ТОП 10:

Методика анализа конфликтных ситуаций (МАКС) В.А. Смехова



Схема - 1

1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (место возникновения, деятельность участников, условия и др.).

2. Что этому предшествовало (события, состояния, разговоры, действия)?

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, поступках?

4. Ситуация глазами участвующих сторон (педагога, ребенка, родителей).

5. Личная позиция каждого участника в возникшей ситуации (отношение друг другу).

6. Реальные цели педагога, преследуемые во взаимоотношении с учеником. Чего хочет учитель: избавиться от подростка, помочь ему или он безразличен к его судьбе?

7. Что нового узнали оппоненты друг о друге из ситуации, поступка (познавательная ценность конфликта)?

8. Основные причины возникшей ситуации или конфликта, его содержание и тип.

9. Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика, родителя или педагога.

10. Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных мер по устранению инцидента.

11. Прогнозирование исходов конфликта.

Схема - 2

1. Описание ситуации и участников (характеристика).

2. Определение ситуации, когда каждый из участников мог бы предупредить ее переход в конфликт. Оценить, каким образом.

3. Что помешало оппонентам сделать это (эмоции, свидетели, растерянность и т.п.).

4. Какие приемы погашения (предупреждения) конфликта мог бы использовать каждый из участников в затруднительной ситуации, и как он их использовал?

5. Какую информацию получил каждый участник конфликта о своих коммуникативных качествах, о достоинствах и недостатках, о просчетах и т.п. Анализ своего поведения, ошибок.

6. Варианты взаимоотношений оппонентов после конфликта.

Схема - 3

1. Описание конфликтной проблемы, ситуации, инцидента.

2. Причины возникновения конфликтной ситуации и повод перехода в конфликт, его динамика.

3. Смысл конфликта для каждого из его участников. Какие затронуты интересы, потребности, ценности, ресурсы?

4. Психоанализ отношений между конфликтующими сторонами.

5. Перспектива возможного развития конфликта.

6. Методы конструктивной реверсии конфликта.

Опорные схемы анализа М.М. Рыбаковой предполагают всестороннюю оценку конфликта (место, участников, их силу и ранги, личностные позиции и др.). Они позволяют выявить открытые мотивы конфликта и найти пути его решения. Однако без специальных знаний психологии это проблематично, так как обучение анализу конфликтных ситуаций нельзя свести к усвоению алгоритмов действий психолога или педагога по четко выработанным схемам. Здесь мало знать схему анализа, но учитывать возрастные особенности, межличностные, гендерные отношения, личные проблемы, мотивы, опасения, установки и др. Кроме того, вышеизложенные схемы не содержат детального инструментария того, как вести диалог с субъектами конфликта и как объективно проанализировать ситуацию, если вы сами стали ее участниками.

Вместе с тем вышеизложенные схемы могут быть успешны при анализе не только педагогических, но и любых типов межличностных и внутригрупповых конфликтов. Их можно, сокращать, объединять, модифицировать. Они предельно просты и удобны.

Этап I. Ответить на вопрос «В чем проблема?»

1. Опишите проблему в общих чертах (шаг первый).

2. Сформулируйте ее в виде противоречия (шаг второй).

3. Выразите проблему одной общей фразой и запишите ее в карту (шаг третий, заключительный).

Этап II. Определить, кто вовлечен?

1. Решите, кто является главными сторонами конфликта.

2. Уточните, что они собой представляют (индивиды и группы);

3. Обдумайте, какими чертами, свойствами, качествами обладают участники? Какие роли играют? Какой ранг и статус имеют? Какое положение они занимают?

Конфликтограмма

Проблемные вопросы Мои Оппонента
Проблема    
Цели, интересы    
Препятствия    
Опасения    
Сильные стороны    
Возможность поддержки    
Недостающая информация    
Какую личную потребность удовлетворяю    
Эмоции    
Личностные ресурсы    
Ресурсы, которые можно обменять    

Заключенная в таблице 1 последовательность изучения компонентов структуры конфликта позволяет провести развернутый и, в то же время, компактный анализ конфликтной ситуации, определить проблему, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, потребности не только свои, на и партнера, ресурсы, которые имеют оппоненты и за которые борются. Особым достоинством таблицы является содержащаяся в ней возможность посмотреть на конфликт глазами оппонента, лучше узнать другую сторону конфликтного взаимодействия, установить возможность обмена ресурсов и цену каждого ресурса для оппонентов.

Таблица 2

Схема - 1

1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (место возникновения, деятельность участников, условия и др.).

2. Что этому предшествовало (события, состояния, разговоры, действия)?

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, поступках?

4. Ситуация глазами участвующих сторон (педагога, ребенка, родителей).

5. Личная позиция каждого участника в возникшей ситуации (отношение друг другу).

6. Реальные цели педагога, преследуемые во взаимоотношении с учеником. Чего хочет учитель: избавиться от подростка, помочь ему или он безразличен к его судьбе?

7. Что нового узнали оппоненты друг о друге из ситуации, поступка (познавательная ценность конфликта)?

8. Основные причины возникшей ситуации или конфликта, его содержание и тип.

9. Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика, родителя или педагога.

10. Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных мер по устранению инцидента.

11. Прогнозирование исходов конфликта.

Схема - 2

1. Описание ситуации и участников (характеристика).

2. Определение ситуации, когда каждый из участников мог бы предупредить ее переход в конфликт. Оценить, каким образом.

3. Что помешало оппонентам сделать это (эмоции, свидетели, растерянность и т.п.).

4. Какие приемы погашения (предупреждения) конфликта мог бы использовать каждый из участников в затруднительной ситуации, и как он их использовал?

5. Какую информацию получил каждый участник конфликта о своих коммуникативных качествах, о достоинствах и недостатках, о просчетах и т.п. Анализ своего поведения, ошибок.

6. Варианты взаимоотношений оппонентов после конфликта.

Схема - 3

1. Описание конфликтной проблемы, ситуации, инцидента.

2. Причины возникновения конфликтной ситуации и повод перехода в конфликт, его динамика.

3. Смысл конфликта для каждого из его участников. Какие затронуты интересы, потребности, ценности, ресурсы?

4. Психоанализ отношений между конфликтующими сторонами.

5. Перспектива возможного развития конфликта.

6. Методы конструктивной реверсии конфликта.

Опорные схемы анализа М.М. Рыбаковой предполагают всестороннюю оценку конфликта (место, участников, их силу и ранги, личностные позиции и др.). Они позволяют выявить открытые мотивы конфликта и найти пути его решения. Однако без специальных знаний психологии это проблематично, так как обучение анализу конфликтных ситуаций нельзя свести к усвоению алгоритмов действий психолога или педагога по четко выработанным схемам. Здесь мало знать схему анализа, но учитывать возрастные особенности, межличностные, гендерные отношения, личные проблемы, мотивы, опасения, установки и др. Кроме того, вышеизложенные схемы не содержат детального инструментария того, как вести диалог с субъектами конфликта и как объективно проанализировать ситуацию, если вы сами стали ее участниками.

Вместе с тем вышеизложенные схемы могут быть успешны при анализе не только педагогических, но и любых типов межличностных и внутригрупповых конфликтов. Их можно, сокращать, объединять, модифицировать. Они предельно просты и удобны.

Методика анализа конфликтных ситуаций (МАКС) В.А. Смехова

На наш взгляд очень удачной методикой анализа и решения конфликтов между субъектами является методика МАКС В.А. Смехова.

Своеобразие методики МАКС В.А. Смехова заключается в том, что межличностный конфликт решает третья сторона, т.е. значимый третий, которому доверяют оба участника конфликта. Методика наиболее эффективна для выяснения конфликтных отношений детей от 6 до 11 лет. Возрастные рамки определены на основе широкой апробации этой методики.

Процедура МАКС заключается в том, что медиатор задает участникам конфликта, поочередно нижеследующие вопросы.

1. Как ты себя вел?

2. Как ты хотел себя вести?

3. Как ты мог себя вести?

4. Как ты должен был себя вести?

5. Как ты выглядел в конфликте?

6. Как он себя вел?

7. Как он хотел себя вести?

8. Как он мог себя вести?

9. Как он должен был себя вести?

10. Каким бы он предпочел меня видеть в подобной ситуации?

11. Каким я предпочел его видеть в подобной ситуации?

12. Каковы причины и обстоятельства всего происходящего?

13. Какие варианты решения проблемы можешь предложить?

Каждый вопрос заставляет задуматься участников конфликта над своими действиями, поступками и найти им альтернативу. Ответ на тот или иной вопрос может быть тупиковым, если конфликтующий не сделал из него должных выводов. Вместе с тем варьирование серии вопросов подводит участников инцидента к необходимости (целесообразности) посмотреть на него как на проблему, которая может и должна быть решена с позитивным исходом для обеих сторон.

Несмотря на свою простоту и кажущуюся наивность, методика результативна. Психолог может увеличить число вопросов, несколько видоизменить их характер, привнести в нее приемы визуализации ситуации и, вхождения в образ оппонента. От этого методика только выиграет.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.008 с.)