Раздел I введение: общеэкономические основы развития современного общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I введение: общеэкономические основы развития современного общества



Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4

1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………...8

2. Содержание дисциплины…………………………………………………….…12

3.Вопросы и задания к экзамену (зачёту)…………………………………...……52

4.Тематика курсовых работ (научно-исследовательских работ, рефератов)…….58

Приложение А (справочное) Памятка к выполнению курсовой работы…….…61

Приложение Б (справочное) Перечень ключевых слов………………….……...63

 

Введение

Учебное пособие по самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» разработано на основе авторской программы, отражающей требования новых государственный стандартов обучения и опыт преподавания дисциплины (за последние 10 лет) на I курсе экономического факультета СибГТУ.

Тематика дисциплины, в соответствии с реализацией принципа общецивилизационной направленности социально-экономического развития мира, позволяет сделать упор на общетеоретический аспект познания экономических процессов и явлений, важнейших закономерностей хозяйственного развития, на использование общих закономерностей и ценностей мирового хозяйственного опыта для перехода нашей страны к социально-ориентированной смешанной экономике и поиска способов выхода ее на мировой рынок. В ней также большое внимание уделяется анализу не только функциональных, но и причинно-следственных связей, которые позволяют студентам ориентироваться в социально-экономических проблемах развития современного общества.

В основной своей части данное учебное пособие имеет вид планов, отражающих расширенную программу курса с библиографическим списком основной литературы (учебники и учебные пособия), включающую основные вопросы тем, семинарских занятий и для самоконтроля студентов, представляющих конкретизацию сформулированных в обобщенном виде основных вопросов темы. Большинство тем курса содержат также домашние и контрольные задания, состоящие из задач и теоретических вопросов, выполнение которых обеспечит более глубокое понимание и усвоение данной дисциплины. Поэтому они являются ориентиром, предлагающим широкую возможность варьировать учебный материал между лекциями, семинарскими и индивидуальными занятиями в соответствии с количеством часов и спецификой факультета; расставлять необходимые акценты, исходя из научных интересов, творческих способностей, индивидуальных особенностей и методических приемов преподавателей.

В связи с отсутствием цельного учебника, раскрывающего все вопросы программы, автором было разработано соответствующее ей базовое учебное пособие по курсу «Экономическая теория» (электронный ресурс: http://sibstu.kts.ru; обозначенный в тексте как «базовый курс») для более эффективной подготовки студентов. Базовое пособие основывается на отечественных и зарубежных учебных изданиях, отражающих традиционную версию данного курса. Современные их аналоги включены в библиографические списки, представленные в каждой теме курса (в порядке их нумерации как литература «учебная»). Кроме того, изложение дискуссионных вопросов в учебном пособии опирается на дополнительную литературу, включающую статьи из научных журналов и газет, а вопросов исторического развития экономической науки – на специальную литературу по истории экономических учений. Все эти библиографические списки рекомендуются по курсу экономической теории.

Библиографические списки по курсу экономической теории

 

Основная литература (учебники и учебные пособия):

1. Экономика: учеб. для вузов /А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008.–831с.

2. Курс экономической теории: учеб. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2010.–880с.

3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред., В. Д. Камаева.– М.: ВЛАДОС, 2010.–592с.

4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2010. –560с.

5. Курс экономической теории: учеб. пос. для студентов вузов / под. ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во «ДИС», 1997.-736с., 2001. –830с.; 2007.–1040с.

6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2009. –576с.

 

Дополнительная литература:

а) Учебники и учебные пособия):

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–568с.

Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.–672с.

Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.–399с.; т.2.–400с.

Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. –т.1.–384с.; т.2.–384с.

Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1–448с.; кн.2–405с.

Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– 432с.

Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – 432с.

б) Периодические издания (журналы и газеты за последние 3-5 лет):

- Периодические научные журналы:

Вопросы экономики (ВЭ);

Вестник Моск. Ун-та, серия 6. Экономика;

Российский экономический журнал (РЭЖ), ранее называвшийся (до 1992г.) Экономические науки (ЭН);

Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО);

Деньги и кредит (ДиК);

Проблемы теории и практики управления (ПТПУ);

Рынок ценных бумаг (РЦБ)

США: экономика, политика, идеология (США: ЭПИ);

Финансовый бизнес (ФБ);

Экономика и организация промышленного производства (ЭКО);

Экономист;

Финансы;

Деньги;

Маркетинг;

Хозяйство и право;

Общество и человек;

Коммерсант;

Эксперт и др.

- Реферативные журналы:

Экономика;

Организация управления.

- Газеты:

Экономика и жизнь (ЭЖ);

Финансовая газета (ФГ);

Российская газета

 

Специальная литература по истории экономических учений

1 Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник для вузов/ С.А. Бартенев. – М.: Издательство «Юристъ»; «Гардарики», 2005. – 344 с.

2 История экономических учений: учеб.пос. для экон. вузов / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой.– М.: Альфа – М; ИНФРА-М, 2009. – 784 с.

3 Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ, 1994. – 720 с.

4 Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса. 100 великих экономистов после Кейнса./ М. Блауг – М.: Экономическая школа, 2005.– 704 с.

5 Всемирная история экономической мысли. Т.I,II,III,IV / под ред. В.Н. Черковца. – М.: Мысль,1987,1988,1989,1990.

6 Жид, Ш., Рист, Ш. История экономических учений./ Ш.Жид, Ш.Рист – М.: Экономика, 1995. – 532 с.

7 История экономических учений: учеб. для экон. специальностей вузов/ В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Фекулова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2009. – 471 с.

8 Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пос. для вузов/ Р.Я. Левита. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 224 с.

9 История экономических учений / под ред. Г.А.Шмарловской. – М.: Новое знание, 2004. – 340 с.

10 Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело:Книгоэкспорт, 2000. – 560 с.

11 Холопов, А.В. История экономических учений: учеб. пос. для экон. специальностей / А.В. Холопов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 446 с.

12 Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я.С. Ядгаров. – М.: ИНФРА-М,2008. – 480 с.

13 Аникин, А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса./ А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.

14 Сажина, М.А. Экономический Олимп./ М.А. Сажина – М.: Деловая литература, 2008. – 208 с.

15 Хайлбронер, Р.Л. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи./ Р.Л. Хайлбронер – М.: КоЛибри, 2008. – 432 с.

Курс экономической теории обеспечен также электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМКД: http://sibstu.kts.ru), куда вошли:

Ревуцкая Л.Н. Программа курса.

Ревуцкая Л.Н. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.

Ревуцкая Л.Н. Методические указания, тематика, примерные планы и литература к выполнению курсовых работ.

Ревуцкая Л.Н. Методические указания по проведению деловых игр.

Ревуцкая Л.Н. Экономическая теория: электронное учебное пособие по курсу.

Ревуцкая Л.Н. Методические материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономическая теория» (читальный зал библиотеки СИБГТУ).

В целом все эти библиографические списки также служат необходимыми литературными источниками для выполнения курсовой работы по данной дисциплине, которую должен написать и защитить каждый студент 1 курса экономико-управленческих специальностей очной формы обучения. Оценка за курсовую работу по экономической теории выносится на лицевую сторону Приложения к диплому об окончании института. Список рекомендуемых тем курсовых работ (тематика) и памятка по их выполнению, составленная на основе существующих методических указаний к ним, также представлены в данной методической разработке.

Изучение курса завершается письменным экзаменом в I и II семестрах, для подготовки к которым данным учебным пособием рекомендуются вопросы и задания. При этом к экзамену во II семестре студент должен представить и защитить курсовую работу.

 

1 Цели и задачи дисциплины

Возрастание роли экономической теории вызвано происходящими коренными преобразованиями, которые претерпевает наше общество, становлением новой экономической системы – социально-ориентированной смешанной экономики, изменением экономических отношений в обществе, коренной ломкой прежних представлений об обществе и экономике. Она призвана выработать научные представления о будущей модели экономики, с научных позиций оценить экономические изменения, происходящие в обществе, а также выработать основы экономической политики и экономических действий, которые будут направлены на укрепление и развитие страны. Курс экономической теории опирается на знания, полученные в школе, по математике, истории, экономике и является базовым для изучения других экономико-управленческих дисциплин, таких как «Мировая экономика», «Экономика предприятия (организации)», «Менеджмент», «Маркетинг» и другие.

Целью освоения дисциплины является формирование экономического мышления будущего выпускника, необходимого ему для принятия управленческих решений, разработки экономической политики, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики. Достижение этой цели предполагает:

- всесторонний анализ внутренней структуры, форм движения и функционирования экономической системы (экономики);

- целостное изложение основных теоретических подходов к функционированию экономики;

- целостное изучение экономических систем, предполагающее выявление принципов их формирования и реальной социально-экономической структуры общества;

- изучение различных методов и принципов, позволяющих дать системный теоретический и количественный анализ экономики на микро- и макроуровнях.

В соответствии с поставленными задачами в структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:

I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества, в котором освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее объекте, предмете, методах, функциях, обзор важнейших направлений и школ в экономической теории, показаны основные закономерности развития экономической организации общества, переходной экономики и ее особенности в России, приводится общая характеристика рыночной экономики.

II. Микроэкономика, где анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции; теории фирмы: производство, издержки, доход; рынки ресурсов и формирование факторных доходов; неопределенность рыночной экономики.

III. Макроэкономика, где рассматривается национальное хозяйство в целом, показаны роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности, а также значение кредитно-денежной и налогово-бюджетной системы и политики в современной рыночной экономике, проводится сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики.

В программе отсутствуют специально выделенные разделы «История экономических учений» и «Переходная экономика», но содержание которых органично вплетено в тематику курса общей экономической теории. Это достигается выделением в каждой теме курса основных вопросов и порядка их рассмотрения, предполагающих их изложение и изучение на базе теоретических взглядов известных экономистов и концепций, разработанных различными направлениями и школами экономической теории. Проблемы и особенности переходной экономики России в большей степени представлены в тематике курсовых работ.

Из-за нехватки аудиторного времени и чтобы избежать повторений, ряд вопросов курса перераспределено в другие дисциплины. Так, в курсе: «Экономика предприятия (организации)» дается классификация и анализ внешней и внутренней среды предприятия, организационных форм бизнеса, проблемы банкротства и санации предприятий; в курсе «Мировая экономика» рассматриваются вопросы, связанные с международными экономическими отношениями.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- экономическую терминологию;

- существующие в экономике функциональные и причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости;

- основные закономерности экономического развития;

- основные теоретические подходы к анализу экономики;

- различные методы и принципы системного теоретического и количественного анализа экономики;

- методологию моделирования экономических процессов на микро- и макроуровнях;

- теории: спроса и предложения, потребительского поведения фирмы (производство, издержки и доход);

- поведение фирмы и особенности ценообразования в различных рыночных структурах;

- механизмы функционирования рынков ресурсов (труда, капитала, земли);

- структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей;

- методы и инструменты проведения различных видов макроэкономической политики (монетарной, фискальной, стабилизационной, социальной и так далее);

- воздействие различных эффектов (мультипликации, акселерации и тому подобное) на экономику;

- теоретические основы (принципы) реформирования и их практическую реализацию в переходной экономике России.

уметь:

- экономически (логически) мыслить;

- анализировать конкретную экономическую ситуацию (на рынке, в фирме, стране, мире);

- рассчитывать все виды издержек и их математические соотношения, оптимальный объем выпуска и результативность (прибыль) деятельности фирмы в различных рыночных структурах;

- определять объемы спроса и предложения и их эластичность;

- формулировать основные макроэкономические цели общества;

- раскрывать содержание и цели различных видов макроэкономической политики и их результативность;

- оценивать источники, факторы, структуру, результаты и тенденции экономического развития;

- принимать правильные экономически обоснованные решения на основе использования микро- и макроэкономических показателей, теоретических подходов (классического, кейнсианского и других).

владеть навыками:

- сбора и анализа экономических показателей деятельности организации, а также разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению;

- сбора и анализа информации для анализа внутренних и внешних факторов влияющих на эффективность деятельности организации;

- построения экономико-математических моделей (графиков), характеризующих экономические процессы;

- разработки рекомендаций по эффективному ведению бизнеса;

- разработки экономических стратегий поведения организации;

- определения взаимосвязи экономических и других функциональных стратегий организации.

Учебным планом дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных, домашних и курсовой работ, для подготовки к которым особое место отводится самостоятельной работе студента в рамках предлагаемой тематики курса «Экономическая теория».

 

Структура курса:

 

Раздел I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества.

Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции.

Тема 2. Основы общественного производства (экономики).

Тема 3. Экономическая система и ее типы.

Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция.

 

Раздел II. Микроэкономика.

Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение.

Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход.

Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов.

Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования.

 

Раздел III. Макроэкономика.

Тема 9. Национальная экономика: Основные результаты и их измерение.

Тема 10. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение.

Тема 11. Основные проблемы макроэкономики и их регулирование.

Тема 12. Система государственного регулирования экономики.

Тема 13. Денежно-кредитная система и кредитно-денежная политика.

Тема 14. Финансовая система и финансовая политика.

Тема 15. Проблемы и модели макроэкономического развития.

 

2 Содержание дисциплины

 

Библиографический список

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте модели экономического человека (простого, сложного, социально-индивидуального и «советского»), с точки зрения выявления их отличительных особенностей, общей черты и практической значимости.

2. Охарактеризуйте основные этапы развития и направления экономической теории, в том числе меркантилизм, классическую политэкономию, марксистское, неоклассическое, кейнсианство, институционализм, неоинституционализм.

3. Раскройте общее и различия между «Политической экономией» и «Экономикс» как экономическими науками и выявите проблемы, стоящие перед отечественной экономической теорией в современных условиях.

4. Охарактеризуйте объект экономической теории и проклассифицируйте его.

5. Проанализируйте эволюцию теоретических взглядов на предмет экономической теории в ходе ее развития и сформулируйте его современные определения.

6. Охарактеризуйте методы экономической теории:

6.1 Общие: позитивистский, структуралистский, диалектический, синтетические подходы;

6.2 Локальные:

6.2.1 Специфические, в том числе восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического;

6.2.2 Универсальные:

а) формально-логические: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, проблема, гипотеза, доказательство;

б) общие принципы (правила) экономических исследований: метод научной абстракции, допущения, обобщения.

6.3 Экономико-математическое моделирование (график);

6.4 Экономический эксперимент;

6.5 Позитивный и нормативный подходы к экономике.

7. Раскройте сущность и дайте классификацию экономических категорий и законов.

8. Проанализируйте функции экономической теории.

9. Раскройте взаимосвязи, существующие между экономической теорией и экономической практикой с одной стороны, и экономической политикой, с другой.

Контрольные вопросы

1. Назовите и охарактеризуйте общую черту и практическую значимость моделей человека в экономической теории.

2. Найдите четыре основных отличия между неоклассическим направлением и кейнсианством, как в теории, так и в практике их использования (ответ оформите в таблице):

 

Отличительные признаки Неоклассическое направление Кейнсианство
       
       

 

3. Выявите отличие, с одной стороны, работы В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.) и, с другой стороны, таких работ, как Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 г.).

4. Перечислите в логической последовательности направления экономической теории и назовите их представителей, относящихся к двум основным подходам:

а) социально-экономическому;

б) функциональному.

5. Объясните различие между экономикой и общественным производством как объектом изучения экономической теории.

6. Определите суть причинно-следственных и функциональных связей в экономике.

7. Назовите общее между двумя современными определениями предмета экономической теории, которые существуют в экономической литературе. (ответ обосновать)

8. Объясните различие между объектом (если им является общественное производство) и предметом (если им является экономическая система) экономической теории. (ответ обосновать)

9. Охарактеризуйте формы, в которых развивается общественное производство (экономика).

10. Охарактеризуйте структурные компоненты формы общественного развития:

а) базис и надстройка, их взаимодействие;

б) собственно экономические и промежуточные отношения. Приведите примеры этих отношений.

11. Раскройте метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ создания научной системы.

12. Объясните: в чем состоит единство логического и исторического методов экономического исследования.

13. Линейная зависимость может быть выражена в виде функции: Y=a+bx. Распишите все обозначения, т.е., что представляют собой Y, a, x и b (каким образом определяется «b»). Нарисуйте графики этой функции, если:

а) b>0 (и в каком случае);

б) b<0 (и в каком случае);

в) b=0 (и в каком случае);

г) b=¥ (и в каком случае).

14. Раскройте суть экономического эксперимента, необходимость и условия его проведения, значение для развития экономической теории.

15. Экономическая теория – позитивна или нормативна? Экономическая политика – позитивна или нормативна? (ответы обосновать)

16. Назовите функции экономической теории, преобладающие в «Политической экономии» и «Экономикс», и определите их суть.

 

Библиографический список

Учебная: 1 – гл. 1, 3, 7,23; 2 – гл. 3; 3 – гл. 2, 3,22; 4 –гл. 3,18; 5 – (1997)гл. 1; (2001) гл.1,30,54; (2007) гл. 1,28,50–52; 6 –гл.2,11.

Базовый курс – Тема 2.

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–гл. 1,9,14.

Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 2, 6,22.

Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. т.1–гл. 2.

Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.–т.2–гл.16.

Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1.– гл.1,4,15.

Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 2, 10.

Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – гл. 2,11.

Маркс, К. Введение (из экономических рукописей 1857 – 1858 годов)// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – т. 12.

Маркс, К. Капитал – т. 2 – отд. 3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. –т.24.

 

Домашнее задание: Построение и анализ модели кривой производственных возможностей (КПВ).

1) Для построения КПВ необходимо ответить на следующие вопросы:

а) Чем обусловлена и в чём состоит проблема экономического выбора?

б) Что такое производственные возможности?

в) Каковы предпосылки построения КПВ?

2)Построить график КПВ, исходя из следующих данных таблицы:

Таблица - Возможности производства пиццы и промышленных роботов при полной занятости ресурсов (гипотетические данные).

 

 

  Виды продукта   Производственные альтернативы  
  A B C D E F K
Предметы потребления (пицца) шт., х              
Средства производства (роботы) шт., y              

3)Анализ КПВ:

а) Что означают точки, лежащие на КПВ и вне её?

б) Подсчитайте вменённые издержки, приходящиеся на единицу продукции, и общие (совокупные) как по пицце, так и по роботам; оформив решение в таблице:

Вменённые издержки производства пиццы в роботах (от А до Е)

На одну дополнительную пиццу (в роботах) Общие (двумя способами) по пицце
в (.) А = 0 от А до В = от В до С = от С до D = решение = ответ   от D до Е = решение = ответ в (.) А = 0 На 1 ед. = 10 – 9 = 0+1 = 1   На 2 ед. = 10 – 7 = 0+1+2 = 3   ? = решение = решение = ответ 1-й способ 2-ой способ ? = решение = решение = ответ 1-й способ 2-ой способ

 

Вменённые издержки производства роботов в пицце (от Е до А)

На одного дополнительного робота Общие (двумя способами)
в (.) Е =? от Е до D = решение = ответ от D до С =? =? от С до B =? =? от B до A =? =? в (.) E =? ? = решение = решение = ответ 1-й способ 2-ой способ ? =? =? =? ? =? =? =? ? =? =? =?

 

4) Какие 4 основные идеи иллюстрирует КПВ?

Источник: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.– с. 38–42.

Базовый курс – Тема 2.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте цель и потребности развития общества.

2. Определите суть понятия - экономические ресурсы, проанализируйте их структуру, развитие и взаимодействие.

3. Охарактеризуйте формы, которые принимают ресурсы (факторы производства) в зависимости от критериев их классификации.

4. Раскройте суть проблемы эффективности и ее видов (ресурсной, производственной, предельной, экономической).

5. Назовите предпосылки построения, основные характеристики и выводы из кривой производственных возможностей (КПВ).

6. Определите суть понятия - вмененные (альтернативные) издержки.

7. Проанализируйте структуру общественного производства.

8. Охарактеризуйте стадии в движении общественного продукта: производство, распределение, обмен и потребление, их функциональную роль и соотношение.

9. Раскройте суть понятия - национальное (общественное) богатство (НБ), его специфику и структуру.

10. Определите сущность, содержание процесса, уровни, типы и виды воспроизводства.

11. Обоснуйте непрерывность процесса общественного воспроизводства.

12. Сформулируйте понятие экономического роста, назовите его показатели, факторы и типы.

 

Контрольные задачи

Оформление и принципы решения задач по теме №2

Задача 1. Рассчитать альтернативные издержки на 1 дополнительную единицу блага и общие (двумя способами):

1) построить график КПВ, провести стрелки от точек, которые не лежат на КПВ (масштаб построения графика – 1 см);

2) рассчитать альтернативные издержки: цифры в задаче не изменять; ответы на 1 дополнительную единицу оставлять дробными; при оформлении общих альтернативных издержек необходимо указывать не буквы (А, B, C, D), а количество товара (блага), которое производится.

Задача 2. Определить величину: C, V, F, r:

1) если неизвестны данные в задаче, то надо взять за х оплату рабочей силы и определить эти данные;

2) написать формулы: капитала (фондов) К(Ф) =? =? и определить величину C, V, F, r, назвав обозначения и указав чем они представлены в теории (а в скобках перечислить элементы по задаче) и записать ответ.

3) Задача 3. Определить величину и структуру СОП при простом воспроизводстве:

1) написать три структурные пропорции при простом и расширенном воспроизводстве;

2) определить элементы C, V, m сначала одного подразделения, по которому есть данные через норму прибавочной стоимости (m′) и органическое строение капитал (По) и записать его через эти элементы;

3) используя третью (самую маленькую) структурную пропорцию выйти на другое подразделение и определить все его элементы (C, V, m) и записать его через эти элементы;

4) записать ответ: I? C +? V +? m =?

II? C +? V +? m =?

? C +? V +? m =?

5) определить по ответу общественный капитал (Кобщ) и вновь созданную стоимость (или ЧП);

6) проверить первую и вторую пропорции.

1. Построить КПВ и подсчитать вменённые издержки на единицу продукции и общие (двумя способами), принимая во внимание следующие возможности производства двух продуктов:

Вариант 1

  Виды продукта   Производственные альтернативы    
  A B C D E К М
Наручные часы,1 шт., х.              
Кинокамеры шт., y              

1 При вычислении вмененных издержек по часам принять 100 шт. за единицу.

Вариант 2

  Виды продукта   Производственные альтернативы  
  A B C D E К М
Автомобили, млн. шт., х.              
Управляемые ракеты, тыс. шт., y              

Вариант 3

  Виды продукта   Производственные альтернативы  
  A B C D E К М
Развлечения,1 шт., х.              
Продовольствие шт., y              

1 При вычислении вмененных издержек по развлечениям принять 100 ед. за единицу.

Вариант 4

  Виды продукта   Производственные альтернативы    
  A B C D E F K M
Масло, млн. кг, х                
Пушки тыс. шт., у                

2.Определите величину основного (F или ОПФ) и оборотного (r или ОбПФ); постоянного (С) и переменного (V) капитала, исходя из следующих условий:

 

Варианты В1 (тыс. долл.) В2 (д.е.) В3 (тыс. долл.) В4 (тыс. крон) В5 (д.е.) В6 (д.е.) В7 (д.е.) В8 (д.е.)
Дано:  
Авансировано (К,Ф), в т.ч. на ?   ?          
строительство зданий и сооружений         в 3 раза больше, в 4 раза больше, в 4 раза больше, в 3 раза больше,
приобретение машин и оборудования         в 2 раза больше, в 2 раза больше, в 6 раз больше, в 4 раза больше,
сырье, вспомогательные материалы, топливо   в 2 раза больше, чем на   в 3 раза больше, чем на в 2 раза больше, чем на в 3 раза больше, чем на в 2 раза больше, чем на в 3 раза больше, чем на
оплату рабочей силы   оплату рабочей силы   оплату рабочей силы оплату рабочей силы оплату рабочей силы оплату рабочей силы оплату рабочей силы
                   

 

 

3. Определить величину и структуру совокупного общественного продукта (СОП) при простом воспроизводстве, исходя из следующих условий:

 

Варианты   В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8
Дано:                  
Стоимость продукта: I подразделение   -   -   -   -   -   -   -   -
II подразделение - - 1800 д.е. 600 д.е. - - - -
Органическое строение капитала (C/V): в I подразделении   4/1   4/1   4/1   4/1   6/1   5/1   4/1   4/1
во II подразделении 4/1 4/1 4/1 4/1 4/1 4/1 4/1 4/1
Норма прибавочной стоимости (m¢) в обоих подразделениях   200%   200%   100%   100%   200%   200%   200%   200%
Постоянный капитал (с): I подразделения (Iс)   -   -   -   -   -   -   -   -
II подразделения (IIc) - - - - 2400 е.д. 1200 е.д. - -
Переменный капитал (V): I V   -   -   -   -   -   -   -   -
II V   300 д.е. - - - - -   -
прибавочная стоимость (m): I m   -   -   -   -   -   -   -   -
II m   - 600 д.е. - - - - - -
Вновь созданная стоимость в I подразделении   -   -   -   -   -   -   -   -
во II подразделении - - - - - - - 900 д.е.
Все части капитала делают один оборот в год.

 


 

Библиографический список

Учебная: 1 – гл. 2, 6, 33-35; 2 – гл.4, 23, 24; 3 – гл.1, 2, 23; 4 –гл. 4; 5 – (1997) гл.3,38-43; (2001) гл. 3, 38-42; (2007) гл. 3,36-39; 6 –гл. 2, 13.

Базовый курс – Тема3.

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–гл. 3,4.

Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 2,8.

Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. т.1–гл.3,4.

Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.–т.2–гл.16.

Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1.– гл.1,4,15.

Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 3.

Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – гл.2..

 

Библиографический список

Учебная: 1 – гл. 5,8; 2 –гл. 5; 3 – гл. 3, 4; 4 –гл.5,6,7; 5 –(1997) гл. 13,17,30; (2001) гл.44; 6 –гл.8.

Базовый курс – Тема 4.

Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.– гл. 4,6,7.

Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 3,4,7.

Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. т.1. –гл.7: т.2– гл.34.

Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.– т.2–гл. 12.

Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.– кн. 1–гл.16.

Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 3.

Сб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.184 с.)