Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективность и сравнительное преимущество
Сделав первый выбор, т.е. решив, ЧТО производить, необходимо сделать и второй — решить, КАК производить. Существует множество способов производства одного и того же товара: велосипед можно собрать и в домашней мастерской, и на небольшом заводе, и на предприятии-гиганте. Торт может выпекать один человек, а может и целая бригада кондитеров, диетологов и дегустаторов. Для получения куриных яиц можно завести «домашнюю курочку», а можно построить ферму или птицефабрику. Какой из способов производства следует выбрать? Скорее тот, который является наиболее эффективным. Но что такое ЭФФЕКТИВНОСТЬ? Из курса физики знакомо понятие технологической эффективности. На смену паровому двигателю пришел двигатель внутреннего сгорания, на смену ему — электрический, далее — атомный. Каждый последующий вид двигателя с точки зрения технологии (экологические и социально-экономические последствия использования этих двигателей мы опускаем) был лучше, т.е. эффективнее, предыдущего. Это проявлялось в увеличении отношения полезной работы, выполняемой двигателем, к энергии, потребляемой им. Несколько иначе понимается эффективность в экономике. Представим себе пищевую фабрику, выпускающую два продукта: лимонад и жевательную резинку. Допустим, что на этой фабрике используются три ресурса: оборудование (одна линия по производству лимонада и две линии по производству жевательной резинки), рабочая сила и фруктовый сироп (сырье Для выпускаемых продуктов). Рассмотрим три ситуации. Ситуация 1. На фабрику не завезли фруктовый сироп, поэтому линии загружены только на 10%; производство ведется за счет старых запасов, а половина рабочих отправлена в вынужденный отпуск без содержания. Анализ ситуации 1. Производство ведется крайне неэффективно: производственные мощности не загружены, рабочая сила не используется. Ситуация 2. Наконец-то, пришли три цистерны с фруктовым сиропом, которые позволили загрузить полностью все линии: одну по производству лимонада и две по производству жевательной резинки; рабочие срочно отозваны из отпуска. Анализ ситуации 2. Все производственные ресурсы используются полностью. Рабочие полностью заняты. Имеется ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ — используются все пригодные для производства ресурсы (труд, природные ресурсы, капитал). В случае если пригодные для производства ресурсы используются точно в соответствии с заданной технологией, а не отвлекаются на другие цели (рабочие не посылаются на помощь в уборке урожая, фруктовый сироп не разбавляется водой и т.п.), то можно достичь полного при данной технологии объема производства.
ПОЛНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА — МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ РЕСУРСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ. Итак, ситуация 2 — это ситуация ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ РЕСУРСОВ и ПОЛНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. Ситуация 3. Жаркое лето. Спрос на лимонад резко возрос, а на жевательную резинку становится вялым. Директор фабрики принимает решение: производить больше лимонада, используя имеющиеся резервы. Анализ ситуации 3. Увеличение объема производства лимонада, если использовать ТОЛЬКО ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ в рамках действующей технологии, возможны только путем сокращения производства жевательной резинки и переключения ресурсов, которые использовались для ее производства, на производство лимонада. Поэтому вслед за решением директора об увеличении производства лимонада необходимо переквалифицировать часть рабочих и перестроить одну линию. Ситуация 3 свидетельствует о том, что производство на данной пищевой фабрике экономически эффективно. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭТО ТАКАЯ СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ПРИ ЗАДАННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ И ТЕХНОЛОГИИ НЕВОЗМОЖНО ПРОИЗВЕСТИ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОДНОГО ТОВАРА, НЕ ЖЕРТВУЯ ПРИ ЭТОМ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПРОИЗВЕСТИ НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО ДРУГИХ ТОВАРОВ. С понятием экономической эффективности тесно связано понятие сравнительного преимущества. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — СПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЬ ТОВАРЫ С ОТНОСИТЕЛЬНО МЕНЬШИМИ АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ. Рассмотрим пример. Допустим, что мексиканские миллионеры, Марианна и Луис, купили фикусовый сад, находящийся в запущенном состоянии. Ради интереса они хотят поработать в нем сами. Им необходимо каждый фикус сначала окопать, а потом полить. Марианна выросла в семье бедного фермера, она тратит на окапывание фикуса 4 мин, а на полив — 1 мин. Луис, выходец из богатой семьи, затрачивает на окапывание одного фикуса 6 мин, а на полив — 4 мин. Если Марианна и Луис будут окапывать и поливать фикусы каждый сам по себе, то за один час работы они смогут обработать 18 деревьев. Можно, конечно, разделить между ними работу: Марианна будет только окапывать, а Луис — только поливать фикусы. Но в этом случае их общая производительность будет еще меньше — за один час они обработают 15 деревьев.
Экономический подход к данной проблеме предполагает ответ на вопросы: 1) кто из них лучше поливает фикусы? Ответ — Марианна, так как она поливает в 4 раза быстрее, чем окапывает, в то время как Луис — только в 1,5 раза быстрее поливает, чем окапывает; 2) кто из них лучше окапывает фикусы? Ответ — Луис (несмотря на то, что он на эту операцию затрачивает больше времени, чем Марианна), так как он окапывает всего в 1,5 раза медленнее, чем поливает, в то время как Марианна — в 4 раза медленнее. Следуя принципу сравнительного преимущества, Луис, занимаясь только окапыванием, сможет обработать 10 деревьев. Марианна, окопав за 40 мин 10 деревьев, за оставшиеся 20 мин успеет полить все деревья. Организовав работу таким образом, Марианна и Луис достигнут «пика» своей совместной производительности — 20 деревьев в час.
Вывод 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДОЛЖЕН НАЙТИ ТУ ОТРАСЛЬ, ТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОН ОБЛАДАЕТ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ...
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЗВОЛЯЕТ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРИМЕНЯТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ, ДЕЛАЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ЭФФЕКТИВНЫМ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.005 с.) |