ТОП 10:

Этим детям будет трудно во взрослой жизни



 

Горе от ума, или Тень Грибоедова

Во многом знании многие печали

Из Экклезиаста

Меньше знаешь – лучше спишь

Поговорка

 

Александр Сергеевич Грибоедов сам не подозревал, на какую убедительность придал широкому распространенному мнению, что дуракам жить проще.
Как много в мире людей, готовых поддержать этот тезис!
Даже я, страстный поборник обучения с пелёнок, должен признать, что издревле ум и глупость находятся в непримиримом антагонизме. Вековая борьба между ними идёт с переменным успехом и, видимо, никогда не кончится.
Если вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» поставить ребром между глупцами и умницами, то многие, надо это признать, согласятся с тем, что у дураков проблем меньше.
Я тоже готов признать правоту большинства и вычеркнуть данную главу из книги как не соответствующую теме, если бы не одно обстоятельство: ни один умный человек, ни за что на свете не пожелал бы лишиться своего сокровища - ума.

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, лучше посох и сума;
Нет, легче труд и глад…

И, наоборот, многие глупцы, подобно Страшиле из детской сказки, готовы пройти полмира, чтобы попросить у волшебника Гудвина хоть немного мозгов.
Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, своим творчеством перешагнувший эпохи, но на протяжении жизни постоянно окружаемый глупцами и не раз доводимый ими до отчаяния, предпочёл «посох и суму… труд и глад» перспективе «сойти с ума».
«Меньше знаешь – крепче спишь» - эта поговорка в последнее время приобрела оттенок криминального назидания. Когда на экранах сплошные боевики и детективы, то знание и незнание невольно ассоциируется с опасностью. А если в поговорке заменить слова («Много знаешь – плохо спишь»), то в первоначальном назидании уже отчетливо слышится угроза.
Но если криминальный оттенок поговорки отбросить и вникнуть в её истинный смысл, то прямо пропорциональная зависимость между знанием-незнанием и человеческими треволнениями становится более очевидной.
Так всем известно, что люди со сниженным интеллектуальным потенциалом более уравновешены, спокойны, консервативны. Им мало надо. Их спящий мозг не был разбужен в детстве, и теперь на всю оставшуюся жизнь не будет создавать им особых хлопот.

Но если мозг ребёнка разбудить с пелёнок активными обучающими программами, то дальнейшая жизнь будет наполнена активной деятельностью и лишена покоя. Выбор всегда остаётся за родителями. Подарив ребёнку жизнь, Вы в ответе и за его будущее. Какое оно будет: спящим или разбуженным, прозябающим или активным, лёгким или трудным?


 

 

Заблуждение восьмое

 

Все гении - несчастные люди

 

Олигофрен против гения

С точки зрения закона о нормальном распределении случайных величин гений, как и олигофрен, является отклонением от нормы. У одного отклонение в плюс, у другого — в минус; один знает много, другой — ничего; один умный, другой — нет. Кто же из них счастлив?
Вопрос опять оказался философским. Что такое счастье и кого можно считать счастливым человеком?

Кому отмерено счастья больше: олигофрену или гению?

Ещё в старину юродивых называли блаженными (от слова благо). Они ближе к Богу, они счастливчики, они уже в раю. Стремление к забвению как одной из форм счастья при трезвом размышлении кажется абсурдным. И, тем не менее, значительная часть как наших предков, так и наших современников желаемое счастье отождествляет с психотропным воздействием никотина, алкоголя, наркотиков и прочего дурмана, в результате которого наступает безумие и забвение.
Давайте попробуем провести ось и на разных её полюсах отметим счастье и несчастье:

несчастье счастье
-+
_________________________

Естественно, что несчастье отождествляется с минусом, а счастье — с плюсом.

Теперь давайте проведём ещё одну ось и пометим на разных полюсах ум и безумие. Но на каком полюсе, положительном или отрицательном, надо поместить ум, а на каком — безумие?

Если предположить, что «все гении — несчастные люди», то корреляция двух осей будет такая:

несчастье счастье
-+
_________________________

Ум безумие

То есть ум и несчастье будут находиться на полюсе «минус», а счастье и безумие — на полюсе «плюс».
Но что-то во мне никак не может согласиться поместить ум на отрицательный полюс, а безумие — на положительный.

Предвижу обвинения со всех сторон:

– Не надо впадать в крайность! Истина, мол, всегда находится посредине.
Но я почему-то не хочу довольствоваться золотой серединой, а упрямо ставлю знак равенства между счастьем и умом, а не между счастьем и безумием.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

Интересна история этих слов. Сохранились черновики А.С.Пушкина, отражающие напряженную работу поэта над этим стихотворением и в частности над этой строкой.
Действительно, ради чего «я жить хочу»?
Если «человек рождён для счастья», то как это счастье понимает каждый из нас? И как понимает поэт? 8 сентября 1830 года, в начале болдинской осени, поэт сочинил одно из лучших своих стихотворений:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной

 

Первоначально 7-я и 8-я строки читались:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и мечтать...

 

Затем поэт поправил: он заменил мечтать на страдать!

Жить, «чтоб мыслить и страдать»!

Что мы можем возразить поэту?

Более того, возьму на себя непростительную дерзость сказать, что если бы этих слов не написал Пушкин, то их бы написал…
…кто-нибудь их бы написал.

Нет-нет, да приходится слышать, что «все гении – несчастные люди». Приводят примеры: Джордано Бруно, Галилей, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский и т.д. Одних сожгли на костре, других убили на дуэли, кто-то покончил с собой, а кому-то помогли и т.д. и т.п.
И если считать судьбу А.С.Пушкина несчастной, то как расценить возглас Сергея Есенина, полный благоговейного восхищения, о трагически погибшем 37-летнем поэте:

Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе!


Есенин погиб ещё раньше, в возрасте тридцати лет. Но на его могиле даже зимой ни на один день не исчезают живые цветы.
А готовы ли мы, родители, подарить нашим детям счастье такой же судьбы?

 

 

Заблуждение девятое

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.152.62 (0.006 с.)