ТОП 10:

Карта-схема комплексного картографического анализа конфликта



(по В.Н.Ковалеву)

I. УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА 1. Реально присутствующие а) актуальные; б) потенциальные; 2. Опосредованные (вероятные). ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАСТНИКОВ · их ранг и сила; · стили поведения в конфликте; · индивидуальные и возрастные особенности субъектов. 3. Инициирующая сторона. III. ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА · демонстрируемые; · реальные; · подспудные; · основные; · сопутствующие. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСТРОТУ КОНФЛИКТА · личностные ресурсы; · условия протекания конфликта; · временные рамки.
  Предмет конфликта  
Повод к инциденту
II. БАЗИС ПРОТИВОРЕЧИЙ: 1. Интересы, потребности, цели сторон; 2. Опасения сторон; 3. Предубеждения и установки; 4. Мотивы конфликтного поведения; 5. Восприятие конфликта актуальными участниками: · Оценка сторонами равновесия в системе вклад/благо; · Образы «Я», «Ты», «Мы», образ ситуации в конфликте в представлении сторон; · Эмоциональные переживания участников; · Значимость конфликта для каждого участника. IV. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА 1. Тип конфликта · деятельности; · поведения; · отношений · (или др.: семейные, педагогические, производственные). 2. Фаза конфликта (латентная, демонстративная, агрессивная, батальная). 3. Характер нарушений общения в конфликте (легитимных, прагматичных, коммуникативных). 4. Прогнозируемые исходы конфликта и варианты взаимоотношений сторон после разрешения конфликта.
       

Интерес в ситуации определяет предмет конфликта, как элемент желаемой или не желаемой для его участников ситуации, проблему конфликта, а в общем виде - проблему общения. Учитывая и фиксируя на карте разнообразие интересов, мы расширяем представления о конфликтной ситуации и создаем условия для широкого круга ее возможных решений.

Особую роль в анализе конфликта играет учет опасений его участников. Опасения доминируют над интересами, вызывая у конфликтующих искажение представлений о действительности за счет деструктивного воздействия негативных эмоций на когнитивную систему каждого индивида. Сравнение опасений участников конфликта позволяет получить ясную картину нарушений общения. Их открытое обсуждение дает возможность исключить ложные страхи и тем самым локализовать конфликт. Категорию опасений можно эффективно использовать для определения мотиваций, не выявленных при анализе интересов. Интересы и опасения участника конфликта, интегрируясь в контексте конфликтной ситуации, конкретизируются в виде позиции участника, которая определяется ответом на вопрос, чего он хочет и ожидает от другого.

Анализ интересов и опасений в картографии дает возможность уточнить позиции участников конфликта, конкретизировать конфликтную ситуацию, а, главное, те ее значения, которые не удовлетворяют оппонентов. Последнее дает возможность определить меры устранения межличностных противоречий.

Позиция участника связана с его целями и являет собой конкретное представление о желаемой ситуации. Когда желания оппонентов не принимаются во внимание и не учитываются во время принятия решения, то каждый участник рассматривается противоположной стороной как преграда в достижении своей цели. В этом случае активность субъектов конфликта направлена не на достижение цели, а на личность, оппонента. Их действия становятся иррациональными, что обусловлено смещением вектора цели. В результате проблема остается нерешенной.

Особенности межличностных взаимоотношений сторон в конфликтной ситуации определяются не только интересами и опасениями, но также предубеждениями и установками участников конфликта. Предубеждения и установки влияют на систему ожиданий личности. Если эти ожидания носят позитивный характер, то вероятность конструктивного разрешения конфликта достаточно высока. Если же они негативны, то стороны уже заранее настроены друг к другу враждебно.

Предубеждения формируются у индивида на основе искажения информации о конфликтной ситуаций. Установки кристаллизуются в процессе длительного развития личности и зависят от системы ее воспитания, Негативные установки и предубеждения блокируют когнитивную систему индивида и такой человек не в состоянии объективно оценивать ситуацию. В рассматриваемом случае первый этап работы с оппонентом должен быть направлен не столько на решение проблемы, сколько на снятие опасений и формирование у них доверия друг к другу. Именно доверие, хотя бы одного человека к другому, может создать благоприятные возможности для урегулирования межличностных взаимоотношений.

Интересы, опасения и ситуативные предубеждения выявляются на основе постановки прямых вопросов. Например: «Какие интересы Вы преследуете? Чего Вы опасаетесь?» Устойчивые негативные предубеждения и конфронтационные установки личности, выражающие ее определенные социальные ориентации, могут быть определены по известным методикам Т. Лири и К. Томаса, показывающим степень потенциальной конфликтности личности.

Рассматриваемый блок карты-схемы предусматривает оценку восприятия конфликта его участниками. Центральное место в этой системе занимают образы. Образы включают в себя представления участников о себе, об оппонентах, о среде и условиях, в которых протекает конфликт. Очень часто трансформированные образы сторон, а не реальные противоречия между ними, определяют конфликтное поведение. Изменение образов оппонентов - одно из эффективных средств разрешения конфликта. Это объясняется тем, что образ оцениваемой личности субъективен, также как субъективно наше восприятие объективного мира. Люди воспринимают других через призму своих ощущений, понятий, взглядов, воззрений, норм, установок, которые могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.003 с.)