Организация системы складской логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация системы складской логистики



 

Для эффективного функционирования системы складской логистики необходимо принять ряд важных решений относительно числа складов на обслуживаемой территории, мест их расположения и решение о использовании собственного склада или услуг наемного, а также разработать систему складирования.

 

1) Определение количества складов. В процессе развития складской сети осуществляют учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов. При этом если число складов меньше оптимального то общие расходы системы распределения будут высокими, за счет высоких транспортных расходов и потенциально возможного, но не достигнутого объема продаж из-за удаленности склада. Если же число складов больше оптимального, то неоправданно возрастут расходы, связанные с содержанием и функционированием складской сети. Поэтому решение применяется на основе анализа ряда факторов:

· Зависимость транспортных расходов от количества складов (обычно при увеличении числа складов транспортные расходы снижаются).

· Зависимость затрат на содержание запасов (обычно при увеличении числа складов растет из-за роста совокупных гарантийных запасов).

· Зависимость затрат на эксплуатацию складов (общий объем затрат обычно увеличиваются с увеличением числа складов). Зависимость потерь продаж от снижения числа складов (обычно общий оборот складов падает при сокращении их числа).

2) Выбор между использованием своего склада или услуг наемного. Принятие данного решения зависит от двух факторов: средней стоимости использования наемного склада и стоимость на организацию собственного склада. Принцип расчетов связан с определением точки «безразличия» товарооборота (схож с определением точки безубыточности). В данном случае имеет смысл обдумать создание собственного склада, если его грузооборот будет выше точки безубыточности. При этом сопоставляются расходы на его строительство с разностью затрат на использование своего и наемного склада.

 

3) Определение места расположения склада. Целью определение места размещение склада является выбор оптимального решения, при котором транспортные расходы, связанные с доставкой товаров были бы оптимальными. Для решения данной задачи используются ряд методов:

· Метод полного перебора. При использовании данного метода осуществляется полный перебор и оценка всех возможных вариантов размещения склада, при помощи ЭВМ.

· Эвристические методы. Данные методы основан на человеческом опыте, специалист определяет, очевидно, неприемлемые варианты, оставшиеся варианты – по отношению к которым у специалиста нет однозначной оценки, анализируются при помощи ЭВМ.

· Метод определения центра тяжести. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к крупным покупателям (с наиболее высоким объемом грузооборота). Принцип расчетов следующий: на карту района наносят координатную сетку и для каждого магазина определяют Х и Y координаты, далее рассчитывают X и Y координаты склада. Для определения координаты Х находят отношение произведения грузооборота каждого покупателя на X координату соответствующего покупателя к общему грузообороту всех покупателей. Аналогично находят координату Y.

4) Система складирования – определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Создание системы складирования предполагает нахождение способа оптимального размещение грузов на складе, а так же способы и методы эффективного управления ими. При разработке системы складирования необходимо учитывать все свзи между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками товарно-материальных ценностей. Создание системы складирования предполагает решение следующих вопросов:

· Определение оптимальной грузовой единицы (определение ее оптимальных характеристик: размеров, объема, веса, вида упаковки и т.д.). При этом большое внимание следует уделить выбору оптимального товароносителя, например: ящики, поддоны, кассеты, палеты и т.д. Основным критерием является максимальное снижение количества операций при переработке груз.

· Определить вид складирования, т.е. выбрать как будет храниться товар, как он будет размещен в пространстве, а так же, какое оборудование будет использоваться для его хранения. Основными факторами влияющими на выбор являются: технические характеристики помещения (площадь, высота, объем и т.д.), применяемый товароноситель, необходимые условия хранения товара, объем поставляемых партий товара, простота обслуживания, доступность товара (свободный доступ к товару) и т.д. Размещение оборудования, используемого для хранения товара, должно обеспечивать оптимальное использование площади и высоты склада. Выделяют множество видов складирования: складирование в штабеле блоками, складирование в полочных стеллажах до 6м, складирование в полочных высотных стеллажах, складирование в проходных (въездных) стеллажах, складирование в передвижных стеллажах, складирование в элеваторных стеллажах и т.д.

· Выбрать оборудование для обслуживанию склада. Для обслуживания складов и выполнения различных операций связанных с переработкой товара, используют различные виды подъемно-транспортных механизмов. Выбор их тесно связан как с параметрами грузовых единиц, так и с видом складирования, а так же зависит от технических характеристик самих механизмов. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ рентабельны и оправданы на больших складах с значительной складской площадью и постоянным однородным потоком материалов. На складах, снабжающих розничные предприятия используются средства малой механизации (рохли, телеги и т.д.). Наиболее распространены такие виды подъемно-транспортных средств, как электро-погрузчики и электро-штабелеры на механизированных складах, а на автоматизированных складах применяют межстеллажные краны-штабелеры.

· Выбор системы комплектации товаров. В процессе переработки груза процесс комплектации проходит три этапа: 1) отборка товара по заказам покупателя; 2) комплектация полного заказа покупателя в соответствии с его заявкой; 3) комплектация партий отправки покупателям для централизованной или децентрализованной доставки. Система комплектации определяет где будет осуществляться отбор товара (в зоне основного складирования или в зоне комплектации) и как будет осуществляться комплектация (с помощью и без помощи технических средств). Определяется так же степень комплектации заказа: централизованная – отбор груза одновременно для нескольких клиентов (один человек собирает один вид товара для разных клиентов) и децентрализованная – для одного клиента (один человек собирает весь груз по заявке клиента). Необходимо выбрать и способ управления перемещением груза, который зависит от технических возможностей применяемого оборудования: сборка груза в автономном ручном режиме, в автоматическом режиме (управления из кабины с помощью пульта), управление комплектацией с использованием режима «онлайн» (автоматический режим управления от ЭВМ).

· Организация системы обработки информации. Процессы обработки товарно-материального потока на складе тесно связан с обработкой большого объема информации. Документацию поступающую вместе с грузом на склад необходимо обработать и систематизировать, для того чтобы в любой момент времени и по каждой единице товара было ясно когда она поступила на склад, для чего, сколько должна храниться и т.д. В свою очередь любая товарная единица покидающая склад так же должна обладать сопроводительными документами, для того чтобы было ясно куда и когда ее нужно переместить в дальнейшем, а так же для того чтобы она была списана с текущих остатков склада.Система управления информационными потоками: систематизирует информацию связанную с приемом и отправкой грузов; позволяет осуществлять управление запасами на складе; позволяет обрабатывать поступающую документацию; позволяет осуществлять подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д. В связи с этим необходимо определить как будет обрабатываться информационный поток: в ручном режиме; в пакетном режиме (имеется в виду подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, обрабатываются вручную или автоматически;в режиме реального времени (в этом случае информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты);в режиме непосредственного управления от компьютера, (на практике это означает интегрированное управление материальными и информационными потоками в режиме реального времени, т.е. на всем протяжении процесса обработки груза, в любой момент времени можно определить где находится и какие операции проходит каждая конкретная единица товара).

Завершающая фаза планирования системы складирования предполагает создание оптимальных комбинаций всех перечисленных элементов и объединение их в конкретные варианты. Выбор оптимального варианта системы складирования производится после экономической оценки каждого из них. Критериями оценки могут быть: эффективность использования складской площади и объема; показатель общих затрат на 1 единицу товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту и др.

 

Источники и дополнительная информация:

· Николайчук В. Е. Логистика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 216 с.

· Хруцкий Е. А. Оптимизация хозяйственных связей и материальных запасов. – М.: Экономика 2005. – 263 с.

· Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 408 с.

· ec-logistics.ru – статья «Складская логистика – проектирование, организация и управление складом»

· iteam.ru – статья «Система складирования как основа рентабельности работы склада»

 

 

Логистика склада

Логистика складирования

В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.

Увеличение стоимости товара связано с затратами на продвижение через склад живого или овеществленного труда. На рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, применение транспортных средств и издержек обращения оказывают влияние проблемы, связанные с функционированием складов.

Современный склад – это технически сложное оснащенное сооружение, которое включает взаимосвязанные элементы, имеет соответствующую структуру и выполняет ряд функций по изменению материальных потоков, а также сбору, переработке и распределению грузов между потребителями.

В то же время склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.

В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи.

Такой подход позволяет обеспечивать успешное выполнение главных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При этом необходимо учитывать, что для каждого конкретного склада составляющие складской системы значительно отличаются друг от друга как ее элементы, так и сама структура, базирующаяся на взаимосвязи этих элементов.

При формировании складской системы нужно помнить основной принцип: только индивидуальное решение с учетом всех сопутствующих факторов может сделать ее рентабельной. Четкое определение рабочих задач и тщательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада является предпосылкой его рентабельной работы.

Это подразумевает, что любые затраты должны быть экономически оправданны, т. е. использование любого технологического и технического решения, сопровождающее капиталовложение, должно применяться исходя из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых на рынке технических возможностей.

Основная задача склада – концентрация запасов, их хранение и формирование бесперебойного и ритмичного обеспечения заказов потребителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.013 с.)