном случае обосновать, что применение той или иной нормы иностранного права приведет вне всяких сомнений (явно) к результатам, несовместимым с национальным правопорядком. 5.4.2. Императивные нормы.

Вещные права в МЧП.

Общее полож-е о коллиз. регул-нии таких прав закр-ся в ст. 1205 ГК. Ст. закр-ет общ. пр-п в опред-нии права, подл-щего прим-ю в области вещ. прав Lex rei cite. В част-ти, по праву страны, где нах-ся им-во, опред-ся: 1.Содерж-е ПС и иных вещ. прав на дв. и недв. им-во. 2. Осущ-ние этих прав 3. Их защита

Под правом ст-ны, в к-ром им-во нах-ся, необх-мо понимать фактич. место нах-я им-ва, незав-мо от места нах-я соб-ника им-ва, места рег-ции им-ва, места выдачи правоуст-щих док-тов и т.д.

Пр-п lex rei site подл-т прим-ю как в от-нии недв., так и дв. им-ва. При этом практич. знач-е имеет право, подлеж. прим-ю к защите ПС.

Согл. п.1 ст.1206 возн-е и прекр-е ПС и иных вещ. прав на им-во опред-ся по праву ст-ны, где им-во нах-лось в мом-т, когда имело место действие или иное обст-во, явившееся основ-ем для возник-я или прекр-я имущ. права. Согл. п.2 ст.1206 возн-е и прекр-е вещ. прав по сделке в от-нии дв. им-ва, нах-ся в пути, опр-ся по праву ст-ны-места отпр-я им-ва. В соот. в п.3 ст.1206 возн-е вещ. прав в силу приобретат. давности опр-ся по праву ст-ны, где им-во нах-лось на мом-т оконч-я срока. Согл. ст.1207 к ПС и иным вещ. правам на возд. и мор. суда, суда вн. плав-я, косм. объекты, подл-щие гос. рег-ции, их осущ-нию и защите прим-ся право ст-ны-места их рег-ции.

Согл. КТМ, право на им-во, затонувшее во вн. мор. водах или в тер. море, рег-ся правом гос-ва, где затонуло. Если в отк. море, то - право флага судна. Согл. минской К 1993 ПС на недв. им-во опред-ся местом его нах-я. Возн-е и прекр-е ПС и иного вещ. права в рез-те сделки опр-ся правом места сов-я сделки.

 

Усыновление в МЧП.

СК рег-ет след. случаи трансгранич.усын-я. Усын-е осущ-ся на тер. РФ или за ее пред-ми. Усын-е осущ-ся ин. гр-ми в от-нии рос. детей Усын-е произ-ся Рос. гр-ми ребенка, явл. ин. гр-ном.

В соот. с общ. пр-ком при усын-нии или его отмене ин. гр-ми рос. детей на тер. РФ прим-ся з-н гражд-ва усын-ля (лицо без гражд-ва – лицо ПМЖ). При этом обязат. прим-ю подлежат нормы, устанавл-щие защиту прав рос. детей, предусм-ых рос. зак-вом. При усын-нии на тер. РФ Рос. гр-ми реб-ка – ин. гр-на, прим-ся рос. зак-во, а также треб-ся согл-е зак. представ-ля реб-ка и комп. ор-на гос-ва, гр-ном к-рого яв-ся реб-к. Если лич. з-н усын-мого предус-ет необх-ть получ-я согл-я реб-ка, данное полож-е д.б. уст-но рос. судом.

Мат.-пр.?? трансгранич. усын-я в РФ регул-ся: рядом пост-ний правит-ва РФ. Напр-р, О деят-ти ор-в и ор-ций ин. гос-в по усын-ю детей на тер. РФ и кон-ля за его осущ.; К. о гражд. аспектах и сотруд-ве в от-нии ин. усын-я. Коллиз. привязки, напр. на регул-е бр.-сем. от-ний содерж-ся и в двустор. дог-х о пр. помощи. К. ООН о пр-х реб-ка.

 

Коллиз.?? деликт. обязат-в. По общ. пр-лу, в соот-вии со ст.1219 к обязат-вам, возн. в следствии прич-я вреда прим-ся право страны, на тер-рии к-рой имело место действие или иное обстоят-во, явив-ся основ-ем для треб-я о возм. вреда. Если же послед-я такого действия или иного обстоят-ва наступили в др. стране м.б. прим-но п-во этой ст-ны, если причинитель предвидел или м. предвидеть наступл-е вреда в этой стране. Сфера действия прим-мого к деликт. обяз-ву правопор-ка рег-ся ст.1220: 1. Способ-ть лица нести ответ-ть за прич-ный вред 2. Основ-я ответ-ти 3. Способы возм-я ущерба 4. Опред-е V возмещ-я 5. Возлож-е ответ-ти на лицо, не явл-еся причинит-м вреда.

К обязат-м возн-м в следствие прич-я вреда за гр-цей, если ст-ны явл-ся гр-ми или юр. л-ми одной страны, то прим-ся п-во этой ст-ны. Если ст-ны не явл-ся гр-ми одной ст-ны, но имеют МЖ одной ст-ны, прим-ся право этой ст-ны. В совр. п-ве в деликт. обяз-вах допус-ся реал-ция пр-па автономии воли ст-н. Согл. ГК после соверш-я действия или иного обстоят-ва, повл-го наст-е вреда, ст-ны м. дог-ся о прим-и к этому обязат-ву п-ва ст-ны суда.

 

Инкотермс 2010. Термины групп Е и F.

Е

Группа «Е» состоит всего из одного условия поставки «EXW» - франко-завод и заключается в предоставлении продавцом покупателю товара непосредственно на своем предприятии. Все остальные обязанности, такие как транспортировка, или таможенная очистка полностью ложатся на покупателя. В коммерческих документах такая поставка обозначается «EXW-название места». Эти условия поставок могут использоваться на любых видах транспорта, так как в принципе безразлично каким образом покупатель будет транспортировать товар.

F.

«F» не предусматривает оплату основного фрахта продавцом. При принятии этих условий поставки продавец передает товар первому перевозчику, а все вопросы оплаты и взаимоотношений с перевозчиком ложатся уже на покупателя. Эта категория терминов кроме термина «FCA» применяется исключительно при перевозках морским или внутренним водным транспортом. В свою очередь эта группа включает в себя три термина:

«FCA» - «франко-перевозчик» - применяется при перевозках любыми видами транспорта. При этом продавец несет ответственность по наземной доставке груза до порта отправки.

«FAS» - «франко вдоль борта судна». В этом случае продавец оплачивает и внутрипортовые экспедиторские и сопутствующие услуги, за исключение погрузки товаров на борт судна.

«FOB» «Франко (свободно) на борту». При использовании этого базиса поставки момент смены ответственности между продавцом и покупателем наступает после загрузки товаров на борт судна, осуществляющего перевозку.

Инкотермс 2010. Термины групп С и D.

группа «C» подразумевает оплату основного фрахта продавцом. Таким образом, после заключения договора купли-продажи товаров продавец обязан передать товар перевозчику, который и будет осуществлять транспортировку товаров. Данная группа терминов может использоваться при перевозках любыми видами транспорта и включает себя четыре базисных условия поставки:

«CFR» - «стоимость и фрахт» - в этом случае продавец обязан оплатить цену транспортировки товара до места назначения.

«CIF» - «стоимость, страхование и фрахт», в отличие от предыдущих условий поставки в данном случае на продавца также возлагается обязанность оплаты расходов по страхованию транспортируемых грузов.

«CIP» - «фрахт\перевозка и страхование оплачены до» этот термин может использоваться в случае введения в процесс транспортировки промежуточного пункта назначения, до достижения которого финансовые расходы по перевозке и страхованию груза будет нести продавец.

«CPT» - «фрахт\перевозка оплачены до». Как нетрудно заметить от предыдущего термина этот отличается обязанностью продавца оплачивать стразовые услуги.

группа «D» характеризуется понятием «прибытие». При его использовании продавец после заключения договора купли-продажи должен предоставить товар покупателю в согласованном с ним месте назначения. Это может быть или конкретные населенный пункт или логистический терминал. В зависимости от достигнутых договоренностей таможенные пошлины в стране назначения может оплачивать или продавец или покупатель. Данные базисные условия применяются при перевозках любыми видами транспорта. Эта группа была наиболее существенно пересмотрена по сравнению с предыдущей редакцией Инкотермс 2000. Из группы были исключены четыре условия поставки: «DDU» - поставка без оплаты пошлины, «DAF» - поставка до границы, «DEQ» - поставка с пристани и «DES» - поставка с судна. В настоящее время группа поставок категории «D» включает в себя три базисных условия:

«DAT» - поставка на терминале. Введение этого условия поставки было вызвано повсеместным развитием логистических центрой и терминалов, которые в настоящее время являются связующими звеньями между разными странами.

«DAP» - поставка в пункте. Это базисное условие поставки по своему содержанию практически совпадает с предыдущим, однако в качестве точки назначения указывается конкретный населенный пункт.

«DDP» - поставка с оплатой пошлины. Это условие завершает линейку базисных условий поставки, предусмотренных Инкотермс 2010 и предусматривает практически полную ответственность продавца за международную поставку товаров. В этом случае продавец отвечает не только за транспортировку товара, но и за его таможенное оформление в стране прибытия (стране назначения).

Для надлежащего использования терминов базисных условий поставок Инкотермс-2010 предприниматель просто вставить соответствующий базис поставки в текст договора.

Несмотря на то, что термины Инкотермс признаны во всем мире, при проведении поставок следует учитывать, что в каждой стране и в каждом порту имеются свои обычаи делового этикета, которые могут повлиять на толкование конкретных нюансов поставки.

При внедрении в текст договора терминов Инкотермс-2010 необходимо стремиться к как можно более точеному определению пункта назначения или порта, в котором должен осуществляться переход ответственности. Кроме того необходимо помнить, что базисные условия поставки EXW, FCA, DAT, DAP, DDP, FAS, FOB предусматривают, что место осуществления поставки и место перехода рисков на покупателя совпадают. А вот при избрании в качестве базисного условия поставки CPT, CIP, CFR, CIF в качестве пункта назначение указывается то место, до которого осуществляется перевозка.

Базисные условия поставки, несмотря на свою универсальность, все же не являются полноценными договорами купли-продажи. В условиях Инкотермс не прописаны, например способы уплаты товара, последствия нарушения договорных обязательств или определение правил перехода прав собственности на товары. Также необходимо учитывать, что при составлении внешнеторгового договора имеет смысл учитывать национальные законы, обязательные для применения. При этом такой национальный закон будет иметь преимущество перед условиями Инкотермс.

Трансграничное банкротство

Трансграничное банкротство (англ. — transnational insolvency; нем. — die transnationale Insolvenz) — это банкротство, осложненное иностранным элементом. Иностранный элемент может заключаться в том, что имеются, например, иностранный(е) кредитор(ы), иностранный(е) должник(и); имущество должника, на которое обращается взыскание, находится в нескольких государствах; права требования возникли в иностранном(ых) государстве(ах) и т. п.[1]

В развитых зарубежных странах отсутствует единство взглядов по вопросу об отнесении трансграничного банкротства к конкретной отрасли права. В Германии, Англии и Франции, например, считается, что это сфера международного частного права, в Нидерландах же — нет[2]. В российском курсе МЧП данные вопросы подробно рассматривает Л. П. Ануфриева и некоторые другие авторы (В. В. Степанов[3][4], С. С. Трушников[5]). По мнению Л. П. Ануфриевой, трансграничное банкротство — это особая сфера, обладающая как материально-правовыми, так и процессуальными чертами, что делает её сферой регулирования sui generis[6].

Сложность трансграничного банкротства заключается в том, что у каждого государства существуют свои национальные нормы, регулирующие вопросы банкротства. Например, различные правовые системы по-разному относятся к защите интересов кредиторов, определению прав управляющих и в целом к задачам правового регулирования общественных отношений, возникающих в рамках банкротств. Так, в Англии, по сравнению с другими странами, в большей степени защищены кредиторы[7][8]; американская модель менее либеральна к кредиторам и сочетает защиту интересов должника с санационными целями[9][8]; во Франции же главная задача — оздоровление предприятий, хотя бы и в ущерб кредиторам[9][10].

В трансграничном банкротстве можно выделить два основных принципа, следование которым соответственно делит все государства на две системы: использующие либо принцип «универсальности» (Англия, Франция, Германия), либо принцип «территориальности»(Голландия)[11][12]. Однако ни одна из этих систем не применяется на практике в чистом виде (чаще используется ограниченный или измененный универсализм или территориальность).

Принцип «универсальности» состоит в том, что если имеет место трансграничное банкротство, возбуждение банкротства в одной стране будет иметь юридическое действие в любой иной стране, следующей принципу «универсальности»[13]. Система, построенная на «территориальном» принципе, исходя из его наименования, ставит во главу угла ограниченность действия процедур банкротства, возбужденных в одном государстве, пределами его территории[14].

Важным вопросом является регулирование трансграничного банкротства. На настоящий момент не существует общего универсального международного акта, регулирующего вопросы трансграничного банкротства. Однако действуют несколько региональных конвенций, а также национальное законодательство того или иного государства.

К источникам правового регулирования трансграничного банкротства в Европейском союзе относятся Регламент ЕС «О процедурах несостоятельности» № 1346/2000 и национальное законодательство стран-участниц Европейского Союза.

К источникам правового регулирования трансграничного банкротства в СНГ относятся: Минская Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам[15]; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности[16]; Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств—участников Содружества[17]; Модельный закон СНГ о несостоятельности[18]; национальное законодательство стран СНГ (например, в России — ФЗ о несостоятельности[19], подготовлен проект закона о трансграничной несостоятельности[20]).

59.Завер-ие-опред-ная проц-ра установ-ия подлинности ин. докум-та и полномоч. лиц, его выдавших для использ-ия правоуста-щих качеств на тер-ии отеч-го гос-ва. 3-ри способа заверения: 1.консульская легализация (осущ-ся органами МИД в соот. с консульским уставом СССР и инструк-ей): - на террит.ин.гос-ва- обращение в МИД ин.гос-ва, затем в отеч.консульство на террит.гос-ва. – на территор РФ- сначала в консульство ин.гос-ва, затем в МИД. Не легализируются на территории отеч-го гос-ва те док-ты, к-е м\т принести вред отеч.гос-ву, правам и зак.интересам отеч.граждан. 2.Опостивирование (Проставление опостиля)- осущ-ся на основании гаагской конвенции 1961г.»отменяющая треб-ия легализаций ин.офиц-х док-ов». Применяется ко всем правоприм-ым актам за искл-ем: -док-ам, соверш. Дипломатическими или консульскими агентами; - администр-х док-ов, имеющих прямое отношение к комерч. или тамож-й операции. Опостир. док-т м\б использован на терр-ии любого гос-ва участника конвенции 1961г. На терр. РФ опостирование осущ-ет: -Ген пр-ра;-мвд;-фед.регистрац. служба;- архивные органы субъектов РФ (на док-ты выданные по их линии). 3. В соотв-и с Минской конв.стран СНГ 2003г., а также некот. дог-ми о правовой помощи док-ты, выданные компетентными органами одного гос-ва, скрепленные герб.печатью и при наличии нотариал-но заверенного перевода, не нуждаются в опостевировании

60. Признание и исполнение решений ин-х судов.

Основ-ие для признания- дог-р о правовой помощи. Не все ин. решения требуют исполнения, некот.требуют лишь призн-ия- это решения по разводам и др. семейным спорам неимущ-го хар-ра. Для признания и испол.ин. суд. решения подается заяв-ие в суд S-та РФ, к заяв-ию прилагаются: - ин.суд.решение; -док-т о вступлении реш. в зак. Силу; - док-т об извещ. должника; - перевод на рус.яз. док-в. Зая-ие рассматривается в открытом суд. зас. с извещением лиц, участвующих в деле. По результатам выносится опред-ие: о признании и исполн-ии либо отказе.. Если реш-е полож-е то взыскателю выдается испол.лист. Основ-ия для отказа в признании и исполн-ии реш.: 1.решение по закону гос-ва, на терр-ии к-го оно принято, не втупило в зак. силу. 2.сторона, против к-й принято решение не была извещена о разбират-ве. 3.рассмотрение дела относится к исключит.подсудности суда РФ. 4. имеется вступившее в зак.силу суд. решение, принятое Рос.судом по спору м\д теми же лицами, о том же предмете, по тем же основаниям. 5. истек срок давности решения.

61. Исполнение иностран-х суд-х поручений.

Суд.поручение-это запрос адрес-ый судами или правоохранит. органами одного гос-ва судам или правоохр. органам др. гос-ва с просьбой о соверш. отдельных процес-х действий. Общ. правила исполнения поручения: 1.поруч. исполняется по правилам запраш. гос-ва. 2.по просьбе запраш-его гос-ва м\б применены его нормы. 3.исполняется за счет запраш-ого гос-ва. 4.в исполнении поручения м\б отказано, если оно не входит в компетенцию запраш-ого органа или при этом будет нарушен публ. порядок.

Lis alibi pendes

Принцип lis alibi pendens представляет собой общий принцип права, который применяется в ситуации конкурирующей юрисдикции, — производство по одному и тому же делу возбуждено в судах двух и более государств. В подобных случаях возникает проблема: если допустима подача иска в суды нескольких государств (альтернативная подсудность), то должен ли один из судов (и какой именно) оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу на том основании, что в суде другого государства уже начато рассмотрение данного дела.

Такая проблема, как правило, возникает, если в международных договорах не разграничена международная подсудность по гражданским делам либо между государствами отсутствует необходимое международное соглашение. Однако одновременное возбуждение производства по делу в судах различных государств возможно и при наличии международного договора, если допускается предъявление иска в суде любого договаривающегося государства, т.е. установлена альтернативная, а не исключительная международная подсудность.

Практика применения ГПК ФРГ уже давно придерживается правила, что заявление ответчика о наличии процесса в другом государстве должно быть принято во внимание немецким судом в том случае, если решение соответствующего иностранного суда может быть признано и принудительно исполнено на территории Германии по правилам ее процессуального права.

Французская судебная практика, как правило, не принимает во внимание заявление ответчика о рассмотрении данного дела в суде иностранного государства. Французский суд отвергает данное возражение ответчика и продолжает производство по делу, но только если иное не вытекает из заключенных Францией международных соглашений.

Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям предусмотрены в ст. 252 АПК РФ и ст. 406 ГПК РФ. Суды по гражданским делам отказывают в приеме искового заявления или прекращают производство по делу, если по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется решение суда того государства, с которым у РФ действует международное соглашение о взаимном признании и исполнении судебных решений. Суды РФ возвращают исковое заявление или оставляют его без рассмотрения, если в иностранном суде, решение которого подлежит признанию или исполнению на территории РФ, ранее уже возбуждено производство по данному делу.

Арбитражные суды РФ оставляют иск без рассмотрения по внутренним правилам об оставлении заявления без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ), если дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям уже находится в производстве иностранного суда и не относится к исключительной компетенции арбитражных судов РФ. Арбитражный суд РФ прекращает производство по делу по внутренним правилам о прекращении производства по делу (гл. 18 АПК РФ), если по данному спору уже есть вступившее в законную силу решение иностранного суда. Условия прекращения производства — дело не относится к исключительной компетенции арбитражных судов РФ, и нет оснований для отказа в признании и исполнении иностранного судеб ного или арбитражного решения в соответствии со ст. 244 АПК РФ.

Проблема lis alibi pendens затрагивается и в международных соглашениях: Брюссельская конвенция о международной подсудности и исполнении судебных решений 1968 г. устанавливает, что суд одного государства-участника обязан объявить себя некомпетентным, если в производстве суда другого государства-участника уже начато рассмотрение данного спора (по тому же требованию между теми же сторонами). Решение о некомпетентности суд принимает либо по собственной инициативе, либо по требованию сторон. Конвенция допускает возможность приостановления дела судом, принявшим иск позднее, вплоть до разрешения дела судом другой страны. Договоры о правовой помощи РФ с Польшей, РФ с Ираком предусматривают, что российский суд должен оставить иск без рас смотрения, если в производстве польского (иракского) суда уже начато производство по данному делу.

Общее правило, закрепленное в международных соглашениях: в случае возбуждения одинакового дела в судах двух государств, компетентных в соответствии с договором, производство прекращает тот суд, в котором дело возбуждено позднее. Если впоследствии выяснится некомпетентность суда данного государства, то суд другого государства, прекративший производство по делу, может возбудить его снова.

69. Международная подсудность.

В МЧП под межд-й подсудностью понимается компетенция судов данного гос-ва по разреш-ию гражд-х дел с иностр-м элементом.3 основ. сис-мы опред-ия подсудности:1) по признаку граж-ва сторон спора. Так, чтобы суд какого-либо гос-ва признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражд-м этого гос-ва, независимо от места ее заключения; 2) путем распрост-ния правил внутренней терр-ой подсудности, и прежде всего правила о подсуд-ти по местужительства ответ-ка, при определении подсуд-ти по делам с иностр-м элементом; 3) по признаку «присутствия» ответ-ка, кот. толкуется широко. Соглашения сторон, устанав-щие выбор подсуд-ти, называются пророгационными соглаш-ми.

Понятие и особ-ти МЧП

МЧП – от-ль нац. права, рег-щая гражд., семей., труд. и проц.отн-я, в к-х присут-т иностр. эл-т.

Впервые термин «МЧП» был исп-н в 1836 г. амер. судьёй Стори, он разработал и систему.

Особ-ти: Прав.природа (4 т.з.): 1 т.з. МЧП – от-ль м/нП; 2 т.з. МЧП – самост. система, сущ-щая наряду с нац. и м/н правом. МЧП рас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.073 с.)