Тема: «Общая рецептура. Твердые и мягкие лекарственные формы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Общая рецептура. Твердые и мягкие лекарственные формы».



2. Цель: ознакомить студентов с определением предмета фармакологии, ее задачами. Научить общим принципам оформления и составления рецептурных прописей на твердые и мягкие лекарственные формы.

3. Задачи обучения:

1. Научить общим принципам оформления рецептов и составления рецепторных прописей, выписывать рецепты на различные лекарственные формы и рассчитывать дозы и концентрации лекарственного средства;

2. Научить выбирать лекарственную форму и способ применения лекарственного средства;

 

4. Основные вопросы темы:

1. Определение предмета фармакологии, ее место среди других медико-биологических наук.

2. История развития фармакологии. Достижения и перспективы развития фармакологии.

4. Государственная фармакопея, ее содержание и назначение.

5. Фармакологический комитет, его назначение и функции.

6. Аптека, ее структура, назначение, хранение лекарственных препаратов.

7. Документы, регламентирующие хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных учреждений.

8. Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, разрешенных к отпуску без рецепта врача.

9. Рецепт и его структура, обозначения, сокращения. Общие правила составления рецептов.

10. Формы рецептурных бланков.

11. Особенности выписывания ядовитых, сильнодействующих наркотических средств и препаратов, обладающих одурманивающим действием.

12. Лекарственные формы и их классификация.

13. Твердые лекарственные формы:

А. Порошки, общая характеристика, классификация порошков, правила выписывания рецептов на простые и сложные, разделенные и неразделенные порошки, порошки для внутреннего и наружного применения, растительные порошки в вощеной бумаге;

Б. Капсулы, их применение, виды, правила выписывания, понятие о микрокапсулах, о глютоидных капсулах, о спансулах;

В. Таблетки, классификация, преимущества, правила выписывания.

Г. Драже, особенности, достоинства, правила выписывания

Д. Гранулы, понятие, правила выписывания

Е. Карамели, пилюли, пастилки, глазные пленки

14. Мягкие лекарственные формы:

А. Мази, общая характеристика, мазевые основы, формы прописей – развернутая и сокращенная (в %), официнальные мази.

Б. Пасты, состав и применение, отличие от мазей, правила выписывания развернутой и сокращенной форм прописи.

В. Суппозитории, общая характеристика, их состав, свойства вариантов прописей.

Г. Палочки, пластыри, общие понятия

 

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, выписывание рецептов.

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 734 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.559-572.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С.12-19.

 

Дополнительная:

1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г.

2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г.

3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г.

4. Фармакопея РК 2007 года.

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы;

2. Тестовые задания

 

Тестовые задания:

Выписать рецепты:

1. 5,0 натрия гидрокарбоната /Natrii hydrocarbonas/. Насыпать порошок на кончик языка со шпателя при молочнице.

2. 10,0 мази, содержащей 20% сульфацила растворимого /Sulfacylum solubile/. Глазная мазь.

3. Пасту, содержащую натрия гидрокарбонат /Natrii hydrocarbonas/, 2,0 глицерина /Glycerinum/ сколько потребуется. Для наружного применения.

4. 30,0 мази, содержащей по 100 000 ЕД нистатина /Nystatinum/ в каждом грамме. Для смазывания поражённых участков кожи.

5. 25,0 буры /Borax/. По 1 чайной ложке на стакан воды для полосканий.

6. 20 таблеток кальция глюконата (Calcii gluconas). По 1 таблетке 2 раза в день.

7. 50 драже «Гексавит» (Hexavitum). По 1 драже 1 раз в день.

8. 60,0 гранул амидопирина (Amidopyrinum). По 1 чайной ложке, предварительно растворив в воде.

9. 10 порошков левомецитина (Laevomycetinum) по 0,2. По 1 порошку 3 раза в день.

10. 20 таблеток триоксазина /Trioxasinum/ по 0,3. По одной таблетке 2 раза в день.

Занятие № 2

1. Тема: «Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Разные лекарственные формы».

 

2. Цель: научить общим принципам оформления и составления рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций и рассчитывать дозы.

 

3. Задачи обучения:

1. Освоить и выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы и лекарственные формы для инъекций.

2. Рассчитывать дозы.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Растворы, общая характеристика. Растворители. Растворы для наружного и внутреннего применения. Формы прописи раствора (развернутая и сокращенная). Различные способы обозначения растворов. Дозирование раствора для приема внутрь, расчет доз. Официнальные растворы. Правила выписывания.

2. Настои и отвары, общая характеристика, различия в приготовлении. Правила выписывания, дозирование.

3. Сборы, понятие.

4. настойки, общая характеристика, различия в приготовлении, отличие от настоев, дозирование, правила выписывания.

5. Экстракты, общая характеристика, виды, правила выписывания.

6. Новогаленовы препараты, общая характеристика, отличие от галеновых, правила выписывания.

7. Эмульсии, общая характеристика, сокращенная и развернутая форма прописи, официнальные эмульсии.

8. Суспензии, общая характеристика, правила выписывания в сокращенной форме.

9. Микстуры, общая характеристика, формы прописи.

10. слизи, общая характеристика, назначения.

11. Линименты, отличие от мазей, формы прописи.

12. Аэрозоли, понятие, правила выписывания

13. Понятие о глазных пленках.

14. Основные требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций, правила выписывания

 

5. Методы обучения и преподавания: выписывание рецептов, Тестирование

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С.696 -710, 723 -728

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2005.-С. 355 -366, 379 -380

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-С. 559 - 572

4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. –С. 12 -15, 18 -20

 

Дополнительная:

1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г.

2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г.

3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г

4. Фармакопея РК 2007 года.

 

7. Контроль:

1. Устный опрос по основным вопросам темы;

2. Тестовые задания

 

Тестовые задания:

Выписать рецепты:

1. 50 мл раствора ртути оксицианида /Hydrargyri oxycyanidum/ в концентрации 1:1000. Для промывания глаз.

2. 10 мл 0,5% раствора тауремизина /Tauremisinum/. Внутрь по 20 капель 3 раза в день.

3. 200 мл раствора 0,5% протаргола /Protargolum/. Для промывания мочевого пузыря.

4. 10 мл 2% раствора этилморфина гидрохлорид /Aethylmorphinum hydrochloridum/. По 1 капле в глаз 2 раза в день.

5. 10% натрия салицилата /Natrii salicylas/ в 180 мл раствора. Назначить по 1 столовой ложке через 3 часа.

6. 200 мл 10% раствора хлорида кальция /Calcii chloridum/.Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Рассчитать разовую дозу препарата.

7. 6 флаконов, содержащих по 0,1 хонсурида /Chonsuridum/. Перед применением содержимое флакона растворить в 10 мл 0,5% раствора новокаина. Для аппликаций.

8. 6 флаконов, содержащих по 0,1 сухого порошка гексенала /Hexenalum/. Содержимое флакона растворить в 20 мл воды для инъекций и вводить в вену медленно.

9. 10 мл 0,01% раствора фосфакола /Phosphacolum/. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза. Рассчитать разовую дозу.

10. 15 ампул жидкого экстракта алоэ /Aloes fluidum/ по 1 мл. Вводить подкожно.

Занятие № 3

Тема: «Общая фармакология».

 

2. Цель: формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики.

3. Задачи обучения:

1.Изучить общие закономерности фармакокинетики

2.Изучить общие закономерности фармакодинамики

3.Выполнить экспериментальную работу по определению видов действия, зависимости эффекта от дозы.

 

4. Основные вопросы темы:

1. Определение фармакологии, ее составные части, цели и задачи, место среди других медико-биологических дисциплин. Краткая история фармакологии.

2. Определение и задачи общей фармакологии.

3. Фармакокинетика лекарственных средств, определение и содержание.

4. Пути введения лекарственных средств в организм.

5. Всасывание лекарственных веществ, при различных путях введения. Основные механизмы всасывания и факторы, влияющие на них.

6. Распределение лекарственных веществ в организме и факторы, влияющие на него.

7. Биологические барьеры. Транспорт лекарственных веществ. Депонирование.

8. Превращение (биотрансформация и метаболизм) лекарственных веществ в организме.

9. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Пресистемная и системная элиминация лекарственных веществ.

10. Основные параметры фармакокинетики. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности.

11. Фармакодинамика лекарственных средств, определение и содержание.

12. Первичная фармакологическая реакция (эффект), локализация и механизм действия лекарственных веществ. Основные принципы действия лекарственных веществ. Понятие о специфических рецепторах, агонистах, антагонистах.

13. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое (первичное) и опосредованное (косвенное, вторичное); общеклеточное, избирательное и преимущественное; главное и побочное; обратимое и необратимое; терапевтическое и токсическое.

14. Виды фармакотерапии.

15. Основные факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ.

16. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственных веществ и особенностей их применения. Зависимость от химической структуры и от физико-химических свойств лекарственных веществ.

17. Виды доз пороговая (минимальная), средняя и высшая терапевтическая, разовая, ударная, суточная, курсовая, токсическая и смертельная. Понятие о широте терапевтического действия.

18. Изменения действия лекарственных веществ, при их повторном введении: кумуляция (материальная и функциональная), сенсибилизация, привыкание, лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

19. Комбинированное применение лекарственных средств. Принципы взаимодействия лекарственных веществ (фармакокинетическое и фармакодинамическое).

20. Зависимость действия лекарственных средств от свойств организма, индивидуальных особенностей, физиологического и патологического состояния, генетических факторов.

21. Зависимость фармакологического эффекта лекарственных веществ от воздействия факторов внешней среды.

22. Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных средств. Понятие о хронофармакологии.

23. Эффекты аллергической природы (аллергические реакций немедленного и замедленного типов).

24. Эффекты, связанные с понижением чувствительности организма.

25. Проявление специфических токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, тератогенное, мутагенное и канцерогенное действие), эффекты генетически обусловленные (идиосинкразия) и т.д.

26. Возрастные особенности.

 

5. Методы обучения: устный опрос, решение ситуационных задач и заданий по

руководству, решение Тестовых заданий

 

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С. 39 -81

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.26 -77

3. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. –С. 7 -31

4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С. 20-40 (задачи 35 -38, задания II - 1 -5)

 

Дополнительная:

1. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

2. Пичхадзе Г.М. Пичхадзе Л.Г. Энциклопедический словарь основных терминов, используемых в фармакологии – Алматы «Ғылым» 2000

3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

4. Клиническая фармакология. /под ред. В.Г. Кукеса. -ГЭОТАР.: Медицина, 1999. – 517 с.

5. Лекции, читаемые на кафедре и пособия, издаваемые на кафедре.

 

7.Контроль:

1. Устный по основным вопросам темы;

2. Тестовые задания

 

Тестовые задания:

Тест №1

К понятию фармакокинетика относят:

1. Биотрансформацию

2. Депонирование

3. Локализацию действия

4. Экскрецию

5. Механизм действия

 

Тест №2

Для внутривенного пути введения лекарственных веществ характерно:

1. Возможность введения вещества при бессознательном состоянии больного

2. Быстрое развитие эффекта

3. Медленное развитие эффекта

4. Точность дозировки лекарственных веществ

5. Соблюдение асептики

 

Тест №3

Правильные утверждения:

1. Антагонисты имеют внутреннюю активность

2. Материальная кумуляция – накопление лекарственного вещества в организме

3. Абстиненция – снижение чувствительности данному веществу

4. Побочные эффекты лекарственного вещества развиваются при применении в терапевтической дозе

5. Десенситизация – повышение чувствительности к субстрату рецептора

 

Тест №4

Механизм развития привыкания связан с:

1. Индукцией препаратом микросомальных ферментов печени и ускорением метаболизма

2. Снижением числа специфических рецепторов в органах мишенях

3. Снижением чувствительных рецепторов

4. Ускорением всасывания

5. Замедлением всасывания

 

Тест №5

Правильные утверждения:

1. Лекарственные вещества могут депонироваться в плазме крови

2. Под влиянием лекарственных веществ может измениться синтез микросомальных ферментов печени

3. Лекарственные вещества могут выделяться через почки, легкие, ЖКТ, железы

4. Лекарственные вещества не оказывают побочного эффекта в терапевтических дозах

5. При комбинированном применении действие лекарственных веществ может ослабляться

 

Тест №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.220.21 (0.088 с.)