Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Общая рецептура. Твердые и мягкие лекарственные формы».
2. Цель: ознакомить студентов с определением предмета фармакологии, ее задачами. Научить общим принципам оформления и составления рецептурных прописей на твердые и мягкие лекарственные формы. 3. Задачи обучения: 1. Научить общим принципам оформления рецептов и составления рецепторных прописей, выписывать рецепты на различные лекарственные формы и рассчитывать дозы и концентрации лекарственного средства; 2. Научить выбирать лекарственную форму и способ применения лекарственного средства;
4. Основные вопросы темы: 1. Определение предмета фармакологии, ее место среди других медико-биологических наук. 2. История развития фармакологии. Достижения и перспективы развития фармакологии. 4. Государственная фармакопея, ее содержание и назначение. 5. Фармакологический комитет, его назначение и функции. 6. Аптека, ее структура, назначение, хранение лекарственных препаратов. 7. Документы, регламентирующие хранение и отпуск лекарственных средств из аптечных учреждений. 8. Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, разрешенных к отпуску без рецепта врача. 9. Рецепт и его структура, обозначения, сокращения. Общие правила составления рецептов. 10. Формы рецептурных бланков. 11. Особенности выписывания ядовитых, сильнодействующих наркотических средств и препаратов, обладающих одурманивающим действием. 12. Лекарственные формы и их классификация. 13. Твердые лекарственные формы: А. Порошки, общая характеристика, классификация порошков, правила выписывания рецептов на простые и сложные, разделенные и неразделенные порошки, порошки для внутреннего и наружного применения, растительные порошки в вощеной бумаге; Б. Капсулы, их применение, виды, правила выписывания, понятие о микрокапсулах, о глютоидных капсулах, о спансулах; В. Таблетки, классификация, преимущества, правила выписывания. Г. Драже, особенности, достоинства, правила выписывания Д. Гранулы, понятие, правила выписывания Е. Карамели, пилюли, пастилки, глазные пленки 14. Мягкие лекарственные формы: А. Мази, общая характеристика, мазевые основы, формы прописей – развернутая и сокращенная (в %), официнальные мази. Б. Пасты, состав и применение, отличие от мазей, правила выписывания развернутой и сокращенной форм прописи.
В. Суппозитории, общая характеристика, их состав, свойства вариантов прописей. Г. Палочки, пластыри, общие понятия
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, выписывание рецептов.
Литература Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 734 с. 2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.559-572. 3. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С.12-19.
Дополнительная: 1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г. 2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г. 3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г. 4. Фармакопея РК 2007 года. 7. Контроль: 1. Устный опрос по основным вопросам темы; 2. Тестовые задания
Тестовые задания: Выписать рецепты: 1. 5,0 натрия гидрокарбоната /Natrii hydrocarbonas/. Насыпать порошок на кончик языка со шпателя при молочнице. 2. 10,0 мази, содержащей 20% сульфацила растворимого /Sulfacylum solubile/. Глазная мазь. 3. Пасту, содержащую натрия гидрокарбонат /Natrii hydrocarbonas/, 2,0 глицерина /Glycerinum/ сколько потребуется. Для наружного применения. 4. 30,0 мази, содержащей по 100 000 ЕД нистатина /Nystatinum/ в каждом грамме. Для смазывания поражённых участков кожи. 5. 25,0 буры /Borax/. По 1 чайной ложке на стакан воды для полосканий. 6. 20 таблеток кальция глюконата (Calcii gluconas). По 1 таблетке 2 раза в день. 7. 50 драже «Гексавит» (Hexavitum). По 1 драже 1 раз в день. 8. 60,0 гранул амидопирина (Amidopyrinum). По 1 чайной ложке, предварительно растворив в воде. 9. 10 порошков левомецитина (Laevomycetinum) по 0,2. По 1 порошку 3 раза в день. 10. 20 таблеток триоксазина /Trioxasinum/ по 0,3. По одной таблетке 2 раза в день. Занятие № 2 1. Тема: «Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Разные лекарственные формы».
2. Цель: научить общим принципам оформления и составления рецептов на жидкие лекарственные формы, лекарственные формы для инъекций и рассчитывать дозы.
3. Задачи обучения: 1. Освоить и выписывать рецепты на жидкие лекарственные формы и лекарственные формы для инъекций.
2. Рассчитывать дозы.
4. Основные вопросы темы: 1. Растворы, общая характеристика. Растворители. Растворы для наружного и внутреннего применения. Формы прописи раствора (развернутая и сокращенная). Различные способы обозначения растворов. Дозирование раствора для приема внутрь, расчет доз. Официнальные растворы. Правила выписывания. 2. Настои и отвары, общая характеристика, различия в приготовлении. Правила выписывания, дозирование. 3. Сборы, понятие. 4. настойки, общая характеристика, различия в приготовлении, отличие от настоев, дозирование, правила выписывания. 5. Экстракты, общая характеристика, виды, правила выписывания. 6. Новогаленовы препараты, общая характеристика, отличие от галеновых, правила выписывания. 7. Эмульсии, общая характеристика, сокращенная и развернутая форма прописи, официнальные эмульсии. 8. Суспензии, общая характеристика, правила выписывания в сокращенной форме. 9. Микстуры, общая характеристика, формы прописи. 10. слизи, общая характеристика, назначения. 11. Линименты, отличие от мазей, формы прописи. 12. Аэрозоли, понятие, правила выписывания 13. Понятие о глазных пленках. 14. Основные требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций, правила выписывания
5. Методы обучения и преподавания: выписывание рецептов, Тестирование Литература Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С.696 -710, 723 -728 2. Харкевич Д.А. Фармакология: Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2005.-С. 355 -366, 379 -380 3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-С. 559 - 572 4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. –С. 12 -15, 18 -20
Дополнительная: 1. Приказ Минздрава Республики Казахстан №771 от 16.11.2009 г. 2. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 38 от 03 февраля 2005 г. 3. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г 4. Фармакопея РК 2007 года.
7. Контроль: 1. Устный опрос по основным вопросам темы; 2. Тестовые задания
Тестовые задания: Выписать рецепты: 1. 50 мл раствора ртути оксицианида /Hydrargyri oxycyanidum/ в концентрации 1:1000. Для промывания глаз. 2. 10 мл 0,5% раствора тауремизина /Tauremisinum/. Внутрь по 20 капель 3 раза в день. 3. 200 мл раствора 0,5% протаргола /Protargolum/. Для промывания мочевого пузыря. 4. 10 мл 2% раствора этилморфина гидрохлорид /Aethylmorphinum hydrochloridum/. По 1 капле в глаз 2 раза в день. 5. 10% натрия салицилата /Natrii salicylas/ в 180 мл раствора. Назначить по 1 столовой ложке через 3 часа. 6. 200 мл 10% раствора хлорида кальция /Calcii chloridum/.Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день. Рассчитать разовую дозу препарата. 7. 6 флаконов, содержащих по 0,1 хонсурида /Chonsuridum/. Перед применением содержимое флакона растворить в 10 мл 0,5% раствора новокаина. Для аппликаций. 8. 6 флаконов, содержащих по 0,1 сухого порошка гексенала /Hexenalum/. Содержимое флакона растворить в 20 мл воды для инъекций и вводить в вену медленно. 9. 10 мл 0,01% раствора фосфакола /Phosphacolum/. По 2 капли 2 раза в день в оба глаза. Рассчитать разовую дозу. 10. 15 ампул жидкого экстракта алоэ /Aloes fluidum/ по 1 мл. Вводить подкожно. Занятие № 3 Тема: «Общая фармакология».
2. Цель: формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики. 3. Задачи обучения:
1.Изучить общие закономерности фармакокинетики 2.Изучить общие закономерности фармакодинамики 3.Выполнить экспериментальную работу по определению видов действия, зависимости эффекта от дозы.
4. Основные вопросы темы: 1. Определение фармакологии, ее составные части, цели и задачи, место среди других медико-биологических дисциплин. Краткая история фармакологии. 2. Определение и задачи общей фармакологии. 3. Фармакокинетика лекарственных средств, определение и содержание. 4. Пути введения лекарственных средств в организм. 5. Всасывание лекарственных веществ, при различных путях введения. Основные механизмы всасывания и факторы, влияющие на них. 6. Распределение лекарственных веществ в организме и факторы, влияющие на него. 7. Биологические барьеры. Транспорт лекарственных веществ. Депонирование. 8. Превращение (биотрансформация и метаболизм) лекарственных веществ в организме. 9. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Пресистемная и системная элиминация лекарственных веществ. 10. Основные параметры фармакокинетики. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности. 11. Фармакодинамика лекарственных средств, определение и содержание. 12. Первичная фармакологическая реакция (эффект), локализация и механизм действия лекарственных веществ. Основные принципы действия лекарственных веществ. Понятие о специфических рецепторах, агонистах, антагонистах. 13. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое (первичное) и опосредованное (косвенное, вторичное); общеклеточное, избирательное и преимущественное; главное и побочное; обратимое и необратимое; терапевтическое и токсическое. 14. Виды фармакотерапии. 15. Основные факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ. 16. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственных веществ и особенностей их применения. Зависимость от химической структуры и от физико-химических свойств лекарственных веществ. 17. Виды доз пороговая (минимальная), средняя и высшая терапевтическая, разовая, ударная, суточная, курсовая, токсическая и смертельная. Понятие о широте терапевтического действия. 18. Изменения действия лекарственных веществ, при их повторном введении: кумуляция (материальная и функциональная), сенсибилизация, привыкание, лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские и социальные аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.
19. Комбинированное применение лекарственных средств. Принципы взаимодействия лекарственных веществ (фармакокинетическое и фармакодинамическое). 20. Зависимость действия лекарственных средств от свойств организма, индивидуальных особенностей, физиологического и патологического состояния, генетических факторов. 21. Зависимость фармакологического эффекта лекарственных веществ от воздействия факторов внешней среды. 22. Влияние биоритмов на проявление действия лекарственных средств. Понятие о хронофармакологии. 23. Эффекты аллергической природы (аллергические реакций немедленного и замедленного типов). 24. Эффекты, связанные с понижением чувствительности организма. 25. Проявление специфических токсических эффектов (эмбриотоксическое, фетотоксическое, тератогенное, мутагенное и канцерогенное действие), эффекты генетически обусловленные (идиосинкразия) и т.д. 26. Возрастные особенности.
5. Методы обучения: устный опрос, решение ситуационных задач и заданий по руководству, решение Тестовых заданий
Литература Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- С. 39 -81 2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.26 -77 3. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. –С. 7 -31 4. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С. 20-40 (задачи 35 -38, задания II - 1 -5)
Дополнительная: 1. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с. 2. Пичхадзе Г.М. Пичхадзе Л.Г. Энциклопедический словарь основных терминов, используемых в фармакологии – Алматы «Ғылым» 2000 3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с. 4. Клиническая фармакология. /под ред. В.Г. Кукеса. -ГЭОТАР.: Медицина, 1999. – 517 с. 5. Лекции, читаемые на кафедре и пособия, издаваемые на кафедре.
7.Контроль: 1. Устный по основным вопросам темы; 2. Тестовые задания
Тестовые задания: Тест №1 К понятию фармакокинетика относят: 1. Биотрансформацию 2. Депонирование 3. Локализацию действия 4. Экскрецию 5. Механизм действия
Тест №2 Для внутривенного пути введения лекарственных веществ характерно: 1. Возможность введения вещества при бессознательном состоянии больного 2. Быстрое развитие эффекта 3. Медленное развитие эффекта 4. Точность дозировки лекарственных веществ 5. Соблюдение асептики
Тест №3 Правильные утверждения: 1. Антагонисты имеют внутреннюю активность 2. Материальная кумуляция – накопление лекарственного вещества в организме 3. Абстиненция – снижение чувствительности данному веществу 4. Побочные эффекты лекарственного вещества развиваются при применении в терапевтической дозе
5. Десенситизация – повышение чувствительности к субстрату рецептора
Тест №4 Механизм развития привыкания связан с: 1. Индукцией препаратом микросомальных ферментов печени и ускорением метаболизма 2. Снижением числа специфических рецепторов в органах мишенях 3. Снижением чувствительных рецепторов 4. Ускорением всасывания 5. Замедлением всасывания
Тест №5 Правильные утверждения: 1. Лекарственные вещества могут депонироваться в плазме крови 2. Под влиянием лекарственных веществ может измениться синтез микросомальных ферментов печени 3. Лекарственные вещества могут выделяться через почки, легкие, ЖКТ, железы 4. Лекарственные вещества не оказывают побочного эффекта в терапевтических дозах 5. При комбинированном применении действие лекарственных веществ может ослабляться
Тест №6
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.220.21 (0.088 с.) |