Вопрос методы банковского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос методы банковского права



Основными методами банковского права являются:

• публично-правовой метод (в литературе он именуется по-разному, например: императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.); Отличительные черты:

1) формирование и использование правоотношений по принци­пу «команда — исполнение». Субъект принятия обязательных ре­шений (Банк России и другие государственные органы) не связан согласием стороны, которой они адресованы (кредитных организа­ций);

2) субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предостав­ленных им полномочий.

3) позитивное обязывание, которое может носить характер об­щенормативной ориентации (когда принимается акт, устанавли­вающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически значимое действие);

4) запрещение каких-либо действий, когда нормы-запреты в общем или конкретном виде очерчивают область возможного не­ правомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

• частно-правовой метод (или гражданско-правовой метод);

1) равноправие участников правоотношений;

2) автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вме­шательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным пра­вом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;

3) самостоятельность участников правоотношений, выражаю­щаяся в возможности лица самостоятельно распоряжаться принад­лежащим ему имуществом, нести ответственность по своим обяза­тельствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями;

4) альтернативная возможность выбора субъектами различных вариантов поведения в рамках закона.

• комплексный метод, представляющий собой сочетание двух вышеуказанных методов. Наличие этого метода обусловлено комплексным характером банковского права.

1) имущественная самостоятельность участников правоотно­шений;

2) применение преимущественно способов косвенного (эконо­мического) воздействия на участников правоотношений. Эти спо­собы позволяют содействовать формированию благоприятной для субъектов банковского права ситуации, управомочивать их совер­шать широкий, но достаточно определенный круг действий, стиму­лировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов в процессе осуществления банковской деятельности;

3) сочетание регулирования соответствующих общественных отношений путем издания нормативного правового акта и заклю­чения договора, имеющего гражданско-правовой характер.

4) «коридор автономии воли» обязательных участников банков­ских правоотношений, примером которого помимо валютного ко­ридора может послужить то, что при кредитовании банками сель­ских товаропроизводителей из средств Специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях кредитополучателем за пользование креди­том уплачивается процент в Специальный фонд в размере не более 25% учетной ставки Центробанка, а уполномоченному банку-агенту — маржа в размере не более 4% суммы выделенного кредита1. В данном случае «коридор автономии воли» банка оп­ределен в рамках 0—4% суммы выделенного кредита. Следова­тельно, свобода договора (ст. 421 ГК РФ) для банка существенно ограничена указанными рамками, за которые он по своему усмотрению выйти не может.

Вопрос.источники бп

Источники банковского права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения.

Систему источников банковского права России составляют:

1) нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция Российской Федерации;

4) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;

5) Решения Конституционного Суда РФ;

6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка – это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

7 вопрос федеральное банковское законодательство

Федеральное банковское законодательство

Банковское законодательство Российской Федерации подраз­деляется на специальное и общее.

Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система зако­нодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закона РФ «О налогообложении дохо­дов банков»2. Предмет специального банковского законодательст­ва совпадает с предметом отрасли банковского права, подчиняется тем же принципам и выполняет те же функции, что и отрасль бан­ковского права.

Специальное банковское законодательство в настоящее время еще окончательно не оформилось. На рассмотрении Госдумы находятся проекты таких Федеральных законов, как «О федеральном государственном архиве кредитных историй», «О гарантировании вкладов граждан в банках», «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» и др.

Главным направлением совершенствования специального бан­ковского законодательства помимо принятия законов должна стать его кодификация, которая даст возможность проанализировать весь основной нормативный материал банковского законодатель­ства и корреспондирующей ему отрасли банковского права, обес­печить большую взаимосвязанность нормативных актов.

Общее банковское законодательство включают в себя нормы, со­держащиеся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России.

Банковское законодательство занимает ведущее место в системе источников права, что предопределяется следующими специфи­ческими признаками законов как основного источника права:

1) они принимаются исключительно законодательными органа­ми государственной власти либо путем референдума;

2) они обладают вьющей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, т.е. содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам;

3) они регулируют наиболее важные основополагающие отно­шения. В законах закрепляется тип банковской системы России, компетенция Центробанка, права и обязанности кредитных орга­низаций и т.д.;

4) они содержат нормы первичного характера; все иные акты призваны преимущественно конкретизировать и детализировать нормативные установления законов

5) они принимаются с соблюдением особых процессуальных норм.

Вопрос

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп:

1. Нормативные акты Банка России, действующие акты Госбанка СССР. В соответствии со ст. 6 Закона о Банке России Центробанк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физичес­ких лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В зависимости от содержания нормативные акты Банка России могут издаваться в форме:

1) указания (если его содержанием является установление от­дельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

2) положения (если его основным содержанием является уста­новление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России);

3) инструкции (если ее основным содержанием является опре­деление порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе в форме его указаний и положений).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и нормативным актам Банка Рос­сии.

2. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Пре­зидента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам, состав­ляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот во­прос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом.

Относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по ох­ране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и го­сударственной целостности, обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Прези­дента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обесценения норм Конституции до принятия федеральных законов.

Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворче­ства, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов испол­нительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Консти­туции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответ­ствующим судом.

3. Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст.,114 Конституции России Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кре­дитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юриди­ческую силу.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ под­лежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиденциального ха­рактера) в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и поста­новления Правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных ор­ганов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

9 вопрос Локальные акты кредитных организаций

Кредитные организации, а также Банк России, как и любые юридические лица, для эффективной организации работы вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, которые в совокупности составляют кор­поративное право.

Корпоративное право имеет следующие характерные черты:

во-первых, оно призвано регламентировать повторяющиеся, ти­пичные ситуации и группы общественных отношений в кредитных организациях и состоит из правил поведения общего характера (т.е. нормативность);

во-вторых, в нем выделяются гражданско-правовые, финансо­во-правовые, трудовые, административно-правовые и другие нормы (т.е. системность);

в-третьих, его нормы обязательны для участников и членов тру­дового коллектива кредитной организации и Банка России;

в-четвертых, письменная форма актов этого права;

в-пятых, обеспечение исполнения этих правил поведения с по­мощью принуждения в случае их нарушения.

Корпоративные (локальные) акты подразделяются на две груп­пы: внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной регистрации, утверждении и в совместном принятии акта.

Корпоративные акты могут приниматься руководителями кре­дитных организаций в форме приказов (с их помощью регулируют­ся вопросы труда и отдыха, заработной платы, материального по­ощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного ха­рактера) либо коллегиальными органами управления (советом ди­ректоров, общим собранием акционеров и т.д.) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание.

10 вопрос Акты союзов и ассоциаций кредитных организаций

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм актов союзов и ассоциаций кредитных организаций. Это оп­ределяется самими объединившимися кредитными организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирова­ния соответствующей ассоциации или союза, которые являются по сути добровольными сообществами кредитных организаций.

В настоящее время законодательно закреплено, что в компетен­цию союзов и ассоциаций кредитных организаций может входить:

—защита и представление интересов своих членов;

—координация деятельности кредитных организаций — членов соответствующей ассоциации;

—развитие межрегиональных и международных связей;

—удовлетворение научных, информационных и профессио­нальных интересов;

—выработка рекомендаций по осуществлению банковской дея­тельности;

—решение иных совместных задач кредитных организаций.

Мы полагаем, что роль союзов и ассоциаций кредитных органи­заций в нормативном регулировании деятельности своих членов со временем будет все больше возрастать.

11 вопрос Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике

Термин «обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике» закреплен в ст. 836, 848 и других ГК РФ.

Отношения, складывающиеся в процессе осуществления кре­дитными организациями и Банком России банковской деятельности, могут регулироваться положениями, которые не укладываются в рамки понятий «нормативный правовой акт» и «договор». Как отмечается в литературе, обычаи делового оборота в иерархии рас­положены после нормативных правовых актов и договоров. Со­гласно ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обя­зательным для участников соответствующего отношения положе­ниям законодательства или договора, не применяются»1.

Для признания обычая либо обыкновения обычаем делового оборота необходимыми считаются следующие условия:

1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточ­но постоянным и определенным;

2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециаль­ный, частный характер2;

3) сфера применения правила ограничена предприниматель­скими отношениями;

4) оно не должно быть предусмотрено законодательством;

5) содержание обычного правила не должно противоречить нравственности.

12 вопрос Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепри­знанные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую сис­тему введено две категории международно-правовых норм1.

К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установ­ленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят:

— нормы, содержащие основополагающие принципы между­народного права;

— нормы общего международного обычного права;

— общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями.

Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в между­народных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.045 с.)