Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Жаропрочные материалы
План 3.1 Суперсплавы 3.2 Никелевые сплавы 3.3 Железо-никелевые сплавы 3.4 Современные специализированные никелевые сплавы
Суперсплавы
Области применения и условия эксплуатации. В мировой технической литературе термин «суперсплавы» (“Superalloys”), впервые введенный в 1972 г., используется для обозначения жаропрочных и коррозионностойких сплавов на основе Fe, Ni, Co. Тем самым эту группу сплавов терминологически выделяют из общей массы металлических жаропрочных и коррозионностойких материалов, включающих в себя сплавы на основе Mg, Al, Ti и тугоплавких металлов. Суперсплавы работают в газовых турбинах воздушного, морского, автомобильноготранспорта, танковых двигателей, газоперекачивающих и электростанциях, в ракетных двигателях, космических аппаратах, атомных реакторах, нефтехимическом оборудовании и т.п. В основном, суперсплавы применяются как жаропрочные материалы, но около 15 % этих сплавов применяется в качестве коррозионностойких материалов в химической, нефтехимической промышленности, тепловой и ядерной энергетике, при производстве стекла, бумажной пульпы и средств с загрязнением окружающей среды. Жаропрочные суперсплавы в конце прошлого века составляли 40…50 % от массы конструкций газовых турбин. К 2010 году эта доля упала до 30 %, так как около 15 % приходится на новые классы материалов: интерметаллиды (алюминиды) никеля и титана. В расчете на 1 кВт мощности газовой турбины в ней имеется примерно 100 г суперсплавов. При подъеме температуры на входе турбины рост КПД составляет примерно 3,3…3,8 % на каждые 100 градусов. Основными узлами газовых турбин, в которых используются суперсплавы, являются: камеры сгорания м переходные узлы, направляющие (сопловые) лопатки, рабочие лопатки, турбинные диски. Камеры сгорания. В них горит топливо-воздушная смесь, достигая температур выше 1650 0С. Тонкий слой холодного воздуха, продуваемого компрессором через охлаждающие полости, защищает материал камеры сгорания, и разница в температуре металла и пламени может превышать 850 0С. Стенки камеры должны выдерживать температурные перепады при пуске и остановке турбины. При этом возникают термические напряжения и процессы малоцикловой усталости и ползучести, вызванные перепадом давления внутри и вне камеры. То есть суперсплавы здесь должны обладать низким коэффициентом термического расширения, хороши сопротивлением малоцикловой усталости и ползучести при температурах 800…10000С, хорошей деформируемостью и свариваемостью.
Направляющие (сопловые) стационарные лопатки. Эти лопатки на выходе из камеры сгорания ускоряют горячий рабочий поток газов и разворачивают его под нужным углом для входа в рабочую часть турбины. Так как здесь газ работу не совершает, то его температура снижается только за счет подаваемого компрессором воздуха. А так как температура газов превышает температуру плавления материала лопаток, требуется их охлаждение. Равномерное охлаждение практически неосуществимо, и в лопатках возникают термические напряжения, вызывающие малоцикловую усталость и растрескивание. Давление потока газов вызывает высокотемпературную ползучесть металлов, которые должны обладать высоким сопротивлением ползучести. Рабочие лопатки. Эти лопатки служат для превращения кинетической энергии газов в работу турбины – ее силовых устройств и привода компрессора. Они состоят из лопасти (пера) и замка («ласточкина хвоста»), закрепляющего лопатку в ободе турбинного диска. Часто лопатки имеют еще один промежуточный участок – «голень». Между «голенями» помещают устройства для гашения колебаний лопаток. В конструкциях лопаток предусматриваются конвекционное и пленочное охлаждение. Перепад температур между газом и лопатками здесь ниже, чем в случае сопловых лопаток. Рабочие лопатки, в отличие от сопловых, испытывают сильные центробежные нагрузки. Центробежное ускорение на полувысоте лопатки в 10…100 тыс. раз превышает ускорение силы тяжести. Центробежные напряжения в лопатках составляют около 70 МПа в промышленных турбинах и 250…300 МПа в авиадвигателях. Эти напряжения вызывают высокотемпературную ползучесть материала лопаток. Перемещение лопаток в пространстве с прерывистым газовым потоком в зоне сопловых лопаток может вызвать явление многоцикловой усталости, а необходимость пуска и остановки авиадвигателя приводит к малоцикловой усталости, при которой в большинстве случаев разрушение происходит по телу зерна.
Современные двигатели характеризуются высокой интенсивностью изменения температуры газа при запусках, увеличением частоты вращения в полете и при сбросах, что резко увеличивает различие в скоростях нагрева и охлаждения лопаток. Перепады температур в лопатках вызывают при этом термомеханическую усталость, определяющую характер разрушения этих лопаток. Поскольку она появляется в виде трещин по границам зерен, ориентированных поперек от нагружения в металле с равноосной микроструктурой, основным направлением повышения долговечности лопаток является переход на лопатки с направленной и монокристаллической структурой. Таким образом, материал для рабочих лопаток должен хорошо сопротивляться ползучести, малоцикловой усталости, газовой коррозии и окислению, иметь высокие значения временного сопротивления и предела текучести, а также хорошую вязкость. Турбинные диски. В этих дисках действуют радиальные центробежные и тангенциальные растягивающие усилия. Пуски и остановки вызывают в дисках явление малоцикловой усталости. Число циклов до разрушения определяется при этом как зарождением трещин размером 0,8 мм, так и ростом этих трещин под действием циклических нагрузок. Обозначается это число циклом как N0,8. Работают диски обычно при температурах 650 0С, а в современных авиадвигателях до 750 0С. Разрушаются диски, когда уровень напряжений приближается к 0,9 . Таким образом, материал для дисков должен обладать высокой долговременной прочностью при температурах 650…750 0С, иметь высокую вязкость разрушения при этих температурах и хорошее сопротивление малоцикловой усталости Исходя из вышеизложенного, основными служебными характеристиками жаропрочных сплавов являются: длительная прочность, длительная ползучесть, пластичность, надежность (вероятность разрушения). Длительная прочность. Под этим термином понимается либо долговечность , то есть время до разрушения в условиях ползучести при данной температуре Т и данной нагрузке , либо предел длительной прочности – напряжение разрушения при данной температуре и данном времени, например, – предел длительной прочности при 650 0С за 100 часов работы. Долговечность (в часах) связана с температурой и нагрузкой формулой:
Для суперсплавов m = 0-2; n = 3; b = (25…35)·103 K c = 5-9 K/МПа. В среднем для никелевых суперсплавов b = 31·103 K c = 7 K/МПа, величина а для традиционных дисковых сплавов лежит в пределах -23…-22,5, а для лопаточных и современных дисковых сплавов в пределах -20,5…-20. Длительная прочность. Ее характеризуют либо временем накопления заданной величины деформации , % при данной температуре и данной нагрузке, либо пределом ползучести – напряжением, при котором при данной температуре и за данное время достигается заданная деформация ( – предел длительной ползучести при 650 0С и деформации 0,2 % за 100 часов). Зависимость от Т и так же, как и для , описывается вышеприведенным выражением, имея те же значения коэффициентов b и c. Величина коэффициента а для меньше, чем для , так при величина а для примерно на 0,3…1,0 меньше, чем для . Длительная пластичность. Она характеризует деформацию разрушения при заданных температуре и нагрузке. Связь этих величин описывается выражением
Надежность или вероятность разрушения l, % показывает, какой процент неразрушенных образцов данного материала останется к данному моменту времени при данной температуре и данной нагрузке образцов. Надежность материала наряду с так называемым «человеческим фактором» определяет надежность работы ГТД. Например, надежность самолетов Ил-96-300 – 98-99 %, надежность самолетов с двигателями США – 99,97 %. Наряду с указанными характеристиками для суперсплавов имеют важное значение и такие свойства, как временное сопротивление, физический и условный пределы текучести, предел выносливости при симметричном повторном изгибе при вращении образца. Уровень этих свойств с развитием металлургии непрерывно увеличивается. [2, 3, 11]
Никелевые сплавы
В настоящее время никелевые сплавы составляют основную массу суперсплавов для лопаток и дисков. Именно они должны обеспечивать работоспособность и надежность авиационных двигателей с ресурсом 20…50 тысяч часов и промышленных турбин с ресурсом 100 тысяч часов. Упрочнение этих сплавов идет, главным образом, по дисперсионному механизму за счет выделения частиц -фазы состава Ni3Al (в сплавах с Al без Ti) и Ni3(Al,Ti) в сплавах с Al и Ti. В сложнолегированных сплавах в нее могут входить и другие элементы. С повышением концентраций Al и Ti и при соответствующем росте объемной доли -фазы и прочности сплава снижается температура солидуса и растет температура сольвуса (растворения -фазы в -матрице), т.е. сужается температурный интервал существования чистого - раствора, пригодный для горячей деформации металла. В зависимости от величины этого интервала никелевые сплавы делятся на деформируемые, труднодеформируемые и недеформируемые. По способу получения заготовок и изделий они делятся на деформируемые, литые и порошковые (гранульные). Легирующие элементы в этих сплавах можно разбить на три группы: · Co, Fe, Cr, Mo, W по преимуществу образуют с Ni -матрицу с решеткой ГЦК; · Al, Ti, Nb, Ta, Hf входят в состав преципитата -фазы; · B, C, Zr – зернограничные элементы. Кроме того, выделяют две подгруппы элементов: карбидообразующие (Cr, Mo, W, Nb, Ta, Ti, Zr, Hf) и оксидообразующие (Cr, Al). Именно поверхностные пленки оксидов Cr и Al защищают металл от газовой коррозии. Никелевые сплавы на базе -матрицы допускают широкие пределы легирования без нарушения фазовой стабильности, что очень важно, так как большинство легирующих относятся к -образующим элементам. Общее содержание этих легирующих элементов должно находиться в определенных пределах порядка 24…26 %. Поэтому при упрочнении сплавов за счет дисперсионного механизма с увеличением доли -фазы при росте содержания Al и Ti следует уменьшать сумму Cr+Mo+W+Nb. Чтобы при этом сохранить и даже усилить механизм твердорастворного упрочнения за счет увеличения содержания Mo и W, приходится снижать содержание Cr. В новейших сплавах хром снижен до 8…12 %, а в лопаточных сплавах типа RSR даже до нуля при сумме Mo+Al, Mo+Ta+Al, Mo+W+Al = 26…27 % и Al = 6…8 %.
В связи с этим в последнее время активно разрабатываются сплавы с высоким рением (до 10 %), так как рений, будучи элементом с гексагональной решеткой типа А3, легко переходящей в решетку ГЦК, упрочняет твердый раствор -матрицы без опасности появления -фазы и замедляет диффузию легирующих в частице. В общем виде основные требования при создании никелевых сплавов сводятся к следующему: 1. Для низкотемпературной прочности растворимые добавки должны обеспечивать большое размерное несоответствие, преципитаты должны быть крупными, когерентными матрице, с большим несоответствием решетке матрицы, зерно должно быть мелким. 2. Для высокотемпературной прочности растворимые добавки должны обеспечивать большое размерное несоответствие, преципитаты должны быть когерентны матрице, но быть мелко- и сверхмелкодисперсными (< 0,1 мкм), зерно при температурах выше 0,5 Тпл должно быть мелким. 3. Для сопротивления ползучести кристаллическая структура должна быть плотноупакованной и устойчивой до Тпл, растворимые добавки должны обеспечивать высокий модуль упругости и низкий коэффициент диффузии в матрице; преципитаты должны быть некогерентными матрице, мелкими и сверхмелкими, с низким размерным несоответствием, иметь высокую объемную долю; дисперсоиды (и волокна в композитах) должны быть термодинамически устойчивыми в матрице, иметь высокую объемную долю и быть (дисперсоиды) мелко- и сверхмелкодисперсными; зерно должно быть крупным, в ряде случаев вплоть до монокристаллической структуры. Кроме того, к этим сплавам предъявляются высокие требования по чистоте от вредных примесей. В США установлены следующие верхние границы, % по массе: Bi – 5·10-6; Te, Se, Tl, Cd – 5·10-4; Ag, Pb – 1·10-3; Sb, As – 2·10-3; Cu – 1·10-2; S, P- 2,5·10-3. В последнее время ужесточаются требования к чистоте металла по сере. В ряде случаев (лопаточные сплавы) ее требуется до 1·10-3 %, так как в процессе эксплуатации изделий они переходит в металл из топлива. Общий недостаток никелевых сплавов – их высокая стоимость, связанная с высокими ценами на их составляющие, в том числе на никель. В последние годы цены не опускались ниже следующих пределов (тыс. долларов на тонну): никель (электролит) > 5, никель (карбонильный) >15, железо (губка) > 0,75, железо (карбонильное) > 10, железо (электролитическое) > 7, кобальт > 30, хром > 8, титан > 3, алюминий >1,5, цирконий > 22, гафний > 240, вольфрам > 10, молибден > 12, ниобий > 20, тантал – 400…600, рений – 1300…1450.
До недавнего времени создание суперсплавов основывалось на совершенствовании их химического состава, структуры и технологий получения. Очень быстро на смену открытой плавке для большинства сплавов пришли процессы спецэлектрометаллургии: выплавка в вакуумных индукционных печах или в плазменных печах с керамическим тиглем с последующими рафинирующими переплавами: вакуумно-дуговым, электроннолучевым, электрошлаковым, плазменно-дуговым. В 1981 г. в США был разработан процесс вакуумного дугового двухэлектродного переплава (VADER -процесс), позволивший получать металлы с высокой степенью химической и физической однородности, мелким равноосным зерном и высокой степенью технологической пластичности. К концу 60-тых годов 20-го века технологическая пластичность стала лимитирующим звеном разработки новых сплавов. Легирование сплавов с целью повышения их эксплуатационных характеристик достигло такой степени, что из-за очень низкой пластичности и узкого диапазона температур деформации слитков, включая слитки ВДП, ЭЛП, ЭШП и ПДП, их уже практическим невозможно было деформировать. Кроме того, в этих слитках новых высоколегированных сплавов с грубой столбчатой структурой наблюдалась сильная дендритная ликвация и большой разброс в механических свойствах. В связи с этим с конца 60-тых годов в мире начались работы по порошковой (гранульной) технологии получения заготовок и изделий из этих сплавов.
Железоникелевые сплавы
Достоинством этих сплавов является более низкая стоимость по сравнению с никелевыми из-за меньшего содержания никеля и дорогих легирующих. Никеля в них обычно 25…60 %, железа 15…60 %. Недостатком же является более низкая температура службы из-за меньшего содержания упрочняющих фаз и более низкой температуры их растворения (сольвуса) в матрице. Механизмы их упрочнения аналогичны таковым в никелевых сплавах, а по типу упрочняющей фазы их можно разделить на три группы: · сплавы с карбидным, карбонитридным или нитридным упрочнением, работающие до 815 0С; · сплавы с упрочнением -фазой (типа ХН45Ю, Х-750) для малонагруженных изделий, работающих до 1250…1350 0С; · сплавы, упрочняемые '-фазой (типа IN- 718), имеющие высокие свойства от криогенных температур до 650 0С. Фаза – Ni3 (Al, Ti) стабильна в этих сплавах, если отношение Ti/Al (в ат. долях) более 2. При Ti/Al < 2 фаза становится нестабильной и при выдержке при температуре выше 8000С переходит в стабильную гексагональную –фазу типа Ni3Ti в виде пластин (дамелей), что снижает свойства сплавов. Интересна '-фаза, являющаяся метастабильной формой интерметаллида Ni3Nb, имеющего стабильную форму гексагональной хрупкой -фазы. В свою очередь, '-фаза имеет объемноцентрированную гексагональную решетку, то есть упаковку из двух кубов, близких по типу к ГЦК -фазе. Для получения в сплавах '-фазы в них вводят 3…5 % ниобия. Так как в этих сплавах содержатся также алюминий и титан, то в них выделяется также и -фаза, и упрочнение является комплексным. Соотношение между и '-фазами зависит от конкретного состава сплава. Выделения '-фазы имеют форму дисков диаметром 60 нм и толщиной 5…9 нм. Для слитков рафинирующих переплавов сплавов с -фазой типа IN- 718 характерен дефект «пятнистой ликвации» – скопления дисков '-фазы и игл -фазы. В интервале 650…700 0С превращение дисков ' → требует сотен и даже тысяч часов, но резко убыстряется выше 700 °С. Поэтому сплавы с '-фазой рассчитаны для работы при температурах до 650 °С и благодаря своей относительной дешевизне остаются перспективными для работы при этих температурах, тем более что в последние годы разработан процесс передела сплавов с - и '-фазами, обеспечивающий уровень их прочности, сравнимый с прочностью никелевых сплавов. Это процесс “direct-age processing” (ковка-закалка-старение), при котором горячая деформация идет при температуре сольвуса (или ниже) - или -фаз и заканчивается закалкой под ковочной нагрузкой с немедленным старением (без гомогенизирующего отжига), что сохраняет ковочную деформацию.
Кобальтовые сплавы
Эти сплавы используются значительно реже, чем никелевые и железоникелевые сплавы (главным образом, по причине высокой стоимости кобальта, которая в 5…6 раз выше стоимости никеля), хотя они и имеют определенные достоинства: · пологую, без резкого падения, как у никелевых сплавов, зависимость длительной прочности от температуры, что обеспечивает их лучшую работоспособность при температурах свыше 800 °С; · лучшую стойкость против горячей коррозии в газах газотурбинных двигателей, особенно содержащих серу; · лучшую свариваемость и сопротивление термической усталости. Используются эти сплавы как в деформированном, так и в литом виде для сопловых лопаток, работающих при 1100…1150 °С, лопаток турбокомпрессоров, изделий из листов, работающих при 700…980 °С. Упрочнение сплавов достигается комбинацией твердорастворного и дисперсионного (карбидного) механизмов. Интерметаллидное упрочнение здесь не используется, так как в системе Co-Al отсутствуют интерметаллиды с ГЦК решеткой, а -фаза, устойчивая до 760 °С, получается только в виде сложного интерметаллида (Ni, Co)3 Al при введении в него не менее 28 % Ni. При нагреве выше 760 °С она превращается либо в -фазы, либо в фазу Лавеса типа A2B в виде пластинок, снижающих прочность сплава. Упрочнение до 900 °С возможно за счет гексагональной фазы - Co3Ta при введении в сплав 15 % Ta и 20 % Ni, но дороговизна тантала делает такие сплавы неконкурентоспособными. Существенной проблемой в кобальтовых сплавах является фазовый переход от аустенитной -структуры к гексагональной (ГП) -структуре (температура перехода 417 °С при охлаждении, 430 °С при нагреве для чистого кобальта). Cr, Mo, W, Si повышают температуру этого перехода (до 918 °С при 40 %), а Fe, Ni, Mn, V, Ti, Zr, Nb, Ta, C – снижают, то есть стабилизируют ГЦК струтуру. У ГП - Co коэффициент деформационного упрочнения в 4 раза выше, чем у ГЦК, но скорость ползучести с температурой растет быстрее. Сплавы кобальта (стеллиты), не содержащие добавок, стабилизирующих , и имеющие -структуру, успешно применяются в деталях, работающих на износ. Для стабилизации ГЦК структуры в сплавы вводят никель, который при 12…15 % увеличивает твердость и прочность сплавов, а при 20 % – длительную прочность. Твердорастворное упрочнение достигается введением вольфрама (до 15 %) и молибдена (5…6 %). Хром (20…25 %) придает сплавам коррозионную стойкость и участвует в карбидном упрочнении. Кроме того, для карбидного упрочнения вводят Ti, Zr, Nb, Ta и, естественно, углерод. Диапазон концентраций углерода 0,07…0,85 %, но для большинства сплавов 0,15…0,40 %. Поскольку в кобальтовых сплавах отсутствуют, как правило, Ti и Al, их технология не требует сложных вакуумных процессов. Кобальтовые сплавы плавят либо в аргоне, либо на воздухе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.052 с.) |