Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.



Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения 6 этапов, 2 из которых являются предварительными и 4 – основными. Предварительные этапы призваны создать необходимые условия для выполнения действия (мотивационный и ориентировочный), а основные этапы описывают ход выполнения самого действия.

I этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости. Такая познавательная мотивация часто пробуждается с помощью проблемного обучения. Если учащийся приходит на занятие со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не требуется; в противном случае необходимо с помощью внешней или внутренней мотивации обеспечить включение учащегося в совместную деятельность с преподавателем.

II этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения.

III этап – материальный или материализованный. Выполнение действия во внешней материализованной форме. Учащийся производит требуемое действие с опорой на внешние представленные образцы действия (схемы, модели, предметы). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми учащимися.

IV этап – внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи. Это обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием.

V этап – беззвучной устной речи (речь про себя). Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

VI этап – умственного или внутриречевого действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становиться абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

Закономерности усвоения знаний учащимися.

Важное значение в формирования действия играет его ориентировочная часть. Ориентировочная основа действия – это система знаний, на которые человек опирается, решая ту или иную задачу. Ориентировочная основа действия может быть полной, неполной, избыточной. По степени получения может даваться в готовом виде, выделяться самостоятельно учащимися. По степени обобщения может быть конкретной или обобщенной.

Первый тип ориентировочной основы действия – неполный.

Ребенок не обладает всеми знаниями для выполнения действия, ориентировочные представления – в конкретном виде выделяются самими учащимися путем проб и ошибок.

Пример: чтобы научить ребенка писать. Учитель показывает букву – образец, которую надо написать.

Второй тип – полная ориентировочная основа.

Дается алгоритм выполнения действия. Ориентиры даются в конкретном виде учителем, и он применим только для частных случаев. Формирование действия происходит быстро и практически безошибочно. Ребенку также дается образец буквы, но при этом наносится система точек, по которым легко выполнить действие и получить требуемый контур буквы.

Третий тип – полная составная ориентировочная основа.

Ориентировочная основа представляется в обобщенном виде. Учащимся самостоятельно составляется ориентировочная основа действия на основе общего метода, который ему дается.

Учитель не дает готовой системы ориентиров, а объясняет принцип их выделения. Опорные точки следует ставить в тех местах, где линии меняют направление, Ребенку показывают это на одной букве. А дальше его учат делать это на нескольких типичных буквах. Таким образом, учащиеся выделяют систему опорных точек применительно к любой букве и быстро учатся писать.

 

Управление познавательной деятельностью школьника (по Н.Ф. Талызиной).

В основе лежит теория поэтапного формирования умственных действий. Деятельность учащегося следует планировать циклами.

Каждый цикл – это законченный этап, в результате которого усвоен определенный фрагмент содержания. Управление процессом усвоения включает в себя следующие этапы:

Первый этап – определение цели обучения, учебной задачи, какие познавательные действия нужны для решения данной задачи. Указываются характерные действия, которые надо сформировать.

Второй этап. Устанавливают и диагностируют возможности учащегося усвоить эти действия. Диагностика проводиться по следующим параметрам:

- общедеятельностные возможности (приемы работы, умение планировать, контролировать, работать совместно с другими детьми);

- действие, составляющее приемы логического мышления (сравнение, анализ, классификация, обобщение…);

- специфические действия, характерные для отдельного предмета.

Третий этап. Определяется ориентировочная основа действия.

Четвертый этап – планируется система заданий для разных этапов обучения.

Последовательность заданий:

1) мотивация – как побудить учащегося к действиям;

2) создать представление об ориентировочной основе действия (предварительное знакомство с действием);

3) материализованный этап (запланировать схемы, модели, предметы);

4) выполнение действия во внешней речи;

5) умственное выполнение действия.

Дети усваивают материал, когда у них полная ориентировочная основа действия и соблюдены этапы усвоения материала.

Пятый этап. Планируются формы обратной связи:

1) усваиваются ли действия,

2) на каком этапе усвоения находятся разные учащиеся,

3) правильно ли выполняется действие,

4) соответствует ли форма выполняемому этапу усвоения,

5) формируется ли должная мера обобщения, скорость выполнения.

Поэтапное формирование умственных действий рекомендуется, прежде всего, для индивидуальной работы с отстающими детьми.

Обучаемость – сложная динамическая система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.

Различают общую – как способность усвоения любого материала и специальную как способность усвоения отдельных видов материала. Общая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида.

Вопросами обучаемости занималась З.И. Калмыкова. Она выделила следующие качества обучаемости:

1. Глубина ума - поверхностность

Различают потому насколько человек

умеет обобщать и выделять существен-

ные признаки

(чем > обобщение, тем > глубина → тем выше обучаемость)

2. Гибкость ума - инертность

Насколько быстро и легко человек может отказаться от шаблона и перейти к новым решениям.

3. Устойчивость - неустойчивость

мыслительной деятельности

В течение всего хода решения ученик человек теряет ход рассуждений,

(человек) удерживает во внутреннем не держит в поле мышления ра-

плане существенные признаки. нее выделенные существенные

признаки (связи).

4. Осознанность - неосознанность

мыслительной деятельности

определяется соотношением практической и словесно-логической сторон мышления

5. Самостоятельность - несамостоятельность

в приобретении новых знаний, человек (ученик) сам ищет проблему и пути ее решения.

7. Восприимчивость или чувствительность к помощи.

Чем < помощь другого человека, тем выше продуктивность.

Критерии умственного развития по Н.А. Менчинской.

1. Большой запас знаний.

2. Организация занятий (систематичность, знания должны быть приведены в систему).

3. Сформированность обобщенных умений, т.е. овладение приемами для выполнения какой-либо задачи.

4. Качества ума – т.ж. входят в критерии умственного развития (6 пунктов из обучаемости).

Умственное развитие характеризуется не одним из этих критериев, а совокупностью всех критериев.

Обучаемость связывают с высоким уровнем выполнения мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и качествами мышления (гибкость и активность).

Уровни и причины низкой обучаемости.

1. Педагогический уровень.

Внутриличностная сфераВнеличностная сфера

- низкая интенсивность - бедность стимуляции учеб-

учебной деятельности ной деятельности школьника

- пропуски уроков со стороны учителя

- отсутствие дифференци- - недостаток любви и заботы

рованного подхода со стороны родителей

- неправильный контроль и р-

ция на успех или неуспех р-ка.

 

2. Психологический уровень.

- несформированность мотивов учения - низкий уровень познаватель-

- недисциплинированность ных способностей учителя

- нарушения эмоциональной сферы

- несформированность учебных уме-

ний и знаний.

3. Нейрофизиологический уровень.

Общая ослабленность организма, слабый тип нервной деятельности, нарушения слуха, зрения, незначительные повреждения в коре головного мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.198 (0.021 с.)