Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверж-дающий модусыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждающе-отрицающим модусом именуются следующие схемы рассуждения: Либо А, либо В. А. Следовательно, не-В и, либо А, либо В. В. Следовательно, не-А. Посредством этих схем от утверждения двух взаимоисключающих альтернатив и установления того, какая из них имеет место, осуществляется переход к отрицанию второй альтернативы: либо первое, либо второе, но не оба вместе; есть первое; значит, нет второго. Например: Лермонтов родился в Москве, либо в Петербурге. Он родился в Москве. Неверно, что Лермонтов родился в Петербурге. Связка «либо, либо», входящая в утверждающе-отрицающий модус, является исключающей, она означает: истинно первое или истинно второе, но не оба вместе. Такое же рассуждение, но с неисключающим «или» (имеет место первое или второе, но возможно, что и первое и второе) логически неправильно. От истинных посылок оно может вести к ложному заключению. Например: На Южном полюсе был Амундсен или был Скотт. На Южном полюсе был Амундсен. Неверно, что там был Скотт. Отрицающе-утверждающим модусом называется разделительно-категорическое умозаключение: первое или второе; не-первое; значит, второе. Первая посылка – высказывание с «или»; вторая – категорическое высказывание, отрицающее один из членов первого сложного высказывания; заключением является второй член этого высказывания: А или В. Не-А. Следовательно, В и А или В. Не-В. Следовательно, А. Например: Множество является конечным или оно бесконечно. Множество не является конечным. Множество бесконечно. 7. Конструктивная и деструктивная дилеммы. Дилеммами называются рассуждения, посылками которых являются по меньшей мере два условных высказывания (высказывания с «если, то») и одно разделительное высказывание (высказывание с «или»). Выделяются: а) простая конструктивная (утверждающая) дилемма: Если А, то С, если В, то С; А или В. Следовательно, С Рассуждение этого типа в математике принято называть доказательством по случаям. Однако число случаев, перебираемых последовательно в математическом доказательстве, обычно превышает два, так что дилемма приобретает вид: Если бы было справедливо первое допущение, теорема была бы верна; при справедливости второго допущения теорема также была бы верна; при верном третьем допущении теорема верна; справедливо или первое, или второе, или третье допущение. Значит, теорема верна. б) сложная конструктивная дилемма: Если А, то В. Если С, то Д. А или С. Следовательно, В или Д. («Если будет дождь, мы пойдем в кино; если будет холодно, пойдем в театр; будет дождь или будет холодно; следовательно, мы пойдем в кино или пойдем в театр»). в) простая деструктивная (отрицающая) дилемма: Если А, то В. Если А, то С. Неверно В или неверно С. Следовательно, неверно А. (« Если число делится на 6, то оно делится на 3; если число делится на 6, то оно делится на 2; рассматриваемое число не делится на 2 или не делится на 3; следовательно, число не делится на 6»). г)сложная деструктивная дилемма: Если А, то В. Если С, то Д. Не-В или не-Д. Следовательно, Не-А или не-С. («Если поеду на север, то попаду в Тверь; если поеду на юг, то попаду в Тулу; но не буду в Твери или не буду в Туле; следовательно, не поеду на север или не поеду на юг»). 8. Закон Клавия – если из отрицания некоторого высказывания вытекает само это высказывание, то оно является истинным.Или, короче: высказывание, вытекающее из своего собственного отрицания, истинно. (Если неверно, что А, то А. А.) Закон Клавия лежит в основе рекомендации: если хочешь доказать А, выводи А из допущения, что верным является не-А. (Например, – Стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай). Логический практикум 1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру силлогизма, его модус, сделайте вывод о его правильности. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами. Пример: Каждый гражданин РФ имеет право на образование. Новиков – гражданин РФ. Поэтому он имеет право на образование. Алгоритм: 1) Меньший термин (S) – Новиков, средний (М) – гражданин РФ, больший (Р) – право на образование; 2) Большая посылка: Каждый гражданин РФ имеет право на образование (Все М суть Р); Меньшая посылка: Новиков – гражданин РФ (S есть М) 3) Схема силлогизма: Все М суть Р S есть М Следовательно S суть Р 4) Силлогизм относится к 1-й фигуре 5) Его модус AI I, он является правильным
1) Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он привлечен к уголовной ответственности 2) Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы. Заведомо незаконный арест – преступление против правосудия. Значит, некоторые преступления против правосудия наказываются лишением свободы. 3) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. он невиновен. 4) Любой материальный объект существует только благодаря взаимодействию его элементов. Атом – материальный объект, он существует благодаря этому взаимодействию. 5) Закон исключенного третьего – закон мышления. Он сформулирован Аристотелем. Значит, некоторые законы мышления сформулированы Аристотелем. 6) Жуков имеет высшее юридическое образование, он адвокат, а все адвокаты имеют высшее юридическое образование. 7) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительная, т.к. в ней не указана дата ее совершения. 8) Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит не рыба, он не дышит жабами. 9) П. привлекается к уголовной ответственности, т.к. он незаконно хранил огнестрельное оружие, а лица, незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности. 10) Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. Николаев не привлекался к уголовной ответственности по этой статье, значит, он от уплаты налога не уклонялся.
2. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью. Пример: Некоторые юристы – адвокаты.Семенов – юрист. Алгоритм. 1) Делаем вывод и определяем меньший, больший и средний члены силлогизма Некоторые юристы (M) – адвокаты (P) Семенов (S) – юрист (M) Семенов (S) – адвокат (P) 2) Определяем фигуру М P S М 1-я фигура 3) Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей 1) Все студенты юридического факультета изучают логику. Соколов не студент юридического факультета. 2) Все студенты юридического факультета изучают логику. Петров – студент юридического факультета. 3) Некоторые свидетели по делу дали ложные показания. Сидоров свидетель по делу. 4) Некоторые преступления являются умышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление. 5) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование, некоторые из них занимаются научной деятельностью. 6) Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи. 7) Ни один свидетель по делу не знал потерпевшего. Петров не является свидетелем по делу. 8) Ни один император не дантист. Всех дантистов боятся дети. Тесты для самопроверки 1. Простое умозаключение
2. Условное умозаключение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.008 с.) |