Вопрос 8. Законодательная основа регулирования отношений в сфере науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Законодательная основа регулирования отношений в сфере науки.



Законодательной основой регулирования отношений между субъектами научной и

научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и

научно-технической продукции стал Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон).

Согласно этому Закону, госудаственная научно-техническая политика

осуществляется, исходя из следующих основных принципов:

признания науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития

производительных сил страны; гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организаций академий наук, имеющих

государственный статус, а также научных организаций министерств и иных

федеральных органов государственной власти;поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки итехники;

развития научной, научно-технической и инновационной деятельности

посредством создании системы государственных научных центров и других структур;концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и

техники;стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельностичерез систему экономических и иных льгот.

Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики Российской

Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года идальнейшую перспективу».

Важнейшими направлениями государственной политики в области развитиянаукии технологий являются:

· развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и

· разработок;

· совершенствование государственного регулирования в области развития науки и

· технологий;

· формирование национальной инновационной системы;

· повышение эффективности использования результатов научной и научно-

· технической деятельности;

· сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

· интеграция науки и образования;

· развитие международного научно-технического сотрудничества.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-технической

деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.

Федеральное агентство научных огранизаций (ФАНО России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом находившимся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Агентство было создано в рамках реформы Российской академии наук.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О науке и государственной научно-

технической политике» органы государственной власти России и субъектов РФ,

научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в

пределах своих полномочий:

- определяют приоритетные направления развития науки и техники,

- обеспечивают формирование системы научных организаций, межотраслевую координацию научной и научно-технической деятельности,

- разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов,

развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и

техники.

Вопрос 9. СТРУКТУРА ОРГАНОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ НАУКИ.

Управление в сфере науки долгие годы отличалось консерватизмом. Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике осуществлял централизованное руководство, а Академия наук была как бы вторым центром в данной сфере. В 90-х гг. в РФ постепенно меняются организационные формы -Министерство науки и технической политики заменяется Государственным комитетом по науке и технологиям, а последний в марте 1997 г. преобразуется в Министерство науки и технологий. Происходит интенсивный рост отраслевых академий, а также начал самоорганизации в науке.

Долгожданный ФЗ «О науке и научно-технической политике» (его аналог готовился более 20 лет) позволил сформировать законодательную базу в данной сфере. Отдан приоритет статусу субъектов научной деятельности, в т.ч. научной организации.

В ст. 7 ФЗ урегулировано управление научной и (или) научно-технической деятельностью. Оно осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и саморегулирования Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы е пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритеты направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации: утверждают уставы государственных научных организаций; осуществляют контроль за эффективным исполъзованием и сохранностью представленного государственным научным организациям имущества; осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Для отношений в данной сфере характерна такая основная правовая форма отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в т.ч. министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, как договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультативных и иных услуг, а также другие договоры, • в т.ч. договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством РФ, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

Разграничены три уровня управления в сфере науки.

К ведению органов государственной власти РФ относятся: разработка и проведение единой государственной научно-технической политики; выбор приоритетных направлений развития науки и техники РФ; формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение; финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета; установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использования ее результатов; содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ; управление государственными научными учреждениями федерального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ; формирование единых систем стандартизации, обеспечение единства измерений, сертификации, научной и научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими; установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.

Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической политики РФ совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.

Приоритетные направления развития науки и техники и перечень новейших технологий федерального уровня разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от П апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», решением Правительственной комиссии по научно-технической политике (протокол заседания от 28 мая 1996 г.) и Указом Президента РФ от 13 июня 1996 года «О доктрине развития российской науки».

К совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ относятся: формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности; формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции РФ и субъектов РФ; формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов РФ; разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в т.ч. их материальное обеспечение; формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития; международные научные связи.

К ведению органов государственной власти субъектов РФ относятся: участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах РФ; формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов РФ; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов; управление государственными научными организациями регионального значения, в т.ч. их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных организаций федерального значения по вопроса'м, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных информационных ресурсов; формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития; осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральным законом к ведению органов государственной власти РФ.

Тем не менее разграниченные и совместные действия государственных органов в данной сфере и характер их отношений с научными организациями остаются трудной проблемой.

 

Вопрос 10. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДНР.

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности.

Официально философия признаёт существование четырёх форм ненаучного познания. Это такие виды ненаучного познания:

мифологическое;

обыденное (Познание в процессе повседневной жизни)

народная мудрость

паранаука (Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.)

Научное знание— знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных.

 

Университет – многопрофильное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по широкому спектру гуманитарных, экономических, естественных и других наук, и является ведущим научно-методическим центром. Университеты могут быть классическими и профильными.
Университет имеет статус классического, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по восьми отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двенадцати научным специальностям, в том числе не менее чем по двум гуманитарным, экономическим, естественным или техническим специальностям.
Университет является профильным, если в нем осуществляется подготовка кадров не менее чем по четырем отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по восьми научным специальностям, в том числе не менее чем по шести профильным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).
Институт – высшее учебное заведение III или IV уровня аккредитации или структурное подразделение университета, предоставляющее высшее образование в определенной отрасли науки, образования, культуры или производства.
Академия – высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, которое проводит образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Академия действует при условии, если в ней осуществляется подготовка кадров по двум отраслям образования и подготовка докторов философии и докторов наук не менее чем по двум научным специальностям, за исключением художественных и военных высших учебных заведений (вузы).
Консерватория – высшее учебное заведение ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование в отрасли культуры и искусства.
Колледж – высшее учебное заведение ІІ уровня аккредитации или структурное подразделение учебного заведения ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по родственным направлениям подготовки или по нескольким родственным специальностям.

Колледж приобретает статус профессионального, если в нем на дневной форме обучения учится не менее пятисот человек.

Техникум (училище) – высшее учебное заведение І уровня аккредитации или структурное подразделение вуза ІІІ или IV уровня аккредитации, предоставляющее высшее образование по нескольким родственным специальностям.

 

Вопрос 11. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Цели института:

повышение квалификации и расширение профиля специалистов, работающих в

психологической сфере (обучение психологов, педагогов, врачей, социальных работников и др.);

обучение студентов психологических факультетов практическим навыкам психологического консультирования, эффективному использованию различных прикладных техник и методик;

интеграция теорий, концепций и взглядов на предмет психологии и психотерапии;

интеграция теории, методологии и практики психологии;

обмен опытом ведущих специалистов по различным направлениям практической психологии и психотерапии;

знакомство с новейшими методами и техниками исследования, трансформации и коррекции личности, групповой работы.

Направления деятельности института:

краткосрочные семинары и тренинги;

длительные программы по различным направлениям психологии и психотерапии;

выездные семинары и циклы усовершенствования;

конференции, фестивали, психотерапевтические интенсивы, студенческие декадники и пр.;

сотрудничество с зарубежными специалистами и организациями;

международные образовательные программы.

Главная цель Академии - эффективное использование творческого потенциала видных ученых и специалистов, работающих в оборонных отраслях промышленности, учебных заведениях, научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждениях Украины, России и Беларуси для обеспечения технического прогресса в области прикладной радиоэлектроники в условиях конверсии оборонной промышленности и рыночной экономики.

Академия ставит перед собой следующие задачи:

• Проведение научных исследований по проблемам конверсии предприятий и НИИ оборонной промышленности, направленных на ускорение процесса внедрения передовых технологий в области радиоэлектроники.

• Обеспечение интенсификации развития прикладных наук в области радиоэлектроники на базе фундаментальных достижений в таких областях как физика, радиолокация, радиотехника, квантовая электроника, кибернетика, криогенная электроника, электродинамика, оптика, энергетика, новые технологии по производству элементов радиоэлектроники, совершенствования инженерного образования и т.д.

• Координация фундаментальных, поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по радиоэлектронике во всех отраслях народного хозяйства.

• Изучение и использование достижений отечественной и зарубежной науки и технических возможностей в области радиоэлектроники с целью обеспечения приоритета указанной области знаний в социально-экономическом развитии производительных сил Украины, России и Беларуси.

• Популяризация основных идей в области прикладной радиоэлектроники и организация взаимной информации о достижениях представителей науки и практики.

• Интеграция теоретических и прикладных исследований в области радиоэлектроники, проводимых в различных регионах.

• Обеспечение создания необходимых условий для полного раскрытия творческих и профессиональных качеств научных сотрудников, изобретателей, рационализаторов и инженеров, оказание им помощи в подготовке к практической реализации их перспективных идей и предложений.

Цели деятельности колледжа:

– обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулирование общественных отношений в сфере образования;

– формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося;

– формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося;

– обеспечение отраслей хозяйства Республики Беларусь квалифицированными рабочими и специалистами;

– воспитание у учащихся стремления к

самообразованию и получению квалификации, с целью обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда.

Основными задачами колледжа являются:

– создание условий для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованиями;

– удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

– создание условий для физического совершенствования обучающихся, овладения ценностями и навыками здорового образа жизни;

– обеспечение социальной защиты обучающихся и установленных законодательством социальных гарантий;

– формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

– формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

– подготовка к самостоятельной жизни и труду;

– формирование культуры семейных отношений;

– создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;

– организация экспериментальной работы преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.

Основной целью училища является подготовка и обучение студентов для получения среднего профессионального образования в области по специальности «Физическая культура», проявивших способности в спорте и достигших высоких спортивных результатов. Училище обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту и пополнение сборных команд России по олимпийским видам спорта.

Задачами училища являются:

• обеспечение круглогодичной специализированной подготовки высококвалифицированных спортсменов, кандидатов в члены и членов сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта; обеспечение условий получения образовательной и профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов;

• удовлетворение потребности спортсмена в интеллектуальном развитии и обеспечение его социальной адаптации посредством получения среднего профессионального образования;

• удовлетворение потребностей общества в специалистах физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием;

формирование у студентов гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности

Основными целями деятельности Университета, как ведущего центра развития и совершенствования образования, науки и культуры, претворяющего в жизнь концепцию образования Республики Казахстан, являются:

удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности для формирования наукоемкой модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство;

удовлетворение социально-экономических потребностей общества в специалистах с высшим образованием высокой квалификации;

накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

Основными задачами деятельности Университета является:

обновление содержания образования и укрепление материально-технической базы;

реализация национальной системы образования и оценки качества образования;

интеграция образования, науки и производства;

 

Вопрос 12. СТАТУС АКАДЕМИИ НАУК, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Росси́йскаяакаде́миянау́к (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию.

Цели деятельности Российской академии наук

1) проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России;

2) экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций;

3) содействие развитию науки в Российской Федерации;

4) распространение научных знаний и повышение престижа науки;

5) укрепление связей между наукой и образованием;

6) содействие повышению статуса и социальной защищенности научных работников.

Основные задачи и функции Российской академии наук

1) разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

2) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;

3) экспертиза научно-технических программ и проектов. Требования к научно-техническим программам и проектам, подлежащим направлению на экспертизу в Российскую академию наук, и порядок направления на такую экспертизу устанавливаются Правительством Российской Федерации;

4) предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;

5) изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;

6) укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности;

7) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;

 

 

Вопрос 13. СТАТУС АКАДЕМИИ ПРАВОВЫХ (ЮРИДИЧЕСКИХ) НАУК.

Статья 6 ФЗ «О науке…» (в редакции 1996 г.) закрепила основные составляющие правового статуса академий наук. Было установлено, что академии наук имеют государственный статус. Это, уточнял закон, означает, что:

- академии наук учреждаются федеральными органами власти, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Отсюда проистекает возложенная на академии наук обязанность ежегодно представлять Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях и полученных научных и (или) научно-технических результатах;

- академии наук финансируются за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законом. В то же время закон в 1996 году установил, что результаты научных исследований академий наук, финансируемых из федерального бюджета, передаются государству в соответствии с законодательством Российской Федерации (сейчас это положение из ФЗ «О науке…» исключено);

- земельные участки, выделенные академиям наук в установленном порядке, закрепляются за ними в бессрочное безвозмездное пользование (сейчас это положение из ФЗ «О науке…» исключено, права академий наук на земельные участки регулируются земельным законодательством);

- академии наук (и входящие в них организации) наделены правом «управлять своим имуществом», владеть, пользоваться и распоряжаться федеральным имуществом, переданным им в оперативное управление или хозяйственное ведение.

Одновременно закон признал академии наук самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и своих уставов. Закон, признав академическое самоуправление, установил также, что структура академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяется уставами академий наук, то есть самими академиями наук, так как в Российской Федерации в период 1996 - 2006 годов уставы академий наук утверждались ими самостоятельно.

Объем вышеназванных правомочий, предоставленных академиям наук ФЗ «О науке…» (в редакции 1996 г.), позволял им проводить фундаментальные и прикладные исследования каждой в своей сфере деятельности, а также осуществлять организационную деятельность в отношении подведомственных организаций. Помимо этих общих для всех академий наук прав РАН как высшей научной организации страны было предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.078 с.)