ТОП 10:

Перелік психологічних задач за відповідними темами дисципліни



Задача 1.Определить уровень и тип правосознания личности преступника и письменно дать обоснование.

Текст: «Обыкновенно» – это его любимое слово, которое он постоянно вставлял в свой рассказ. Когда его спрашивали, как он относился к крови и ранам, какое впечатление на него они производили, он отвечал: «Обыкновенно, как все». Из дальнейшей беседы выяснялось, что они не производили на него совершенно никакого впечатления, и именно это он подразумевал обычно под словом «обыкновенно». Когда его спрашивали, как он совершил то или иное убийство, он отвечал: «Обыкновенно, пришли, сказали, убили». Его кровавые дела действительно в его глазах были чем-то обыкновенным и не производили на него никакого впечатления. Стоны, мольбы и просьбы жертв только злили его и вызывали грубую брань. На него сама картина убийства не производила никакого смущающего, способного хоть сколько-нибудь поколебать, впечатления

 

Задача 2. Определить тип неблагополучной семьи и письменно дать обоснование.

Текст: «... Моя жизнь проходила трудно. Отец работал токарем, домой денег приносил мало, из-за чего они с матерью ругались. Поэтому каждый день меня били часто, даже очень часто: мать ремнем, отец за уши таскал, хотел меня куда-нибудь сплавить. Отец бил мать, а мать его. Меня они не ласкали, сказок не рассказывали, подарки, правда, дарили, пару раз водили на елку...»

Задача 3. В юридической психологии накопилось достаточно много информации об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и специфики их общения. Рассмотрим некоторые выводы по материалам экспериментальных исследований.

а) Возможно так представить в сокращенном виде путь развития личности в неблагополучной семье от ребенка до несовершеннолетнего правонарушителя с устойчивой антиобщественной направленностью.

Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повышается (Валицкис Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., 1989).

б) Общие выводы относительно особенностей интерперсональных взаимоотношений трудных подростков: у большинства из них нет привязанности к родителям и другим членам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним со стороны родителей; им присуще в целом негативное отношение к учителям как следствие деформации взаимоотношений в школе; большинству подростков не свойственны крепкие дружеские связи со сверстниками, что подтверждается высокими показателями по шкале отгороженности (Устименко С.Ф., 1984).

Задания:

1. Внимательно проанализируйте представленные выводы по результатам психологических исследований.

2. С учетом этих выводов попытайтесь сформулировать меры психолого-педагогического характера по совершенствованию воспитания подростков в семье и школе.

 

Задача 4.Определить тип преступника (письменно)

Текст: П. (26 лет) ранее не судим, образование высшее техническое, осужден за убийство молодой женщины, с которой познакомился накануне и пригласил к себе домой. Там они вместе выпили. Со слов обвиняемого знакомая сильно опьянела. Около 22 часов П. за­снул. Через некоторое время женщина разбудила его и стала при­ставать с требованием продолжить употребление спиртных напит­ков, что вызвало у П. сильное раздражение, в результате чего муж­чина ударил ее по голове бутылкой шампанского.

Вопросы:

– Кто в Вашей семье занимал ведущее место: отец или мать?

– С какой целью Вы привели гражданку М. в свою квартиру?

– Каким в последнее время был режим Вашего сна?

– Вы утверждаете, что гражданка М. была в состоянии сильного алкогольного опьянения, в то же время проведенная экспертиза по­казала незначительное содержание алкоголя в ее крови, можете ли Вы разъяснить данное обстоятельство?

– Для того чтобы предложить Вам продолжить употребление спиртных напитков, гражданке М. необходимо было Вас разбудить или в этот момент Вы не спали?

– Чем Вы можете объяснить факт убийства гражданки М., если, как утверждаете, не имели преступного умысла?

 

Задача 5.Определить тип преступника по глубине и стойкости социальной направленности поведения и письменно дать обоснование.

Текст: Более 5 килограммов героина изъяли оперативники Харьковского УВД на транспорте у гражданина Таджикистана (24 года), который пытался нелегально провести на территорию Украины из Средней Азии крупную партию наркотиков. В спортивной сумке «наркотуриста» было обнаружено 34 видеокассеты в заводской упаковке. Из них 26 видеокассет оказались уже «записаны» чистейшим афганским героином. По данному факту возбуждено уголовное дело. В ходе следственных действий было установлено, что мать обвиняемого в свое время была поймана за аналогичное преступление, осуждена и отбывает наказание в одной из колоний среднего уровня безопасности.

Задача 6.

1.Один из ведущих сотрудников Генеральной прокуратуры Украины, обращаясь к теме использования в раскрытии преступления экстраординарных психофизиологических способностей человека, рассказывал о запросах во все УВД Украины. Далее он подчеркнул, что пришли ответы из 12 регионов. В 6 - уголовный розыск к экстрасенсам не обращался, в остальных 6 - просили помощи по просьбе потерпевших, в 4 регионах были получены положительные результаты. В Одессе так раскрыто два убийства, кража из кассы, а в Ровно найдены неопознанные трупы. При крупной краже драгоценностей экстрасенс дал не только необходимую информацию, но и указал источник утечки из фирмы сведений коммерческого характера. В другом случае экстрасенс указал на преступника из круга подозреваемых.

В заключение сотрудник Генеральной прокуратуры Украины отметил, что у него нет сомнений в том, что экстрасенсы могут помочь в раскрытии преступлений.

За рубежом способности экстрасенсов активно используются. Например, сообщается, что ясновидящая Д. Элис помогла полиции США в раскрытии 16 убийств.

2. Специальные исследования, проведенные в одном из научно-исследовательских учреждений, относящихся к системе органов правопорядка, привели проводивших их сотрудников к ряду выводов. Во-первых, они отмечали, что реально существуют люди с экстрасенсорными способностями, позволяющими воссоздать картину места происшествия, обеспечить более эффективный поиск преступников и т. д. Во-вторых, по мнению исследователей, ни дальность свершившегося события, ни давность на результаты работы экстрасенса не влияют. Порой результаты бывают очень удачными. В одном из городов Украины экстрасенсы нашли сейф и оборудование для изготовления фальшивых денег. В одном из вузов была совершена кража. Экстрасенсы назвали преступницу-клептоманку и даже пояснили, как можно заставить ее вернуть похищенное. Достоверность информации, получаемой от экстрасенсов, по мнению исследователей, составляет от 60 до 90%.

Задание:

1. Сформулируйте свое мнение о необходимости привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений и обоснуйте его.

2. Если ваше мнение положительное, то постарайтесь перечислить конкретные виды преступлений, при раскрытии которых, по вашему мнению, в первую очередь целесообразно использовать экстрасенсов или уже использовали правоохранительные органы и результат был положительным.

Задача 7.

Определить тип преступной группы и письменно дать обоснование

Текст: С. был на проводах в армию своего друга, где все употребляли спиртные напитки. Около часа ночи, заметив, что К., находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, направилась домой, один из друзей С. предложил ему и еще одному своему приятелю изнасиловать ее. Втроем они догнали ее на улице. Напав сзади, набросили на голову плащ. Затем, преодолев сопротивление, повалив К. на землю, совершили насильственные половые акты.

Все трое преступников были между собой знакомы, поддерживали дружеские отношения, постоянно совместно проводили свободное время. В этой группе был лидер, который определял, когда, где и чем они будут заниматься. Именно лидер и предложил совершить изнасилование.

Задача 8.

Выпускник юридического факультета университета обратился в УМВД Харьковской области с просьбой принять его на службу в милицию, в уголовный розыск. В этой связи он был направлен на обследование в лабораторию психодиагностики поликлиники УМВД Харьковской области. В результате психодиагностики у него был выявлен гипертимный профиль личности и вынесено заключение «рекомендован условно».

В силу большого желания служить в милиции и подключения через родителей друга семьи, к психологу зашел зам. начальника одного из отделов уголовного розыска и стал просить принять «парня на работу», т.к. он знает его с детства как соседа и он готов лично оформить «поручительство за кандидата» и в дальнейшем выступать в качестве его наставника.

Психолог, сославшись на ведомственный нормативный акт, отказал в ходатайстве.

Вопросы и задания:

1. Что значит гипертимный профиль личности и какой тип поведения можно ожидать от человека с данным типом акцентуации характера при службе в таком подразделении милиции, как уголовный розыск?

2. Какие еще противопоказания, связанные с акцентуациями характера и иными личностными противопоказаниями, должны выявляться при профотборе в милицию? Обоснуйте свое мнение, исходя из специфики профдеятельности сотрудников различныхслужб милиции.

 

Задача 9.

Несовершеннолетнюю К. изнасиловали, заманив в пустующий дом, знакомый подросток П. и его пятеро друзей. Он позвал К. в отдельную комнату и предложил вступить с ним в половую связь, но К. отказалась. Тогда П. пригрозил физичекой расправой, а также сказал, что если она не согласится с ним, то совершат половые акты все остальные по очереди и расскажут об этом в поселке и будет она ”как сестры С.” /известные в поселке проститутки/; П. совершил с ней половой акт, а после этого с ней совершили половые акты остальные по очереди. Как показало следствие, потерпевшая активного сопротивленипя насильникам не оказывала, лежала в практически неизменяемой позе, не поправляла одежду, не реагировала на оскорбления, просила только, чтобы ее отпустили. По материалам уголовного дела , в 12 лет К. была изнасилована мужем тети, случившееся переживала тяжело /считала, что “никому теперь не нужна”. Уступчива, “за себя постоять не может” В рассматриваемом случае можно говорить о формировании характерологических особенностей личности на фоне детской сексуальной травмы.

В процессе проведения СПЭ было выявлено, что у несовершен-нолетней проявляется лабильный тип акцентуации характера. /См. Бочарова С.П., Землянская Е.В. Гл.13 Юр.пс./.

Вопросы и задания:

1. Что значит лабильный тип акцентуации характера личности и какой тип поведения можно ожидать от человека с данным типом акцентуации характера в подобной ситуации?

2. Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности потерпевшего лица и содержание исследуемой ситуации, могла ли потерпевшая понимать характер и значение совершаемых с ней действиями?

Задача 10.

Сотрудники учреждений Государственной пенитенциарной службы Украины со стажем отмечают, что невозможно исправить осужденных, отбывающих длительные сроки наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (например, за убийство), т.к. они не признают своей вины и справедливости назначенного судом наказания.

Вопросы и задания:

1. Можно ли считать позицию сотрудников Государственной пенитенциарной службы Украины со стажем достаточным основанием для ужесточения уголовной репрессии, в том числе вплоть до возврата применения исключительной меры наказания – смертная казнь? Обоснуйте свое мнение с привлечением данных из правовой практики и из примеров исправления осужденных описанных в отечественной и зарубежной юридической психологии.

2. При каких условиях, по Вашему мнению, уголовно-правовая оценка насильственного преступного деяния позволяет в достаточной мере охватывать его психологическое содержание и реализовывать его в назначенном виде и размере ответственности? Обоснуйте свое мнение, основываясь на прогрессивной практике применения в странах мира разных систем наказаний и исправления осужденных, в том числе с использованием рекомендаций психологов.

 

Додаток 3

Завдання 1. Заповніть удома відповіді на наступні тести, користуючись приведеними в них інструкціями і розмістивши свої відповіді у своєму конспекті:

1. Изучение профессиональных склонностей (дифференциально–диагностический опросник Е.А. Климова)

В основе методики лежит условное деление всех видов профессий на пять основных групп в соответствии с тем, что является предметом профессиональной деятельности:

1. Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек, имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук,

2. Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием, или конструиро­ванием, например профессия инженера, оператора, машиниста и т.п.

3. Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например, политика, религия, педагогика, психология, медицина, право.

4. Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

5. Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно–творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

С помощью методики ДДО можно определить, к какой из перечисленных пяти групп профессий у вас есть склонность. Для этого предлагается опросник в сопровождении инструкции следующего содержания:

 

Инструкция: С учетом собственных предпочтений необходимо по каждой из предлагаемых пар суждений выбрать одно и указать свой ответ обведя кружком его номер.

 

1а. Ухаживать за животными. 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным людям, лечить их. 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, музыкальных записей. 3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).
5а. Обсуждать научно–популярные книги, статьи. 5б. Обсуждать художественные книги.
6а. Выращивать молодняк — животных какой–либо породы. 6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких–либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты. 7б. Управлять каким–либо грузовым, подъёмным, транспортным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д. 8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище. 9б. Искать и исправлять ошибки Б. текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных. 10б. Выполнять расчёты, вычисления.
11а. Выводить новые сорта растений. 11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты. 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.  
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или" представляемые.  
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.  
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.  
18а. Организовывать культпоходы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.  
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.  
20а. Вести борьбу с болезнями растений, е вредителями леса, сада. 20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс и т.п.).  
       

Таблица результатов и их обработка:

Внесите свои ответы по тесту в Таблицу результатов, обведя кружком ответы-суждения, соответствующие вашей позиции:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.014 с.)