Правовой режим воздушных судов как предмет лизинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим воздушных судов как предмет лизинга



Научный руководитель: к.пед.н., доцент Коваленко Н.О.

 

К числу наиболее распространенных сделок, выступающих основанием для государственной регистрации прав на воздушные суда, относятся купля-продажа; дарение; аренда, в основном долгосрочная; лизинг.

С последующим развитием рынка воздушных судов виды сделок будут также увеличиваться. Так, все большую актуальность приобретает лизинг (финансовая аренда) воздушных судов.

В последнее время лизинг воздушных судов имеет большое значение в условиях повышения требований к условиям авиаперевозок гражданским транспортом, а также значительного удорожания воздушных судов в силу развития и активного внедрения современных технологий.

Необходимо отметить, что в последнее время вместо покупки воздушного судна заинтересованные авиаперевозчики используют новые и использовавшиеся ранее воздушные суда на основе соглашения о лизинге. Действительно, по сравнению с покупкой - лизинг более гибкая и экономичная форма, она значительно снижает бремя первоначальных затрат на содержание воздушного судна, открывает возможность пользоваться налоговыми и таможенными льготами, повышает оперативность в удовлетворении сезонного спроса на дополнительные рейсы.

В.Д. Бордунов также отмечает, что для авиакомпании-лизингополучателя выгода лизинга заключается в возможности эксплуатации воздушного судна необходимого типа и провозной емкости, не уплачивая сразу его полную стоимость, что позволяет без резких финансовых затрат расширить и обновить свой авиапарк. Для лизингодателя лизинг воздушного судна - это выгодный способ вложения капитала и средство эффективного размещения свободных денежных активов. Поскольку они инвестируются в имущество, то в отличие от денежного кредита снижается риск невозврата средств. Несомненная выгода лизинга для изготовителя воздушных судов, их продавца, состоит в возможности получить полную стоимость воздушного судна за счет посредника - лизинговой компании. Изготовитель берет на себя обязательство осуществлять техническое обслуживание воздушного судна, что очень выгодно лизингопользователю. Для него отпадет необходимость найма специальных работников для его текущего и профилактического ремонта, а сам изготовитель получает возможность оперативно выявлять производственные и конструктивные недостатки воздушного судна в процессе его эксплуатации лизингополучателем. Другой положительной стороной лизинга является активное и динамичное влияние на развитие рынка аренды воздушных судов, что позволяет расширять объем сбыта новых воздушных судов для их изготовителей.

В соответствии со ст. 2 ЗУ «Про лизинг» договор лизинга представляет собой договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договор лизинга независимо от его срока заключается в письменной форме, что установлено п. 1 ст. закона.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе транспортные средства. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, что следует из ст. 11. Согласно ст. 19 Закона Украины «Про лизинг» договором может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

Применительно к воздушному судну как объекту лизинга необходимо отметить, что в законодательстве правовой статус воздушного судна представляется наиболее разработанным по сравнению с иными транспортными средствами и заключением договора аренды, в том числе лизинга данных транспортных средств.

Необходимо отметить, что при лизинге воздушных судов возникает проблема обособления имущества (оборудования), передаваемого в аренду. При этом имеется в виду обособление не самого судна, а наиболее дорогостоящих его частей, например авиационных двигателей.

Согласно положениям Конвенции о международном финансовом лизинге правом, подлежащим применению к оборудованию, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, является право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора (ст. 7). Таким образом, норма, касающаяся авиационных двигателей, содержит иную коллизионную привязку, чем общая норма о воздушных судах. Правом, применимым к отношениям международного финансового лизинга, является - для воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 г., - право государства, в котором это воздушное судно было зарегистрировано.

В Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, подписанной в Кейптауне 16 ноября 2001 г., предусматриваются положения, направленные на защиту права собственности и иных вещных прав на подвижное оборудование.

В качестве вывода хотелось бы отметить, что несмотря на то, что в ближайшие годы Минфин Украины намерен увеличить расходы бюджета на поддержку авиастроения, причем основная часть этих средств будет направлена на субсидирование процентных ставок и поддержку лизинга для закупки самолетов украинскими авиакомпаниями, рынок лизинга воздушных судов остается достаточно неразвитым и не совсем эффективным.

Полагаем, что для успешного развития данного сектора необходима государственная поддержка, которая может быть выражена как за счет прямой финансовой помощи, так и создании лизинговой компании с государственным участием на основе Объединенной авиастроительной корпорации для стимулирования лизинга отечественных воздушных судов.

 

 

УДК 349.11.246

 

курсант факультет менеджменту

Кіровоградскої льотної академії

Національного авиаційонного університету

Андріученко О.О.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.005 с.)