Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сацыялагічныя канцэпцыі культуры (Т. Адорно, Э. Фром, Г. Маркузе, Ю. Хабермас і інш.).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала громадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют <тотальной диалектической критикой общества>. Влиятельное течение в неомарксизме организационно оформилось в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) <Журнала социальных исследовании>. В 1934-1939 гг. институциональный центр Школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 г. - в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. - во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Главные теоретики - Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Видными представителями Франкфуртской школы считаются также Л. Левенталь и Ф. Поллок - первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер - второе поколение этой школы. К теоретическим истокам школы относят марксизм и <левый> фрейдизм, принявший в Германии форму <фрейдомарксизма>, а во Франции-сюрреализма (А. Бретон)[21]. Определяющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее - герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдеггером, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. В одном из самых известных трудов <Диалектика Просвещения> (1947) Т. Адорно и М. Хоркхаймер дали программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразной философии истории, в свете которой эволюция человечества предстает как история <неудавшейся цивилизации>, усугубляющегося <отчуждения>, вызванного <буржуазным> разумом, противопоставившим себя природе. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось буквально все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состояние культуры и искусства, а главное - положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях <высокоорганизованного> общества. По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистического облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая деградации сознания людей.
40. Гісторыя ўзнікнення і развіцця герменеўтычных канцэпцый (Ф. Шлейермахер, Г.-Г. Гадамер, В. Дзільтэй, Э. Бэці, М. Хайдагер і інш.). ГЕРМЕНЕВТИКА – 1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) течение в философии 20 в. Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (как лишенной методологической рефлексии практики комментирования). Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера – это «учение об искусстве понимания» письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, по Шлейермахеру – это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он – часть общей системы языка, с другой – продукт творчества некоторого индивида. Перед герменевтикой стоит поэтому двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем – как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую – «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же – индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой. Важным этапом становления герменевтики была «философия жизни» Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга систематического развития тезиса, согласно которому, «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще. Это положение Дильтея, однако, было подготовлено интенсивными дискуссиями в исторической (И.Г.Дройзен) и филологической (А.Бёк) науке второй половины 19 в. Дройзен, в частности, обратил внимание на методологический изъян, препятствующий историографии стать наукой. Методом исторического познания, по Дройзену, должно стать «понимание». Предмет последнего составляют не объективные факты, а то, что уже было в свое время интерпретировано; работа историка – это «понимающее схватывание» уже когда-то понятого.
41. Асноўныя напрамкі развіцця сусветнай культуры ХХст. Учитывая уникальность XX ст., его технологическую, экологическую, социально-политическую и духовную своеобразность, уже сейчас можно сделать некоторые выводы по поводу того состояния культуры, в котором оказалось человечество на рубеже III тыс. своей истории. На первый взгляд кажется, что расово-этническое, лингвистическое, социально-экономическое разнообразие современных народов земного шара не дает оснований для употребления таких категорий, как "мировая культура", или "мировая цивилизация XX ст. ". Тем не менее за внешним просматривается целостная картина с общим сюжетом и даже ведущей идеей. Именно в нашем столетии заявили на полный голос о себе интеграционные процессы. На планете почти не осталось культур, которые бы существовали в изоляции. Факторы внешнего влияния на культуру приобрели общепланетарное содержание, которое привело к появлению универсальных процессов в области духовной жизни. Безусловно, универсалистськи тенденции оказываются в каждой национальной культуре в зависимости от конкретных составных исторического опыта народа, его ментальности, социального устройства и экономического уклада, который создает в каждом конкретном случае особую культурную ситуацию. В частности, в XX ст. выразительно оказались две тенденции. С одной стороны, кризис духовности, которая характеризуется прежде всего отчуждением масс от культурных достояний наций в частности и человечества вообще, вытеснением духовных ценностей на периферию человеческого сознания, господством стереотипов массовой псевдокультури. С другой стороны, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества возвратить к лону культуры, сделать свое бытие действительно одухотвореним. В океане пароксизмив нашего столетия - кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, этнический^-этнических-национально-этнических та религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, загрязнение та уничтожение экологии, возрастающей егойзаций, роботизации человеческих индивидов и т.п. - много кто начинает воспринимать культуру як "землю обетованную", як панацею, единую спасательную силу, способную решить гордийв узел проблем современного человечества. Индустриализация культуры представляет собой одну из закономерностей данного столетия. Следствия этого процесса противоречивые в духовном отношении. Развитая, с одной стороны, техника репродуцирования и тиражирование делает искусство доступным для широкой аудитории. С другого - общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивая их. Облегченность и упрощенность восприятия делает не нужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, которое резко снижает его влияние на развитие личности. С техническими возможностями воспроизведения художественных произведений связанная и опасность распространения “псевдокультури”, морально и эстетично вредной, разнообразного китча, рассчитанного на нетребовательного массового потребителя. К сожалению, для большинства стран мира, в том числе и для Украины, эта опасность уже превратилась в угрожающую реальность.
42.Феномен постмадэрнізму і яго адметныя ўласцівасці ў культуры. Постмодернизм - это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляющееся в экономике и политике. Культура постмодернизма формируется в условиях информационного общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывает себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной образности и создания абсолютно новых философии и искусства. В это время и начинается процесс осмысления всех этих явлений в философии, получившей название "философия постмодернизма", т.к. и сама она обладает теми же признаками, которые пытается осмыслить. Впервые термин "постмодернизм" был употреблен Жаном-Франсуа Лиотаром в 1979 году в значении "дух времени" - сегодняшний тип философствования, сознательно дистанцирующийся от классической и неклассической (модернистской) философии. Это постнеклассическая философия. Теоретиками постмодернизма являются Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Бодрийяр, Дж.Ваттимо, В.Вельш, Ф.Гваттари, Ж.Делез, Ж.Деррида, Ф.Джеймисон, П.Клоссовски, Ю.Кристева, Ж.-Ф.Лиотар, У.Эко и др. Философия постмодернизма находится в процессе становления, она еще "не устоялась", "пестрит частностями отдельных взглядов". Категориальный аппарат этой философии еще только формируется, хотя есть уже общепризнанные и общеупотребимые категории. 43.Перадумовы фарміравання імпліцытных ведаў аб культуры ў гуманітарных навуковых дысцыплінах. 44. Беларускія канцэпцыі культурна-гістарычнага працэсу ў філасофіі Новага часу. 45. Асэнсаванне адметнасцей карціны свету і ментальнасці беларусаў у літаратуры ХІХ ст. 46. Праблема самасвядомасці культуры ў айчыннай філасофіі ХІХ ст.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.009 с.) |