Чтобы склад работал правильно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы склад работал правильно



          «Алло, у вас есть ричтрак?»- примерно такой вопрос часто сопровождает телефонный звонок в компанию, торгующую напольным транспортным оборудованием. Но любой склад – это масса нюансов, поэтому простым ответом разговор обычно не ограничивается. Хороший менеджер должен получить от потенциального покупателя максимум информации об условиях использования техники. Что же нужно знать, чтобы комната со стеллажами превратилась в эффективно работающий склад? Об этом рассказывается в статье, написанной на основе интервью с Дмитрием Дяченко, директором по маркетингу компании «НТК Форклифт», и Валерием Пирожковым, начальником отдела складской логистики «НТК Форклифт» Вернемся к нашей телефонной беседе. Один из вариантов ее продолжения может быть таким: – Ричтраки есть. Расскажите, пожалуйста, о вашем складе и об условиях работы. – Ричтрак должен работать несколько часов в день, обрабатывать в час по 10–15 паллет массой по 1 т и поднимать их на высоту до 5 м. – А какова ширина прохода между стеллажами? – 235 сантиметров. – Для обычного ричтрака это мало. Я предлагаю вам штабелер с кабиной для оператора. По своим характеристикам он подходит для ваших условий работы и стоит на 25% дешевле. А на разницу в стоимости вы можете приобрести электротележку – транспортировщик паллет. Она ускорит разгрузку фур и перемещение груза по складу. Такую ситуацию можно назвать типичной: то, что изначально хотел клиент, ему не подошло. В том числе из-за слишком узкого межстеллажного прохода. Менеджер подсказал отличное решение проблемы. Конечно, разница в ширине межстеллажного прохода в 10–20 см может показаться для клиента мелочью, но таких мелочей хватает на любом участке склада. Давайте рассмотрим, какое виды оборудования лучше использовать в разных зонах. Погрузка-разгрузка, транспортировка Возможные варианты разгрузки прибывающего на склад транспорта можно разделить на две группы: разгрузка с земли и разгрузка с заездом в кузов – если есть пандус или, как на всех современных складах класса А, разгрузочный док. Погрузка / разгрузка с уровня земли. Если грунт неровный, на трассе есть порожки, дистанция транспортировки значительная, то лучше применять вилочный погрузчик с противовесом. Если поверхность зоны разгрузки ровная и гладкая, то вполне можно обойтись внутрискладской электроприводной техникой – штабелерами и ричтраками. Преимущества такого метода в том, что паллеты сразу доставляются на стеллажи, без промежуточных операций. Однако здесь важно учесть то, что для опорных консолей штабелера должно быть достаточно места под кузовом автомобиля. Ричтрак, как и вилочный погрузчик с противовесом, в этом не нуждается – каретка мачты у него выдвигается вперед до линии передних колес. А вот недостаток такого способа разгрузки: техника может взять паллеты только с края кузова, потому туда их кто-то должен двигать. Погрузка / разгрузка с заездом в кузов – самый быстрый способ. Именно так организована работа на всех складах с интенсивным товарооборотом, в том числе классов А и В. Тяжелый ручной труд отсутствует, производительность не зависит от физических сил работников. Паллеты стоят на полу кузова в один ряд. В этом случае с ними справится электрическая тележка. Выбор модели зависит от дистанции транспортировки груза на складе и средней продолжительности работ. Для малых и средних дистанций подойдут компактные транспортировщики паллет («НТК Форклифт» рекомендует Atlet PLL – это самая компактная сопровождаемая электротележка: ее ширина всего 660 мм, а грузоподъемность до 2 т). С увеличением длины трассы и интенсивности перевозок требуется другая техника – транспортировщики с откидной платформой или для особо интенсивных работ на больших складских комплексах – транспортировщики с креслом для оператора. Их эргономика и характеристики позволяют оператору работать с высокой производительностью полный рабочий день. Паллеты размещены в кузове в два ряда. Чтобы штабелировать груз внутри кузова, нужны штабелеры. Его высота кузова ограничена, так что подойдут только компактные сопровождаемые оператором модели со свободным подъемом вил (вилы двигаются вверх-вниз без подъема секции мачты). Интересная версия штабелеров – с возможностью подъема опорных консолей. Они могут перевозить две паллеты одновременно (на вилах и на опорах) и работать сразу на двух ярусах. Это сокращает время разгрузки почти в 2 раза. Однако и у этого эффективного метода есть недостаток: для того, чтобы поставить паллеты на стеллаж могут потребоваться дополнительные перегрузочные операции. А теперь о важных мелочах. Высота разгрузочного дока и высота днища грузовика, как правило, не совпадают. Поэтому автоматическая выравнивающая платформа, соединяющая кузов автомобиля и край разгрузочного дока, располагается под наклоном. Угол этого наклона не должен превышать 70. Иначе из-за низкого дорожного просвета напольная техника может застрять на краях платформы. Еще один шанс «сесть на мель» возникает, если длина вил превышает 1150 мм. Штабелирование Для установки и снятия паллет со стеллажей используется два вида машин – штабелеры и ричтраки. Штабелеры бывают сопровождаемые оператором, самоходные с откидной площадкой, с кабиной. Ричтраки всегда оснащены кабиной с креслом, отличаются от штабелеров выдвигающейся кареткой мачты, большей высотой подъема и более высокой производительностью. Они выпускаются в различных исполнениях, а если учитывать еще и все возможные варианты мачт, то счет модификаций складской техники одинаковой грузоподъемности пойдет на десятки, если не сотни. Как правильно определить, какая модель из такого разнообразия конструкций является наиболее подходящей? Можно выделить четыре важных параметра, у каждого из которых есть свои «критические» численные значения, а именно: Высота подъема груза – 6 м (это решающий показатель). Производительность одной машины – 15–20 паллет в час. Дистанция одной транспортировки – 50–70 м. Время работы – 5–7 ч. На их основе менеджеры «НТК Форклифт» и начинают подбор необходимой техники. Если клиент говорит, что на его складе хотя бы один из этих важных показателей превышает указанное значение, ему необходим ричтрак. Если он меньше, в качестве варианта можно рассматривать штабелер. Высота подъема меньше 6 м. В этом случае вполне подойдет штабелер. Если стеллажи размещены в 4 яруса, высота верхней ячейки не более 5 м, дистанция транспортировок не более 20 м, рекомендуется использовать самые недорогие модели – с поворотной рукояткой и сопровождаемые оператором. Если установлены 5 ярусные стеллажи с высотой верхнего яруса не более 6 м, дистанция транспортировок до 60 м – необходим штабелер с кабиной. Штабелер с кабиной обладает целым рядом достоинств по сравнению с другими типами этих машин. Оператор на нем находится внутри габаритов корпуса, и защищен со всех сторон. Во время поворотов ему нет необходимости отступать в стороны и маневрировать, как это бывает при работе с сопровождаемыми штабелерами. Это объясняет более высокую производительность штабелеров с кабиной. Кроме того, минимально допустимое Ast для этих супер-штабелеров (Ast – ширина между крайними точками груза в проходе) меньше, чем у сопровождаемых моделей. В итоге экономится до 15% складской площади. Еще важное преимущество штабелера с кабиной – цена. В среднем он на 25–30% дешевле ричтрака, но в ряде случаев способен его заменить. Кстати, чтобы штабелер мог свободно подъехать и взять груз с верхних ярусов стеллажа, нижний ряд паллет должен укладываться на балки на расстоянии примерно 20 см от пола. Это пространство необходимо для опор штабелера. Высота подъема свыше 6 м – можно использовать только ричтрак. Ни один другой вид складской техники не обеспечивает такой производительности (до 30 паллет в час), как ричтраки. Основная сфера их применения – крупные склады с большим грузопотоком. Есть и варианты, когда ричтраки рекомендуются для складов с невысокой интенсивностью обработки груза, в частности, когда на них установлены высокие стеллажи (повышение вместимости при небольшой площади). Другой вариант – нестандартный склад, например, для хранения крупногабаритных грузов или с малой шириной проходов между стеллажами. Для этого «НТК Форклифт» поставляет следующие нестандартные виды ричтраков «на все случаи жизни»: высота подъема свыше 11 м; двигающиеся в четырех направлениях (для обработки и складирования на высоту до 9 м длинномеров, мебели, окон); с трехсторонней обработкой груза (для узких проходов шириной от 1,6 м); с зауженной базой и кабиной (для набивных стеллажей); с телескопическими вилами. Телескопические вилы дают выигрыш в полезной площади склада, позволяя ставить спаренные ряды стеллажей (с каждой стороны стеллажа по две паллеты вместо одной). Европа или Китай? Основная масса внутрискладской погрузочной техники поступает в нашу страну именно из этих регионов. Стоимость оборудования, произведенного в Китае, в среднем на 1/3 ниже европейского (речь идет об известных китайских производителях, гарантирующих надежную работу своей техники). Естественно, появляется соблазн сэкономить. В каких случаях это можно сделать, а в каких – нельзя? Современная китайская погрузочная техника – это, по сути, аналоги европейских моделей 10- 20-летней давности. Если ваш склад обслуживает небольшое производство или магазин, парк техники – всего несколько единиц, и работает она только по мере необходимости, то вполне можно обойтись электрическими тележками, штабелерами и ричтраками известных китайских брендов – например, HC и Xilin. Эти машины – вполне подходящие кандидаты на роль «первого погрузчика», когда вы только-только начинаете работать со складом, набираетесь опыта и еще пока ограничены в финансах. На современных крупных складах или логистических комплексах с напряженным ритмом работы может использоваться только современная европейская складская техника, например, такая, которую выпускает шведская фирма Atlet. Если же у предприятия склад небольшой, но его посещают клиенты, и работает на имидж, то также рекомендуется приобретать европейскую технику.  
«Склад и техника» №9/2008 Азбука склада  
  в содержание раздела  
         

Варианты оптимизации отбора в процессе комплектации заказов

О. Каверина, консультант по логистике AXELOT Logistics, Любовина, руководитель проектов AXELOT Logistics

  Ольга Каверина – консультант по складской логистике Дарья Любовина – руководитель проектов AXELOT     Комплектация заказов клиентов – процесс, состоящий из нескольких этапов. Он начинается с операций обработки заказов менеджером по работе с клиентами и заканчивается размещением упакованного и скомплектованного заказа в зоне отгрузки. От скорости и качества комплектации заказов во многом зависит конкурентоспособность компании Оптимизации могут быть подвергнуты сразу несколько этапов комплектации. К их числу относится и первый этап обработки заказов, и обмен информацией между складом и коммерческим отделом, и передача отобранного заказа в зону контроля с его последующей проверкой и упаковкой. Но все же самым трудоемким представляется непосредственно отбор товаров: многие ошибки возникают именно на этом этапе; на него же затрачивается и большая часть времени. Существует несколько способов повышения качества и скорости операции отбора заказов. Часть из них требуют дополнительных затрат на персонал или на высокоавтоматизированное оборудование. Однако есть и такие способы, при которых указанные расходы можно свести к минимуму и даже полностью избежать. Так, очень эффективной может оказаться оптимизация упаковки, когда запасы товара на складе поддерживаются в единицах, кратных наиболее востребованным объемам заказов – палета, полпалеты, четверть палеты. Увеличивает скорость работ и отбор товара напрямую из хранения (например, применение элеваторных стеллажей), упрощение процесса отбора заказов (устранение непроизводительных перемещений, документирования, поиска товара), зонирование склада для хранения разных видов товара и т. д. Тем не менее, основное условие эффективного отбора – его грамотное планирование, продуманное формирование заданий для комплектовщиков. Учет характеристик товаров при планировании отбора Оптимизация операции планирования отбора в основном связана с возможностями современных систем управления складом. Системы автоматизации склада позволяют оператору автоматически формировать задания и распределять их между кладовщиками, грузчиками, водителями высотной техники. При планировании отбора учитываются партии, серии, сроки годности товара. Так, при отборе товаров со сроками годности чаще всего реализуется принцип FEFO (first-ended, first-out – «первым заканчивается – первым выходит»): товары с меньшим остаточным сроком годности отгружают в первую очередь. В других ситуациях обычно используют принцип FIFO (first-in, first-out – «первым входит – первым выходит»): отгружают товары из партии, поступившей на склад раньше других. На складах, где практикуется отгрузка мелкими упаковками и отдельными штуками, как правило, выделяют зону штучного отбора. При этом отгрузка целыми паллетами происходит из резервной (оптовой) области склада. При планировании отбора система учитывает вид транспортной единицы товара, указывая, из какой области необходимо произвести отбор. Точно также система может разделить позиции в заказе на несколько заданий отбора в случаях, когда склад находится в многоэтажном здании или в нем есть несколько помещений с различными условиями хранения. Задания будут соответствовать существующим областям склада. Формирование маршрута комплектовщика В целях оптимизации отбора особо тщательно следует формировать маршрут комплектовщиков. При формировании задания на отбор целесообразно сортировать строки в соответствии с очередностью обхода мест хранения комплектовщиком. Маршруты движения техники и персонала по складу определяют на этапе разработки планировки складского комплекса. В АСУ склада маршрут задается с помощью назначения рейтинга ячейкам хранения и отбора. Маршрут комплектовщика должен проходить по наикратчайшему пути обхода мест отбора товара и исключать лишние перемещения сотрудника в том числе и для использования подручных средств (стремянки, штабелера). Желательно организовать движение таким образом, чтобы комплектовщикам не приходилось дважды работать во одном проходе. Начало и окончание маршрута комплектовщиков должны быть также оптимально сориентированы относительно месторасположения зоны экспедиции отгрузки или выхода из помещения (зоны) склада. Желательно, чтобы маршрут начинался с мест хранения, расположенных дальше от выхода из зоны склада и заканчивался ближе к выходу, так, чтобы сотрудники склада, выполняющие комплектацию заказов, затрачивали меньше усилий на перемещение по складу отобранного товара. Информационная система управления складом должна позволять строить маршрут комплектовщика вне зависимости от последовательности нумерации мест хранения на складе. В случае если часть позиций заказа подлежит отбору из труднодоступных ячеек верхних ярусов стеллажей, товар из которых может быть отобран только с помощью вспомогательных средств или механизмов, такие позиции целесообразно объединить в отдельное задание. Таким образом, комплектовщик дважды проходит по маршруту, сначала отбирая товары из нижних ярусов, а затем второй раз отбирает товары из верхних ярусов, пользуясь стремянкой или штабелером. Общее время на отбор товара по заказу сокращается. Объединение заказов в партии В зависимости от размеров заказов, требований к точности и скорости отбора, заказы можно отбирать как по отдельности, так и формировать из них партии. При отборе отдельных заказов в каждое задание комплектовщику включают все позиции одного заказа клиента. Основное преимущество отбора отдельных заказов заключается в том, что целостность каждого из них никогда не нарушается, повышается точность отбора. Недостатком же такого метода можно назвать значительное время, затрачиваемое на перемещения при отборе каждого изделия в тех случаях, когда в заказе немного позиций. Для повышения эффективности отбора в этих ситуациях рекомендуется объединять отдельные заказы в партии. При отборе заказов партиями комплектовщик за одно пересечение склада отбирает товар сразу для нескольких заказов. В результате время передвижения на каждый отобранный товар будет сокращено приблизительно на количество заказов в партии. Тем не менее, дополнительное время при отборе партиями затрачивается на сортировку товаров по заказам клиентов. Заказы могут сортироваться одним из двух способов: одновременно с отбором или после его завершения. В первом случае комплектовщик заказов может использовать отдельные контейнеры, чтобы сортировать товары для заказов, в то время как он проходит по складу, выполняя задание. Специальные тележки для отбора заказов и контейнеры, представленные на рисунках, облегчают эту работу. Тележки могут быть традиционными или оборудованы информационными экранами, световыми табло, Wi-Fi антеннами, сканерами и прочими достижениями современных складских технологий. Существуют вполне обычные тележки, совмещенные с лестницами, позволяющие вести штучный отбор выше человеческого роста без применения высотного оборудования или беготни за традиционными приставными лестницами. В иной ситуации товары разных заказов могут объединяться вместе, чтобы подвергнуться сортировке позднее. Такой способ отбора еще называется волновым (wave-picking). Стоимость процесса сортировки, который не требуется при строгом отборе заказов, определяет, будет ли отбор заказов партиями экономически целесообразным алгоритмом. Отбор заказов партиями особенно эффективен для небольших заказов (от одного до пяти наименований? товаров). На пути к повышению уровня клиентского обслуживания оптимизация отбора при комплектации заказов должна стать первоочередной задачей. Ее выполнение как с использованием приведенных выше способов, так и иными методами обязательно приведет к повышению эффективности складских работ и к высокой оценке сервиса клиентами.

 

Склад и техника» №8/2008 Азбука склада
  в содержание раздела


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.005 с.)