Эффективность и сравнительное преимущество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность и сравнительное преимущество



 

Сделав первый выбор, т.е. решив, ЧТО производить, необ­ходимо сделать и второй — решить, КАК производить. Суще­ствует множество способов производства одного и того же товара: велосипед можно собрать и в домашней мастерской, и на небольшом заводе, и на предприятии-гиганте. Торт может выпекать один человек, а может и целая бригада кондитеров, диетологов и дегустаторов. Для получения куриных яиц мож­но завести «домашнюю курочку», а можно построить ферму или птицефабрику. Какой из способов производства следует выбрать? Скорее тот, который является наиболее эффектив­ным. Но что такое ЭФФЕКТИВНОСТЬ?

Из курса физики знакомо понятие технологической эффек­тивности. На смену паровому двигателю пришел двигатель внутреннего сгорания, на смену ему — электрический, далее — атомный. Каждый последующий вид двигателя с точки зрения технологии (экологические и социально-экономические послед­ствия использования этих двигателей мы опускаем) был луч­ше, т.е. эффективнее, предыдущего. Это проявлялось в увели­чении отношения полезной работы, выполняемой двигателем, к энергии, потребляемой им.

Несколько иначе понимается эффективность в экономике.

Представим себе пищевую фабрику, выпускающую два продукта: лимонад и жевательную резинку. Допустим, что на этой фабрике используются три ресурса: оборудование (одна линия по производству лимонада и две линии по производству жевательной резинки), рабочая сила и фруктовый сироп (сырье Для выпускаемых продуктов).

Рассмотрим три ситуации.

Ситуация 1. На фабрику не завезли фруктовый сироп, по­этому линии загружены только на 10%; производство ведется за счет старых запасов, а половина рабочих отправлена в вы­нужденный отпуск без содержания.

Анализ ситуации 1. Производство ведется крайне неэффек­тивно: производственные мощности не загружены, рабочая сила не используется.

Ситуация 2. Наконец-то, пришли три цистерны с фрук­товым сиропом, которые позволили загрузить полностью все линии: одну по производству лимонада и две по производству жевательной резинки; рабочие срочно отозваны из отпуска.

Анализ ситуации 2. Все производственные ресурсы исполь­зуются полностью. Рабочие полностью заняты. Имеется ПОЛ­НАЯ ЗАНЯТОСТЬ — используются все пригодные для произ­водства ресурсы (труд, природные ресурсы, капитал). В случае если пригодные для производства ресурсы используются точно в соответствии с заданной технологией, а не отвлекаются на другие цели (рабочие не посылаются на помощь в уборке уро­жая, фруктовый сироп не разбавляется водой и т.п.), то можно достичь полного при данной технологии объема производства.

ПОЛНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА — МАКСИМАЛЬ­НО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ДАН­НОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ РЕ­СУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ.

Итак, ситуация 2 — это ситуация ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ РЕСУРСОВ и ПОЛНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА.

Ситуация 3. Жаркое лето. Спрос на лимонад резко возрос, а на жевательную резинку становится вялым. Директор фабри­ки принимает решение: производить больше лимонада, ис­пользуя имеющиеся резервы.

Анализ ситуации 3. Увеличение объема производства лимо­нада, если использовать ТОЛЬКО ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУР­СЫ в рамках действующей технологии, возможны только путем сокращения производства жевательной резинки и пере­ключения ресурсов, которые использовались для ее производ­ства, на производство лимонада. Поэтому вслед за решением директора об увеличении производства лимонада необходимо переквалифицировать часть рабочих и перестроить одну ли­нию. Ситуация 3 свидетельствует о том, что производство на данной пищевой фабрике экономически эффективно.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭТО ТА­КАЯ СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ПРИ ЗАДАННЫХ ПРОИЗ­ВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ И ТЕХНОЛОГИИ НЕВОЗ­МОЖНО ПРОИЗВЕСТИ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОДНОГО ТОВАРА, НЕ ЖЕРТВУЯ ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНО­СТЬЮ ПРОИЗВЕСТИ НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО ДРУ­ГИХ ТОВАРОВ.

С понятием экономической эффективности тесно связано понятие сравнительного преимущества.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — СПОСОБ­НОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ ТОВАРЫ С ОТНОСИТЕЛЬНО МЕНЬШИМИ АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ.

Рассмотрим пример. Допустим, что мексиканские мил­лионеры, Марианна и Луис, купили фикусовый сад, находя­щийся в запущенном состоянии. Ради интереса они хотят поработать в нем сами. Им необходимо каждый фикус сначала окопать, а потом полить. Марианна выросла в се­мье бедного фермера, она тратит на окапывание фикуса 4 мин, а на полив — 1 мин. Луис, выходец из богатой семьи, затрачивает на окапывание одного фикуса 6 мин, а на полив — 4 мин. Если Марианна и Луис будут окапы­вать и поливать фикусы каждый сам по себе, то за один час работы они смогут обработать 18 деревьев. Можно, конеч­но, разделить между ними работу: Марианна будет только окапывать, а Луис — только поливать фикусы. Но в этом случае их общая производительность будет еще меньше — за один час они обработают 15 деревьев.

Экономический подход к данной проблеме предполага­ет ответ на вопросы:

1) кто из них лучше поливает фикусы?

Ответ — Марианна, так как она поливает в 4 раза быст­рее, чем окапывает, в то время как Луис — только в 1,5 раза быстрее поливает, чем окапывает;

2) кто из них лучше окапывает фикусы?

Ответ — Луис (несмотря на то, что он на эту операцию затрачивает больше времени, чем Марианна), так как он окапывает всего в 1,5 раза медленнее, чем поливает, в то время как Марианна — в 4 раза медленнее.

Следуя принципу сравнительного преимущества, Луис, занимаясь только окапыванием, сможет обработать 10 де­ревьев. Марианна, окопав за 40 мин 10 деревьев, за оста­вшиеся 20 мин успеет полить все деревья. Организовав работу таким образом, Марианна и Луис достигнут «пика» своей совместной производительности — 20 деревьев в час.

 

Вывод 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДОЛЖЕН НАЙТИ ТУ ОТРАСЛЬ, ТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОН ОБЛАДАЕТ СРАВНИТЕЛЬ­НЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ...

 

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА СРАВНИ­ТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЗВОЛЯЕТ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРИМЕНЯТЬ ИМЕЮ­ЩИЕСЯ РЕСУРСЫ, ДЕЛАЕТ РАСПРЕДЕЛЕ­НИЕ РЕСУРСОВ ЭФФЕКТИВНЫМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.005 с.)