Основные методы экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы экономического анализа



Кчислу основных методов экономического анализа относятся: сравнение, группировка, факторный анализ, цепная подстановка, балансовая увязка, графические методы, методы стандартизации структур.

Метод сравнения. Наиболее часто применяемый метод анализа, когда осуществляют сравнение фактических данных с плановыми заданиями, с прошлым периодом, со средними показателями, с лучшими достижениями. Путем сравнения узнают абсолютные или относительные изменения, которые измеряют в %. Сравнивать можно только сопоставимые величины.

Метод группировки состоит в группировке данных статистического отчета по какому-нибудь признаку, демографическому или по ведомству и т.п. Например. В отчете вуза по количеству занимающихся ФК будет фигурировать общая цифра, обобщенная на основании данных по всем факультетам, которую правомерно сравнить с такой же в других вузах. Однако, удельный вес занимающихся на факультете ФК наиболее существенен.

Факторный анализ. Метод, выделяющий факторы или причины, воздействующие на развитие того или иного явления в изучаемой области. Такой анализ необходим при изучении методики расчета затрат на подготовку спортсменов различного уровня. Для их подготовки необходимы затраты на спортсооружения, оплату тренеров, на сборы и соревнования. Все эти расходы выступают как необходимые факторы. Зная величину и удельный вес каждого фактора в общих расходах можно точно рассчитать общую сумму расходов, увидеть пути экономии средств, изыскать пути улучшения подготовки квалифицированных спортсменов - то есть повысить эффективность работы организации. Показатели затрат на подготовку спортсменов могут быть трех видов:

1) опытно-статистические или фактические, то есть основанные на отчетных данных одной или группы организаций);

2) вычисленные по нормативам текущего (базисного) года, установленные для данного вида спорта.;

3) плановые или прогнозные, исчисленные на основе первых двух видов показателей с учетом изменений по каждому виду затрат.

Опытно-статистические показатели свидетельствуют о фактических затратах за прошедший период. Они позволяют осуществить экономический анализ деятельности спортивной организации, выявить наиболее затратные статьи. Роль общих нормативов выполняют расчетные показатели (нормативы времени, тренировок, оплаты труда, использования спортсооружений). Эти нормативы закреплены в действующих документах. При планировании целесообразно использовать расчетные показатели с учетом фактических расходов.

Метод стандартизации структур. Этот метод состоит в приведении различных структур в сравнимое, сопоставимое состояние, по какому нибудь одному фактору или группе факторов. При определении размеров спортсооружений, которые необходимо строить, используют нормативы строительства на стандартное количество жителей, например 100 тысяч человек или 10 тысяч человек. Кроме того, это позволяет сравнить обеспеченность спортсооружениями городов с различным числом жителей. Для этого достаточно подсчитать, сколько сооружений приходится на 100 тысяч жителей в каждом городе. При расчетах затрат на учебные сборы или соревнования в основу кладут расходы на 1 человеко-день, на 1 стандартную команду. В таблице 1 использован данный метод и показана обеспеченность населения различных стран мираспортсооружениями (число жителей на одно сооружение ).

Таблица 1

Страна Спортзалы Бассейны Катки
США Германия Швеция Англия Россия 1,0 тыс. 2,0 тыс.   1,8 тыс 2,6 тыс. 0,2 тыс. 13,7тыс. 32 тыс. 33 тыс. 80 тыс. 40 тыс. 400 тыс. 50 тыс.   2 млн.

Контрольные вопросы.

1. Объекты экономического анализа в сфере ФК и С.

2. Особенности экономического анализа и его разновидности в сфере ФК.

3. Метод сравнения и метод группировки.

4. Метод факторного анализа.

5. Метод стандартизации структур.

6. С какой целью проводится экономический анализ?
Практическое задание.

Проанализировать данные, предоставленные преподавателем и сделать выводы по результатам анализа.

Лекция 8. Особенности ценообразования в сфере физкультурных (ФК) услуг

В случае предоставления платных услуг в сфере ФК и С существует множество вариантов, но сформулированные раннее принципы остаются неизменными, особенно в условиях рыночных отношений, это-доступность услуг и их прибыльность. В лексике понятной - это справедливость цены, рационализм ценообразования целью избежать перегрузки в работе спортивной организации в периоды наиболее высокого спроса на услуги).

Ценообразование в госсекторе осложнено принципами социального характера. При установлении цены основным критерием является социальный спрос на услуги спорта и рекреации. Определить величину социального спроса трудно. Наиболее распространенными подходами к ценообразованию на услуги в сфере ФК и С являются следующие:

1.Установление сравнимых с частным сектором цен, то есть работает принцип «как у других». Преимущество в отсутствии ценовой конкуренции, удобно, непротиворечиво. Но такой подход не логичен, так как в таком установлении цены не отражается ни величина спроса, ни действительная стоимость услуг.

2. «Премиальное ценообразование» со стороны предложения, с целью компенсации случайно возникающего чрезмерного спроса. Основа такого подхода базируется на самоокупаемости физкультурно-оздоровительного центра.

3. Цена устанавливается из необходимости полного покрытия эксплуатационных расходов.

Специфика деятельности спортивной организации госсектора проявляется в том, что принятие решения об установлении цены и реальное управление осуществляют различные субъекты.

В госсекторе прибыль не является основным мотивом деятельности спортивной организации. Поэтому вопрос о путях увеличения прибыли важный, но не первостепенный, так как прямо или косвенно эти организации получают субсидии, а значит, на первый план выходят социальные обязательства поставщиков физкультурно-спортивных услуг.

Ценообразование в частном секторе.

Установление цены в частном секторе почти всегда определяет жизнеспособность организации спортивной направленности. Остановимся на двух вариантах определения цены на предоставляемые услуги в сфере ФК.

Первый вариант -предполагает максимизацию прибыли, то есть когда предельная стоимость (цена) услуги равна предельной прибыли. Цена определяется на основании стоимости производства (со стороны предприятия) и прибыли(со стороны спроса). При изменении факторов, влияющих на стоимость и спрос изменяется и цена, то есть происходит предельное выравнивание. В реальности наблюдается, что фирмы склонны основывать цены только на базе стоимости, всячески игнорируя спрос. Спрос сложно и ненадежно прогнозировать, но изучать его надо, так как это делает более объективным планирование, инвестирование и само ценообразование.

Второй вариант опирается на спрос. При этом подходе дается оценка склонности потребителя заплатить определенную цену за конкретную услугу. Затем из общего спектра предлагаемых услуг выбираются те, цена которых согласуется с оценкой клиента. В этом случае весьма сложно найти достаточное количество преимуществ той или иной услуги, с тем, чтобы построить стройную систему ценообразования. Частые изменения цен в зависимости от спроса влекут за собой сложности, как для покупателей, так и для продавцов, что создает атмосферу неопределенности.

В сфере досуга вообще, спорта и рекреации в частности, общепринятой для ценообразования (как в частном, так и в госсекторе) является концепция ценовой «дискриминации». Эта концепция предусматривает привилегии для потребителей услуг в зависимости от времени посещения, используемых мощностей, рода деятельности организации и других факторов. Другими словами, данная концепция позволяет сегментировать рынок на сектора с различными характеристиками спроса. Рассмотрим основные аспекты этой концепции.

А) Социальный аспект проявляется в виде различных скидок с цены для определенных категорий потребителей: детей, престарелых, безработных и т.п. Например, в госорганизациях сферы досуга и спорта в США, существует такой набор скидок в % к цене: для детей-55, для престарелых-50, подростков-14, представителей власти -10, малоимущих-25. Причем скидки разнятся в зависимости от города, округа, штата. В Англии применяется такая модель оплаты: «сколько поиграл, столько и заплати», 1 час тенниса-8-15 фунтов стерлингов (до дефолта 1ф.ст.-10 рублей), бадминтона-3.3-6 ф.ст.

Б) Возмещение расходов подразумевает учет разницы в эластичности спроса представителей различных сегментов рынка. Практически, в рамках одной организации, снижение цен на занятиях одним видом спорта, спрос на который имеет значительный уровень эластичности, повышением цен на занятия другим видом спорта, спрос на который неэластичен. Если небольшое изменение цены приводит к значительному изменению покупаемых товаров или услуг, то спрос эластичный. Коэффициент эластичности равен единице, если падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. При неэластичном спросе коэффициент эластичности меньше единицы.

Уплата членских взносов потребителями услуг в ряде организаций спортивной направленности по сути является возмещением расходов, которые идут на производство тех или иных услуг. Например, в США наиболее распространенные варианты уплаты членских взносов таковы:

1. Клиент заранее оплачивает право пользования услугами на определенный промежуток (3 месяца, полгода, год, пожизненно). Такой вариант предлагается в высоко престижных клубах, где клиенты- состоятельные люди.

2. Клиент вносит плату за год вперед, что не освобождает его от необходимости оплачивать каждую услугу дополнительно или в отдельности. Годовой взнос при этом ниже, чем в первом варианте. Недостатки этого варианта в том, что весь доход ставится в зависимость от загруженности залов, кортов, бассейнов. К тому же большое количество дополнительных услуг отпугивает клиента.

3. Клиент оплачивает вступительный взнос и ежемесячные взносы. Это наиболее распространенный вариант. В этом случае клиент ежемесячно решает, продлевать ему членство или нет.

В) Максимизация использования мощностей связана с необходимостью наиболее эффективно использовать спортивное сооружение в зависимости от спроса в различное время суток и в различные дни недели. Спрос выравнивается за счет «дискриминации» цены так, что в пиковое время увеличение цены дает прибыль, чтоб перераспределить ее на работу в непопулярное время. Для исключения «дискриминации» разработан двухкомпонентный тариф, который предполагает включение в цену фиксированной суммы (входная плата, абонемент) и дополнительной платы, размер которой зависит от времени предоставления услуг.

Различают прямое и косвенное ценообразование - когда оплата услуг производится непосредственно или через налоги.

Таким образом, решение об установлении цены базируется на таких факторах как стоимость изготовления товара, услуги, на спросе и предложении, знании цены конкурента, проценте рентабельности. Существует метод - «средние издержки +прибыль». Для этого метода надо знать уровень постоянных и переменных издержек. Установив прибыль в процентах, управленец будет устанавливать неодинаковые наценки на разного рода услуги, чтобы выйти на эту величину. Как правило, этот метод используют для установления размера членских взносов.

Например. Клуб запланировал 900 человек, общие издержки за год должны составить 500 т.долл., для получения прибыли в 100 т.долл. клубу придется установить цену членского взноса -666 долларов. Этот взнос усредненный, так как теннисисты будут платить больше, чем занимающиеся ОФП. Индивиды больше, чем семья или занимающиеся в группе.

На каком-то этапе деятельности спортивной организации возникает потребность введения новой программы в режим работы. Для оценки целесообразности этого шага необходимо сосчитать стоимость такой программы. При этом принимаются во внимание следующие факторы:

-затраты на наем инструкторов и помощников;

-затраты на аренду помещения, теплоснабжение, освещение;

-затраты на покупку, поставку и установку оборудования;

-затраты на рекламную компанию;

-затраты на страховку, лицензирование;

-административные расходы.

После определения стоимости администрация должна определить сумму, которую платит клиент за свое участие. Возможны три варианта: центр берет на себя все расходы; клиент компенсирует все затраты, но центр не извлекает прибыли; сумма уплаченная клиентом позволяет центру извлечь прибыль.

Контрольные вопросы

1. Ценообразование в госсекторе ФК услуг.

2. Ценообразование в частном секторе ФК услуг.

3. Концепция ценовой «дискриминации»(социальный аспект).

4. Возмещение расходов на производство услуг в сфере ФК.

5. Коэффициент эластичности спроса.

6. Наиболее распространенные варианты уплаты членских взносов.

7. Максимизация использования мощностей спортсооружения.

8. Понятие двухкомпонентного тарифа.

9. Прямое и косвенное ценообразование.
Практическое задание.

Рассчитать стоимость программы по заданному виду спорта за один час занятий на одного клиента.

Классификация услуг в сфере ФК и С.

Развитие материального производства, являющегося фундаментальной основой прогресса сферы услуг привели к значительному разнообразию видов услуг вообще, и в ФК и С, в частности.

По форме распределения общественных фондов потребления услуги могут быть как платными (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре), так и бесплатными (урок ФК в школе и т.п.)

По мотивам производства услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли) и некоммерческим производитель преследует социально важные аспекты развития ФК среди детей, пожилых людей и инвалидов ит.п.)

По форме потребления услуги подразделяются на индивидуальные и массовые.

По мотивам потребления услуги могут быть личного характера (занятия конкретного лица плаванием в бассейне) и деловые( аренда бассейна для проведения спортивных соревнований).

По характеру потребности услуги можно классифицировать на:

- физкультурно-спортивные (обеспечение занятий ФК с различными целями и в разнообразных формах);

- зрелищные (присутствие на соревнованиях либо просмотр по ТВ);

- консультационные (персональные консультации по средствам, методам и формам занятий физическими упражнениями, видами спорта, ЛФК и т.п.);

- образовательные (получение высшего, среднего образования, переподготовка и повышение квалификации и т.п.);

-дополнительного образования (занятия в спортивных школах);

- посреднические ( подготовка пакета документов, необходимых для создания организации в сфере ФК и С);

- коммерческие (спонсорская помощь, лотерейная и подобная ей деятельность) и др.

По степени важности для потребителя услуги можно подразделять на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на основе научно обоснованных методик), дополнительные (пассивное оздоровление с использованием массажа и бани) и сопутствующие (вспомогательное обслуживание в виде предоставления специализированного питания, камер хранения, автостоянок и т.п.).

Лекция 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.025 с.)