Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы биоэтики и биобезопасностиСтр 1 из 68Следующая ⇒
Учебное пособие для студентов
Под редакцией профессора В.А. Абрамова
Донецк
УДК 614.25 (075.8) ББК 51.1 (2) я7 О 75
Авторы: В.А. Абрамов, Т.Л. Ряполова, А.В. Абрамов, Е.М. Денисов, С.Г. Пырков, Е.М. Выговская, А.Ю. Васильева, О.И. Осокина, О.Н. Голоденко, Г.Г. Путятин, Е.А. Кокотова
Рецензенты: Маркова М.О.- професор кафедри медичної психології та сексології Харківської медичної академії післядипломної освіти, д.мед.н., професор Скрипніков А.М.- завідувач кафедри психіатрії, наркології та медичної психології ВДНЗ «Українська медична стоматологічна академія», д.мед.н., професор
Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации. Пособие рассчитано для студентов, обучающих по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология».
ББК 51.1 (2) я7
Навчальний посібник складений на основі з програмою дисципліни «Основи біоетики та біобезпеки» і призначений для студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівнів акредитації. Посібник розрахований для студентів, що навчаються за спеціальністю «лікувальна справа», «педіатрія», «медико-профілактична справа», «стоматологія»
Утверждено Учёным Советом ДонНМУ Протокол №7 от 25.10.2013
ISBN © Коллектив авторов, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..6 Раздел 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………………………………………..8 Раздел 2. БИОЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА. МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПАЦИЕНТОМ. БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОЛЬНОГО, ЕГО РОДСТВЕННИКОВ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ……………………………………………………………………….52 Раздел 3. ОТДЕЛЬНЫЕ БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (БИОЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ, ПЕДИАТРИИ, ТЕРАПИИ, СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЕ, ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ, ХИРУРГИИ, ОНКОЛОГИИ, ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ, СТОМАТОЛОГИИ)………………………………………………………………..74
Раздел 4. БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ, УМИРАНИЯ, РЕАНИМАЦИИ И СМЕРТИ. БИОЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ И СУИЦИДА …………………………………………………….126 Раздел 5. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. БИОЭТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ, ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ, ГЕННОЙ ТЕРАПИИ И ГЕНЕТИЧЕСКИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МОДИФИКАЦИЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. НОВЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ. МЕДИКО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………………162 Приложение 1……………………………………………………………………..196 Приложение 2……………………………………………………………………..197 Приложение 3……………………………………………………………………..202 Приложение 4……………………………………………………………………..208 Приложение 5……………………………………………………………………..210 Приложение 6……………………………………………………………………..221 Приложение 7……………………………………………………………………..222 Приложение 8……………………………………………………………………..232 Приложение 9……………………………………………………………………..236 Приложение 10……………………………………………………………………241 Приложение 11…………………………………………………………………....247 Приложение 12……………………………………………………………………255 Приложение 13……………………………………………………………………257 Приложение 14……………………………………………………………………281 Приложение 15……………………………………………………………………283 Приложение 16……………………………………………………………………284 Приложение 17……………………………………………………………………287 Приложение 18……………………………………………………………………289 Приложение 19……………………………………………………………………294 Приложение 20……………………………………………………………………299 Приложение 21……………………………………………………………………301
Приложение 22……………………………………………………………………302 Приложение 23……………………………………………………………………303 Приложение 24……………………………………………………………………304 Приложение 25……………………………………………………………………306 Приложение 26……………………………………………………………………336 Приложение 27……………………………………………………………………346 Перечень литературы…………………………………………………………….357
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по биоэтике и биобезопасности написано с учётом программы учебной дисциплины «Основы биоэтики и биобезопасности» для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации по специальностям: 7.110101 «Лечебное дело» 7.110104 «Педиатрия» 7.110105 «Медико-профилактическое дело» 7.110106 «Стоматология» Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристики и учебно-профессональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Украины №239 от 16.04.03, а также: а) основывается на изучении студентами общих вопросов биоэтики и биобезопасности, медицинской деонтологии, психологии профессиональной деятельности врача; б) обеспечивает формирование умений применять знания по практическим аспектам биоэтики и биобезопасности; в) закладывает основы познания врачом гуманным смыслом жизни и деятельностью, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса. Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения: · использовать принципы и методы медицинской деонтологии в практической деятельности врача; · демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственниками с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде; · обосновывать биоэтическую оценку применения новых репродуктивных технологий; · обосновывать биоэтическую оценку использования новейших медицинских технологий, клинических испытаний лекарственных средств; · определять биоэтические вопросы в медицинской генетике, генной инженерии, генной терапии и генетически репродуктивных технологий; · определять биоэтические вопросы в клинической медицине (акушерстве-гинекологии, педиатрии, семейной медицине, психиатрии-наркологии, стоматологии, реаниматологии, хирургии, онкологии, трансплантологии-трансфузиологии, диагностике и лечении ВИЧ и СПИД; · давать медико-этическую оценку эвтаназии и суицида.
Раздел 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Актуальность темы: Развитие медицинской науки требует установление научно обоснованного баланса между новейшими медико-биологическими технологиями и принципами гуманизма, правами человека и социального прогресса. Системным анализом действий человека в биологии и медицине в контексте моральных ценностей и принципов занимается биоэтика – наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинских работников и исследователей, что способствует безопасности использования новейших медицинских технологий и предупреждает врачей и учёных о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, человечеству.
Сегодня биоэтика - это больше чем просто раздел философии. Биоэтика - это междисциплинарная область человеческого знания, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представителей других профессий. Биоэтика руководствуется биофилософскими идеями, идеалами и принципами, а также правовыми требованиями к ученым, медикам, ко всем специалистам, имеющим то или иное отношение к жизни вообще, нацеливает их защиту и сбережения здоровья людей. В тоже время биоэтика сама в современной системе здравоохранения имеет и особую профессиональную составляющую. Она выдвигает на первый план задачи сбережения жизни вообще (в земной биосфере) и человеческой жизни в частности, укрепление физического, психического и умственного здоровья людей. В этих целях устанавливается качественно иные морально-правовые отношения во всей системе здравоохранения между взаимодействующими субъектами – учёными, врачами, медсёстрами и пациентами. Одной из важнейших проблем, возникающих в медицине и здравоохранении на всем протяжении существования человечества, является проблема справедливости и распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Необходимо заметить, что вопросы справедливости касаются не только медиков, но и каждого человека, поэтому их обсуждение является необходимым для каждого из нас. Цель обучения (общая): Уметь определять предмет, цели и задачи биомедицинской этики и нооэтики, использовать методы биоэтики и нооэтики в практической деятельности, использовать и реализовать на практике биоэтические принципы социальной справедливости.
Проверить степень своей подготовки Вы можете, решив предложенные задания. Задание № 1. По определению Аристотеля, человекесть? А. Мера всех вещей В. Микрокосмос С. Существо общественное D. Творение божье Е. Ничто из перечисленного
Задание №2. Какие четыре телесных сока лежали в основе гуморальной теории древних греков? А. Кровь, вода, слизь, пот
В. Кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь С. Пот, слеза, гной, моча D. Пот, кровь, сперма, слеза Е. Ничего из перечисленного
Задание №3. В психиатрическом стационаре находится на лечении больной 25 лет с диагнозом Параноидная шизофрения. Его пришли проведать сотрудники и хотели выяснить у лечащего врача диагноз. Врач в информации отказал. Назовите описанную этическую проблему? А. Конфиденциальность В. Эвтаназия С. Информирование больного о диагнозе его заболевания D. Патернализим Е. Лечение без согласия
Задание №4. У испытуемого по методике Айзенка показатель по шкале нейротизма составляет 19 баллов, по шкале экстраверсии – 5 баллов, по шкале коррекции – 10 баллов. О каком типе темперамента свидетельствуют полученные результаты? А. Сангвиник В. Холерик С. Меланхолик D. Флегматик Е. Ничего из перечисленного
Задание №5. Больная Н., 26 лет, обратилась к участковому терапевту с жалобами на неприятные ощущения в эпигастральной области, которые она связывает с «наличием у неё язвы желудка». За последний год неоднократно обращалась к различным врачам по поводу указанного выше. Имеются объективные данные об отсутствии у неё патологии со стороны желудочно-кишечного тракта. Какие анамнестические сведения позволяют участковому терапевту направить больную Н. на консультацию к психиатру? А. Пол В. Возраст C. Жалобы D. Частые обращения к врачам E. Результаты обследования
Задание №6. На приём к терапевту обратился пациент В., 25 лет, с жалобами на головные боли. Во время физикального обследования у больного было обнаружено повышение АД до 140/90 мм.рт.ст. Учитывая возраст больного, врач выставил диагноз: Нейроциркуляторная дистония. Оцените, достаточно ли этих сведений для постановки данного диагноза? А. Да, учитывая данные измеренного давления В. Да, учитывая возраст пациента C. Нет, т.к. недостаточно собраны жалобы D. Нет, т.к. не собраны данные о наследственной отягощённости E. Нет, т.к. пациент недостаточно обследован
Задание №7. Пациент К., 48 лет, находится на лечении в психиатрической больнице. За последнюю неделю после переохлаждения появился сухой кашель. В настоящее время температура 38.8°С. Аускультативно – дыхание жесткое, хрипов нет. Перкуторно легочной звук. Какое дополнительное исследование необходимо провести больному? А. Флюорография В. Бронхоскопия C. Рентгеноскопия D. ЭКГ E. Рентгенография
Задание №8. Больной л., 55-ти лет обратился с жалобами на сердцебиение, периодическую боль в предсердной области, головную боль, преимущественно в затылочной области. Кожные покровы и видимые слизистые обычной окраски, чистые. Над легкими везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, акцент второго тона на аорте. Пульс 90 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень не увеличена. Стул обычной консистенции. АД - 180/120 мм рт.ст.. В программу дальнейшего обследования, помимо общего обязательного комплекса лабораторных и инструментальных исследований, включены: ЭКГ, ультразвуковое исследование почек; доплерография сосудов шеи; анализ мочи по Аддис-Каковскому. Предположительный диагноз: Артериальная гипертония II степени. Достаточно ли обоснован этот диагноз, и достаточен ли объем дополнительных исследований?
А. Предположительный диагноз достаточно обоснован, дополнительные исследования не требуются В. Диагноз поставлен без достаточных оснований С. Предположительный диагноз и план обследования не обоснованы D. Предположительный диагноз поставлен правильно, но дополнительные исследования намечены в недостаточном объеме Е. Дополнительные исследования намечены неправильно
Если при выполнении приведенных выше тестовых заданий у вас возникли трудности, необходимо обратиться к следующей литературе. 1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. - Политическая литература. – М., 2010.- с.678-694. 2. Лисицын Ю.П. История медицины: ГЭОТАР – Медиа.-2008, с.178-196. 3. Абрамов В.А. та інш. Медична психологія. Навч.посібник. – Донецьк, 2010.- с.112-132. 4. Вітенко Н.В. Загальна та медична психологія. К. «Здоров’я».- 1994. – с.76-89.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф.логической структуры темы «ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭТИКИ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВЫ НООЭТИКИ»
Граф.логической структуры «СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДИЦИНЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ».
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.047 с.) |