ТОП 10:

Межконфессиональное согласие – основа стабильности в казахстанском обществе.



На протяжении многих веков казахскому народу приходилось бороться за свою независимость и суверенитет. Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться и быть единым в минуту опасности, стремлению жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами, он не исчез в потоке истории и через десятилетия смог восстановить свою государственность. Нужно отдать должное нашим предкам, которые несмотря на все трудности, выпавшие на их долю, смогли обеспечить будущее своего народа, сохранить язык, культуру, традиции и свободолюбивые устремления.

Сегодня мы уверенно можем говорить, что нам удалось выстроить уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия. В нашем обществе полиэтничность и культурное многообразие являются неиссякаемым источником духовно-нравственного богатства нации. В стране созданы благоприятные условия для реализации своих функций, активно идет процесс межрелигиозного диалога, свобода вероисповедания закреплена Конституцией и принятым в 1992 году Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Казахстан стал инициатором процесса сближения культур и религий. Астана уже трижды принимала участников съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые стали конкретным вкладом республики в снижение опасности межрелигиозного противостояния, распространяющегося по всему миру.

Особую роль здесь играет Ассамблея народа Казахстана (АНК), созданная Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года. Эта идея была выдвинута главой государства еще в 1992 году на I этническом форуме, посвященном годовщине независимости страны. Выступая на нем, Нурсултан Назарбаев сказал: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое, переосмысливая заново, мы не в праве растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».

Наш опыт по взаимодействию различных конфессий изучают международные организации и зарубежные партнеры, ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ. На мировой арене Казахстан воспринимается как территория мира и согласия, толерантности, сближения культур и религий.

Как отмечалось выше, сегодня в республике казахов — 63,1 % населения, русских — 23,7 %, узбеков — 2,8 %, украинцев — 2,1 %, уйгур — 1,4 %, татар — 1,3 %, немцев — 1,1 %, других этносов — 4,5 %, имеют этнообразования: немцы - 49, казахи - 40, корейцы - 36, татары – 29, славяне – 27, чеченцы и ингуши - 26, азербайджанцы – 23, уйгуры - 21, русские - 20, украинцы - 19, евреи - 18, поляки - 16, турки - 14, греки -12, армяне - 11, белорусы - 10, дунгане – 10, курды, узбеки по 8, казаки – 6, туркмены, болгары, дагестанцы по 4, кыргызы, таджики по 3, карачаевцы и балкарцы, китайцы, чуваши, каракалпаки по 2, ассирийцы, чехи, народы Прибалтики, грузины, осетины, лезгины, иранцы, буряты, венгры, румыны по 1.

В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.

В Казахстане издается 4 республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский).

Ежегодно выходит в свет несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стали традиционными ежегодные массовые народные праздники Наурыз, Масленица, Рождество и др.

 

94. Развитие здравоохранения Казахстана на современном этапе развития.Медицина в Казахстане, как и в другой стране, призвана защищать здоровье и благополучие граждан Казахстана. Система здравоохранения Казахстана в настоящий момент находится на этапе перехода к рыночным отношениям. Государственное регулирование в области здравоохранения в Республике Казахстан относится к компетенциям Министерства здравоохранения Республики Казахстан.[1]80 % медицинских учреждений Казахстана находятся в государственной собственности. Именно поэтому государство играет важную роль в вопросах медицины. Доля частной медицины больше в отдельных секторах (например, 70 % стоматологических клиник — частные), однако, в общем, здравоохранение подконтрольно республиканским и муниципальным государственным органам. Около 1 млрд долларов США было выделено на здравоохранение в Казахстане в 2005 году. При населении 16 млн человек, емкость медицинского рынка Казахстана оценивается специалистами в сумму равную 500 млн долларов США. В целом по республике оказывают медицинские услуги 54,8 тысяч врачей и 117 тысяч среднего медицинского персонала. В Республике функционируют 998 больничных (из них 162 — специализированные) и 3332 амбулаторно-клинических медицинских организаций на 2010 год. Расширение сети больничных организаций произошло в 7 регионах республики. Количество коек на 2010 год — 119 000.Количество оптовых компаний, специализирующихся на продажах медицинского и лабораторного оборудования, лекарственных средств — около 200.Согласно принятой Правительством Республики Казахстан «Программе реформирования и развития здравоохранения» предусматривается поэтапное повышение государственных расходов на отрасль здравоохранения до 4 % ВВП к 2008 году. Только на цели развития здравоохранения в 2005—2007 годах выделено более 1,2 млрд долларов США.В течение последних лет государством предпринят ряд мер, направленных на реформирование и развития здравоохранения. 2002 год был объявлен годом здоровья, была принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения, постоянно расширяется список бесплатной медицинской помощи.В настоящий момент правительство Республики Казахстан уделяет пристальное внимание лечению туберкулеза, диабета, СПИДа, онкологических заболеваний, а также проблемам йододефицита. По всем этим направлениям были приняты правительственные программы

95. Развитие культуры Казахстана на современном этапе.Современный Казахстан переживает период национального возрождения[1]; в докладе президента Н. А. Назарбаева [2] перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности[3][4]. Так же возрождаются и народные ремесла[5], народные обычаи, обряды и национальные виды спорта[6], религия титульной нации[7][8], национальное образование и казахский язык[9], песенный жанр и стихосложение на казахском языке[10].На XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев [2] подчеркнул[11]:мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его.Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I «О культуре»[12] регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана.[13]Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».[14]Язык Казахский язык — Государственный язык Республики Казахстан.В настоящее время в Казахстане развивается так называемая Казахизация.Культурные мероприятия в Казахстане.Казахстан известен своими фестивалями, такими как Звёзды Шакена, Приз Традиций и закрытыми фестивалями «Евразия» и «Голос Азии». Премиями Тарлан и недавно образовавшийся "КиноЭкшн-Астана".За два месяца до начала VII Зимних Азиатских игр-2011 в Казахстане стартует программа «Культурная Азиада».[15][16]Театральное искусство[править | править вики-текст]В 2009 году республиканские театры поставили более тысячи спектаклей. По словам главы министерства культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммеда[17], театральные премьеры проходят при аншлаге, билеты достать уже трудно.[18]Кинематограф[править | править вики-текст]Основная статья: КазахфильмАлма-Атинская студия кинохроники организована в 1934 году, а позднее 9 января 1960 года, она переименована в киностудию «Казахфильм».[18] В настоящее время (2010 год) это единственная киностудия на территории Республики. Мультипликацией в Казахстане также занималась только студия Казахфильм.За последние годы активно развивается производство кино вне Казахфильма и непосредственно с её участием. Это такие студии как «Sataifilm», «Mausymfilm» и многие другие. Также в производстве кино принимают участие телеканалы КТК, Казахстан и т. д.

102. Миграционные, демографические процессы в Казахстане.Закон Республики Казахстан о миграции был принят 13 декабря 1997 года. Закон регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую родину.Он состоит из 7 глав, 41 статьи. В законе даны основные понятия, основные принципы регулирования миграции населения, документы необходимые для выезда из РК и въезда в РК, порядок осуществления миграции и эмиграции т.д.Хотелось бы дать официальные понятия, используемые в законе: Миграция - безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц из Республики Казахстан и в Республику Казахстан, а также переселение физических лиц внутри Республики Казахстан, связанное со сменой места жительства, работы.Иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.Эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Казахстан в другую страну. Репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта.Иммигрант - физическое лицо, являющееся иностранцем или лицом без гражданства, прибывшее в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания.Коллективная иммиграция - организованное переселение в Республику Казахстан.
Мигранты - лица, осуществляющие пространственное перемещение вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ.Нелегальные иммигранты - иностранцы и лица без гражданства, прибывшие на территорию Республики Казахстан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа или получившие его обманным путем.Репатрианты - физические лица, возвращающиеся по репатриации.Репатриация - возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов, оралманов.Репатриант (оралман) - лицо коренной национальности, изгнанное за пределы исторической родины и лишенное гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий, добровольно переселяющееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки.Реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину.Трудовая миграция - миграция с целью найма на работу физических лиц из одной страны в другую. Она применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве мигранта.,приобретением государственной независимости Республикой Казахстан в 1991 году, началом трансформационных процессов бывшего СССР и расширением возможности возвращения отдельных этнических групп на историческую Родину в Казахстане, как и многих других странах СНГ, сложилась тенденция роста отрицательного сальдо миграции. Так, за последние 10 лет отрицательное сальдо миграции не только полностью поглотило естественный прирост населения этого периода (естественный прирост в 90-годах сократился почти в 2 раза, за счет резкого снижения числа родившихся и увеличения числа умерших по отношению к 80-годам), но и превысило его более чем в 2 раза. С 1995 года в Казахстане началась тенденция в сторону снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращения отрицательного сальдо миграции. Так, число эмигрантов в 1999 году сократилось по сравнению с 1994 годом в 2.9 раза, а отрицательное сальдо миграции – более чем в три раза. За последние три года число прибывающих в Казахстан стабилизировалось на уровне 37 - 40 тыс.человек. Большие изменения произошли во внутриреспубликанской миграции населения за последние 10 лет. Так, внутриобластная миграция уменьшилась с 275.5 тыс.человек в 1991 году до 94.8 тыс.человек в 1999 году (т.е. сократилась в 2.9 раза), межобластная миграция -соответственно с 155.8 тыс.человек до 78.6 тыс.человек (сократилась в 2 раза). Самая высокая интенсивность эмиграции наблюдалась среди немцев: в 1995 и 1996 годах она превышала соответствующий показатель среди русских в 5,4-5,9 раза. В то время как миграционный прирост сложился только среди казахов: их массовое возвращение на свою историческую родину началось в 90-е годы в связи с суверенизацией Казахстана. Был принят "Закон об иммиграции" и правительство страны начало проводить целенаправленную политику репатриации. Президентом Республики Казахстан ежегодно утверждается квота на иммиграцию (репатриацию) казахского населения из стран дальнего зарубежья и СНГ. На 1993 г. квота иммиграции составила 10 000 семей, 1994 г. - 7 000 семей, 1995 г. - 5 000 семей и на 1996 г. - 4 000 семей. Анализ выполнения квоты иммиграции выявляет следующее: в 1993 г. процент выполнения составил в целом 94,4 %, в 1994 г.- 63,9%, в 1995 г.- 72,6 % и в 1996 - 88%. По сообщению Министерства труда и социальной защиты Казахстана, за 1991 - 1996 гг. в республику прибыло 35,3 тыс. семей казахских репатриантов, или 155 тыс. человек. Из них - 85 тыс.- из стран СНГ (в основном из России и Узбекистана), 62 тысячи - из Монголии. По информации Министерства, в настоящее время из более чем 35 тысяч семей, вернувшихся на историческую родину, 300-400 семей были вынуждены иммигрировать, не почувствовав себя в Казахстане дома. Сегодня 3 тысячи семей репатриантов не имеют жилья. Таким образом, в последние годы интенсивность иммиграции казахского населения значительно снизилась и наметилась тенденция возвращения некоторой части казахов-репатриантов на свое прежнее место жительства, что во многом определяется сложной внутренней социально-экономической ситуацией в республике. Рассматривая социально-профессиональный состав мигрантов, отметим, что в потоках выбытия из республики основную долю составляли лица в трудоспособном возрасте (63,2 % в 1994 г. и 63% в 1995 г.). Примерно 25% выбывших - население в возрасте моложе трудоспособного. В этой связи закономерно, что в республике растет число лиц старше трудоспособного возраста и соответственно усилилась тенденция "старения населения". С другой стороны, миграционные потери вызывают негативные изменения качественного состава трудового потенциала. Среди эмигрантов в возрасте 16 лет и старше увеличилась доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием: в 1995 г. данный показатель составил 45% , в 1996г.- 41%. Наряду с этим уровень образования пребывающего населения гораздо ниже, чем у выбывающего, в результате чего складывается отрицательное сальдо миграции лиц с высоким образовательным уровнем. Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия, Египет и др.), для других - недонаселенность (Австралия, Канада, Бразилия и др.), для третьих же явна угрозадепопуляции из-за низкой деторождаемости (Франция, Германия, Англия и др.)
Для независимого Казахстана внутренняя демографическая ситуация осложняется еще и тем, что факторы перенаселенности в одних районах несут отпечаток прошлого колониального периода и имеют яркий этнический аспект, и это осложняет проблему народонаселения в республике выдвигая вопрос территориальной целостности молодого унитарного государства.
Республика Казахстан имеет численность населения 15,8 млн. человек, при удельном весе с мировой площади в 2% занимает лишь 0,33% населения мира. В достаточно плотном заселенном Азиатском континенте ее доля в численности населения составляет 0,4%, что в 31 раз ниже, чем площадь (6,1%).
Численность населения в Казахстане увеличилась в 2008 году на 1,3% в связи с увеличением рождаемости и сокращением смертности в стране, сообщает Агентство РК по статистике. Численность населения республики на 1 января 2009 года по текущим данным составила 15 миллионов 778 тысяч человек, в том числе городского – 8 миллионов 423 тысяч (53,4%), сельского – 7 миллионов 354 тысячи человек (46,6%). «По сравнению с январем прошлого года она увеличилась на 206,7 тысяч человека, или на 1,3%, что обусловлено увеличением числа родившихся и снижением смертности населения», - констатирует агентство. Рост численности населения за этот период произошел во всех регионах страны, за исключением Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. При этом, естественный прирост населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 46,4 тысяч и составил 204,2 тысяч человек. Общий коэффициент естественного прироста на 1000 человек составил 13,0 промилле.
Территория республики заселена неравномерно. Наблюдается довольно значительное колебание коэффициента плотности населения при среднем уровне его 5,8 человека на 1 кв. км, наименьшая плотность - 2,1 человека в Мангыстауской области, что почти в 8 раз ниже самой густонаселенной Южно-Казахстанской области.
Население Казахстана сравнительное молодое - 46,3% моложе 30 лет. Дети в возрасте до 15 лет составляют 10,5%, в развивающих странах- 40 и в развитых - 21.
Также в Казахстане значительно возросла средняя продолжительность жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числе мужчин - 59 лет, женщин - 70 лет. Дифференциация в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами за эти годы составила 11 лет. Средняя продолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче, чем продолжительность трудоспособного возраста. Это связано с учебой, рождением ребенка, службой в армии и т.д. Данный показатель имеет немаловажное значение в формирование количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов в разрезе пола.
1. Численность населения в РК.
Численность населения страны на 1 января 2008г. по уточненным данным составила 15571,5 тыс. человек, в том числе городского - 8265,9 тыс. (53,1%), сельского - 7305,6 тыс. человек (46,9%). По сравнению с 1 январем 2007г. она увеличилась на 174,6 тыс. человек, или на 1,1%. За этот период в регионах, кроме Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, наблюдался рост численности населения. Максимальный прирост общей численности приходится на Южно-Казахстанскую область 49,0 тыс. человек, а ее максимальная убыль - на Восточно-Казахстанскую область - минус 7,1 тыс. человек.
Естественный прирост населения республики в 2007г. составил 163666 человек (144546 человек - здесь и далее в скобках приведены показатели за 2006г.). Общий коэффициент естественного прироста на 1000 жителей в 2007г. составил 10,6 (9,4) человека.
За 2007г. органами ЗАГС зарегистрировано 321963 (301756) рождения, что на 6,7% больше, чем в 2006г. За этот период родилось 165543 мальчика и 156420 девочек, или 106 мальчиков на 100 девочек. Общий коэффициент рождаемости на 1000 жителей составил 20,8 (19,7) родившихся.
Число умерших в 2007г. в стране составило 158297 (157210) человек, в том числе 92385 (100526) - в городских поселениях и 65912 (56684) - в сельской местности. За этот период умерло 90416 мужчин и 67881 женщина, или 133 мужчины на 100 женщин. Общий коэффициент смертности на 1000 жителей составил 10,2 (10,3) умерших.
Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, доля которых в 2007г. составила 51,7% (51,9%), несчастные случаи, отравления и травмы - 14,2% (14,6%), новообразования - 11,5% (11,6%) от всех зарегистрированных смертных случаев.
За 2007г. в стране зарегистрировано 4646 (4154) умерших детей в возрасте до 1 года, в том числе мальчиков - 2744 (2397) и девочек - 1902 (1757). Коэффициент младенческой смертности составил 14,6 (13,9) умерших на 1000 родившихся. Основной причиной смерти среди младенцев являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, от которых в 2007г. умерло 2187 (2060) младенцев, или 47,1% (49,6%), от всех младенческих смертей.
Число браков и разводов в 2007г. по сравнению с 2006г. возросло на 6,7% и 0,8% соответственно, и составило 146379 (137204) браков и 36107 (35834) разводов. Общий коэффициент брачности на 1000 жителей составил 9,5 (9,0) брака, а разводимости остался на уровне 2006г. и составил 2,3 развода.
Положительное сальдо миграции населения в 2007г. составило 10962 (33041) человека, из них со странами СНГ - 2846 (26364). Число прибывших в республику составило 53397 (66731) человек, а выбывших за ее пределы - 42435 (33690) человек.
Среди прибывших в Казахстан удельный вес казахов составил 78,2% (73,0%), русских - 12,5% (14,0%), немцев - 1,0% (0,9%). Из числа выбывших за пределы Казахстана на долю русских приходится 69,5% (67,4%), немцев - 7,1% (7,3%), казахов - 5,3% (6,8%).
2. Анализ прироста населения.
Президент Н.А. Назарбаев в целях укрепления независимости и безопасности страны поставил задачу до 2015 года довести численность населения до 20 миллионов человек. Для достижения этой цели осуществлен ряд масштабных мер, направленных на улучшение социально-бытовых условий жизни граждан, увеличение рождаемости, укрепление здоровья матери и ребенка.
Так, в 2002 году введена адресная социальная помощь малообеспеченным семьям. В 2003-м стали предоставлять единовременное пособие на рождение ребенка в размере 15 минимальных расчетных показателей. В прошлом году создана целостная система поддержки семей, имеющих детей.
Предпринятые шаги позволили достичь стабильного роста численности населения. К примеру, если в 2000 году родилось 220 тысяч детей, то в 2005 году - 278 тысяч, а в 2006-м - 290 тысяч. Общий прирост населения в 2005 году составил 145 тысяч человек, или 0,95 процента. В течение того периода наибольший показатель достигнут в Астане - 3,98 процента. В Алматы он составил 3,17, Мангистауской области - 3,5, Атырауской - 1,92, Южно-Казахстанской области - 1,82 процента.
Кстати, в столице и южном мегаполисе, а также в Атырауской области общий прирост населения достигнут в основном за счет переселенцев, в том числе и оралманов.
В то же время в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях число жителей, напротив, сократилось. В этих регионах число эмигрантов значительно превысило число иммигрантов, а показатель рождаемости так и остался на низком уровне.
Что касается естественного прироста населения, то здесь в лидерах Мангистауская область - 1,96 процента. В Южно-Казахстанской и Атырауской областях он достиг 1,92 процента, Кызылординской области - 1,51. Во всех перечисленных регионах большинство населения составляют представители коренной национальности. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях естественный прирост населения составил лишь 0,05-0,5 процента. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях этот показатель вообще "ушел в минус".
Представленный анализ показывает, что, несмотря на динамичное социально-экономическое развитие республики, вопросам миграции и демографии пока не уделяется достаточного внимания. Главный механизм увеличения численности населения в нашей стране - повышение рождаемости. Каждый год в Казахстане должны появляться на свет порядка 530-540 тысяч детей - в два раза больше, чем сегодня. Для обеспечения естественного прироста населения в каждой семье, как минимум, должно быть трое или четверо детей. Если первые двое малышей замещают своих родителей, то третий восполняет естественные потери и только четвертый ребенок "работает" на прирост.
III
. Цели демографической политики

Поддержание уровня рождаемости, снижение смертности населения и увеличение продолжительности здоровой жизни - цель демографической политики и укрепления семьи на 2010-2020 годы. Об этом 14 августа в Алматы в ходе специального «круглого стола», посвященного обсуждению проекта Концепции демографической политики и укрепления семьи, сказала министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова.
Организаторы - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, фонд ООН в области народонаселения, учреждение «Центр гражданских инициатив». В заседании приняли участие депутат, председатель социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК Айткуль Самакова, депутат Мажилиса Парламента, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, ученые, представители Администрации Главы государства, заинтересованных госорганов, международных и отечественных НПО.
Как было отмечено, современная демографическая ситуация в Казахстане характеризуется «старением» рожениц, стареющим населением, высокой смертностью населения, низкой продолжительностью жизни и рядом других проблем. Все эти вопросы обозначены в проекте Концепции и предложены пути их решения. В целом Концепция демографической политики и укрепления семьи РК на 2010-2020 годы определяет основные принципы, цели, задачи, механизмы реализации и направления действий по улучшению демографической ситуации в стране. Она разработана в соответствие с Конституцией РК; Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы; общепризнанными принципами и нормами международного права в области политики народонаселения и т.д.
Ожидаемыми результатами реализации Концепции, по словам Г.Абдыкаликовой, являются увеличение числа и процента семей, имеющих трех и более детей; снижение материнской смертности к 2020 году до 15 случаев на 100 тысяч родившихся живыми (в 2008 - 33,7 случаев), снижение младенческой смертности - до 12 случаев на 1000 родившихся (в 2008 - 20,9 случаев), сокращение разницы в продолжительности жизни женщин и мужчин с 10,5 лет в 2008 году до 8 лет к 2020 году, увеличение реального размера семейных пособий, наличие государственной жилищной политики для молодых семей, достижение соответствия статуса инвалидов в Казахстане международным стандартам и правилам по обеспечению равных возможностей инвалидов, поддержание миграционного прироста, в том числе за счет реализации программы привлечения соотечественников.
IV
. Проблема демографической ситуации в РК.

В Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире" в рамках Стратегии "Казахстан-2030" обозначены 30 важных направлений социально-экономического развития страны на предстоящие десять лет. Особенность нынешнего Послания в том, что в нем охвачены все сферы жизни общества. И одна их самых актуальных задач государства - проведение эффективной демографической политики.
Несмотря на несметные богатства, огромные просторы и экономические успехи нашей страны, сравнительная малочисленность и низкая плотность ее населения формируют неблагоприятную демографическую картину.
Между тем из-за того, что в свое время европейские державы не придавали должного внимания демографическим процессам, они переживают сейчас всеобщий процесс старения. Во Франции и Германии, к примеру, население увеличивается за счет притока представителей других национальностей. В Швеции при рождении ребенка наряду с женщинами трехлетний отпуск могут получить и их мужья. Им выплачиваются дополнительные пособия. На такие шаги государства вынуждены пойти только в целях увеличения численности населения.
С обретением независимости по инициативе Главы государства мы тоже стали придавать значение улучшению демографической ситуации. Несмотря на трудности переходного периода, с повестки дня в Казахстане никогда не снимались вопросы повышения благосостояния народа, проявления заботы о материнстве и детстве. Для увеличения численности населения республика обратилась с призывом к соотечественникам за рубежом, разбросанным по всему земному шару, чтобы они возвращались на историческую родину.
В результате за истекшие годы число репатриантов достигло около полумиллиона человек.
V
. Меры правительства по улучшению демографического состояния в стране.

Для достижения названного показателя необходимо значительно улучшить благосостояние населения и особенно условия жизни репродуктивных женщин и детей. У них должно быть крепкое здоровье, качественное питание, хорошие условия жизни. Не случайно, на развитии социальной сферы в Послании Президента текущего года сделан особый акцент.
Только в 2008 году для реализации задач, поставленных Главой государства в данной сфере, предусматривается выделение из бюджета дополнительных средств в размере 108 миллиардов тенге. Придавая исключительное значение социальной защите материнства и детства, Президент поручил Правительству с первого января будущего года повысить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в два раза, увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Также предусматривается ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до одного года.
Выплата пособий будет осуществляться из средств Государственного фонда социального страхования, сформированного за счет перераспределения социального налога. Всего на реализацию вышеуказанных задач выделяется 18,7 миллиарда тенге.
В соответствии с Посланием всем работающим женщинам за каждые четыре месяца пребывания в декретном отпуске выдается пособие по беременности и родам в размере среднемесячной зарплаты.Для развития системы образования и здравоохранения Глава государства дал поручение - за три года построить сто школ и столько же больниц именно в тех регионах страны, которые в них особо нуждаются.Правительству в ближайшее время следует подготовить комплексную программу по реализации задач, вытекающих из Послания Президента, направленных на стимулирование рождаемости, укрепление института семьи. В частности, необходимо осуществить меры по обеспечению жильем молодых семей, охране здоровья матери и ребенка, дальнейшему совершенствованию социальной поддержки семей с детьми и так далее.Рост численности населения также напрямую зависит от решения жилищной проблемы. В республике принята Программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. В течение трех лет было запланировано построить 12 миллионов квадратных метров жилья. Однако только за два года сдано 11 миллионов "квадратов". А в текущем к ним добавятся еще семь миллионов. Таким образом, всего в эксплуатацию сдается 18 миллионов квадратных метров жилья, и программа будет выполнена на 150 процентов.Сегодня особенно важно сделать новые квартиры доступными для населения и удешевить их стоимость. В связи с превращением республики в гигантскую строительную площадку стройиндустрия должна развиваться интенсивно. Несмотря на то, что число предприятий отрасли непрерывно растет, строительные материалы остаются дорогими и в основном завозятся из-за границы. По этой причине стоимость жилья тоже постоянно растет. Поэтому нам необходимо повсеместно создавать производства по выпуску строительных материалов, развивая их деятельность, особенно в районных центрах и малых городах. Это, во-первых, даст возможность открывать новые рабочие места, во-вторых, пополнит поступления в местный бюджет и самое главное - значительно снизит цену стройматериалов.
В предстоящие три года из 27 миллионов квадратных метров жилья 17 миллионов будут возведены за счет частных средств, при этом главной задачей государства является подготовка земельных участков для строительства, обеспечение домов линиями тепло- и электропередачи, дорожно-транспортными, водными и другими инженерными коммуникациями. Если государство будет выделять частным предпринимателям необходимые земельные участки, поможет им провести свет, воду и тепло, проложить дороги, приобрести дешевые стройматериалы, число заинтересованных в строительстве жилья частных лиц, городских и сельских жителей значительно возрастет.
Исполнительным органам на местах необходимо навести жесткий порядок при выделении земельных участков под строительство. По поручению Президента следует также взяться за решение проблемы закрепления на селе молодых учителей и врачей с высшим образованием, приступив к возведению для них трех-четырехквартирных домов возле аульных школ и больниц. Кроме того, как сказано в Послании, строительство комплексов доступного арендного жилья, особенно для молодых семей, даст им возможность получения квартир по дешевой цене. Тем самым они будут обеспечены жильем еще до того, пока накопят достаточно средств на квартиру или строительство индивидуального дома.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.009 с.)