Мадэль дзейнасці культуролага А. Белага. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мадэль дзейнасці культуролага А. Белага.



Андрей Белый (Бугаев Андрей Николаевич) (1880-1934) - pусский писатель, поэт, философ, исследователь культуры, теоретик русского символизма. Искал высший религиозный смысл культуры, стремился выработать универсальное представление о человеке и культуре. В культуре, по мнению Белого, происходит процесс "очеловечения" личности, преодолевается ее "замкнутое биологическое бытие". "Очеловечение", как его понимал Белый, - это "одухотворение". Сущность культуры он видел в творческом преобразовании окружающей действительности, в "пересоздании человечества", трансформировании его в новое качество.

В этом же заключается высшее предназначение нравственности и искусства. Однако Белый подчеркивает различие между тем, что он называет "художество" и "культура". Первое пересоздает мир идеально, второе - переводит этот процесс в реальность: жизнь превращается в материал, который благодаря творчеству перевоплощается в ценности. Белый, как известно, был теоретиком русского символизма. В своей работе "Символизм как миропонимание" он четко определяет три "лозунга" символизма в литературе:

1) символ всегда отражает действительность

2)символ есть образ, видоизмененный переживанием

3) форма художественного образа неотделима от содержания.

Основные теоретические работы: "Символизм" (1910), "На перевале (1918-1920, т.1-3), "Кризис культуры", "Революция и культура", "Философия культуры", "Символизм как миропонимание".

 

10. Прадметныя і метадалагічныя асновы навуковых ведаў аб культуры Г. Рыкерта.

Риккерт Генрих (1863-1936)- нем. философ. Фил. Р. исходит из противопоставления естественного и гуманитарного знания, «наук о природе» и «наук о культуре» как познающих, соответственно, общие законы явлений и единичные явления в их индивидуальной неповторимости.

В науках о культуре, в частности в истории, осмыслительная работа состоит в том, что все явления связываются с определенными ценностями (истина, красота, святость и т. д.);

Р. писал: «Будем понимать под культурой совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей». Основные работы Р., изданные на рус. яз.: «Науки о природе и науки о культуре» (1911); «Ценности жизни и ценности культуры» (1912—1913); «Философия жизни» (1922).

Как и Виндельбанд, Риккерт сводит различие между науками к различию их методов и полагает, что основных методов существует два.

Одна из существенных задач риккертовской методологии состоит в доказательстве мысли, будто естествознание не есть познание действительности. Ища только общего, оно не может в силу своей природы выйти из круга абстракций, ибо предмет его исследования - общее - не имеет действительного бытия, возникая только в результате логического отвлечения.

Для характеристики культурных объектов, определения их специфики по сравнению с природными объектами, Риккерт вводит понятие, которое является важнейшим в его философии культуры, в философии истории и логике исторических наук. Именно это понятие дает принцип, с помощью которого историк отделяет "существенное" от "несущественного". Это понятие "ЦЕННОСТЬ" - важнейшее понятие философии Риккерта. Только благодаря этому понятию, уверяет Риккерт, становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы. Только это понятие дает принцип, с помощью которого историк из неисчерпаемого многообразия индивидуальных элементов действительности образует некоторое целое, отделяет "существенное" от "несущественного".

Ценность, по Риккерту, есть "смысл, лежащий над всяким бытием", мир "состоит из действительностей и ценностей". Как Вы видите, категория "ценности" не только дополняет категорию бытия, но и сфера "ценностей" у Риккерта противостоит сфере "бытия", причем таким образом, что противоположность между ними принципиально не может быть ни уничтожена, ни хотя бы смягчена.

 

11. Уяўленне месца і ролі навукі аб культуры ў агульнай сістэме навуковых ведаў Дж. Фейблмана.

(Feibleman) Джеймс Керн (р. 1904) - амер. философ, проф. Тулейнского ун-та (США). В осн. работе по философии культуры (“Теория человеч. культуры”, 1946) Ф. рассматривает культуру как опр. систему ценностей и как прикладную онтологию. Она определена как “актуальный отбор нек-рой части из целого возможного человеч. поведения, рассматриваемого в его воздействии на материалы; отбор, соответствующий требованиям имплицитной доминантной онтологии и модифицируемый тотальной средой”. Гл. элемент в этом определении — понятие “имплицитной доминантной онтологии”, ибо культура рассматривается Ф. как “множество теорий и практик, к-рые могут быть дедуцированы из имплицитного принятия доминантной онтологии”. Эта онтология представляет собой подсознательно принимаемое большинством членов социальной группы верование относительно конечной природы реальности. Ф. различает “этос” как эмоц. элемент имплицитной доминантной онтологии и “эйдос” как ее рац. элемент, совпадающий со здравым смыслом.

Ф. рассматривает ряд существенно важных культурологических концепций: культуры как отдельного эмпирического уровня и ее составляющих, главным из к-рых является человеч. личность; теорию этоса в ее современном состоянии и значение этоса как координаты культуры; принципы организации культуры; концепцию идеальных типов культуры; принципы культурной динамики; концепцию науки о культуре. Ф. поставил перед собой задачу в общих чертах обрисовать область изучения человеч. культуры, показать, каким образом связаны друг с другом дисциплины, исследующие разные аспекты культуры, как должна быть организована сфера изучения культуры — т.е., объединение различных направлений исследования. В качестве одного из центральных элементов очерченной им области исследования культуры возникла концепция культурных типов. Ф. выделил семь основных типов культуры: каждый из них не совпадает с реально существующими культурами и представляет собой идеальную модель, к-рая может присутствовать в реальной культуре или автономно, или одновременно с несколькими подобными идеальными моделями.

Типология культур Ф. включает следующие осн. идеальные типы: допервобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная и постнаучная культура. Наиболее ранняя — допервобытная — культура была ориентирована на выживание человека. Природная среда — тиран по отношению к человеку, и он существовал лишь по ее милости. Первобытная культура характеризуется как многоуровневая. Она находилась в тисках природной среды и могла погибнуть в контакте с более высокой культурой. Ее духовность выступала в форме религии и мифологии. Военная культура начиналась с убеждения в том, что единств. реальность — совр. ей реальность. Это высоко организованная, но духовно ограниченная культура. Главное ее требование — подчинение, послушание. Властителями становятся политики, а богами — боги войны, боги-воители. Религ. культуры положили начало крайностям в воззрениях. Их гл. требование — благочестие, руководителем об-ва становится церковь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)