Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.3. Структура философского мировоззренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философский тип мировоззрения является третьим (по времени появления) и считается самым высшим и сложным. Он, как и религия, развился из мифологии, унаследовав её мировоззренческие функции. Что же роднит все три типа мировоззрения? Их объединяет общая цель – создать картину мира, показать место человека в мире и выяснить смысл человеческого существования. Однако ответы на эти проблемы разные типы мировоззрения ищут своими путями. Что касается философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности: 1. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь на рациональные знания. 2. Философское мировоззрение имеет сложную структуру, внутри философии много разделов (о них речь пойдет позже). 3. Философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предыдущих мировоззрениях, форма освоения действительности, а абстрактно-понятийная (содержание философии логично, имеет внутреннее единство и систему; опирается на четкие понятия и категории). 4. В отличие от мифологии и религии, философия в осмыслении мира опирается на научные знания (а не на вымысел, как мифология либо безоговорочную веру, как религия). 5. Философия стремится поставить и решить предельные, абсолютные проблемы мира и человеческого существования в нём (например: Как возник мир? Есть ли «сценарий» развития мира? Как возник человек?). 6. Философское мировоззрение основано на рефлексии (с лат. – «обращение назад»). Рефлексия – это способность человеческого разума, направленная на осмысление собственных действий индивида и их последствий (самопознание). 7. Философия во многом субъективна, то есть несёт в себе отпечаток личности отдельных философов (это её отличает от науки). 8. Философское мировоззрение является совокупностью знаний, ценностей и нравственных идеалов своего времени (эпохи). 9. Философское мировоззрение хоть и испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами, в то же время оно динамично – постоянно развивается и неисчерпаемо по своей сути. Так как философия пытается ответить на множество сложных вопросов (базовые вопросы), на которые невозможно дать однозначные ответы, то внутри философии множество школ, течений и направлений. Таким образом, философия является крайне плюралистичным знанием (от лат. pluralis – «множественный» – это позиция, согласно которой существует множество независимых форм знания) и состоит из спора философов различных эпох и направлений. Философия является очень объёмной развивающейся системой и включает в себя следующие основные разделы философского знания: онтология, гносеология, аксиология и праксиология. Главным разделом философии является онтология (от греч. – «знание о сущем, о бытии»), где раскрываются проблемы бытия и исследуется субстанциональность мира. На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Бытие – это объективная характеристика существования мира, указывающая на его реальность и взаимосвязь всего со всем. Философия изначально ставит задачу: определить мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким каким он «кажется», используется и т.д. Основным предметом онтологии является поиск субстанции (от лат. – «то, что лежит в основе») – того, что существует самостоятельно, само по себе. Субстанция – это философская категория для обозначения объективной реальности как внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Первоначально под субстанцией понимали некую основу, из которой мир возникает естественным путем. Поэтому субстанция мыслилась неизменной, в отличие от других постоянно меняющихся свойств и состояний мира. Она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе, первопричина всего происходящего в мире. Онтология формирует картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для какой-либо эпохи, а также для того или иного философского направления (материализма, идеализма, дуализма). В этом смысле каждая философская система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Основными онтологическими направлениями в философии, которые возникли практически сразу с её появлением, являются: материализм, идеализм и дуализм. Внутри себя каждое из этих направлений очень обширно и разнообразно. За свое 2,5 тысячелетнее существование эти направления внутри себя крайне развились и, например, учения современных материалистов (подкрепленные современными научными знаниями в области физики, химии, биологии), конечно же, отличаются от материалистических учений древних эпох. Но, при этом, основные постулаты данных направлений все равно можно каким-то образом обобщить. Материализм – это направление в философии, сторонники которого считают, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чём, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; материя вечна, никем не сотворена, содержит внутри себя способность к саморазвитию. К материалистическому направлению принадлежат такие философы как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур; П.Гольбах, Д.Дидро, К.Гельвеций, Ж.Ламетри, К.Маркс, Ф.Энгельс. Идеализм – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают идеальное (идея, дух, бог). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Г.Лейбниц, Г.Гегель) и субъективный идеализм (Д.Беркли, Д.Юм). Согласно концепции объективного идеализма Платона реально существует только «мир идей», который изначально и независимо существует в божественном разуме; материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; каждая единичная вещь – этовоплощение какой-либо идеи данной вещи (например, конкретный дом – это воплощение общей идеи дома, конкретный корабль – это воплощение общей идеи корабля); большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец. Согласно концепции субъективного идеализма Д.Беркли все вещи мира существуют только в сознании независимого познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне и независимо от сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует. Если субстанция в философской системе одна, то такая система называется монизм (от лат. – «один», «единственный»). Таким образом, монизм в философии бывает материалистическим и идеалистическим. А философов, которые считают субстанцией что-то одно (либо материю, либо нечто идеальное), называют монистами. Таким образом, монистами являются и философы-материалисты, и философы-идеалисты. Дуализм (от лат. – «двойственный») – это направление философии, которое признаёт равноправие материальной и идеальной субстанций, при этом отрицая независимое существование каждой из них. Представителями являются Аристотель и Р.Декарт. Материальная и идеальная субстанции различаются в своих фундаментальных свойствах. Материя занимает определенное положение в пространстве, имеет форму, характеризуется массой, идеальная субстанция (духовные феномены) субъективна и интенциональна (направлена на предметы мира). Так как проверить эмпирическим путем (сбор и анализ фактов) некоторые постулаты (например, о возникновении мира) ни материализма, ни идеализма, ни дуализма невозможно, то эти направления равноправно существуют с глубокой древности до современного времени. Ведь мы не можем попасть в «точку возникновения Вселенной» и удостовериться – как она возникла. Даже основная научная на данный момент теория возникновения материального мира путем «Большого взрыва» – это все равно теория. И у материализма есть свои плюсы (он формирует свои утверждения на основании научных открытий в естественных науках) и минусы (не всё в мире можно объяснить материалистическим путем). И у идеализма есть свои плюсы (например, вера в наличие вечной души у человека и возможность её существования после смерти тела) и минусы (реальных, проверяемых фактов у идеалистов практически нет, так как ни бога, ни душу, мы не можем зафиксировать в материальной реальности). В философии встречаются школы, утверждающие наличие множества субстанций. Такие учения называются плюрализм (от лат. – «много»). Представителем плюрализма, например, является Г.Лейбниц, у которого существует множество субстанций – монад (единиц). Плюсом таких учений является возможность логического доказательства уникальности и неповторимости мира. Минусом будет неизбежность признания Бога как координатора самих монад, так как их автономность и независимость от всего кроме самих себя приводит к полному отсутствию гармонии мира. Ещё одной важной отраслью философии является гносеология – учение о познании мира. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно-ограниченном смысле. В самом общем виде можно говорить об эмпирическом, рационалистическом и иррационалистическом направлениях в гносеологии. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т.Гоббс) заявляют о том, что основой истинного познания мира является опыт, основанный на показаниях органов чувств человека (слух, зрение и т.д.). Сторонники рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза) заявляют о том, что основой истинного познания мира является только разум, интеллектуальная деятельность. Сторонники иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, З.Фрейд) заявляют о том, что основой истинного познания мира являются нерациональные «механизмы», такие как воля, сфера бессознательного и др. Особенностью философии является такое ее направление в гносеологии как агностицизм (от греч. – «непознаваемый»), представители которого (И.Кант) заявляют о принципиально невозможном познании любых предельных и абсолютных основ мира. То есть это учение, в котором познание мира человеком ограничено: либо указывается на принципиально не познаваемые части мира, либо в силу абсолютизации субъективного момента познания утверждается, что человек способен познавать лишь собственные ощущения, тогда как сам мир от познания отграничен, закрыт. Формы агностицизма: релятивизм – делает упор на абсолютной относительности человеческого знания; скептицизм – ставит под сомнение надёжность самой истины. Важной отраслью философии является аксиология – учение о ценностях. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой духовных ценностей (любовь, добро, благо, справедливость и т.д.), их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен древнегреческим философом Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса: «Что есть благо?». По мнению Сократа, благо есть реализованная ценность – полезность. То есть ценность и польза – это две стороны одной и той же медали. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможности практического разума в общей структуре бытия. И с гносеологией, и с аксиологией тесно связана праксиология – философское учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиологию интересуют следующие вопросы: «Что такое человеческая деятельность?», «Какова её природа?», «Какую роль играет деятельность в развитии человека?». Ярким выразителем праксиологии является И.Кант. Без знаний, пояснял он, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. Высоко ценя усилия теоретического разума, он вынес на первый план практический разум – то, чему, в конечном счёте, служит философия. Мыслитель подчеркивал активный, практический характер философского мировоззрения: «Мудрость вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании». Подлинный философ – это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Философия в самом высоком её значении воплощает в себе идею совершенной мудрости. Эту идею Кант характеризовал как всемирно-гражданскую, мировую или даже космическую, имея в виду не реальные учения философов, а программу, к которой должна стремиться философская мысль. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего – с нравственными ценностями. В обосновании высших нравственных ценностей усматривается суть философствования. Любые цели, всякие знания, их применение, философия призвана, по убеждению Канта, согласовывать с высшими нравственными целями человеческого разума. Без этого стержня все стремления, достижения людей обесцениваются, теряют смысл. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет собой целостное знание, не все её дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню. Кроме того, имеются как бы «вспомогательные», но необходимые для философии дисциплины. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Назовем их. Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. У Аристотеля логика предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления. Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения). Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование. В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка. Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ. Он осуществляется посредством критики языка и использования науки логики, а его цель – создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе направление – «философия естественного языка», в которой анализируются обыденные языки с целью выявления их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления. Философия права решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой. Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование. Далеко не все разделы философии возникли 2,5 тыс. лет назад. Ведь, например, в те далекие времена ещё не было науки как отдельной отрасли знания. Частные науки (механика, физика, биология и т.д.), как самостоятельные отрасли, стали появляться из философии лишь в XVII веке. В те времена люди ещё не предполагали, что от науки может исходить какая-либо опасность (например, оружие массового уничтожения также создают учёные). И только с бурным развитием науки в XIX веке, а особенно в XX веке, люди стали осмысливать науку и понимать – к чему могут привести результаты её развития (не всегда и не обязательно к чему-то хорошему). Вследствие этого возник такой раздел как «философия науки». В XX веке большое развитие получили также философия техники, философия войны, а в последнее время – философия глобальных проблем человечества. С точки зрения всего исторического развития философия классифицируется согласно основным принципам описания бытия: Ø космоцентризм – учение, где бытие рассматривается через тождественность законов мира и человека, т.е. когда законы макромира тождественны законам микромира и наоборот; Ø теоцентризм – способ рассмотрения бытия, при котором подлинно сущим бытием объявлен бог; Ø антропоцентризм – способ рассмотрения бытия, когда бытие человека является центральным и его закономерности определяют закономерности бытия в целом; Ø социоцентризм – учение, согласно которому доминируют законы социального бытия. Философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть её собственного метода. Можно сказать, что философский метод (с греч. – «путь познания») – это система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности. Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Разные философы в различные эпохи предлагали свои методы философского исследования: 1. Метод Сократа – «ирония» – это критика всех понятий и суждений собеседника в насмешливой форме, чтобы побудить человека рассуждать дальше. 2. Метод Декарта – «всеобщее сомнение» – это поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины. 3. Метод Спинозы – «геометрический метод» – это формулирование исходных философских аксиом, не подлежащих сомнению и выведении из них различных следствий. 4. Метод Канта – «критический метод» – это анализ предпосылок, на базе которых формируется человеческое познание. 5. Метод Гегеля – «диалектика понятий» – это вскрытие внутренней логики, связи и развитии различных фактов и событий. 6. Метод Маркса – «материалистическая диалектика» – это нахождение всеобщих законов развития мира и его познания. 7. Метод Бергсона – «интуиция» – нерациональное озарение, интуитивное нахождение взаимосвязи явлений и процессов. 8. Метод Ясперса – «трансцендирование» – познание смысла человеческого бытия путем выхода за его пределы к «высшему бытию», то есть к Богу. 9. Метод Гадамера – «герменевтика» – это искусство истолкования и понимания культурных текстов. Другими словами, каждая философская система предлагает свой собственный метод описания мира и места человека в нём. Но при этом в философии существуют общие «сквозные методы». Их условно можно классифицировать на онтологические и собственно гносеологические. К наиболее универсальным методам, затрагивающим область онтологии, относятся метафизика (изучение мира в неизменности) и диалектика (изучение мира в развитии). Метафизика – способ рассмотрения действительности согласно которому в мире все обособлено, статично, а в возникающие изменения обусловлены исключительно внешними принципами. Диалектика – метод противоположный метафизике и согласно ему в мире все взаимосвязано, изменчиво в силу внутренних причин. В гносеологии так же существуют универсальные методы. Примером может служить рефлексия (самопознание), наличие которой служит определенным доказательством философского характера знания. Но в целом гносеологические методы философии более узкие, так как направлены на определенные сегменты процесса познания или на обращены к специфике отдельных видов знания. Примерами могут служить герменевтика и феноменология. Герменевтика – метод, построенный на выявлении условий и возможности толкования чуждой субъективности. В отличие от простого толкования текста (понимание герменевтики, например, в литературе) это означает признание того, что понимание есть форма первичной данности мира человеку. Человек в мир погружен как в текст, отсюда необходимость интерпретации. Такое толкование, в свою очередь, открывает Я самого себя. И получается что бытие, которое может быть понято, есть язык, а все в мире есть языковое событие. Феноменология – метод, построенный на поиске изначально истинных положений и правил последующего вывода знаний из них. Феноменология убеждена, что путь познания идет не от чувственных предметов, например, к числам, а, наоборот, чувства сталкиваются с миром чисел. Есть изначально число в себе. Это позволяет найти понятие числа и раскрыть символическое представление содержания числа. Получается, что сознание всегда предметно ориентировано (интенционально), и именно в интенциональном акте происходит конструирование предмета, а не наоборот. Специфика философских методов помимо их универсальности заключается еще в том факте, что во всем многообразии методологии в философии нет понятия «неверного метода». Каждый метод является актуальным и способен привести к истине в соответствующих гносеологических предпосылках. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Почему философия является третьим и высшим типом мировоззрения? Какая общая цель объединяет все три типа мировоззрения? 2. Какие особенности присущи именно философскому типу мировоззрения? 3. Как вы понимаете утверждение, что философия является «плюралистическим знанием»? 4. Охарактеризуйте такой главный раздел философии как «онтология». Что является основным предметом онтологии? 5. Охарактеризуйте такие направления философии, как «материализм», «идеализм», «дуализм». Почему «не побеждает» какое-либо одно из этих направлений? 6. Какие плюсы и минусы есть как у материализма, так и у идеализма? 7. В чём суть такого направления, как «плюрализм»? Каковы его плюсы и минусы? 8. Охарактеризуйте такой раздел философии как «гносеология». Почему «не побеждает» какое-либо одно из направлений гносеологии? Приведите свои примеры. 9. Почему в философии возможно такое направление как «агностицизм»? Какие формы агностицизма существуют? 10. В чем суть «аксиологии» и «праксиологии»? Как философия рассматривает ценностное отношение человека к миру? 11. Охарактеризуйте другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее актуальными в наше время и почему? 12. Почему не все разделы философии возникли в древности? Какие разделы философии и почему появились лишь в последние два столетия? 13. Как вы считаете – будут ли и дальше возникать новые разделы философии? Что будет предметом их изучения? Приведите свои примеры. 14. Какие классифицируются философские учения по основным принципам описания бытия? 15. Что такое «философский метод»? Какие различные философские методы предлагали мыслители различных эпох? 16. Какие общие методы существуют в философии? Почему в философии нет понятия «неверного метода»? Подготовка по фрагменту из произведения Б. Рассела «Искусство философствования» Биографическая справка. Бертран Рассел (1872-1970) – английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Его книга "Проблемы философии" до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира", "Исследование значения и истины" и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы". В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, – это способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой. Рассел написал множество работ, посвященных религии и церкви, очертив те многовековые претензии к церковным институциям и религиозным догматам, которые не давали покоя многим мыслителям. Известна его лекция, позднее изданная отдельной брошюрой «Почему я не христианин». Его аналитический ум позволял ему подчас очень точно характеризовать очевидные черты общественных, политических, религиозных течений. В сочетании с иронией и авторским талантом, это породило множество интервью, статей, эссе, выступлений, в том числе работы «Происхождение фашизма», «О ценности скептицизма», «Свободомыслие и официальная пропаганда». Фрагмент из произведения. Позвольте начать с краткого ответа на вопрос: "Что такое философия?". Это не конкретное знание, каким является наука. Но это и не безоговорочная вера, характерная для первобытных людей. Философия – нечто находящееся между этими полюсами. Наверное, ее можно назвать "искусством рационального предположения". Согласно такому определению, философия говорит нам, как нужно поступать, если мы хотим найти истину, или же то, что более всего на нее походит, в тех случаях, когда нельзя с уверенностью знать, что есть истина. Искусство рационального предположения весьма полезно в двух различных отношениях. Во-первых, часто наиболее трудным этапом в поиске истины является формулирование правдоподобной гипотезы; когда гипотеза сформулирована, ее можно проверить, но прежде всего, нужен человек, способный ее выдумать. Во-вторых, часто мы вынуждены действовать в условиях неопределенности, поскольку промедление может быть весьма опасным или даже смертельным; в таких случаях полезно воспользоваться искусством, которое поможет нам судить о возможных последствиях. Этим искусством – в том, что касается наиболее общих гипотез, и является философия. Конкретные вопросы типа "Будет ли завтра дождь?" не относятся к философским; философия занимается такими общими вопросами как: "Управляется ли мир механическими законами или развивается согласно заданной космической цели, или же он характеризуется и тем и другим?". Философия исследует все, что может быть сказано относительно подобных общих вопросов. Первое, что вы должны понять, если хотите стать философом, – это то, что большинство людей живут, обладая мировоззрением, не поддающимся рациональной проверке, и что мировоззрение одного человека может быть несовместимо с мировоззрением другого человека, и они оба могут быть правы. Взгляды людей, в основном, формируются таким образом, чтобы они чувствовали себя комфортно, уютно; а истина их волнует постольку поскольку. Конечно же, вы, дорогие читатели, не имеете предрассудков, но вы должны понять, что этим вы и отличаетесь от большинства людей. Допустим, что вы баптист, проживающий в штате Теннеси. Для вас, очевидно, что Америка – это величайшая мировая держава, что Теннеси – самый лучший штат и что только баптизм выражает истинные теологические воззрения. Предположим, что я поддержу эти убеждения. Что же я тогда скажу человеку, живущему в другом штате или в другой стране? Как я смогу доказать истины, столь очевидные для вас, католику, живущему во франкоязычной области Канады? Вы можете быть согласны друг с другом по многим другим вопросам, но как вести диалог с мусульманином, индуистом или конфуцианцем? Вы обнаружите, что они подвергают сомнению многое из того, что вы принимаете без обсуждения; и если ваш диалог с ними будет успешным, то вы обнаружите общее далеко за пределами того, что предполагали. И, тем не менее, вы по-прежнему найдете много вещей, относительно которых у вас с мусульманином будет общее мнение. Произошли ли люди от обезьян? Конечно, нет! Является ли человек вершиной мироздания? Конечно, да! Вас объединяет то, что вы оба – люди. Но если однажды с Марса прилетит разумное существо, которое будет превосходить людей настолько же, насколько люди превосходят обезьян, оно может расценить различие между людьми и обезьянами как незначительное, и общность происхождения людей и обезьян будет для него очевидной. Марсианин будет настолько же уверен в своих утверждениях о Марсе (если он не будет философом), насколько вы уверены в своих утверждениях о Теннеси. Как быть в этом случае? Если вы хотите стать философом, вы должны изо всех сил пытаться избавиться от воззрений, целиком зависящих от места и времени вашего обучения, от всего того, о чем вам говорят ваши родители и учителя. Никто не может избавиться от них полностью, никто не может быть совершенным философом, но при желании мы все в какой-то мере можем достичь этого. Однако вы можете спросить: "А почему мы должны желать этого?". Есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что иррациональные воззрения во многом связаны с войнами и иными формами насилия. Единственным способом, с помощью которого общество смогло бы жить без насилия в течение какого-то времени, является установление социальной справедливости, а социальная справедливость любому человеку покажется несправедливостью, если он будет убежден, что он – превыше остальных. Справедливость в отношениях между классами сложно установить, если существует класс, полагающий, что он имеет право на большую долю власти и общественного богатства. Справедливость в отношениях между нациями возможна только при посредстве нейтральной силы, поскольку каждая нация верит в свою исключительность. Справедливость в отношениях между мировоззрениями и верованиями – еще более сложная вещь, поскольку каждое воззрение полагает, что обладает монополией на истину во всех ее аспектах. Было бы намного легче мирно и справедливо разрешать конфликты и споры, если бы философское мировоззрение было шире распространено. Вторая причина, по которой нужно стремиться быть философом, заключается в том, что, как правило, ошибочные взгляды не позволяют нам поставить верные цели. В средние века во время чумы люди толпами валили в церкви молиться о выздоровлении, полагая, что их благочестие заставит Бога простить их. На самом деле, толпы в плохо проветриваемых помещениях создавали идеальные условия для распространения инфекции. Ес
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.014 с.) |