ТОП 10:

Показатели ЗБР и их психологические характеристики



1. Обучаемость 1. способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи других 2. активность в ориентировке в новых условиях 3. перенос в новые условия 4. переключаемость с одного способа учения учебной работы на другой 5. быстрота образования новых понятий и способов действия 6. темп, работоспособность, выносливость
2. Развиваемость 1. откликаемость на побуждения к личностному результату, исходящие извне 2. переключаемость с одного плана мышления на другой
3. Воспитуемость 1. откликаемость на побуждения к личностному развитию, исходящая извне 2. активность ориентировки в новых социальных условиях 3. перенос и гибкость поведения в новых условиях

 

Основные тенденции психического развития

1.Движение от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности. Появляется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоление трудностей, препятствий.

2.Становление, развитие и стабилизация аналитико-синтетических функций интеллекта.

3.Переход от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, абстрактно-логической формуле (к теоретическому мышлению).

4.Интеллектуализация сознательных процессов приводит к формированию целостной структуры интеллекта. Развитие происходит в направлении от относительной автономности психических функций к их консолидации, объединении в целостную структуру.

5.Переход от внешней регуляции к саморегуляции.

Основные линии психического развития

1.Развитие познавательной сферы (интеллект и механизмы сознания). Происходит под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта. Одновременно развиваются механизмы и содержание сознания.

2.Развитие личности (направленность, эмоции, ценности) – возникает и развивается мотивационно-потребностная сфера, в ней выделяются доминирующие линии. Развивается эмоциональная направленность, система отношений, система ценностей, система установок, самооценка.

3.Развитие структуры деятельности (цели, мотивы, способы, средства) – происходит в логике изменения соотношения между мотивами и целями, усложнение операциональной стороны деятельности.

Развитие приводит к совершенствованию познавательной сферы. Это одобряемый и принимаемый в педагогической сфере факт. Но удлинение одной линии в большинстве случаев (если речь идет о норме психического развития) приводит к удлинению другой. Развивается личность. Растет критичность к себе и другим.

Ученик начинает прислушиваться не только к словам педагога, но и к своему внутреннему голосу: «я хочу; я считаю; мне важно». Удлиняется и третья линия: ребенок все в большей степени становиться полноправным участником обучения, воспитания. Его перестает устраивать роль исполнителя. Он готов брать на себя контроль над своими действиями, их оценку, постановку задач, цели деятельности, выбор приоритетов, ценностей.

ЗАР характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить самостоятельно (обучено, воспитано, развито).

ЗБР – то, что ребенок не может выполнить сам, но с чем справляется с небольшой помощью (обучаемость, воспитуемость, развиваемость).

Движущие силы психического развития

Противоречия между потребностями и внешними обстоятельствами, между возросшими физическими возможностями, духовным потенциалом и старыми формами деятельности; между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

 

Психология обучения

1. Учебная деятельность и ее структура.

2. Потребности. Классификация, уровни и формы познавательной потребности.

3. Мотивы учебной деятельности. Мотивация.

4. Условия, положительно влияющие на формирование мотивации ученика, и причины снижения мотивации учения.

5. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина).

6. Закономерности усвоения знаний учащимися.

7. Управление познавательной деятельностью школьника.

8. Обучаемость. Уровни и причины низкой обучаемости.

9. Критерии умственного развития (по Н.А. Менчинской).

10. Краткая психологическая характеристика различных видов обучения.

 

Учебная деятельность – это специфический вид деятельности, который направлен на усвоение знаний, овладение умениями и навыками. Все это осваивается в определенной системе. Учебная деятельность направлена на то, чтобы ЗУНы социума переходили в индивидуальный опыт конкретного человека.

Учебная деятельность имеет свою структуру:

1) учебно-познавательный мотив,

2) учебная задача (цель, которая стоит перед ребенком),

3) действие (какое действие ребенок должен усвоить в процессе),

4) действие контроля: текущий (пошаговый, комментированный), итоговый, планирующий (ребенок еще не выполнил действие, а предполагает, как он выполнит),

5) оценка (учителя и самого ученика).

Психологическая характеристика действия

Действие – это структурная единица деятельности. Действие целенаправленно. В состав любого действия входит система операций, с помощью которых действие выполняется. В свою очередь действие имеет также структуру: ориентировочную, исполнительную, контрольную.

Самая важная – ориентировочная часть. Под ориентировочной основой действия понимается система знаний, на которую опирается ученик при выполнении любого действия.

1. Всякая деятельность формируется под влиянием потребностей.

Биологическая потребность призвана обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

Социальная потребность – потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место.

Идеальные потребности – потребность познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем.

Необходимость в овладении знаниями – это специфическая человеческая потребность, которая реализуется через усвоение общественного опыта. Основой учебной деятельности должна быть познавательная потребность.

Познавательная потребность – потребность в умственной деятельности.

Средство удовлетворения познавательной потребности – новые знания и новая информация.

 

Уровни и формы познавательной потребности

3 уровня:

1) потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует, прежде всего, на новизну и этот уровень является начальным и фундаментом для развития познавательной потребности.

2) потребность в знаниях (любознательность) выражающаяся в интересе к предмету, склонности к его изучению, познавательная потребность на этом уровне носит стихийно-эмоциональный характер.

3) Потребность как уровень целенаправленной познавательной деятельности. Первой формой проявления познавательной потребности является усвоение готовых знаний. Второй – потребность в исследовании с целью получения новых знаний. Третья форма – творческая деятельность.

Потребность, «находя» предмет, способный ее удовлетворить, становиться мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

Мотив по отношению к потребности является предметом. Мотив – побудительная сила деятельности, то ради чего совершается деятельность. Потребность может быть одна, а мотивов много. Мотивы всегда динамичны.

Мотивы учебной деятельности.

1. Познавательные мотивы, заложены в самой учебной деятельности:

а) мотивы, связанные с содержанием учения.

Ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, знания, способы действий, проникнуть в суть действия.

б) мотивы, связанные с самим процессом учения.

Ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

2. Социальные мотивы – мотивы, связанные с тем, что не лежит в самой учебной деятельности.

а) широкие: мотивы долга – ответственности перед учителями, родителями, класса и самоопределения;

б) узколичные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия), желание быть первым учеником, занять хорошее место среди товарищей (мотивация престижа);

в) отрицательные мотивы – стремление избегать неприятности со стороны родителей, учителей (мотивация избегания неприятности).

Мотивация – побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность или это возникновение активности человека для удовлетворения определенной потребности.

Этапы мотивации.

Сдвиг мотива на цель идет по следующей схеме:

- актуализация первичных мотивов;

- постановка новых целей;

- появление новых мотивов на основе новых целей (механизм – сдвиг мотива на цель).

Пример: ребенок выполняет домашнее задание, чтобы пойти погулять. Получает положительную оценку, одобрение со стороны взрослых. Появляется новый мотив.

Формирование мотивации учения необходимо начать с диагностики: какие мотивы на данном этапе важны для ученика. Обработать полученный материал, затем проанализировать, выделить цель (что мы хотим), составить программу деятельности и только после этого идет формирование мотивации. Затем контроль и оценка.

Наиболее надежными и приемлемыми методами изучения мотивации являются: лангитюдный (длительный по времени) и формирующий эксперимент.

Условия, положительно влияющие на формирование адекватной мотивации учения.

1. Доброжелательная атмосфера в классе.

2. Включение ученика в коллективные формы организации различных видов деятельности.

3. Отношение ученик – учитель – сотрудничество.

4. Помощь учителя ученику не в виде прямого вмешательства, а в виде совета.

5. Привлечение учеников к оценочной деятельности.

6. Изложение материала интересно (КВН, бинарные уроки и т.д.).

Причины снижения мотивации учения.

1. Зависящие от учителя и родителей:

- неправильный отбор содержания учебного материала (ведущий или к перегрузке или недогрузки ученика);

- не владение учителем различными методами обучения и их оптимальных сочетаний;

- не умение учителя строить отношения с учащимися и организовать отношение учащихся друг с другом;

- особенности личности учителя (плохо, если у учителя склонность к отрицательным эмоциональным состояниям);

- неумение учителя анализировать мотивационную сферу ученика;

- отсутствие реального контроля со стороны учителя и родителей за способами учебной работы ученика;

- воспитание в дисфункциональной семье;

- неправильные стили семейного воспитания (гипоопека, попустительство, воспитание по типу «кумир семьи», гиперопека и т.д.).

2. Зависящие от ученика:

- недоразвитие личности, отдельных ее структур;

- социально-педагогическая запущенность в дошкольном и школьном возрасте;

- низкий уровень знаний;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- закрепление неправильных навыков и приемов учебной работы;

- неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека);

- под влиянием случайных неудач у школьников происходит формирование интеллектуальной пассивности, инертности мышления, его поверхности, стремление избежать интеллектуального напряжения путем прямого подражания готовому образцу, не проникая в сущность производимых ими действий;

- негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

На формирование отношений учащихся к учебной деятельности оказывает индивидуальный стиль педагогической деятельности. А.К. Маркова, А.Я. Никонова выделили 4 стиля:

1) эмоционально-импровизационный;

2) эмоционально-методичный;

3) рассуждающе-импровизационный;

4) рассуждающе-методичный стиль.

Наиболее желательными в плане формирования адекватной учебной деятельности мотивов являются первые три стиля.

Если учитель придерживается РМС педагогической деятельности, то у его учеников сформированы навыки учения, но часто отсутствует интерес к изучаемому предмету и на уроках, как правило, нет благоприятного психологического климата.

Формирование мотивации учения на разных этапах урока.

1) Этап вызывания исходной мотивации может быть построен по схеме: от актуализации мотивов достижения (мы с вами хорошо поработали над предыдущей темой …) к вызыванию мотивов относительной неудовлетворенности (мы с вами проходили вчера …, но не усвоили еще одну важную тему). Далее к усилению мотивов ориентации на предстоящую деятельность (в вашей дальнейшей жизни вам пригодятся такие-то знания). На этом этапе могут быть вызваны удивление и любознательность.

2) Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации: использование решений учебных задач несколькими способами, материалов различной степени трудности, чередование различных видов деятельности.

3) Этап завершения урока.

Цель учителя на этом этапе урока – чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение. Этому способствует усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с дифференцированной оценкой учителя.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.011 с.)