Общественно-политическая жизнь Казахстанцев в послевоенное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая жизнь Казахстанцев в послевоенное время



Новая командно-административная система, возникшая в СССР к середине 20-х гг., достигла своего апогея в 30-40-е - начале 50-х гг., в том числе и в Казахстане. Данная система имела такие отрицательные явления как подавление свободы человека, игнорирование его прав, отчуждение людей от средств производства, формирование политики влияния на власть управляющей государством. Так же в стране доминировал культ личности И.В.Сталина. Какие либо успехи приписывались ему и его умению править государством, а провалы и поражения «врагам народа». Данные факторы отрицательно воздействовали на общественно-политическое развитие и привели к тяжелым последствиям. Совершались нарушения законности, продолжались злоупотребления властью. Политическая система демонстрировала неспособность к саморазвитию.

Послевоенные планы развития советского общества вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма. Но народ переживший годы войны стал другим. Произошла переоценка ценностей, люди понимали необходимость поворота к социальным программам и демократии. Нараставшее противоречие между обществом и административно-приказными методами партийно-государственного руководства было реальным фактором переходного периода от войны к миру. Победа в Великой Отечественной Войне заставила людей верить в силу руководителей и административных методов правления.

Идеология социализма в 40-е - начале 50-х гг. достигла своего апогея. В таких условиях развивались общественные науки. Отрицательно на положение общественных наук повлияло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах—«Звезда» и «Ленинград», которое привело к началу нового витка преследования инакомыслия. В соответсвии с указанным постановлением так же строили свою работу партийные комитеты Казахстана, которым предписывалось «шире развернуть большевистскую критику политических ошибок и националистических извращений в освещении истории, влитературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам...»

В конце 40-х-начале 50-х в Казахстане было организовано «дело Бекмаханова». Молодой, талантливый историк Ермухан Бекмаханов был талантливым художником, членом интернационального коллектива ученых, которая работала над «Историей Казахской ССР». В июне 1943 г. книга была опубликована. Кто-то считал книгу удачной попыткой создания истории Казахстана, другие восприняли ее как «книгу антиколониальную, в которой идеализированы национальные восстания против Российской Империи». Научные взгляды Бекмаханова, которые он выразил в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», были объявлены развитием концепции буржуазных националистов: политически вредными. В 1950 г. Газета «Правда» в статье «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана» осудила книгу Бекмаханова. Данная статья явилась началом политической расправы над Бекмахановым. 10 апреля 1951 г. ЦК партии Казахстана признал статью правильной и осудил «буржуазно-националистические взгляды Бекмаханова». После ряда мер, доктор исторических наук Е. Бекмаханов был уволен из Академии наук и в 1951—1952 гг. работал в одной из средних школ Джамбулской области. 4 декабря 1952 г. был осужден судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет. Дело по обвинению Е. Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления только после смерти И. В. Сталина. Весной 1954 г. Бекмаханов вернулся в Казахстан.

«Дело Бекмаханова» было не единственным в 40-х— начале 50-х гг. Жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые республики такие как А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, Е. Исмаилов, писатель Ю. Л. Домбровский. Необоснованно были обвинены А. Абишев, К. Аманжолов, К. Бекхожин, С. Бегалин и другие известные ученые и писатели. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, подвергшиеся гонениям, вынуждены были выехать из Казахстана в Москву. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных в космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.

Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходимости перемен было умело подавлено административной системой с помощью ряда мер идеологического и репрессивного характера. Но духовная атмосфера середины 40-х — начала 50-х гг. была лишь приглушена, но не сломлена.

Развитие образования, науки и культуры

В годы войны в Казахской ССР, как и по всей стране, было временно приостановлено осуществление всеобщего обязательного семилетнего обучения на селе и десятилетнего в городе, значительно снизился охват детей школой. Несмотря на серьезные материальные затруднения, государство выделяло крупные ассигнования на школьное образование. Если в 1946 году на эти цели было отпущено 85,6 млн. рублей, то в 1950- 146,5 млн. рублей. Кроме того, в Казахстане, как и по всей стране, организовались воскресники по оказанию помощи школам, созданию фонда всеобуча, а также фондов помощи сиротам и нуждающимся детям.

В редконаселенных районах была создана сеть интернатных учреждений, и в них к 1953 году училось около 40 тыс.детей. Правительством республики на рубеже 50-х годов принимались меры по всеобщему обучению, а в областных и крупных промышленных центрах – десятилетнему. В целом, к 1950 году в республике функционировали 3088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 1 млн. 439 тыс. Для обучения молодежи без отрыва от производства создавались вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи.

За пять лет среднее образование в них получило 2500 человек. К концу пятилетки в республике было уже 363 таких школ, где обучалось 35 тыс. молодежи. Но и они не смогли охватить всех желающих учиться, кроме того, не хватало помещений, специальных учебников, программ и учителей.В целом школьное дело в республике сделало шаг вперед: увеличилась численность и повысился профессиональный уровень учительских кадров, укреплялась учебно-материальная база школ. В 1949 году была повышена заработная плата учителей, увеличена пенсия за выслугу лет. В 1947 году образовано казахское учебно-педагогическое издательство.

С окончанием войны из Казахстана был эвакуирован ряд вузов и техникумов Москвы, Ленинграда и других городов. Уехала и большая группа преподавателей и профессоров. Поэтому положение с профессорско-преподавательским составом в вузах и техникумах республики было довольно трудным. ЦК ВКП(б) и Советское государство в ноябре 1947 года приняли постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР».

Республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений, приобретение учебного оборудования и инвентаря; в Казахстан направлялись квалифицированные преподаватели вузов, в центральных институтах и университетах увеличилось число мест в аспирантуре для преподавателей из Казахстана. Широкие возможности предоставляли молодежи для учебы в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда и других городов страны. Особое внимание уделялось подготовке специалистов высшей и средней квалификации из числа казахов, уйгуров, дунган. Все это дало возможность за годы четвертой пятилетки в Казахстане подготовить 60 тыс. специалистов высшей и средней квалификации, в том числе более 18 тыс. Казахов.

Крупным событием в культурной жизни республики явилось учреждение в июне 1946 г. Академии наук Казахской ССР на базе Казахского филиала АК СССР. Большую помощь в становлении современной науки в республике сыграли видные ученые Москвы и Ленинграда – академики С.И. Вавилов, И.П.Бардин, А.М.Панкратова, М.В. Нечкина и другие. Первым Президентом Академии КазССР был избран К.И. Сатпаев – видный ученый и талантливый организатор. К концу 1950 года в системе Академии наук Казахской ССР действовало уже 50 научно-исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, 2 музея, обсерватория, 3 ботанических сада и 8 научных баз. В АН Казахской ССР обучалось около 500 аспирантов. Успехи казахстанских ученых были высоко оценены Советским правительством.

В 1946 году Государственные премии СССР были присуждены члену-корреспонденту АН Каз ССР В.А. Бальмонту за выведение новой породы овец «казахская тонкорунная», кандидату технических наук Е.В.Сноповой за открытие и освоение новых месторождений ванадиевых руд в Казахстане, в 1948 – академику АН Каз ССР Н.В. Павлову за работу «Растительное сырье Казахстана», кандидатом геолого-минералогических наук Г.Ц. Медоеву и Г.Л. Кушеву за участие в выявлении угольных богатств Карагандинского бассейна. В 1951 году лауреатами Государственной премии СССР стали академик АН Каз СССР И.Г.Галузо за труд «Кровососущие клещи Казахстана» и группа генетиков республики А.И.Жандеркин, А.И.Исенжулов и другие за создание и совершенствование новой породы овец «казахский архаромеринос».

За 1946-1949 гг. научно- исследовательскими учреждениями АН Каз ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований. Всего в республике к концу пятилетки насчитывалось около 140 научно-исследовательских учреждений, в них работало 1600 научных работников, в том числе 105 докторов наук, профессоров (из них 20 казахов), 815 кандидатов наук, доцентов (из них 179 казахов). Но в эти годы еще почти не было высококвалифицированных специалистов по таким отраслям науки, как геология нефти, организация сельскохозяйственного производства и др. В рассматриваемый период, определенный успех в развитии достигла и литература. В 1947 году закончил вторую книгу романа – эпопеи «Абай» М.Ауэзов, а в 1949 году ему была присуждена Государственная премия СССР. В то время появились такие яркие произведения казахской литературы, как «Сырдарья» С.Муканова, «Миллионер» Г.Мустафина, а также романы И.Шухова, произведения Т.Жарокова и других писателей. Вместе с тем, на послевоенные годы приходится новый виток репрессивной политики в отношении интеллигенции.

В Ленинграде и Москве были сфабрикованы так называемые «ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане возникло «дело Бекмаханова». Е.Бекмаханов был талантливым историком. В годы войны в составе коллектива ученых, куда входили известные историки А.П.Кучкин, А.М.Панкратова, М.В. Нечкина, Б.Д.Греков, Н.М.Дружинин и др., он работал над «Историей Казахской ССР», которая опубликована в 1943 году. В 1947 году Е.Бекмаханов подготовил монографию «Казахстан в 20-40-е годы XІX века». Взгляды ученого были объявлены националистическими и политически вредными. 4 декабря 1952 года Е.Бекмаханов был осужден на 25 лет и лишь после смерти И Сталина, весной 1954 года, он вернулся в Казахстан.

Политическим обвинениям подверглись ученые А.Жубанов, Х.Жумалиев, Б.Сулейменов, писатель Ю.О.Домбровский и др. Выдающиеся ученые К.И.Сатпаев и М.О.Ауезов из-за гонений были вынуждены уехать из Казахстана в Москву. 29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. До 1964 года они проводились в атмосфере, всего в открытой атмосфере было произведено 113 взрывов. Начиная с 1964 года они стали проводиться под землей. В 40- начале 50-х гг. целый ряд ученых – обществоведов, биологов, медиков и геологов, обвиненных в «безродном космополитизме», были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".

Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Большая родня" украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму "Хата рыбака". Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные "пошляками и подонками литературы". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.007 с.)