ТОП 10:

Понятие биоэтики и социокультуральные предпосылки её формирования



Впервые термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский врач-онколог В.Р. Поттер. Автор работы «Биоэтика: мост в будущее» определяет ее как науку о выживании, призванную соединить «две культуры» – естественнонаучное (прежде всего биологическое) и гуманитарное знание; стать своеобразным мостом между научными представлениями о жизни человека и общечеловеческими ценностями, идеалами, целями. На основе философского интереса к будущему человеческого прогресса, оценки значения нового знания и потенциальной его опасности биоэтика, по мнению исследователя, должна обеспечить выживание и улучшение жизни человечества. Такое понимание сущности и назначения биоэтики сближает ее с этикой экологической (экоэтикой), предметом изучения которой является нравственное отношение человека к живой и неживой природе. Признание ценности жизни и этический принцип благоговения перед жизнью, сформулированный А. Швейцером лежат в основе как эко-, так и биоэтики.

Однако термин «биоэтика» в научной и учебной литературе чаще используется в ином значении. Биоэтика выступает как область междисциплинарных исследований философских и этических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. В этом смысле она сближается с медицинской этикой и для обозначения ее содержания употребляют равнозначный термин «биомедицинская этика».

Биомедицинская этиканаправление современной прикладной этики, в основе которого исследуются философские, религиозные и этические проблемы современной медицины и биологии, возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах, при клиническом применении новейших медицинских технологий. Биомедицинская этика защищает фундаментальные человеческие ценности – право человека на жизнь, автономию, свободу выбора, разрабатывает современное морально-этическое обеспечение медицинской науки и практики одинаково значимых и для врача и для больного.

Возникновение и интенсивное развитие биоэтики было обусловлено рядом факторов:

- стремительным прогрессом науки и появлением новейших технологий, в т. ч. биомедицинских, которые изменяют традиционные представления о жизни, смерти, телесности человека, границах человеческого существования;

- осознанием возможных негативных последствий научно-технического прогресса, особенно широкого использования технологий, которые трансформируют основания природы человека и жизни в целом (репродуктивные технологии, клонирование, генная инженерия и др.);

- становлением постнеклассической рациональности, которая предполагает соотнесение целей научного поиска и знаний об объекте с ценностными ориентирами социума и культуры, а также необходимость междисциплинарного подхода для практического решения проблем, связанных с развитием современной науки. Объектом постнеклассической науки становятся человекоразмерные, исторически развивающиеся системы. Знание и практическое освоение таких объектов может быть потенциально опасным для человечества. Поэтому возрастает роль этической составляющей в деятельности ученого. Этика науки предполагает бескорыстный поиск истины, запрет на фальсификацию результатов научного поиска, социальную ответственность ученого и др.;

- вниманием к правам человека, в т.ч. утверждением права индивида на автономное свободное волеизъявление в отношении своей жизни и здоровья;

- изменением роли медицины, которая в настоящее время выступает не только как элемент социума, но и как активный фактор его преобразования. В ХХ веке возрастают темпы медикализации общества – практически каждый человек включен в пространство медицины и имеет доступ к медицинским знаниям и информации;

- тенденциями дегуманизации медицины, обусловленной тем, что медицина все чаще рассматривается как сфера услуг, а также усиливающейся специализацией и дифференциацией медицинской практики. Эти процессы приводят к машинизации мышления врача и разрушению целостного восприятия больного человека и его индивидуальности;

- необходимостью нравственной оценки моральных коллизий и дилемм, возникающих в современной медицине на основе общечеловеческих принципов и ценностей.

В середины 90-х гг. ХХ века проблемы биоэтики начинают привлекать внимание философов, богословов, врачей, политиков, журналистов. Биоэтика становится академической дисциплиной, создаются исследовательские и образовательные центры биоэтики, формируются этические комитеты.

Современная парадигма биоэтики характеризуется радикальным поворотом от способов эмпирического описания врачебной морали к обостренной философской рефлексии над основаниями нравственности в биомедицинских исследованиях, расширению проблемного поля биоэтики с включением в нее не только нравственных, философских, но и правовых компонентов. Происходит объединение различных видов системы ценностей:

· биологические (физическое существование, здоровье, свобода от боли и т.д.);

· социальные (равные возможности, получение всех видов медицинских услуг и т.п.);

· экологические ценности (осознание самоценности природы, ее уникальности, коэволюции);

· личностные (безопасность, самоуважение и т.п.).

Предмет и задачи биоэтики

Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и экспериментов, или в случае комбинации этих видов профессиональной деятельности.

Задачами изучения биоэтики являются:

· биоэтические основы профессиональной деятельности врача;

· модели взаимоотношений между врачом и пациентом;

· биоэтические аспекты основ общения больного с персоналом лечебных заведений и семьёй;

· медико-этическая роль и ответственность среднего и младшего медицинского персонала;

· принципы конфиденциальности (врачебная тайна), их медико-этические и правовые аспекты;

· морально-этические принципы правдивости и информированного согласия;

· медико-этические и правовые аспекты врачебной ошибки;

· медико-этические и правовые аспекты ятрогении в клинической практике;

· медико-этические проблемы в акушерстве и гинекологии;

· медико-этическая и правая оценка искусственного аборта;

· биоэтические проблемы использования новых репродуктивных технологий;

· медико-этические и правовые проблемы в неотологии и педиатрии;

· медико-этические и правовые проблемы в психиатрии и неврологии;

· медико-этические и правовые проблемы профилактики, диагностики и лечения ВИЧ – инфицированных, лиц с туберкулёзом, венерическими и инфекционными заболеваниями;

· медико-этические и правовые проблемы в хирургии и онкологии;

· медико-этические и правовые проблемы реаниматологии;

· биоэтические и правовые проблемы трансфузиологии, трансплантологии и регенеративных технологий;

· биоэтические и правовые проблемы клинических исследований лекарственных препаратов и медицинских технологий;

· биоэтические проблемы при проведении опытов на животных;

· биоэтические нормы при проведении биомедицинских научных исследований;

· биоэтические проблемы контроля генетических технологий и модификаций природы человека;

· биоэтические аспекты генетических исследований, медико-генетического консультирования;

· биоэтические проблемы клонирования человека и животных;

· медико-этическая оценка генной инженерии;

· медико-этическая проблема умирания и смерти, оценка самоубийства;

· медико-этическая та правовая оценка пассивной и активной эвтаназии.

Особенности биоэтики

Как любая область знания биоэтика имеет свои особенности:

- междисциплинарный характер биоэтикиопределяется тем, что она существует на пересечении философского, медицинского, естественнонаучного, гуманитарного, теологического, юридического, обыденного дискурсов;

- публичность биоэтики предполагает участие в биоэтических дискуссиях не только профессионального сообщества ученых и медиков, но и философов, юристов, теологов, политиков, экономистов, пациентов и членов их семей, других представителей общественности;

- нормативностьбиоэтики предполагает исследование специфики общечеловеческих моральных ценностей в их приложении к медицинской практике и новым ситуациям, возникающим вследствие прогресса в области биомедицинских технологий;

- институциональностьбиоэтики заключается в том, что она выступает не только как область знаний, но и как социальный институт. Для решения биоэтических проблем, сопровождения биомедицинских исследований создаются этические комитеты, которые представляют собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских учреждениях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

К основным проблемам изучения биоэтики относится следующие:

– общетеоретические проблемы: выявление специфики общечеловеческих моральных ценностей добра, сострадания, долга, совести, свободы в деятельности ученого и врача; разработка этических принципов и норм биоэтики; определение сущностных характеристик жизни и смерти;

– «открытые» проблемы: определение статуса эмбриона, этический анализ новых репродуктивных технологий, искусственного аборта и контрацепции, эвтаназии, реанимации, паллиативной помощи, трансплантологии, биомедицинских экспериментов с участием человека и животных, генных технологий и др. Поскольку биоэтика представляет собой этическую рефлексию над достижениями биомедицинской науки и практикой, круг «открытых» проблем постоянно расширяется;

– деонтологическиепроблемы: разработка этических регулятивов отношений в медицине по вертикали («врач-пациент») и горизонтали («врач-врач»), моделей взаимоотношений медицинских работников и пациента; этический анализ врачебных ошибок и ятрогений, прав пациентов, специфики моральных проблем в онкологии, психиатрии, наркологии, помощи людям, страдающих ВИЧ/СПИД;

– институциональныепроблемы: анализ деятельности этических комитетов, моральных аспектов функционирования и развития современных систем здравоохранения и др.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.008 с.)