Общественно-политическая ситуация В казахстане во второй половине 1920-1930 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая ситуация В казахстане во второй половине 1920-1930 гг.



Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф.И. Голощёкина, направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Ф.И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане также связано с именем Ф.Голощекина. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: «Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее». Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 – 1938 годы.Сняты со своих постов председатель КазЦик Ж. Мунбаев, нарком просвещения С.Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков и др. В письах И.В. Сталину, В.М. Малотову и Л.М. Кагановичу Н.И.Ежов доносил о том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал – уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил.1) Так “оттачивал” свою карьеру перед переводом в Москву будущий нарком внутренних дел СССР, чьими стараниями были проведены массовые репрессии 1937 года. Последняя треть 30-х годов ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности “врагов народа” привели к физическому устранению почти всех сколько–нибудь влиятельных лидеров, т.е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938 г.г. в “национал - фашизме ” и шпионаже были обвинены Т. Рыскулов, Н.Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, У Джандосов, Ж. Садвакасов, С.Сафарбеков, Т. Жургенов и мн. др. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Дж. и Х. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, М. Жумабаев, С.Сейфулин, И.Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров, и мн. др. Их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30-х годов, связях с японской разведкой, политике отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны.В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливой форме.Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спец – лагерь Кингир, Усть – Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Акмолинский лагерь “АЛЖИР”. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений – ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году – 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек.Народы Казахстана, как и страны в целом, серьезно пострадали от политических репрессий. По далеко не полным данным, в 1930-1953 годы по обвинению в контрреволюционных и государственных преступлениях судебными и разного вида несудебными органами вынесены приговоры, постановления и решения в отношении 35 тысяч человек, из них 5430 были расстреляны. В их числе государственные и партийные руководители республики, видные ученые, деятели литературы и искусства, хозяйственные руководители, военные. Пострадали все слои общества – рабочие, крестьяне, интеллигенция.

 

69. Образование, наука, культура в 1920-1930 гг.Культура Казахстана в 20–30-е гг. XX в. Противоречия и проблемы. В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.В условиях строительства социалистического государства встала необходимость:

1. В ликвидации неграмотности;

2. В подготовке кадров;

3. В повышении культурного уровня трудящихся.

26 декабря 1919 г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия, занимавшаяся этим вопросом, — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека. Был объявлен массовый культпоход в аул. Созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были открыты школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 г. ЦИК и СНК КАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение.В 1936 г. в пунктах по ликвидации неграмотности обучалось более полумиллиона человек. В 1939 г. грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%.Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), республиканской газеты «Тоте жол» («Прямой путь»).Активными помощниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев, которые были учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 1950-х гг.В 1928 г. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 г. — письменность была переведена с латиницы на кириллицу. Эта реформа искусственно оторвала казахский народ от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнование на дело народного образования: в 1928 г. — 12 млн. руб., в 1932 г. — 60, в 1937 г. — 447, в 1940 г. — 682 млн. руб. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, бесплатных учебников, учебных пособий, одежды и обуви, интернатов и общежитий. Создавались общественные фонды по всеобучу, шефство над ним взял комсомол.На ускорение процесса культурного строительства существенно повлияли деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке. А. Байтvрсынов стал автором учебного пособия по родной речи, учебников для системы ликбезов иллюстрированного букваря. Ж. Аймаvытов — методики преподавания родного языка, ставившей проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся. К. Сатпаев — составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке. А. Бvкейханов — автор учебника по географии. С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев, К. Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно- методической литературы для казахских школ. А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садуакасов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А. Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности:

1. Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;

2. Введение всеобщего обязательного начального обучения;

3. Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.

Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 г. только 5,8 % учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. За 1925–1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4821 учащимся. Были созданы техникумы: горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов. В годы II и III пятилеток техникумы ежегодно выпускали до 8000 тыс. специалистов.Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В 1930-е гг. там обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 г., которому в 1935 г. было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алма-Атинский зооветеринарный институт (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 г.), Алма-Атинский медицинский институт (1931 г.), В 1931–1932 гг. были открыты Уральский и кзыл-Ординский пединституты. В 1934 г. — Казахский государственный университет им. С. М. Кирова (ныне им. аль-Фараби). В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа. В 1934 г. был открыт Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Семипалатинске, Петропавловске, Шымкенте, Актюбинске, Караганде, Кустонае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические. Накагуне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

Наука Казахстана. 1920–1930-е гг — период становления науки Казахстане. В 1932 г. создана Казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела в своем составе два сектора — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате.В 1936 г. с базой слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры, включавший секторы казахского языка и литературы, народного творчества.

Научное изучение Казахстана. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССРс участием таких выдающихся советских ученых, как А. Е. Ферсман, Н. Г. Кассин, М. П. Русаков, С. С. Неустроев, И. М. Крашенников, Р. А. Борукаев, А. А. Гапеев. ИзучалисьАчисайское свинцовое месторождение, Карагандинское и Экибастузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион. В 1926–1927 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.В 1926 г. М. Е. Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз. Научные сессии Ученого Совета. Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказгано-Улутауского районов.В ноябре 1935 г. — проходила научная сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбенского района. Выводы ученых по запасам ресурсов Казахстана:

1. Первое место — по запасам цветных металлов, баритов и сурьмы;

2. Второе место — по нефти;

3. Третье место — по углю. В последующие годы были открыты мировые запасы хромитов, мощное месторождение фосфоритов.

Научные исследования ученых Казахстсана: В 1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым; Обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 20-ЗО-е гг. были созданы С. Сейфуллиным, С. Мукановым, А. Байтурсыновым, K. Жубановым; Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых; Расходы по государственному бюджету на научно-исследовательские учреждения по республике выросли в 12 раз: с 1,2 млн. рублей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г.; Предпринимались меры по созданию научных учреждений. Так, еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образована Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при Наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 г. в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР.

Казахское советское искусство. В январе 1926 г. постановкой "Енлик-Кебек открылся первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде. Его возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891–1937). Первую театральную труппу составили артисты Е. Умурзаков, С. Кожамкулов, К. Бадыров, К. Куанышбаев, А. Кошаубаев, И. Байзаков. Первые постановки театра — пьесы С. Сейфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый мулла»). Репертуар из мировой классики составили пьесы «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Отелло» У. Шекспира. Крупными событиями в жизни театра стали премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьеса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.). В 1937 г. театру было присвоено наименование Казахский Академический театр драмы.В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально-драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан». В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има.В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр, ныне Казахский Академическай театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра — опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз. Первой казахской оперой стала «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского.Амре Кашаубаев покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей Европы: в 1925г. На Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции, а в 1927 г. на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии. В мае 1938 г. состоялась первая декада казахского искусства в Москве, где были показаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова.В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первым руководителем стал известный композитор А. К. Жубановым. В 1936 г. открылась филармония имени Джамбула.Многое сделал для развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич. Он записал более 2300 народных песен и кюев и опубликовал: в 1925 г. сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»; в 1931 г. — сборник «500 песен и кюев казахского народа». В 1932 г. А. В. Затаевич был удостоен звания «Народный артист Казахстана». Восторженно отзывались о композиторе писатели М. Горький и Ромен Роллан. Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры.Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г Хлудова. Одним из его учеников был первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана.В 1930-е годы зародилось киноискусство Казахстана. У его истоков стояло Алма - Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау». В 1934 г. в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 г. «Ленфильмом» снят первый казахский звуковой фильм «Амангельды».

Казахская советская литература. Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов, М. Жумабаев, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, Г. Мусрепов и другие.Певцами Октября, свободы стали С. Сейфуллин, М. Жумабаев. Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С. Сейфуллина «Марсельеза казахской молодежи». В 1927 г. в историко-революционном романе «Тар жол, тайгак кешу» («Трудный путь, опасный переход») С. Сейфуллин описал положение казахского народа во время национально-освободительного движения 1916 г., Февральской и Октябрьской революций, в период гражданской войны. В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М. Жумабаеввоспевает пролетарскую революцию, позволившую воспрянуть духом «всем голодным и обездоленным», а в стихотворении «Красный флаг» поэт раскрывает преемственность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии.Казахская советская поэзия в те годы пополнилась произведениями и поэмами С. Сейфуллина «Советстан», «Кокшетау»; С. Муканова «Сулушаш»; И. Жансугурова «Кулагер»; И. Байзакова — «Куралай сулу».Казахская советская проза обогатилась такими художественными произведениями: Б. Майлина — «Азамат Азаматыч»; Ж. Аймауытова — «Карткожа»; С. Муканова — «Ж? мбак жалау» («Загадочное знамя»); М. Ауэзова «? араш-? араш о? и? асы» («Выстрел на перевале Караш»); С. Ерубаева — «Мені??? рдастарым» («Мои ровесники»); Г. Мустафина — «? мір мен? лім» («Жизнь и смерть»).Огромные успехи достигнуты в казахской драматургии: «Айман-Шолпан», «Тунги сары н» («Ночные раскаты») М. Ауэзова;. «Жалбыр» Б. Майлина; «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сулу» Г. Мусрепова; «Мансапкорлар» («Карьеристы»), "Ел корганы («Оплот народа») Ж. Аймауытова и др.В конце 1920-х и в 1930-е гг. в казахскую литературу пришла талантливая творческая молодежь: Г. Орманов, А. Тажибаев, Ж. Сыздыков, Ж. Саин, А. Сарсенбаев, К. Аманжолов, Т. Жароков. А. Джумагалиев, Д. Абилев, Х. Бекхожин.Обогатилась яркими произведениями поэзия казахских акынов. Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Жабаев.Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями: И. П. Шухова, автора широко известных романов «Горькая линия» и «Ненависть», высоко оцененных А. М. Горьким. На тему коллективизации написал роман «Село за туманами» Маmэ Залка. Реалистические художественные произведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами. Певцами сражающегося на фронтах гражданской войны народа стали Б. Изтолин, Б. Джаникешев.Велик вклад казахских писателей в процесс взаимного обогащения литератур: МЖумабаев перевел произведения Гете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина-Сибиряка; А. Байтурсынов — перевел басни И. А. Крылова; Ж. Аймауытов- А. С. Пушкина, М. ЮЛермонтова, Ф. Шиллера, Г. Тукая, пролетарский гимн «Интернационал».Искусным переводчиком проявил себя А. Букейханов, лидер казахской дореволюционной интеллигенции.Однако процесс развития казахской литературы был бы полнее, если бы не сталинские репрессии 1930-х гг. Им подверглись Ж. Аймауытов, М. Дулатов, А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым. 4 апреля 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова. В апреле 1930 года М. Дулатов решением коллегии ОГПУ был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения по ст. 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года. А. Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, А. Байтурсынов был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован по ложному обвинению и расстрелян.Но несмотря на деформацию идей социализма, казахская советская литература росла и мужала, обогащаясь лучшими традициями мировой, в том числе казахской литературы.Росла сеть культурно-просветительных учреждений и массовых библиотек, клубных учреждений.Широко практиковались культэшелоны, культбригады. В 1934 г. в Алма-Ате был открыт библиотечный техникум. При педагогических техникумах в Уральске и Семипалатинске открыты — библиотечные отделения, в Усть-Каменогорске — такое же отделение при политпросветтехникуме.В 1930 г. в республике было 290 массовых библиотек, а в 1939 г. — 3304. В 1939 г. в Алма-Ате была открыта Государственная публичная библиотека им. А. С. Пушкина (ныне Национальная библиотека Республики Казахъстан). В республике действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах. В 1939 г. имелось 38 театров, в том числе свыше 20 колхозно-совхозных и 1104 киноустановки.В то же время 1920–1930-е гг. — это сложный период в истории культуры Казахстана, поскольку помимо достижений в области образования и науки, а также успехов в литературе, искусстве, он имел негативные последствия. В 1939 г. грамотность населения всей республики достигла 65 %, среди казахского населения — 40 %. А к 1940 г. ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но, с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали многих представителей казахской интеллигенции.Положительные аспекты в области культурного строительства: Высокий темп ликвидации неграмотности; Осуществление всеобщего обязательного начального образования; Сформирование профессиональной системы образования; Формирование новых отрядов интеллигенции; Становление культурных очагов. Отрицательные аспекты в области культурного строительства: Террор и истребление национальной интеллигенции; Тоталитарное идеологизирование культуры народа; Отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура».

70. Деятельность С.Асфендиярова. Асфендияров Санжар Жафарулы (1889-1938) – государственный деятель, ученый-историк, профессор, организатор и первый ректор Алматинского медицинского института (совр. Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова), востоковед-историк, специалист по истории Казахстана, участник Первой мировой войны.

Асфендияров Санжар Жафарулы родился в 1898 году в городе Ташкенте. Он является потомком хана Абулхаира, от его сына Айшуак-хана, Сыгалы Айшуак-улы (4-й сын Айшуака и прадед Санжара), его сын - Асфендияр Сыгалин, затем отец Санжара - Сейтжапар Асфендияров - генерал-майор царской армии, переводчик восточных языков при Туркестанском генерал-губернаторе, кавалер Бухарского ордена "Золотая звезда" 1-й ст.

После окончания Ташкентского реального училища поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1912 году, в возрасте 23 лет, окончил Петербургскую военно-медицинскую академию, где он учился на стипендию, что обязывало его в дальнейшем нести тяготы военной службы. Во время учебы в академии С. Асфендияров познакомился со своей будущей женой - Рабигой Сераликызы Лапиной, которая училась Смольный институт благородных девиц. Рабига Сераликызы Лапина-Асфендиярова - одна из первых женщин казашек-интеллигенток. Исследовала архитектуру, занималась тюркологией, юриспруденцией. Ее родители были весьма образованными людьми - ее мать Зухра Ахмерова в числе немногих женщин того времени обучалась в гимназии.

Получив образование начал работать военным врачом сначала в Термезе, затем на фронте в Туркестанском полку. Так он проработал до 1915г.

В 1918 работал как военврач, являлся членом мусс. бюро Черняевского полка, а также Старгородского Ташкентского совета мусульманских депутатов.

С. Асфендияров с 1919-1920 гг. стал народным комиссаром здравоохранения, а в 1920 г. народным комиссаром земельно-водного хозяйства Туркестанской Республики. С 19 июля 1920 - Член Временного ЦК КПТ (избран после самоотставки Т.Рыскулова и его группы сторонников т.н. "Тюркской компартии").

Деятельность Асфендиярова всегда была связана с социально-экономическими и культурными преобразованиями в Казахстане и Средней Азии. Являясь руководящим работником, он был ценным и редким специалистом, хорошо разбиравшимся в особенностях быта, вопросах истории и культуры народов Востока.

На 6-м съезде КПТ (август 1921) избран членом ЦК КПТ. С декабря 1921 - член Киргизского (казахского) отдела при ТурЦИК. С 14.12.1921 – член коллегии НК Национальностей РСФСР (введен вместе с Т.Рыскуловым решением ЦК РКП (б)). В связи с этим с 1921 по 1922 гг. Асфендияров является представителем Туркестанской республики в Москве, одновременно — членом коллегии Совнаркома РСФСР по национальным вопросам. Как опытного аграрника, его включают в состав Особой комиссии ВЦИК по землеустройству.

В декабре 1922 г. делегат Х Всероссийского съезда Советов Асфендияров поддержал решение об образовании СССР. В 1923г. Асфендияров снова возвращается в Ташкент, где, наряду с работой в Наркомздраве и Наркомземе, является секретарем ПК Компартии Туркестана. В 1924г. он был избран в состав Среднеазиатского бюро РКП (б). В 1925г. — заместитель секретаря и член Президиума ВДИК.

В период работы в Москве раскрывается новая грань таланта Асфендиярова – его активная научно-поисковая деятельность в области истории, которая стала определяющей в дальнейшем творчестве ученого. С первых дней пребывания в Москве оп сотрудничает с Институтом востоковедения при ЦИК СССР, преподает во 2-м МГУ. В эти годы Асфендияров часто встречается с представителями зарубежного Востока.

Признанием научных заслуг Асфендиярова явилось то, что в 1927 г. его назначают директором Института востоковедения и ему присваивается звание профессора МГУ. Наиболее плодотворный период жизни и деятельности Асфендиярова — с 1928 по 1937 гг., который протекал в Казахстане. В этот время он отдает много сил делу организации первых высших учебных заведений и науки в республике. С 1928 по 1931 гг. Асфендиярулы — первый ректор Казахского педагогического института. В 193 1-1933 гг. работает народным комиссаром здравоохранения и заместителем наркома просвещения КАССР и возглавляет Алматинский медицинский институт, который в настоящее время носит его имя.

Асфендиярулы внес важный вклад в развитие академической науки Казахстана.

В декабре 1922-го состоялся делегат X Всероссийского съезда Советов, в котором также принял участие казахстанский ученый. В 1922 году Асфендияров стал зав. отделом водного хозяйства НК Земледелия ТАССР.

На 7-м съезде КПТ, прошедшего в марте 1923 года, вновь был избран членом ЦК КПТ.

В 1923-1924 С. Асфендияров является 2-м секретарем ЦК КПТ, член Средазбюро (избран в 1924 г.).

С 10 мая 1924 - врид. "заместитель ответственного секретаря ЦК КПТ по ЦК" (на время отъезда делегации ЦК КПТ в Москву).

С 23 июня 1924 С. Асфендияров стал членом Комиссии Бюро ЦК КПТ "По рассмотрению основных положений землеустройства, выносимого на очередную сессию ТурЦИК". С 1 июля 1924 являлся врид. Секретарь ЦК КПТ ("на время отъезда в Оренбург Ходжанова").

В 1923-1925 годы Асфендияров был заведующим отделом водного хозяйства Наркомата земледелия ТАССР, ответственным секретарем ЦК Компартии Туркестана, членом Средазбюро ЦК ВКП(б).

В 1925-27 - зам. председателя (по другим данным - зам. Секретаря) ВЦИК, зав. отделом национальностей при Президиуме ВЦИК, член Президиума ВЦИК.

21.5.1925 - 1927 - секретарь Совета Национальностей ЦИК СССР.

В 1927 по 1928 гг. был ректором Московского института востоковедения им. Н.Нариманова и профессором 1-го МГУ. Одновременно, заместитель директора, директор Научно-исследовательского института этнических и национальных культур народов Востока СССР при ЦИК СССР и член Всесоюзного центрального комитета нового алфавита, а в феврале 1927 года являлся членом Временного президиума Всесоюзного комитета ново-тюркского алфавита.

В 1928-1931 - ректор Казахского педагогического института и, одновременно, зав. кафедрой истории КазПИ.

19 июня 1929 Бюро - утвержден членом коллегии НК Проса КАССР.

22 сент. 1929 Секретариат - утвержден членом коллегии отдела Агитации, пропаганды и печати Казкрайкома ВКП(б).

30 окт. 1929 - Секретариат - дополнительно мобилизован на хлебозаготовки в Актюбинский округ.

С 1930 - пред. Центрального бюро краеведения Казахстана.

2 февраля 1931 Секретариат - назначен директором Казахского Медицинского Института.

В 1931-1933 гг. – народный комиссар здравоохранения Казахстана, а также ректор Медицинского института.

4 апреля 1933 С. Асфендияров был утвержден (по просьбе Президиума АН СССР) руководителем историко-археографической комиссии Казахского филиала АН СССР, считать эту работу основной.

В ноябре 1933 - утвержден заместителем Наркома просвещения, а также стал начальником управления университетов, науки и библиотек Казахстана. Через год, 25 июня 1934 - освобожден от зам. НК Проса.

В 1933-37 - зам. пред. Казахского отделения АН СССР, зав. отделом истории НИИ национальной культуры, профессор кафедры истории КазПИ им. Абая.

27 сентября 1937 Бюро Алма-Атинского горкома исключен из партии, т.к. "разоблачен как контрреволюционер-националист и арестован органами НКВД".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.07 с.)