Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос методы банковского права
Основными методами банковского права являются: • публично-правовой метод (в литературе он именуется по-разному, например: императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.); Отличительные черты: 1) формирование и использование правоотношений по принципу «команда — исполнение». Субъект принятия обязательных решений (Банк России и другие государственные органы) не связан согласием стороны, которой они адресованы (кредитных организаций); 2) субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий. 3) позитивное обязывание, которое может носить характер общенормативной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически значимое действие); 4) запрещение каких-либо действий, когда нормы-запреты в общем или конкретном виде очерчивают область возможного не правомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область. • частно-правовой метод (или гражданско-правовой метод); 1) равноправие участников правоотношений; 2) автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право; 3) самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности лица самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями; 4) альтернативная возможность выбора субъектами различных вариантов поведения в рамках закона. • комплексный метод, представляющий собой сочетание двух вышеуказанных методов. Наличие этого метода обусловлено комплексным характером банковского права.
1) имущественная самостоятельность участников правоотношений; 2) применение преимущественно способов косвенного (экономического) воздействия на участников правоотношений. Эти способы позволяют содействовать формированию благоприятной для субъектов банковского права ситуации, управомочивать их совершать широкий, но достаточно определенный круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов в процессе осуществления банковской деятельности; 3) сочетание регулирования соответствующих общественных отношений путем издания нормативного правового акта и заключения договора, имеющего гражданско-правовой характер. 4) «коридор автономии воли» обязательных участников банковских правоотношений, примером которого помимо валютного коридора может послужить то, что при кредитовании банками сельских товаропроизводителей из средств Специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях кредитополучателем за пользование кредитом уплачивается процент в Специальный фонд в размере не более 25% учетной ставки Центробанка, а уполномоченному банку-агенту — маржа в размере не более 4% суммы выделенного кредита1. В данном случае «коридор автономии воли» банка определен в рамках 0—4% суммы выделенного кредита. Следовательно, свобода договора (ст. 421 ГК РФ) для банка существенно ограничена указанными рамками, за которые он по своему усмотрению выйти не может. Вопрос.источники бп Источники банковского права представляют собой совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения. Систему источников банковского права России составляют: 1) нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; 2) Конституция Российской Федерации; 4) банковское законодательство, которое включает в себя федеральные законы, содержащие нормы банковского права: ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О валютном регулировании и валютном контроле»; Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.;
5) Решения Конституционного Суда РФ; 6) внутренние нормативные акты банковских организаций (нормативные акты Центрального банка – это указания, положения и инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). 7 вопрос федеральное банковское законодательство Федеральное банковское законодательство Банковское законодательство Российской Федерации подразделяется на специальное и общее. Под специальным банковским законодательством как основной группой источников банковского права понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Закона РФ «О налогообложении доходов банков»2. Предмет специального банковского законодательства совпадает с предметом отрасли банковского права, подчиняется тем же принципам и выполняет те же функции, что и отрасль банковского права. Специальное банковское законодательство в настоящее время еще окончательно не оформилось. На рассмотрении Госдумы находятся проекты таких Федеральных законов, как «О федеральном государственном архиве кредитных историй», «О гарантировании вкладов граждан в банках», «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» и др. Главным направлением совершенствования специального банковского законодательства помимо принятия законов должна стать его кодификация, которая даст возможность проанализировать весь основной нормативный материал банковского законодательства и корреспондирующей ему отрасли банковского права, обеспечить большую взаимосвязанность нормативных актов. Общее банковское законодательство включают в себя нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в других законах, которые в той или иной мере регулируют порядок осуществления банковской деятельности кредитными организациями и Банком России. Банковское законодательство занимает ведущее место в системе источников права, что предопределяется следующими специфическими признаками законов как основного источника права: 1) они принимаются исключительно законодательными органами государственной власти либо путем референдума; 2) они обладают вьющей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, т.е. содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам; 3) они регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется тип банковской системы России, компетенция Центробанка, права и обязанности кредитных организаций и т.д.; 4) они содержат нормы первичного характера; все иные акты призваны преимущественно конкретизировать и детализировать нормативные установления законов
5) они принимаются с соблюдением особых процессуальных норм. Вопрос Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права, в свою очередь, подразделяются на несколько групп: 1. Нормативные акты Банка России, действующие акты Госбанка СССР. В соответствии со ст. 6 Закона о Банке России Центробанк по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы в установленном законом порядке. В зависимости от содержания нормативные акты Банка России могут издаваться в форме: 1) указания (если его содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России); 2) положения (если его основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России); 3) инструкции (если ее основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе в форме его указаний и положений). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Госбанка СССР действуют в части, не противоречащей российскому законодательству и нормативным актам Банка России. 2. Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом. Относя указы Президента РФ к подзаконным актам, не следует забывать, что согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти меры Президент РФ уполномочен принимать не только на основании законов, но и в их отсутствие. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обесценения норм Конституции до принятия федеральных законов.
Наряду с актами федеральных законодательных органов указы Президента РФ являются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. 3. Постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст.,114 Конституции России Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования. Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 9 вопрос Локальные акты кредитных организаций Кредитные организации, а также Банк России, как и любые юридические лица, для эффективной организации работы вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, которые в совокупности составляют корпоративное право. Корпоративное право имеет следующие характерные черты: во-первых, оно призвано регламентировать повторяющиеся, типичные ситуации и группы общественных отношений в кредитных организациях и состоит из правил поведения общего характера (т.е. нормативность); во-вторых, в нем выделяются гражданско-правовые, финансово-правовые, трудовые, административно-правовые и другие нормы (т.е. системность); в-третьих, его нормы обязательны для участников и членов трудового коллектива кредитной организации и Банка России; в-четвертых, письменная форма актов этого права;
в-пятых, обеспечение исполнения этих правил поведения с помощью принуждения в случае их нарушения. Корпоративные (локальные) акты подразделяются на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы, постановления и решения юридических лиц. Санкционирование может выражаться в государственной регистрации, утверждении и в совместном принятии акта. Корпоративные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций в форме приказов (с их помощью регулируются вопросы труда и отдыха, заработной платы, материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного характера) либо коллегиальными органами управления (советом директоров, общим собранием акционеров и т.д.) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание. 10 вопрос Акты союзов и ассоциаций кредитных организаций Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм актов союзов и ассоциаций кредитных организаций. Это определяется самими объединившимися кредитными организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования соответствующей ассоциации или союза, которые являются по сути добровольными сообществами кредитных организаций. В настоящее время законодательно закреплено, что в компетенцию союзов и ассоциаций кредитных организаций может входить: —защита и представление интересов своих членов; —координация деятельности кредитных организаций — членов соответствующей ассоциации; —развитие межрегиональных и международных связей; —удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов; —выработка рекомендаций по осуществлению банковской деятельности; —решение иных совместных задач кредитных организаций. Мы полагаем, что роль союзов и ассоциаций кредитных организаций в нормативном регулировании деятельности своих членов со временем будет все больше возрастать. 11 вопрос Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике Термин «обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике» закреплен в ст. 836, 848 и других ГК РФ. Отношения, складывающиеся в процессе осуществления кредитными организациями и Банком России банковской деятельности, могут регулироваться положениями, которые не укладываются в рамки понятий «нормативный правовой акт» и «договор». Как отмечается в литературе, обычаи делового оборота в иерархии расположены после нормативных правовых актов и договоров. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются»1. Для признания обычая либо обыкновения обычаем делового оборота необходимыми считаются следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер2; 3) сфера применения правила ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно не должно быть предусмотрено законодательством; 5) содержание обычного правила не должно противоречить нравственности. 12 вопрос Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм1. К первой категории относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств. Сюда входят: — нормы, содержащие основополагающие принципы международного права; — нормы общего международного обычного права; — общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России, причем согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.045 с.) |