Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I введение: общеэкономические основы развития современного общества↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Введение…………………………………………………………………………….4 1. Цели и задачи дисциплины……………………………………………………...8 2. Содержание дисциплины…………………………………………………….…12 3.Вопросы и задания к экзамену (зачёту)…………………………………...……52 4.Тематика курсовых работ (научно-исследовательских работ, рефератов)…….58 Приложение А (справочное) Памятка к выполнению курсовой работы…….…61 Приложение Б (справочное) Перечень ключевых слов………………….……...63
Введение Учебное пособие по самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» разработано на основе авторской программы, отражающей требования новых государственный стандартов обучения и опыт преподавания дисциплины (за последние 10 лет) на I курсе экономического факультета СибГТУ. Тематика дисциплины, в соответствии с реализацией принципа общецивилизационной направленности социально-экономического развития мира, позволяет сделать упор на общетеоретический аспект познания экономических процессов и явлений, важнейших закономерностей хозяйственного развития, на использование общих закономерностей и ценностей мирового хозяйственного опыта для перехода нашей страны к социально-ориентированной смешанной экономике и поиска способов выхода ее на мировой рынок. В ней также большое внимание уделяется анализу не только функциональных, но и причинно-следственных связей, которые позволяют студентам ориентироваться в социально-экономических проблемах развития современного общества. В основной своей части данное учебное пособие имеет вид планов, отражающих расширенную программу курса с библиографическим списком основной литературы (учебники и учебные пособия), включающую основные вопросы тем, семинарских занятий и для самоконтроля студентов, представляющих конкретизацию сформулированных в обобщенном виде основных вопросов темы. Большинство тем курса содержат также домашние и контрольные задания, состоящие из задач и теоретических вопросов, выполнение которых обеспечит более глубокое понимание и усвоение данной дисциплины. Поэтому они являются ориентиром, предлагающим широкую возможность варьировать учебный материал между лекциями, семинарскими и индивидуальными занятиями в соответствии с количеством часов и спецификой факультета; расставлять необходимые акценты, исходя из научных интересов, творческих способностей, индивидуальных особенностей и методических приемов преподавателей. В связи с отсутствием цельного учебника, раскрывающего все вопросы программы, автором было разработано соответствующее ей базовое учебное пособие по курсу «Экономическая теория» (электронный ресурс: http://sibstu.kts.ru; обозначенный в тексте как «базовый курс») для более эффективной подготовки студентов. Базовое пособие основывается на отечественных и зарубежных учебных изданиях, отражающих традиционную версию данного курса. Современные их аналоги включены в библиографические списки, представленные в каждой теме курса (в порядке их нумерации как литература «учебная»). Кроме того, изложение дискуссионных вопросов в учебном пособии опирается на дополнительную литературу, включающую статьи из научных журналов и газет, а вопросов исторического развития экономической науки – на специальную литературу по истории экономических учений. Все эти библиографические списки рекомендуются по курсу экономической теории. Библиографические списки по курсу экономической теории
Основная литература (учебники и учебные пособия): 1. Экономика: учеб. для вузов /А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008.–831с. 2. Курс экономической теории: учеб. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2010.–880с. 3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред., В. Д. Камаева.– М.: ВЛАДОС, 2010.–592с. 4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2010. –560с. 5. Курс экономической теории: учеб. пос. для студентов вузов / под. ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во «ДИС», 1997.-736с., 2001. –830с.; 2007.–1040с. 6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2009. –576с.
Дополнительная литература: а) Учебники и учебные пособия): Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–568с. Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.–672с. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.–399с.; т.2.–400с. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. –т.1.–384с.; т.2.–384с. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1–448с.; кн.2–405с. Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– 432с. Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – 432с. б) Периодические издания (журналы и газеты за последние 3-5 лет): - Периодические научные журналы: Вопросы экономики (ВЭ); Вестник Моск. Ун-та, серия 6. Экономика; Российский экономический журнал (РЭЖ), ранее называвшийся (до 1992г.) Экономические науки (ЭН); Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО); Деньги и кредит (ДиК); Проблемы теории и практики управления (ПТПУ); Рынок ценных бумаг (РЦБ) США: экономика, политика, идеология (США: ЭПИ); Финансовый бизнес (ФБ); Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Финансы; Деньги; Маркетинг; Хозяйство и право; Общество и человек; Коммерсант; Эксперт и др. - Реферативные журналы: Экономика; Организация управления. - Газеты: Экономика и жизнь (ЭЖ); Финансовая газета (ФГ); Российская газета
Специальная литература по истории экономических учений 1 Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник для вузов/ С.А. Бартенев. – М.: Издательство «Юристъ»; «Гардарики», 2005. – 344 с. 2 История экономических учений: учеб.пос. для экон. вузов / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой.– М.: Альфа – М; ИНФРА-М, 2009. – 784 с. 3 Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ, 1994. – 720 с. 4 Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса. 100 великих экономистов после Кейнса./ М. Блауг – М.: Экономическая школа, 2005.– 704 с. 5 Всемирная история экономической мысли. Т.I,II,III,IV / под ред. В.Н. Черковца. – М.: Мысль,1987,1988,1989,1990. 6 Жид, Ш., Рист, Ш. История экономических учений./ Ш.Жид, Ш.Рист – М.: Экономика, 1995. – 532 с. 7 История экономических учений: учеб. для экон. специальностей вузов/ В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Фекулова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2009. – 471 с. 8 Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пос. для вузов/ Р.Я. Левита. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 224 с. 9 История экономических учений / под ред. Г.А.Шмарловской. – М.: Новое знание, 2004. – 340 с. 10 Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело:Книгоэкспорт, 2000. – 560 с. 11 Холопов, А.В. История экономических учений: учеб. пос. для экон. специальностей / А.В. Холопов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 446 с. 12 Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я.С. Ядгаров. – М.: ИНФРА-М,2008. – 480 с. 13 Аникин, А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса./ А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с. 14 Сажина, М.А. Экономический Олимп./ М.А. Сажина – М.: Деловая литература, 2008. – 208 с. 15 Хайлбронер, Р.Л. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи./ Р.Л. Хайлбронер – М.: КоЛибри, 2008. – 432 с. Курс экономической теории обеспечен также электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМКД: http://sibstu.kts.ru), куда вошли: Ревуцкая Л.Н. Программа курса. Ревуцкая Л.Н. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Ревуцкая Л.Н. Методические указания, тематика, примерные планы и литература к выполнению курсовых работ. Ревуцкая Л.Н. Методические указания по проведению деловых игр. Ревуцкая Л.Н. Экономическая теория: электронное учебное пособие по курсу. Ревуцкая Л.Н. Методические материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономическая теория» (читальный зал библиотеки СИБГТУ). В целом все эти библиографические списки также служат необходимыми литературными источниками для выполнения курсовой работы по данной дисциплине, которую должен написать и защитить каждый студент 1 курса экономико-управленческих специальностей очной формы обучения. Оценка за курсовую работу по экономической теории выносится на лицевую сторону Приложения к диплому об окончании института. Список рекомендуемых тем курсовых работ (тематика) и памятка по их выполнению, составленная на основе существующих методических указаний к ним, также представлены в данной методической разработке. Изучение курса завершается письменным экзаменом в I и II семестрах, для подготовки к которым данным учебным пособием рекомендуются вопросы и задания. При этом к экзамену во II семестре студент должен представить и защитить курсовую работу.
1 Цели и задачи дисциплины Возрастание роли экономической теории вызвано происходящими коренными преобразованиями, которые претерпевает наше общество, становлением новой экономической системы – социально-ориентированной смешанной экономики, изменением экономических отношений в обществе, коренной ломкой прежних представлений об обществе и экономике. Она призвана выработать научные представления о будущей модели экономики, с научных позиций оценить экономические изменения, происходящие в обществе, а также выработать основы экономической политики и экономических действий, которые будут направлены на укрепление и развитие страны. Курс экономической теории опирается на знания, полученные в школе, по математике, истории, экономике и является базовым для изучения других экономико-управленческих дисциплин, таких как «Мировая экономика», «Экономика предприятия (организации)», «Менеджмент», «Маркетинг» и другие. Целью освоения дисциплины является формирование экономического мышления будущего выпускника, необходимого ему для принятия управленческих решений, разработки экономической политики, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики. Достижение этой цели предполагает: - всесторонний анализ внутренней структуры, форм движения и функционирования экономической системы (экономики); - целостное изложение основных теоретических подходов к функционированию экономики; - целостное изучение экономических систем, предполагающее выявление принципов их формирования и реальной социально-экономической структуры общества; - изучение различных методов и принципов, позволяющих дать системный теоретический и количественный анализ экономики на микро- и макроуровнях. В соответствии с поставленными задачами в структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела: I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества, в котором освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее объекте, предмете, методах, функциях, обзор важнейших направлений и школ в экономической теории, показаны основные закономерности развития экономической организации общества, переходной экономики и ее особенности в России, приводится общая характеристика рыночной экономики. II. Микроэкономика, где анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции; теории фирмы: производство, издержки, доход; рынки ресурсов и формирование факторных доходов; неопределенность рыночной экономики. III. Макроэкономика, где рассматривается национальное хозяйство в целом, показаны роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности, а также значение кредитно-денежной и налогово-бюджетной системы и политики в современной рыночной экономике, проводится сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики. В программе отсутствуют специально выделенные разделы «История экономических учений» и «Переходная экономика», но содержание которых органично вплетено в тематику курса общей экономической теории. Это достигается выделением в каждой теме курса основных вопросов и порядка их рассмотрения, предполагающих их изложение и изучение на базе теоретических взглядов известных экономистов и концепций, разработанных различными направлениями и школами экономической теории. Проблемы и особенности переходной экономики России в большей степени представлены в тематике курсовых работ. Из-за нехватки аудиторного времени и чтобы избежать повторений, ряд вопросов курса перераспределено в другие дисциплины. Так, в курсе: «Экономика предприятия (организации)» дается классификация и анализ внешней и внутренней среды предприятия, организационных форм бизнеса, проблемы банкротства и санации предприятий; в курсе «Мировая экономика» рассматриваются вопросы, связанные с международными экономическими отношениями. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - экономическую терминологию; - существующие в экономике функциональные и причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости; - основные закономерности экономического развития; - основные теоретические подходы к анализу экономики; - различные методы и принципы системного теоретического и количественного анализа экономики; - методологию моделирования экономических процессов на микро- и макроуровнях; - теории: спроса и предложения, потребительского поведения фирмы (производство, издержки и доход); - поведение фирмы и особенности ценообразования в различных рыночных структурах; - механизмы функционирования рынков ресурсов (труда, капитала, земли); - структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей; - методы и инструменты проведения различных видов макроэкономической политики (монетарной, фискальной, стабилизационной, социальной и так далее); - воздействие различных эффектов (мультипликации, акселерации и тому подобное) на экономику; - теоретические основы (принципы) реформирования и их практическую реализацию в переходной экономике России. уметь: - экономически (логически) мыслить; - анализировать конкретную экономическую ситуацию (на рынке, в фирме, стране, мире); - рассчитывать все виды издержек и их математические соотношения, оптимальный объем выпуска и результативность (прибыль) деятельности фирмы в различных рыночных структурах; - определять объемы спроса и предложения и их эластичность; - формулировать основные макроэкономические цели общества; - раскрывать содержание и цели различных видов макроэкономической политики и их результативность; - оценивать источники, факторы, структуру, результаты и тенденции экономического развития; - принимать правильные экономически обоснованные решения на основе использования микро- и макроэкономических показателей, теоретических подходов (классического, кейнсианского и других). владеть навыками: - сбора и анализа экономических показателей деятельности организации, а также разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению; - сбора и анализа информации для анализа внутренних и внешних факторов влияющих на эффективность деятельности организации; - построения экономико-математических моделей (графиков), характеризующих экономические процессы; - разработки рекомендаций по эффективному ведению бизнеса; - разработки экономических стратегий поведения организации; - определения взаимосвязи экономических и других функциональных стратегий организации. Учебным планом дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных, домашних и курсовой работ, для подготовки к которым особое место отводится самостоятельной работе студента в рамках предлагаемой тематики курса «Экономическая теория».
Структура курса:
Раздел I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. Тема 2. Основы общественного производства (экономики). Тема 3. Экономическая система и ее типы. Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция.
Раздел II. Микроэкономика. Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования.
Раздел III. Макроэкономика. Тема 9. Национальная экономика: Основные результаты и их измерение. Тема 10. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение. Тема 11. Основные проблемы макроэкономики и их регулирование. Тема 12. Система государственного регулирования экономики. Тема 13. Денежно-кредитная система и кредитно-денежная политика. Тема 14. Финансовая система и финансовая политика. Тема 15. Проблемы и модели макроэкономического развития.
2 Содержание дисциплины
Библиографический список Вопросы для самоконтроля 1. Проанализируйте модели экономического человека (простого, сложного, социально-индивидуального и «советского»), с точки зрения выявления их отличительных особенностей, общей черты и практической значимости. 2. Охарактеризуйте основные этапы развития и направления экономической теории, в том числе меркантилизм, классическую политэкономию, марксистское, неоклассическое, кейнсианство, институционализм, неоинституционализм. 3. Раскройте общее и различия между «Политической экономией» и «Экономикс» как экономическими науками и выявите проблемы, стоящие перед отечественной экономической теорией в современных условиях. 4. Охарактеризуйте объект экономической теории и проклассифицируйте его. 5. Проанализируйте эволюцию теоретических взглядов на предмет экономической теории в ходе ее развития и сформулируйте его современные определения. 6. Охарактеризуйте методы экономической теории: 6.1 Общие: позитивистский, структуралистский, диалектический, синтетические подходы; 6.2 Локальные: 6.2.1 Специфические, в том числе восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического; 6.2.2 Универсальные: а) формально-логические: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, проблема, гипотеза, доказательство; б) общие принципы (правила) экономических исследований: метод научной абстракции, допущения, обобщения. 6.3 Экономико-математическое моделирование (график); 6.4 Экономический эксперимент; 6.5 Позитивный и нормативный подходы к экономике. 7. Раскройте сущность и дайте классификацию экономических категорий и законов. 8. Проанализируйте функции экономической теории. 9. Раскройте взаимосвязи, существующие между экономической теорией и экономической практикой с одной стороны, и экономической политикой, с другой. Контрольные вопросы 1. Назовите и охарактеризуйте общую черту и практическую значимость моделей человека в экономической теории. 2. Найдите четыре основных отличия между неоклассическим направлением и кейнсианством, как в теории, так и в практике их использования (ответ оформите в таблице):
3. Выявите отличие, с одной стороны, работы В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.) и, с другой стороны, таких работ, как Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) и Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 г.). 4. Перечислите в логической последовательности направления экономической теории и назовите их представителей, относящихся к двум основным подходам: а) социально-экономическому; б) функциональному. 5. Объясните различие между экономикой и общественным производством как объектом изучения экономической теории. 6. Определите суть причинно-следственных и функциональных связей в экономике. 7. Назовите общее между двумя современными определениями предмета экономической теории, которые существуют в экономической литературе. (ответ обосновать) 8. Объясните различие между объектом (если им является общественное производство) и предметом (если им является экономическая система) экономической теории. (ответ обосновать) 9. Охарактеризуйте формы, в которых развивается общественное производство (экономика). 10. Охарактеризуйте структурные компоненты формы общественного развития: а) базис и надстройка, их взаимодействие; б) собственно экономические и промежуточные отношения. Приведите примеры этих отношений. 11. Раскройте метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ создания научной системы. 12. Объясните: в чем состоит единство логического и исторического методов экономического исследования. 13. Линейная зависимость может быть выражена в виде функции: Y=a+bx. Распишите все обозначения, т.е., что представляют собой Y, a, x и b (каким образом определяется «b»). Нарисуйте графики этой функции, если: а) b>0 (и в каком случае); б) b<0 (и в каком случае); в) b=0 (и в каком случае); г) b=¥ (и в каком случае). 14. Раскройте суть экономического эксперимента, необходимость и условия его проведения, значение для развития экономической теории. 15. Экономическая теория – позитивна или нормативна? Экономическая политика – позитивна или нормативна? (ответы обосновать) 16. Назовите функции экономической теории, преобладающие в «Политической экономии» и «Экономикс», и определите их суть.
Библиографический список Учебная: 1 – гл. 1, 3, 7,23; 2 – гл. 3; 3 – гл. 2, 3,22; 4 –гл. 3,18; 5 – (1997)гл. 1; (2001) гл.1,30,54; (2007) гл. 1,28,50–52; 6 –гл.2,11. Базовый курс – Тема 2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–гл. 1,9,14. Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 2, 6,22. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. – т.1–гл. 2. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.–т.2–гл.16. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1.– гл.1,4,15. Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 2, 10. Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – гл. 2,11. Маркс, К. Введение (из экономических рукописей 1857 – 1858 годов)// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – т. 12. Маркс, К. Капитал – т. 2 – отд. 3// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. –т.24.
Домашнее задание: Построение и анализ модели кривой производственных возможностей (КПВ). 1) Для построения КПВ необходимо ответить на следующие вопросы: а) Чем обусловлена и в чём состоит проблема экономического выбора? б) Что такое производственные возможности? в) Каковы предпосылки построения КПВ? 2)Построить график КПВ, исходя из следующих данных таблицы: Таблица - Возможности производства пиццы и промышленных роботов при полной занятости ресурсов (гипотетические данные).
3)Анализ КПВ: а) Что означают точки, лежащие на КПВ и вне её? б) Подсчитайте вменённые издержки, приходящиеся на единицу продукции, и общие (совокупные) как по пицце, так и по роботам; оформив решение в таблице: Вменённые издержки производства пиццы в роботах (от А до Е)
Вменённые издержки производства роботов в пицце (от Е до А)
4) Какие 4 основные идеи иллюстрирует КПВ? Источник: Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.– с. 38–42. Базовый курс – Тема 2. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте цель и потребности развития общества. 2. Определите суть понятия - экономические ресурсы, проанализируйте их структуру, развитие и взаимодействие. 3. Охарактеризуйте формы, которые принимают ресурсы (факторы производства) в зависимости от критериев их классификации. 4. Раскройте суть проблемы эффективности и ее видов (ресурсной, производственной, предельной, экономической). 5. Назовите предпосылки построения, основные характеристики и выводы из кривой производственных возможностей (КПВ). 6. Определите суть понятия - вмененные (альтернативные) издержки. 7. Проанализируйте структуру общественного производства. 8. Охарактеризуйте стадии в движении общественного продукта: производство, распределение, обмен и потребление, их функциональную роль и соотношение. 9. Раскройте суть понятия - национальное (общественное) богатство (НБ), его специфику и структуру. 10. Определите сущность, содержание процесса, уровни, типы и виды воспроизводства. 11. Обоснуйте непрерывность процесса общественного воспроизводства. 12. Сформулируйте понятие экономического роста, назовите его показатели, факторы и типы.
Контрольные задачи Оформление и принципы решения задач по теме №2 Задача 1. Рассчитать альтернативные издержки на 1 дополнительную единицу блага и общие (двумя способами): 1) построить график КПВ, провести стрелки от точек, которые не лежат на КПВ (масштаб построения графика – 1 см); 2) рассчитать альтернативные издержки: цифры в задаче не изменять; ответы на 1 дополнительную единицу оставлять дробными; при оформлении общих альтернативных издержек необходимо указывать не буквы (А, B, C, D), а количество товара (блага), которое производится. Задача 2. Определить величину: C, V, F, r: 1) если неизвестны данные в задаче, то надо взять за х оплату рабочей силы и определить эти данные; 2) написать формулы: капитала (фондов) К(Ф) =? =? и определить величину C, V, F, r, назвав обозначения и указав чем они представлены в теории (а в скобках перечислить элементы по задаче) и записать ответ. 3) Задача 3. Определить величину и структуру СОП при простом воспроизводстве: 1) написать три структурные пропорции при простом и расширенном воспроизводстве; 2) определить элементы C, V, m сначала одного подразделения, по которому есть данные через норму прибавочной стоимости (m′) и органическое строение капитал (По) и записать его через эти элементы; 3) используя третью (самую маленькую) структурную пропорцию выйти на другое подразделение и определить все его элементы (C, V, m) и записать его через эти элементы; 4) записать ответ: I? C +? V +? m =? II? C +? V +? m =? ? C +? V +? m =? 5) определить по ответу общественный капитал (Кобщ) и вновь созданную стоимость (или ЧП); 6) проверить первую и вторую пропорции. 1. Построить КПВ и подсчитать вменённые издержки на единицу продукции и общие (двумя способами), принимая во внимание следующие возможности производства двух продуктов: Вариант 1
1 При вычислении вмененных издержек по часам принять 100 шт. за единицу. Вариант 2
Вариант 3
1 При вычислении вмененных издержек по развлечениям принять 100 ед. за единицу. Вариант 4
2.Определите величину основного (F или ОПФ) и оборотного (r или ОбПФ); постоянного (С) и переменного (V) капитала, исходя из следующих условий:
3. Определить величину и структуру совокупного общественного продукта (СОП) при простом воспроизводстве, исходя из следующих условий:
Библиографический список Учебная: 1 – гл. 2, 6, 33-35; 2 – гл.4, 23, 24; 3 – гл.1, 2, 23; 4 –гл. 4; 5 – (1997) гл.3,38-43; (2001) гл. 3, 38-42; (2007) гл. 3,36-39; 6 –гл. 2, 13. Базовый курс – Тема3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.–гл. 3,4. Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 2,8. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. – т.1–гл.3,4. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.–т.2–гл.16. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.–кн.1.– гл.1,4,15. Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 3. Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М.Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – гл.2..
Библиографический список Учебная: 1 – гл. 5,8; 2 –гл. 5; 3 – гл. 3, 4; 4 –гл.5,6,7; 5 –(1997) гл. 13,17,30; (2001) гл.44; 6 –гл.8. Базовый курс – Тема 4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф.Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008.– гл. 4,6,7. Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– гл. 3,4,7. Макконнелл, К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2009. – т.1. –гл.7: т.2– гл.34. Хайман, Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.– т.2–гл. 12. Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. – СПб., 1994.– кн. 1–гл.16. Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина.-СПб., 1994.– Тема 3. Сб
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.225 (0.015 с.) |