Физико-химических факторов внешней среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физико-химических факторов внешней среды



На растения влияют следующие факторы: температура, влажность воздуха и почвы, соль, газ, радиация.

При самостоятельном изучении данного раздела следует уяснить сущность понятий холодо- и морозоустойчивости, зимостойкости растений, понять, как проходит процесс закаливания растительного организма.

Следует изучить механизм воздействия на растение высоких температур, избытка влаги и соли в почве, усвоить такие понятия, как жаро-, засухоустойчивость, солеустойчивость, устойчивость к переувлажнению почвы, к воздействию промышленных газов и радиации.

Иммунитет растений

Растения часто поражаются патогенными грибами, бактериями и вирусами, которые вызывают инфекционные заболевания. В связи с этим важно знать, что такое иммунитет, какие виды иммунитета существуют, механизм устойчивости растений к заболеваниям. Следует уяснить сущность взаимоотношения хозяина и паразита, механизм действия на растение патогенных организмов, физиолого-морфологические механизмы защиты от них, понимать роль фитонцидов и фитоалексинов в этом процессе.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как повреждаются растения низкими температурами?

2. Назовите основные способы, которые имеются у растений для защиты от недостатка влаги.

3. Какие элементы минерального питания повышают устойчивость растений к засухе?

4. Какие защитные вещества запасаются в клетках солеустойчивых растений?

5. Какое засоление является наиболее токсичным для растения?

6. В чем заключается неблагоприятное воздействие на растение излишнего застойного увлажнения?

7. Чем объяснить, что мембраны теплолюбивых растений в большей степени повреждаются при низких температурах?

8. Какие вредные вещества в атмосфере являются наиболее вредными для растений и почему?

9. Каков механизм повреждения растений ионизирующим излучением?

10. В каком состоянии и на каком этапе развития растения являются более устойчивыми и наиболее восприимчивыми к воздей-ствию радиации?

11. Что такое иммунитет растений, каков его механизм?

12. Как воздействует на клетку растения патогенный организм?

13. Как растение защищается от патогенных организмов?


3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Дисциплина «Физиология растений с основами микробиологии» изучается студентами-заочниками на III курсе. Студенты выполняют две контрольные работы, которые являются отчетом перед кафедрой о ходе изучения дисциплины, а в период очных занятий слушают обзорные лекции, делают лабораторные работы.

К выполнению контрольного задания следует приступать после проработки всех разделов, поскольку правильные и полные ответы на многие вопросы требуют знаний по разным темам.

Контрольная работа не должна представлять собой сплошное переписывание глав из учебника и других источников. Она является результатом анализа материала и понимания сущности физиологических процессов, характера и причин их зависимости от различных факторов. Ответы должны излагаться конкретно и достаточно кратко: объем ответа на один вопрос не должен превышать 5–7 страниц. Работа выполняется в ученической тетради с полями разборчивым почерком от руки. Если это необходимо, нужно приводить схемы и рисунки (допускается вклеивание ксерокопий).

При оформлении контрольной работы следует придерживаться следующих требований. На первой странице должны быть выписаны все вопросы своего варианта и указаны соответствующие страницы, с которых начинается ответ на данный вопрос. Все страницы нумеруются, и на каждой оставляется поле для замечаний. Ответ на каждый вопрос лучше начинать с новой страницы. В конце работы необходимо указать использованную литературу.

Контрольная работа должна быть выслана на рецензию до начала очных занятий с тем, чтобы после ее проверки каждый студент мог внести дополнения и изменения согласно замечаниям преподавателя. До экзамена допускаются студенты, которые получили зачет по двум контрольным работам и выполнили все лабораторные работы во время очных занятий.

Контрольная работа выполняется согласно одному из вариантов, который соответствует последней цифре номера зачетной книжки и начальной букве фамилии студента. Вопросы, на которые необходимо дать ответы содержатся в 10 темах: 5 тем в первой контрольной работе и 5 тем во второй контрольной работе. Название тем и сами вопросы приводятся ниже. Пользуясь таблицей, студент самостоятельно выбирает вопросы из каждой темы в соответствии со своим вариантом. Например, последняя цифра зачетной книжки – 4, фамилия студента начинается с буквы «А», тогда в контрольной работе № 1 и № 2 он отвечает на следующие вопросы: тема 1 – 6-й вопрос; тема 2 – 7-й вопрос; тема 3 – 8-й вопрос; тема 4 – 9-й вопрос; тема 5 – 10-й вопрос.

 

Вопросы для контрольной работы № 1

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.

1. Схема строения и общий химический состав растительной клетки. Краткая характеристика основных клеточных структур, сущность и значение выполняемых ими физиологических функций.

2. Современные представления о строении клеточных мембран, их происхождение и функции (привести рисунок жидкостно-мозаичной модели мембраны с пояснениями).

3. Строение и химический состав клеточной оболочки, изменения, которые происходят в ней в процессе развития клетки. Первичные и вторичные клеточные оболочки.

4. Строение и химический состав хлоропластов, их происхождение и основные функции. Роль тилакоидов и матрикса хлоропластов в процессе фотосинтеза (привести рисунок хлоропласта с пояснениями).

5. Строение, химический состав и функции митохондрий. Биохимические процессы, которые идут в митохондриях. Локализация процессов дыхания на структурах митохондрий (привести рисунок митохондрии с пояснениями).

6. Строение, химический состав и функции ядра (привести рисунок с пояснениями).

7. Строение, свойства и функции белков. Происхождение в растениях органических кислот и аминогрупп, которые входят в их состав. Клеточные структуры, ответственные за синтез белка и их роль в этом процессе.

8. Виды структур белка. Роль структуры в функциональной активности белковых молекул, факторы, которые нарушают структуры белка.

9. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды ДНК и РНК. Локализация в клетке ДНК и различных видов РНК. Кодирование наследственной информации.

10. Схема биосинтеза белка в клетке (привести рисунок с пояснениями). Считывание и передача наследственной информации. Локализация синтеза белка в клетке. Роль АТФ в данном процессе, ее источники.

 

ТЕМА 2. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ КЛЕТКИ

1. Сущность и значение обмена веществ. Анаболизм и катаболизм. Компартментация. Авто- и гетеротрофность.

2. Источники энергии для авто- и гетеротрофных клеток растений и пути их использования клеткой.

3. Строение ферментов, их роль в метаболизме клетки.

4. Механизм работы ферментов.

5. Свойства ферментов, зависимость активности ферментов от температуры и рН.

6. Виды окислительно-восстановительных реакций в клетки. Ферменты класса оксидоредуктаз.

7. Важнейшие представители углеводов в растениях, их строение и функции. Химическая природа моносахаридов (привести структурные формулы с пояснениями).

8. Химическая природа и физиологическая роль гликозидов, алкалоидов, дубильных веществ, флавоноидов, эфирных масел, живицы и лигнина.

9. Классификация, строение и функции липидов. Свойства фосфолипидов, их роль в образовании мембран (привести структурную формулу фосфолипида).

10. Химическое строение и роль АТФ в клетке.

 

ТЕМА 3. ФОТОСИНТЕЗ

1. Световой баланс листа. КПД фотосинтеза листа.

2. Химическая природа и особенности строения хлорофилла «а» и «б» (привести формулы с пояснениями). Оптические и химические свойства зеленых пигментов, их функции. Влияние внешних условий на синтез хлорофиллов.

3. Каротиноиды: химическая природа, оптические свойства. Влияние внешних условий на синтез каротиноидов.

4. Локализация пигментов в хлоропластах. Разделение функций между пигментами в процессе фотосинтеза. Реакционный центр (РЦ), светособирающий комплекс (ССК), фотосинтетическая единица (ФСЕ).

5. ФПР. Поглощение света пигментами (механизм, спектр поглощения). Спектр действия фотосинтеза.

6. Фотохимические реакции фотосинтеза, их локализация в хлоропластах (привести схемы циклического и нециклического фосфорилирования с пояснениями).

7. Превращение углекислого газа в процессе фотосинтеза. Конечные продукты фотосинтеза (привести схему с пояснениями).

8. Характер и причины зависимости фотосинтеза от внешних факторов (света, температуры, СО2, влажности, минерального питания, привести графики с пояснениями).

9. Характер и причины зависимости фотосинтеза от внутренних факторов. Ассимиляционное число.

10. Роль фотосинтеза в формировании урожая. Пути повышения продуктивности растений. Листовой индекс. КПД фотосинтеза фитоценоза.

 

ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

1. Сущность дыхания и его значение в жизни растений.

2. Гликолиз: сущность, значение, локализация в клетке (привести схему с пояснениями).

3. Цикл ди-, трикарбоновых кислот в клетке (привести схему с пояснениями).

4. Окислительное фосфорилирование. Сущность, значение и локализация этого процесса в митохондриях. Электрон-транспортная цепь (привести схему с пояснениями).

5. КПД дыхания (привести необходимые расчеты).

6. Роль дыхания в обмене веществ. Приведите схему, которая иллюстрирует связь дыхания с метаболизмом клетки.

7. Синтез жиров и их превращения в углеводы (привести схему с пояснениями). Локализация этих процессов в клетке.

8. Использование жиров и полисахаридов в качестве субстратов дыхания. Дыхательный коэффициент.

9. Характер и причины зависимости дыхания от факторов внутренней организации растения. Роль дыхания в продуктивности растений.

10. Влияние внешних условий на интенсивность дыхания.

 

ТЕМА 5. ВОДНЫЙ РЕЖИМ РАСТЕНИЯ

1. Функции и формы воды в растении. Физико-химические свойства воды, обусловливающие ее функции.

2. Поглощение воды растительной клеткой. Осмос. Взаимосвязь между осмотическим, тургорным давлением и сосущей силой (привести график с пояснениями). Водный потенциал клетки.

3. Активная роль корня в поглощении воды и передвижении ее по растению. Осмотический механизм поглощения воды корнями.

4. Транспирация как физиологический процесс и ее значение в жизни растений. Причины неизбежности напрасного расходования воды в процессе транспирации. Виды транспирации, их количественное соотношение.

5. Устьичная транспирация и механизмы ее регуляции.

6. Строение устьичного аппарата. Функционально-структурная специализация замыкающих клеток (привести рисунок с пояснениями).

7. Транспорт воды по растению. Особенности перемещения воды на различных участках пути. Роль «верхнего и нижнего двигателей» водного потока у древесных растений (привести рисунок с пояснениями).

8. Характер и причины зависимости водопоглощающей деятельности корней и транспирации от внешних факторов. «Физиологическая сухость» почвы. Суточная и сезонная динамика транспирации (привести графики с пояснениями).

9. Водный баланс и его изменение в суточной и сезонной динамике. Водный дефицит и водный стресс. Завядание растений.

10. Пути регуляции водного режима растений.

 

Вопросы для контрольной работы № 2

ТЕМА 1. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ

1. Строение клеток прокариот. Основные отличия от клеток эукариот.

2. Основные типы питания прокариот, их характеристика. Представители микроорганизмов данных типов питания.

3. Способы получения энергии для жизнедеятельности у прокариот. Особенности аэробного и анаэробного дыхания.

4. Сущность и основные виды брожения. Основные представители микроорганизмов.

5. Этапы круговорота углерода в биосфере. Микроорганизмы, принимающие участие на каждом этапе круговорота, их характеристика по типам питания.

6. Этапы круговорота азота в биосфере. Аммонификация, нитрификация, денитрификация. Привести уравнения. Микроорганизмы, участвующие в данном процессе, их типы питания.

7. Биологическая «фиксация» азота. Симбиотические и свободно живущие авто- и гетеротрофные, анаэробные и аэробные микроорганизмы. Бактериальные удобрения.

8. Особенности почвенной микрофлоры леса.

9. Взаимодействие между микроорганизмами и растениями. Ризосфера. Состав ризосферных микроорганизмов.

10. Роль микроорганизмов в минеральном питании растений.

 

ТАМА 2. МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

1. Необходимые для растений минеральные элементы, их источники, формы содержания в почве и доступность.

2. Физиологическая роль и формы поглощения макро- и микроэлементов.

3. Поглощение ионов корнями растений. Роль клеточной оболочки. Движущая сила и способы переноса ионов через мембрану. Избирательность поглощения и ее природа.

4. Усвоение азота и других минеральных элементов растением.

5. Влияние аэрации и температуры почвы на поглощение минеральных веществ растением.

6. Влияние кислотности почвы на поглощение минеральных веществ.

7. Передвижение и накопление минеральных веществ в растении. Реутилизация ионов.

8. Микориза и ее роль в минеральном питании растений.

9. Антагонизм и синергизм ионов.

10. Физиологические основы применения минеральных удобрений.

 

ТЕМА 3. ПРЕВРАЩЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

ОРГАНИЧЕСКИХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Питательные органические вещества, их функции и формы.

2. Запасные вещества, их виды и локализация в растении.

3. Образование в растении сахарозы и крахмала (проследить путь углерода от его поглощения в процессе фотосинтеза до включения в молекулы крахмала и сахарозы).

4. Образование жира в растении (проследить путь углерода от его поглощения в процессе фотосинтеза до включения в молекулы жира).

5. Запасные вещества, содержащиеся в семенах, и их превращение при прорастании.

6. Содержание и сезонная динамика превращения запасных веществ в вегетативных органах древесных растений.

7. Строение и функции анатомических элементов флоэмы, которые участвуют в перемещении ассимилятов.

8. Этапы и направления ассимиляционного потока. Транспортные формы ассимилятов на различных этапах. Состав флоэмного сока.

9. Механизмы перемещения органических питательных веществ по флоэме. Скорость перемещения питательных веществ и ее зависимость от внешних условий.

10. Мобилизация запасных питательных веществ в период вегетативного роста. Роль ксилемы в их перемещении. Состав ксилемного сока.

 

ТЕМА 4. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ

1. Понятие об онтогенезе. Этапы онтогенеза растений и растительных клеток, их общая характеристика.

2. Общие представления о регуляции развития. Фитогормоны, их роль и характеристика.

3. Полярность, ее сущность и возникновение. Роль полярности в морфогенезе.

4. Механизм и характер роста растений. Показатели роста.

5. Ростовые движения растений. Механизм фото- и геотропизма.

6. Покой растений и его биологическое значение. Виды покоя, их причины.

7. Индукция цветения озимых растений низкими температурами. Яровизация.

8. Индукция цветения растений фотопериодом. Фотопериодизм.

9. Виды покоя семян. Способы преодоления глубокого покоя в процессе предпосевной подготовки.

10. Физиология прорастания семян. Условия внешней среды, необходимые для прорастания.

 

ТЕМА 5. УСТОЙЧИВОСТЬ РАСТЕНИЙ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯ

1. Влияние низких температур на растения. Повреждения растений низкими температурами. Причины гибели тканей при замерзании.

2. Закаливание растений. Физиологические механизмы устойчивости растений к низким температурам. Превращения веществ в деревьях в осенне-зимний период.

3. Холодо-, морозо- и зимостойкость растений. Методы определения морозоустойчивости. Защита растений от заморозков.

4. Воздействие на растения высоких температур. Физиологические механизмы жароустойчивости.

5. Устойчивость растений к недостатку воды. Типы засухоустойчивости растений.

6. Устойчивость растений к переувлажнению почвы.

7. Типы засоления почв. Адаптация растений к засолению. Галофиты.

8. Воздействие на растения ионизирующего излучения.

9. Механизм устойчивости растений к воздействию промышленных газов и пыли. Газоустойчивость различных видов и форм древесных растений.

10. Физиологические основы устойчивости растений к инфекционным заболеваниям.

 


Таблица для определения вопросов по темам в пределах своего варианта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.30 (0.053 с.)