Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 14. Основы конституционного права ФранцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституция Франции
Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года; конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов. Существенное влияние на содержание конституции оказала обстановка, в которой она принималась. В условиях острейшего внутриполитического и внешнеполитического кризиса, основной причиной которого явилась борьба Алжира за освобождение от колониальной зависимости, парламент согласился на значительное расширение полномочий президента де Голля. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете, созданном для ее подготовки, и в Совете министров, а затем одобрен на референдуме 28 октября 1958 года. Основные черты Конституции. - не содержит положений о социально-экономической структуре общества; - в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях); - нет раздела о правовом статусе личности; - отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан). Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые обретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). - провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме; - провозглашает создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме). - Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», возникший ещё в XVIII в. во время революции, установила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа»; - определила основные условия для создания политических партий; - провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. - в Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз. По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде «ассоциированного штата»), член Французского Сообщества. Во Франции существует демократический государственный режим. Поправка 2003 г. к Конституции устанавливает, что государство является децентрализованным. Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции (стадия принятия поправки), а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов (стадия ратификации, утверждения). На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, — решает Президент. Применялся и тот, и другой способ. Последние существенные поправки: - 1992 г. – новая глава в связи с вхождением Франции в Европейский Союз); - 1995 г. – относящиеся к вопросам референдума, об отмене депутатской неприкосновенности в случае уголовного преступления; - 1998 г. – о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о Французском Сообществе; - 2002 г. – уменьшение срока полномочий Президента с семи до пяти лет; - 2003 г. – о децентрализации государства. Конституционный контроль осуществляют Конституционный совет (конституционность актов парламента) и Государственный совет (конституционность актов органов исполнительной власти). Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижнейпалаты). Каждое из этих должностных лиц назначает 1/3 членов Совета на девять лет. Быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется 1/3 членов Совета. Другая часть Конституционного совета бывшие – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партии. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрения споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных органов. Государственный совет назначается Президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов конституции и закону, а также рассматриваетжалобы граждан по поводу нарушения их прав. Государственный Совет является также высшим административным судом. Формально его возглавляет премьер-министр, фактически – министр юстиции. Совет проверяет акты правительства на предмет соответствия конституции, Конституционный контроль во Франции по отношению к законам является предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные Права граждан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.008 с.) |