Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования
Впервые термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский врач-онколог В.Р. Поттер. Автор работы «Биоэтика: мост в будущее» определяет ее как науку о выживании, призванную соединить «две культуры» – естественнонаучное (прежде всего биологическое) и гуманитарное знание; стать своеобразным мостом между научными представлениями о жизни человека и общечеловеческими ценностями, идеалами, целями. На основе философского интереса к будущему человеческого прогресса, оценки значения нового знания и потенциальной его опасности биоэтика, по мнению исследователя, должна обеспечить выживание и улучшение жизни человечества. Такое понимание сущности и назначения биоэтики сближает ее с этикой экологической (экоэтикой), предметом изучения которой является нравственное отношение человека к живой и неживой природе. Признание ценности жизни и этический принцип благоговения перед жизнью, сформулированный А. Швейцером лежат в основе как эко-, так и биоэтики. Однако термин «биоэтика» в научной и учебной литературе чаще используется в ином значении. Биоэтика выступает как область междисциплинарных исследований философских и этических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. В этом смысле она сближается с медицинской этикой и для обозначения ее содержания употребляют равнозначный термин «биомедицинская этика». Биомедицинская этика – направление современной прикладной этики, в основе которого исследуются философские, религиозные и этические проблемы современной медицины и биологии, возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах, при клиническом применении новейших медицинских технологий. Биомедицинская этика защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию, свободу выбора, разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики одинаково значимых и для врача и для больного. Возникновение и интенсивное развитие биоэтики было обусловлено рядом факторов: - стремительным прогрессом науки и появлением новейших технологий, в т. ч. биомедицинских, которые изменяют традиционные представления о жизни, смерти, телесности человека, границах человеческого существования;
- осознанием возможных негативных последствий научно-технического прогресса, особенно широкого использования технологий, которые трансформируют основания природы человека и жизни в целом (репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия и др.); - становлением постнеклассической рациональности, которая предполагает соотнесение целей научного поиска и знаний об объекте с ценностными ориентирами социума и культуры, а также необходимость междисциплинарного подхода для практического решения проблем, связанных с развитием современной науки. Объектом постнеклассической науки становятся человекоразмерные, исторически развивающиеся системы. Знание и практическое освоение таких объектов может быть потенциально опасным для человечества. Поэтому возрастает роль этической составляющей в деятельности ученого. Этика науки предполагает бескорыстный поиск истины, запрет на фальсификацию результатов научного поиска, социальную ответственность ученого и др.; - вниманием к правам человека, в т.ч. утверждением права индивида на автономное свободное волеизъявление в отношении своей жизни и здоровья; - изменением роли медицины, которая в настоящее время выступает не только как элемент социума, но и как активный фактор его преобразования. В ХХ веке возрастают темпы медикализации общества – практически каждый человек включен в пространство медицины и имеет доступ к медицинским знаниям и информации; - тенденциями дегуманизации медицины, обусловленной тем, что медицина все чаще рассматривается как сфера услуг, а также усиливающейся специализацией и дифференциацией медицинской практики. Эти процессы приводят к машинизации мышления врача и разрушению целостного восприятия больного человека и его индивидуальности; - необходимостью нравственной оценки моральных коллизий и дилемм, возникающих в современной медицине на основе общечеловеческих принципов и ценностей. В середины 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.
Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей: · биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.); · социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.); · экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности, коэволюции); · личностные (безопасность, самоуважение и т.п.). Предмет и задачи биоэтики Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности. Задачами изучения биоэтики являются: · биоэтические основы профессиональной деятельности врача; · модели взаимоотношений между врачом и пациентом; · биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных заведений и семьёй; · медико-этическая роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала; · принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты; · морально-этические принципы правдивости и информированного согласия; · медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки; · медико-этические и правовые аспекты ятрогении в клинической практике; · медико-этические проблемы в акушерстве и гинекологии; · медико-этическая и правая оценка искусственного аборта; · биоэтические проблемы использования новых репродуктивных технологий; · медико-этические и правовые проблемы в неотологии и педиатрии; · медико-этические и правовые проблемы в психиатрии и неврологии; · медико-этические и правовые проблемы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ – инфицированных, лиц с туберкулёзом, венерическими и инфекционными заболеваниями; · медико-этические и правовые проблемы в хирургии и онкологии; · медико-этические и правовые проблемы реаниматологии; · биоэтические и правовые проблемы трансфузиологии, трансплантологии и регенеративных технологий; · биоэтические и правовые проблемы клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских технологий; · биоэтические проблемы при проведении опытов на животных; · биоэтические нормы при проведении биомедицинских научных исследований; · биоэтические проблемы контроля генетических технологий и модификаций природы человека; · биоэтические аспекты генетических исследований, медико-генетического консультирования; · биоэтические проблемы клонирования человека и животных; · медико-этическая оценка генной инженерии; · медико-этическая проблема умирания и смерти, оценка самоубийства; · медико-этическая та правовая оценка пассивной и активной эвтаназии.
Особенности биоэтики Как любая область знания биоэтика имеет свои особенности: - междисциплинарный характер биоэтикиопределяется тем, что она существует на пересечении философского, медицинского, естественнонаучного, гуманитарного, теологического, юридического, обыденного дискурсов; - публичност ь биоэтики предполагает участие в биоэтических дискуссиях не только профессионального сообщества ученых и медиков, но и философов, юристов, теологов, политиков, экономистов, пациентов и членов их семей, других представителей общественности; - нормативностьбиоэтики предполагает исследование специфики общечеловеческих моральных ценностей в их приложении к медицинской практике и новым ситуациям, возникающим вследствие прогресса в области биомедицинских технологий; - институциональностьбиоэтики заключается в том, что она выступает не только как область знаний, но и как социальный институт. Для решения биоэтических проблем, сопровождения биомедицинских исследований создаются этические комитеты, которые представляют собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.). К основным проблемам изучения биоэтики относится следующие: – общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти; – «открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется; – деонтологическиепроблемы: разработка этических регулятивов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, страдающих ВИЧ/СПИД; – институциональныепроблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.01 с.) |